КАПИТАЛИЗМ номенклатурный и народный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАПИТАЛИЗМ номенклатурный и народный.



Это разделение сделал ещё Панарин, но им никто не пользуется, хотя оно многое может объяснить и многое может дать при выработке настоящей экономической стратегии.

КАПИТАЛИЗМ номенклатурный и народный.. Происхождение этих капитализмов в России совершенно различное, поэтому они различаются по своим свойствам и по своему потенциалу развития. Чтобы выработать отношение к этим капитализмам необходимо точно осознать, чем они отличаются друг от друга.

 

Номенклатурный капитализм Народный капитализм
1. Происхождение. Богатства не заработаны, а приобретены даром, по распределению между номенклатурными работниками. Олигархов нам назначили. 1. Богатства, пусть и спекулятивным способом, но всё-таки добыты личной энергией, умом и с риском. Есть случаи и успешного законного предпринимательства.
2. Номенклатурные капиталисты не знают цены приобретенного без усилий богатства. 2. Здесь цену приобретенного знают и цена эта немалая.
3. Чисто паразитическая группа, не ценит производительный труд и профессионалов-производственников. Уважают юристов, финансистов и т. п. Склонность к финансовым пирамидам, к монетаристским методам в экономике и схемам ДЕНЬГИ – ДЕНЬГИ. 3. Здесь есть изменения в сторону повышенной оценки производительного труда. Ценятся и профессионализм и трудолюбие. Типичная схема ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ.
4. Плюют на справедливость, честность, так как по этим критериям они не имеют права быть богатыми. 4. Считают происхождение своих богатств честным и справедливым и готовы уважать эти качества в других.
5. Выросли в эпоху никчемного управления и сегодня не видят в нём нужды, поскольку свои проблемы решают не с помощью управления, а с помощью взяток, подкупа, связей с криминалом и хищнической эксплуатации и распродажи ресурсов. Менеджмент здесь, в основном финансовый, юридический. 5. Хотя большого прогресса в менеджменте нет, однако связь между выживаемостью, ростом, эффективностью бизнеса и хорошим управлением для этой группы людей не может не сделаться очевидной. Именно здесь и возможен заказ на качественное управление.
6. Антинароден, антинационален. Нельзя любить тех, кого ты ограбил. Агрессивен к своему народу, потому что боится его. Все самые главные мечты, интересы и деньги у этой публики за границей. Патриоты среди них невозможны в принципе. 6. Хотя многие потребности он хочет удовлетворять за рубежом, однако настоящую защиту своих интересов он может получить только на родине. Иллюзий типа «Запад нам поможет» у него нет. Его существование, процветание и будущее зависит от состояния своего народа и государства. Неглупый бизнесмен может стать и патриотом.
7. Плюющая на честность, справедливость, начисто лишённая совести, ненавидящая свой народ (народ она способна представить себе только в виде быдла) эта группа людей совершенно аморальна – для такой группы невозможно, даже в принципе, создать кодекс чести. Эти люди никогда не станут уважаемыми гражданами России. это «перекати поле» не нужное ни одному народу и ни одному государству в мире. Отребье. 7. Этой группе не чужды трудолюбие, честность, справедливость и они способны создавать объединения с уважаемыми моральными и этическими нормами и культивировать с помощью кодексов чести все эти похвальные качества и на большую перспективу. Эта группа способна стать уважаемой и патриотичной.
8. Отношение к небогатым людям доходит до уровня социального расизма. Способен воспринимать таких людей только в качестве быдла, лакеев, легко жертвующих своей жизнью ради господ охранников, и тем самым подготавливающих почву для революций и социальных катастроф. Их наглость, высокомерие, тупость и есть истинная причина революций, фашизма, экстремизма. Английская олигархия правильно отреагировала на призыв Ллойд Джорджа «ДЕЛИТЕСЬ!» и исключила революцию в Англии. У русских олигархов нет ума для такой мудрой политики. Они то и есть истинное быдло. 8. Они не настолько оторвались от народа и их самомнение далеко от социального расизма, а здравый смысл, который совершенно необходим в настоящем бизнесе, позволит им спастись от социального уродства, социального фашизма.
9. Антигосударственен, не понимает ценности государства. Государство ему постоянно мешает. Понимание того, что даже наворованное с помощью Запада будет и приватизировано Западом, если за спиной у них не окажется сильного государства, может прийти слишком поздно. 9. Народный капитализм может возникнуть, развиваться и быть защищённым только с помощью сильного государства и антигосударственные настроения могут быть только у самой отмороженной её части.
10. Желает быть олигархическим, и тогда, как и сегодня, политика будет под сильным влиянием экономических законов, а экономика под влиянием политических. Станет очень затруднительным разделение политики и экономики, от чего будет страдать и политика и экономика. 10. У народного капитализма нет ни желания, ни возможности управлять политикой. Влиять может, как и всякая другая страта, но не управлять напрямую, как этого добиваются олигархи. Только экономическим путём народный капиталист может процветать.

