Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Понятие ЖЦ ИС. Процессы ЖЦ ИС

Поиск

План:

1. Жизненный цикл ИС

2. Структура ЖЦ

Жизненный цикл (ЖЦ) - это модель создания и использования АИС, отражающая непрерывный процесс, который начинается с мо­мента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчи­вается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным документом, регламентирующим жизнен­ный цикл, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO -International Organization of Standardization - Международная орга­низация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике).

Структура жизненного цикла АИС по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов:

1. Основные процессы жизненного цикла, являющиеся ключевы­ми процессами при использовании АИС в организации:

- процесс приобретения;

- процесс поставки;

- процесс разработки;

- процесс функционирования;

- процесс сопровождения.

2. Вспомогательные процессы ЖЦ, являющиеся процессами экс­плуатации и сопровождения АИС, способствующими поддержанию нормального функционирования АИС организации и соответствия ее параметров требова­ниям, предъявляемым современными условиями:

- процесс решения проблем;

- процесс документирования;

- процесс управления конфигурацией;

- процесс обеспечения качества;

- процесс верификации;

- процесс аттестации;

- процесс совместной оценки;

- процесс аудита.

3. Организационные процессы ЖЦ, обеспечивающие организацию деятельности по созданию, эксплуатации и сопровождению АИС:

- управление проектом;

- процесс создания инфраструктуры проекта АИС;

- процесс усовершенствования АИС;

- процесс обучения персонала.

 

Вопросы для самоконтроля:

Что такое ЖЦ ИС?

2. Поясните структуру жизненного цикла АИС по стандарту ISO/IEC 12207

  1. Какие процессы ЖЦ входят в группу основных процессов? Дайте их краткую характеристику.
  2. Какие процессы ЖЦ входят в группу вспомогательных процессов? Дайте их краткую характеристику.
  3. Какие процессы ЖЦ входят в группу организационных процессов? Дайте их краткую характеристику.

Лекция 9. Основные, вспомогательные, организационные процессы ЖЦ. Взаимосвязь между процессами ЖЦ.

План:

1. Основные процессы ЖЦ

2. Вспомогательные процессы ЖЦ

3. Организационные процессы ЖЦ

4. Взаимосвязь между процессами ЖЦ

 

Основные процессы ЖЦ

Процесс приобретения - действия и задачи заказчика, приобретающего ПО. Охватывает следующие действия:

1. Инициирование приобретения.

2. Подготовку заявочных предложений.

3. Подготовку и корректировку договора.

4. Надзор за деятельностью поставщика.

5. Приемку и завершение работ.

Процесс поставки - действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Включает следующие действия:

1. Инициирование поставки.

2. Подготовку ответа на заявочные предложения.

3. Подготовку договора.

4. Планирование.

5. Выполнение и контроль.

6. Проверку и оценку.

7. Поставку и завершение работ.

Процесс разработки - действия и задачи, выполняемые разработчиком, и работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации; подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов; материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т.д. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Анализ требований к системе.

3. Проектирование архитектуры системы.

4. Анализ требований к ПО.

5. Проектирование архитектуры ПО.

6. Детальное проектирование ПО.

7. Кодирование и тестирование ПО.

8. Интеграцию ПО.

9. Квалификационное тестирование ПО.

10. Интеграцию системы.

11. Квалификационное тестирование системы.

12. Установку ПО.

13. Приемку ПО.

Процесс эксплуатации - действия и задачи оператора – организации, эксплуатирующей систему. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Эксплуатационное тестирование.

3. Эксплуатацию системы.

4. Поддержку пользователей.

Процесс сопровождения - действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией. Охватывает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Анализ проблем и запросов на модификацию ПО.

3. Модификацию ПО.

4. Проверку и приемку.

5. Перенос ПО в другую среду.

6. Снятие ПО с эксплуатации.

Вспомогательные процессы ЖЦ

Процесс документирования. Он предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ПО. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Проектирование и разработку.

3. Выпуск документации.

4. Сопровождение.

Процесс управления конфигурацией. Он предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управления модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО и запросов на модификацию, обеспечения полноты, совместимости и корректности компонентов ПО, управления хранением и поставкой ПО. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Идентификацию конфигурации.

3. Контроль конфигурации.

4. Учет состояния конфигурации.

5. Оценку конфигурации.

6. Управление выпуском и поставку.

Процесс обеспечения качества. Он обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Под качеством ПО понимается совокупность свойств, которые характеризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям.

Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Обеспечение качества продукта.

3. Обеспечение качества процесса.

4. Обеспечение прочих показателей качества системы.

Процесс верификации. Он состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (верификация в узком смысле означает формальное доказательство правильности ПО). Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Верификацию.

Процесс аттестации. Он предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией обычно понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Аттестацию.

Процесс совместной оценки. Он предназначен для оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных работ (действий). Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Оценку управления проектом.

3. Техническую оценку.

Процесс аудита. Он представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую.

Аудит – это ревизия (проверка), проводимая компетентным органом (лицом) в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО или процессов установленным требованиям. Аудит служит для установления соответствия реальных работ и отчетов требованиям, планам и контракту. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПО. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Аудит.

Процесс разрешения проблем. Он предусматривает анализ и решение проблем (включая обнаруженные несоответствия) независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Разрешение проблем.

Организационные процессы ЖЦ

Процесс управления. Он состоит из действий и задач, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами. Данная сторона (менеджер) отвечает за управление выпуском продукта, управление проектом и управление задачами соответствующих процессов, таких, как приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др. Включает следующие действия:

1. Инициирование и определение области управления.

2. Планирование.

3. Выполнение и контроль.

4. Проверку и оценку.

5. Завершение.

Процесс создания инфраструктуры (infrastructure process). Он "охватывает выбор и поддержку (сопровождение) технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Создание инфраструктуры.

3. Сопровождение инфраструктуры.

Процесс усовершенствования. Он предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ПО. Включает следующие действия:

1. Создание процесса.

2. Оценку процесса.

3. Усовершенствование процесса.

Процесс обучения. Он охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала. Включает следующие действия:

1. Подготовительную работу.

2. Разработку учебных материалов.

3. Реализацию плана обучения.

 

Взаимосвязь между процессами ЖЦ

Процессы ЖЦ ПО, регламентируемые стандартом ISO/IEC 12207, могут использоваться различными организациями в конкретных проектах самым различным образом. Тем не менее, стандарт предлагает некоторый базовый набор взаимосвязей между процессами с различных точек зрения (или в различных аспектах), который показан на рисунке 7. Такими аспектами являются:

• договорной аспект;

• аспект управления;

• аспект эксплуатации;

• инженерный аспект;

• аспект поддержки.

 

Рисунок 7 - Связи между процессами ЖЦ ПО

Вопросы для самоконтроля:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.009 с.)