Проблемы разграничения объекта и предмета ОТП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы разграничения объекта и предмета ОТП



Любая наука имеет свой предмет. Под предметом зачастую понимается то, что изучает данная наука.

То, что подлежит изучению, и то, что в этом явлении уже изучено – это не одно и то же. Когда говорят об ОТП, обычно говорят, что ее объект – право, или право и государство для теории права и государства. Но почему если есть 2 объекта нет двух предметов?! Потому что предмет един. Предмет – это то, что уже познано в объекте под определенным углом зрения. За счет этой точки зрения получается знание не об объекте целиком, а отдельных его аспектах. Это знание и зовется предметом.

Сравним ОТП и науки отраслей права. При наличии одного объекта у этих наук разные предметы, ибо интересует их в праве разное. ГП изучает не все многообразие норм, отношений, правосознание и т.п., а имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Впрочем, ОТП тоже изучает не все право, а только наиболее общие свойства и закономерности, связанные с понятием права и государства – это и есть предмет данной науки. Но есть ли вообще эти свойства и закономерности, если право не является рационально объективным, как то было в классической науке?! Само понятие закономерности в социальном мире приближается к понятию вероятности или свойства, если закономерность – это постоянное и неизменное.

Куда из предмета делось государство?! Тут либо должно быть 2 науки, либо показана связь между правом и государством. Нерсесянц: связь с либертарной точки зрения (сам отстаивает) или легистских. Либертарная: само государство должно быть правовым, и только такому государству должно быть место в теории права, все иное – не государство, а иные полит образования. Тогда 2 объекта соединяются в едином предмете. Легистская идеология (Ганс Кельзен): право объявляется в связи с государством, а само государство предстает как правовое явление, но не связывается с началом равенства и свободы. Тогда любое государство понимается как правовое, даже деспотии.

Проблемы структуры ОТП

Государство рассматривается как то, что связано с правом => говорим именно о теории права => может существовать именно структура права, кот включает в себя вопросы государства. ОТП связана со многими явлениями окружающего мира.

Государство – один из основополагающих соц институтов, но ровно также право связано и с:

1. обществом (т.е. ОТП изучает то, как общество влияет на право, как право зарождается в обществе)

2. культурой

3. моралью

И др. явлениями мира человека. Но сам объект – право – остается. Просто помимо этого изучаются и связи права.

Структура – упорядоченная совокупность элементов и связей между ними. Т.е. существует некая целостность, в которой выделяются упорядоченные элементы, упорядоченность между которыми и позволяет существовать структуре.

Нормативисты видят в государстве систему норм, рассматривая их как логические конструкции (Кельзен - иерархию), и тогда ответ на вопрос об элементах структуры науки сводиться к догме права (юридической догматике). Догма – нечто незыблемое, устойчивое, не подвергающееся сомнению, т.е. то, что противоположно проблеме. Но непроблемное знание не является научным! Так что догмы могут быть частью учебной дисциплины, но не науки. Догма может использоваться учеными как инструмент, но в первую очередь – практики.

Любая теория включает в себя вопросы о понятии, отличиях от других явлений и связей с ними. Это вопросы философии права. Какая философия будет научной? О сущности права рассуждает онтология, о способах познания и самом вопросе познания – гносеология (эпистемология), о соотношении права и ценностей – аксиология, учение о праве и человеке (ибо право рассматривается сквозь призму человеческих отношений) – юридическая антропология.

Но так как критерии науки размыты, то и метафизические рассуждения философии (т.е. которые исходят из недоказуемых предпосылок), могут иметься в виду.

Право всегда существует в реальной жизни => в структуре ОТП появляется 3-й элемент, который опосредует отношения между догмой права и философией – социология права. Сие зачастую выделяется в самостоятельную науку (как, впрочем, и философия права), в связи с именами Шершневича, Петражицкого и Коркунова. Эти авторы первых учебников по теории права послужили формированию европейской науки теории права. Но какой смысл рассматривать все это отдельно друг от друга?! Ну ладно философия – она «воспаряет» над всем остальным, но когда речь о социологии или догме – без философии не обойтись. Но вот Козлихин и Гревцов в своем учебнике обосновывают, что есть самостоятельная теория позитивного права (догма) и отдельно иные науки.

 

Итого: структура ОТП – это

1. догма права (теория права)

2. философия права

· Онтология

· Гносеология

· Аксиология

· Антропология

· Метафизика -?!

3. социология права

 

Для каждого из 3-х направлений - свой объект. Догма – действующее законодательство («книжное право»), социология – действующее, «живое» право и его социальная природа. Философия права – об идеальном справедливом правильном праве, связь права с нравственность, религией, справедливостью.

Вопросы методологии

Не будем останавливаться

Проблемы онтологии права

Многообразие подходов обусловлено существованием 4 основных направлений: натурализм, позитивизм, социологический и психологический (северные страны) подходы.

В первую очередь, право – система правил поведения, обеспеченных организованной защитой. Точка. Больше ничего не надо.

План анализа научного направления права

1. Как объясняется природа права в том или ином научном направлении (источник в материальном значении).

§ Для юс-натурализма источником будет является (в различных редакциях): природа (Цицерон или что-то в этом роде, а кого из отечественных назвать?!), Бог, разум (из которого вытекают естественные права в Новое время).

§ В позитивизме – государство. Остин: право – приказ государства. С Кельзеном сложнее.

§ Социологическое правопонимание. Природа права – в обществе, которое в порядке взаимодействия разрабатывает правила поведения для развития этой общности.

 

Как определяется право

Юс-натурализм. См. определение Нерсесянца в рамках либертарной концепции – единство справедливости, свободы и равенства. В общем, мера свободы человека в обществе.

Позитивизм. Совокупность норм, исходящих от государства, обеспеченных организованным государством принуждением.

Социологическое направление. Определение Муромцева (основоположник): совокупность общественных отношений (правоотношений), обеспеченных организованной защитой. Эта защита может исходить не только от государства, но и иных общностей.

 

3. методы изучения и объяснения права.

§ Естественное право. Метафизические методы, метод размышления. Нет контракта с предметом исследования, ибо право исследуется как идеальный объект.

§ Позитивизм. Методология заимствуется из естественных наук. Имеется контакт с источниками права, знания добывается опытным путем. Предмет – законодательство => ученый исследует нормы законодательства. Примечание: Гревцов не делит объект и предмет. Кельзен: изучение норм законодательства => изучение изнутри, игнорируя связи законодательства (права) с иными соц явлениями (мораль, политика и пр).

§ Соц. Исследование в непосредственном контакте. Значение нормы выявляется через выяснение общественного мнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.)