 

Какой капитализм позволит нам создать жизнеустройство такого качества как в Норвегии, Финляндии или Швеции? Номенклатурный капитализм совершенно непригоден для этой цели сегодня и не способен измениться к лучшему в будущем. Народный капитализм, хотя сегодня и не совсем пригоден для создания человечного жизнеустройства, он задавлен и вынужден часто демонстрировать зверские черты, но у него есть потенциал развития и при мудрой политике способен превратиться в созидательную, человечную силу. Из этой группы, в конце концов, могут появиться и олигархи, но это будут новые олигархи с чертами, выращенными в народном капитализма. Брянский промышленник Мальцев тоже был олигархом, но никто не посмел сказать о нём ничего плохого.

           Итак, нормальное государство в России должно делать ставку на народный капитализм и всячески защищаться и в конце концов уничтожить номенклатурный капитализм как самый омерзительный пережиток недавнего прошлого. Номенклатурный социализм, переросший в номенклатурный капитализм должен быть сначала осознан, затем правильно оценен и уничтожен как явление.

           Надо учесть и особенности самого современного и самого развитого капитализма, который растерял много своих положительных свойств и приобрёл много новых, отнюдь не уважаемых, черт.

           Во-первых. Ограниченная ответственность, которая породила прогрессирующую безответственность.

           Во-вторых. Производство прибыли всё более удаляется от производства товаров и услуг. Монетизация всего и вся, умершвляющая все жизненно важные сферы жизни, в конце концов, уничтожит и физическую основу экономики.

           В-третьих. Прежний капиталист был и полным владельцем капитала, и главным управляющим. Сегодня он всего-навсего крупный акционер, совладелец, а управление бизнесом отдано профессиональным управляющим, не являющимися в заметной степени владельцами бизнеса. Нравственная составляющая собственности резко снижена, и старый лозунг «Собственность священна» сегодня смешон.

           В-четвёртых. В высоком уровне управления бизнесом прежний капиталист был кровно заинтересован. Это и породило бурный расцвет научного менеджмента. Современный капиталист, хотя и может быть заинтересован в качестве управления, но как совладелец он имеет ограниченные возможности создавать и контролировать управление. Управляющие, не могут быть кровно заинтересованными в том, что им не принадлежит, и ведут себя как нанятые работники, как интеллектуальный пролетариат. Отсюда деградация управления, вплоть до бюрократизации, и полное отсутствие заказа на научный менеджмент. Наука управления полностью прекратила своё существование. За последние 30 лет не создано ничего нового. Преподавание менеджмента в ВУЗАХ посвящено истории вопроса, его славному прошлому. Мнение о том, что частная собственность управляется более эффективно чем государственная, на сегодня – это миф, в том смысле, что обе эти собственности одинаково неэффективны. Проблема дебюрократизации скоро станет острой не только для государства, но и для бизнеса.

           В-пятых. СССР заставил капитализм стать социальным и обрести «человеческое лицо». После развала СССР вновь всё более проявляется истинное лицо капитала, ставшего транснациональным, всё более удаляющимся от своих социумов, и желающих бесконтрольно управлять миром и всеми его ресурсами. Хищнически эксплуатируя дешёвую рабочую силу недоразвитых стран, транснациональный капитал делается всё менее зависимым от своих национальных социумов. Разрушение наций, государств, национальных культур и всякой культуры вообще, вот то новое, что несёт современный капитализм по сравнению со старым.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА.

Необходим новый взгляд на классовую борьбу, не как на процесс обязательно ведущий к революции. Классовая борьба может иметь и строго положительную роль.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА. Марксово утверждение, что человеческая история есть история борьбы классов, определяет классы по их отношению к средствам производства. Но ещё более важное значение имел бы этот тезис, если бы разделение на классы совершалось бы по отношению к уму, интеллекту, духовности. То есть в истории гораздо более интересна и важна не борьба крестьян с помещиками, пролетариев с буржуа, а борьба дураков с умными. Независимо от того, какой класс победил, если в результате к власти придут дураки или просто неумные, или недостаточно умные люди, то последствия будут строго отрицательны. Мы ничего не поймём в истории, если зациклимся на имущественном разделении людей и не будем рассматривать интеллектуальное разделение. Если сталинский лозунг «Кадры решают всё» заменить на, хотя и приписываемый Сталину, но на практике широко использовался только после Сталина, лозунг «Незаменимых людей не бывает», то мы получим сначала застой, перестройку, а затем и либеральную демократию, возглавляемую дураками, которым по плечу только роль иуд, политических шестёрок, и среди которых невозможно обнаружить настоящих политических деятелей.

           Классовая борьба даже между традиционными классами могла бы давать строго положительные результаты, если держать её в определённых рамках. Ведь все пользуются нормальным горением, если оно не превращается в пожар. Если поддерживать в химической реакции какую-то невысокую скорость, как в атомной реакции, то можно не только избежать взрыва, но и получать очень ценные результаты. То же самое и с классовой борьбой, если не доводить её до диктатуры какого бы то ни было класса, до классовой ненависти, то классовая борьба станет главным условием жизнеспособности и совершенствования борющихся классов, а значит и общества в целом. При отсутствии грамотно проводимой классовой борьбы, классы замыкаются, деградируют, а это приводит или к исчезновению классовых интересов, а с ними и классов, или к классовой ненависти и к революции. Итак классовая борьба без революционного взрыва возможна, если управляющий субъект в обществе обладает адекватным пониманием классовой проблемы.

           Спонтанно развивающаяся любая борьба сопровождается деградацией целей, средств, лидеров, активистов. Самая благородная борьба, начавшаяся в условиях деспотизма, нашедшая сочувствие у самых широких масс, интеллигенции, и даже частично у элиты, со временем теряет всё своё благородство, если будет продолжаться спонтанно. Никакая «невидимая рука» неспособна остановить эту деградацию. Это способна осуществить только глубоко осознанная воля, и целесообразная деятельность.

           Безобразную пьяную драку можно превратить в нечто благородное, например в бокс. То же самое можно сделать и с классовой борьбой. И здесь возникнут следующие особенности.

           Во-первых, результатом управляемой, специально организованной, классовой борьбы не должен стать какой-нибудь класс-гегемон. Целью борьбы должно быть максимально полное выполнение миссии класса, о которой всегда забывают в любой классовой борьбе.

           Во-вторых, в хорошей классовой борьбе должно происходить очищение класса от заведомо негодных людей, позорящих этот класс. Лучшим первым фильтром для этой цели явились бы качественные Кодексы Чести. Вторым, более мощным фильтром, явился бы проблемный подход. Только с помощью проблем можно отличить настоящего профессионала от типичного краснобая. К сожалению, краснобаями у нас поражены и вся политика, государственное управление, и даже экономика, поэтому прогресс в этих сферах сегодня совершенно невозможен.

           В-третьих, хорошая классовая борьба обеспечивает прогресс классов, и тем самым завоёвывает доверие народа. Класс, даже с самой уважаемой миссией, такой, например, как медики, может потерять доверие народа. Но существуют такие классы, как например политики, чиновники, бизнесмены, которые, потеряв доверие, потеряют всё. Прогресс классов обеспечивает  и прогресс общества в целом.

           В-четвёртых, народ в целом начнёт уважать ум, здравый смысл, человеческое достоинство, чего не наблюдается до сих пор, потому что эти качества не демонстрирует ни один класс, ни одна партия, ни одна общественная организация. В конце концов, нельзя уважать то, что не существует.

           В-пятых, хорошая классовая борьба позволит создать, сначала классовые профессиональные элиты, и только после этого станет возможным создание настоящей национальной элиты, о которой всё чаще и настойчивей говорят в последнее время. Но одного желания для решения этой задачи недостаточно. Без хорошо сконструированной классовой борьбы, без хорошей качественной конкуренции, это невозможно.

КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЧТЕНИЕ.

 Которое является самым опасным средством разрушения системы восприятия человека. Воспитывается оно и СМИ, и литературой, и искусством, и кино, и рекламой, и ток-шоу и т.д. т.п.

КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЧТЕНИЕ. Созерцание клипов и чтение порождает совершенно разные типы сознания. Желающим понять идею романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстой советовал прочитать весь роман. Длинная цепь аргументов, содержащих истину, которая не может быть проявлена вне этой цепи, целостное видение мира, постижение истин большого калибра доступно только вдумчивому читателю великих произведений, великих книг, великих текстов, и совершенно недоступно клиповому сознанию, сформированному серией быстро меняющихся картин, звуков, цель которых тщательно скрывается от потребителя и известна только заказчику клипа.

           Современное общество Станислав Говорухин назвал обществом нечитателей. Чтение, в отличие от других способов обработки информации, есть работа, работа ума, души, чувств, воображения. Эта работа строго индивидуальна, она порождает в каждом читателе уникальные, только ему присущие, его собственные мысли, чувства, образы и эта работа в самом начале разъединяет людей. Объединение читателей возможно только при движении к сущности и хотя такое объединение трудное, зато оно более устойчиво, как устойчива сама сущность. Объединение нечитателей хотя изначально лёгкое, естественное, поскольку клипы рождают однозначные мысли, чувства, образы, но человеческая сущность и в них обнаруживает себя тем, что эти люди среди огромной массы единомышленников чувствуют себя одинокими и для них естественной является философия абсурда, поскольку движение к сущности начисто отсутствует.

           Клипы могут интересовать даже неглупых людей, полагающих, что ум, душа и чувства нуждаются в отдыхе, и, вызванное этим, длительное бездействие ведёт к атрофии органов чувств, ума и души. Как жиреет тело в бездействии, так жиреет и деградирует и человеческий интеллект. Книги не только самый мощный, но на сегодня и единственный незаменимый тренажёр для развития ума, воображения. Без книги невозможно никакое серьёзное образование, никакая наука, постижение и смысл искусств. Только очень развитые читатели могут обеспечить прогресс кино, театра, литературы, СМИ, общественной жизни. Настоящая элита может быть создана только из читателей и читателями. Клиповое же воспитание может разрушить всё: и образование, и науку, и искусство, и общественную жизнь. ИНТЕРНЕТ может приносить пользу только хорошему читателю. В книгах Платона, Достоевского, научных авторов полностью отсутствует ненужная, нецелевая информация. Хорошая книга самым суровым образом дисциплинирует внимание, ум и чувства человека. Вы вынуждены будете или последовать за мыслью в книге Л.Н.Толстого или бросить читать эту книгу. Отдых здесь невозможен. ИНТЕРНЕТ не имеет умного, ответственного автора, желающего научить вас чему-то хорошему или полезному, и более чем на 90% состоит из ненужной любому серьёзному читателю информации. Полезную информацию в ИНТЕРНЕТЕ читатель должен найти сам и так же сознательно отбросить всё ненужное. Клиповая реклама агрессивным образом навязывает человеку именно ненужные ему вещи, её цель заставить во что бы то ни стало купить рекламируемый товар, а это невозможно без разрушения аппарата восприятия человека,, без деградации его интеллектуально-духовной сферы. И у этих клипов, в отличие от ИНТЕРНЕТА, есть автор с очень неуважаемыми целями. Это отнюдь не Достоевский, не специалист, желающий научить вас чему-то хорошему, полезному, а совсем наоборот.

           Библиотеку и ИНТЕРНЕТ можно сравнивать ещё по одному показателю; далеко не всякий автор может попасть в библиотеку. В ИНТЕРНЕТ входят большинство людей, которых трудно назвать авторами, так как здесь полностью отсутствует фильтр. И самый главный фильтр, отсекающий всё заведомо глупое, низменное, откровенно грязное. Автор книги не анонимен и его можно привлечь к суду. Автор в ИНТЕРНЕТЕ чаще всего недоступен, особенно если он толкает откровенную грязь. В последнее время стандарты ИНТЕРНЕТ-информации стали пагубно влиять и на качество книг. Современные авторы книг, став потребителями ИНТЕРНЕТА, демонстрируют очень низкий интеллектуальный уровень, легковесность рассуждений, то есть не глубину разума и чувств, а соответствие моде.

           Борьба за хорошие книги и умных читателей не должна быть вялой, а вялость не должна оправдываться то ли демократией, то ли свободой, то ли толерантностью, то ли неприятием цензуры и т.п. Даже простое равнодушие в этой борьбе может привести к деградации, сначала интеллектуально-духовной, а затем и физической, смерти человека и человечества в целом.

Самый большой спрос на клипы возник в рыночной экономике в самой циничной стадии её развития, когда она принялась самым агрессивным образом формировать беспредельное потребительство, вызванное жаждой беспредельного обогащения и перепроизводством товаров. Цель рыночных субъектов – богатство, человек – средство. Чтобы развить в человеке не только беспредельное, но и ненужное ему потребительство, противоречащее разуму, его надо лишить этого разума. И на это направлены и маркетинг и реклама и рассчитанные на самые широкие массы и, расширяющие эти массы с пониженным разумом, клиповые технологии. Надо осознавать разницу между авторами великих текстов и авторами клипов.

           Во-первых, авторы великих текстов не скрывают своих целей, своих идей, напротив, они употребляют максимальные усилия для того чтобы быть правильно понятыми. Авторы клипов получили цели от своих заказчиков и употребляют максимальные усилия, чтобы скрыть эти цели. В книгах по маркетингу они отрицают хищный, разрушающий личность человека, характер маркетинговых технологий. В рекламе на службу самым низким целям ставят высшие достижения великих предков и тем самым унижая эти достижения, придавая им меркантильный характер.

           Во-вторых, авторам великих текстов, для достижения великих целей, необходим высочайше развитый разум. Авторам клипов для достижения заказанных целей мешает даже средне развитый разум.

           В-третьих, для профессиональной реализации даже рыночных целей, необходим и развитый ум и чувства, но использование этих талантов рынком способствует снижению не только далёких от творчества масс, но и деградации интеллектуальной элиты. Снижаются уровни наук, искусств, кино, литературы и даже политики, когда стало большой проблемой найти по-настоящему харизматичного лидера.

           В-четвёртых, по Аристотелю, раб – это не тот человек, который не может усвоить чужие мысли, а тот, кто не сможет иметь своих собственных мыслей. Способность рождать свои мысли и является объектом воздействия клиповых технологий и, следовательно, эти технологии создают рабов и рабство. Конечно же это делается не напрямую, а с использованием таких слов как «свобода», «демократия», «гражданское общество», и, лишённого любых признаков справедливости, здравого смысла, критики нашей истории, особенно при малейшем подозрении на большие смыслы исторических событий.

           В-пятых, клипмейкеры и заказчики клипов, разрушают не только других, но и сами себя. Прежнее воспитание ещё позволило им сохранить какие-то уважаемые и ценные человеческие качества, которые будут совершенно уничтожены в их собственных ближайших потомках и сделает рабами их, а не только безразличные им массы.

           При катастрофическом развитии событий клипмейкеры вряд ли смогут решить назревшие проблемы, а когда гламурные ценности станут доминировать в обществе, то настоящих решателей проблем совершенно невозможно будет найти, по крайней мере в достаточном количестве. В советскую эпоху тираж книг по системной методологии и высшему менеджменту в 50 000 экземпляров был совершенно недостаточным и после того как они быстро исчезали с прилавков, их невозможно было достать даже в букинистических магазинах. Сегодня тираж книг такого уровня в 5 000 экземпляров считается большим, что свидетельствует о резком падении уровня понимания самых жгучих, неотложных, гуманитарных проблем. В нашем больном обществе даже очень узкий слой склонных к анализу проблем людей считается избыточным.

           И, наконец, в-шестых, клипы – это вирусы, поражающие один из самых роскошных божественных даров, дар творчества. Обезьяна думает о предмете до тех пор пока она его видит; как только что-то отвлекло её внимание, она не сможет об этом предмете не только думать, но даже вспомнить о нём. Обезьяний уровень восприятия – это тот результат, к которому нас может привести клиповое сознание. Сначала мы разучимся видеть идеи, вытекающие из цепи событий и из системных зависимостей предметов, затем мы будем видеть только то, на что смотрим и не видеть даже рядом находящееся. Таким образом клипы поражают высшие психические функции человека и как существует эпидемологическая служба, борющаяся с эпидемиями гриппа, холеры, чумы, оспы и т.п., отслеживающая медицинское здоровье, так должна существовать и эпидемологическая служба, отслеживающая психологическое здоровье нации. Эта служба должна уничтожить проникновение клиповых технологий в образование, науку, искусство, литературу и даже в рынок, несмотря на любые сиюминутные выгоды. Торговля наркотиками тоже выгодна. Возможен плюрализм в понимании природы клипов, их характера, в методах борьбы с ними, но понимание вреда клипов должно носить строго научный, т.е. обязательный для любого здорового сознания, характер.

           Больные народы, больное человечество не смогут преодолеть нынешний глубокий цивилизационный кризис, требующий модификации ценностей, а, следовательно, и интеллектуального, духовного, психологического здоровья.

           Борьба с этой эпидемией станет эффективной, если клиповая деятельность будет преследоваться обществом, т.е. станет рискованной, опасной, а выгода от неё, как минимум, сомнительной. Творческий ресурс человечества, как самый важный, должен защищаться с ещё большей энергией, чем экология и в самой начальной стадии этой борьбы не позволить ему превратиться в невозобновляемый ресурс.

КОДЕКС ЧЕСТИ.

 Этика, находящаяся на философском уровне, при любой гениальности её учений, не будет иметь никакого практического смысла и никак не повлияет на спонтанно развивающийся мир. Только практическая мораль, Кодексы Чести, могут реально изменить нравственный уровень общества.

КОДЕКС ЧЕСТИ. Имеет такое же значение как и прикладная математика. Далеко не вся математика используется другими науками, но даже эти, не самые высшие разделы математики, обеспечили бурный расцвет многих других наук: физики, астрономии, техники. Этика, также как и математика, в самом широком смысле, вряд ли может быть с пользой применена к жизни и это продемонстрировали на своём личном примере великие философы. Этика на философском уровне так далека от жизни, что не представляет из себя никакой опасности для любого мерзавца, а так как этические качества пользуются в народе большим уважением, то никто не мешает этим мерзавцам эксплуатировать самые высокие святые понятия в свою грязную пользу.

           Кодекс чести, таким образом – это прикладная этика. Это то, что позволяет реальной деятельности людей давать этические оценки и тем самым придавать всем жизненным процессам более высокий смысл, более высокое качество и защитные механизмы от мерзости и мерзавцев. Замечено, что безнравственные люди наиболее легко и охотно рассуждают на людях об этических проблемах. Совестливые люди не так охотно, легко говорят о нравственности, поскольку все эти понятия они обращают к себе, судят прежде всего себя, поэтому у них и невозможен торжественный, высокомерный вид. Мерзавец, рассуждая об этике, всегда судит других и никому не позволяет судить его, а, так как совесть полностью отсутствует, то он при этом чувствует себя вполне комфортно.

           Любая деятельность может быть сделана безнравственной и мерзавцы имеют огромные преимущества, так как препятствием для них не являются никакие правила, этические нормы, естественные и обязательные для порядочного человека. Кодексы чести и призваны защитить порядочных людей, целые сословия и жизненно важные области деятельности от мерзости, от мерзавцев и от деградации. Чтобы выполнить эту функцию кодексы чести должны удовлетворить нескольким требованиям.

1. Необходима высокая и в то же время понятная, не чуждая народу мораль, и для этого необходим профессионал по этике.

2. Главное, и самое действенное, качество хорошего Кодекса Чести – он должен быть уважаемым всем народом. Кодекс Чести журналиста должен быть уважаемым не только журналистами. Английский Кодекс Чести джентльмена уважают не только в Англии, но и во всём мире. Кодекс Чести русского дворянина не уважали лучшие представители дворян и подчинялись ему они чисто механически.

3. Этической оценке подвергаются реальные, каждодневные, профессиональные действия членов сословия, для которого и создаётся кодекс чести, т.е. необходим профессионал из этого сословия.

4. Язык кодекса должен быть кратким, афористичным, понятным всем, чтобы все его могли одинаково понимать и правильно применять. Требования такие же как к рассказам для детей, почему Л.Н.Толстой и считал такую литературу самой сложной. Самые высокие, сложные идеалы необходимо изложить коротко и самым простым языком.

5. Этические требования к сословию должны создаваться с участием народа и государства. Журналисты, медики могут создавать только лёгкие, удобные для себя, а, следовательно, беззубые и не работающие этические требования. Кодекс чести – это заказ общества, государства на высокое качество сословия и сословной деятельности, которые народ сможет уважать.

6. И, наконец, критерий. Кодекс Чести хорош настолько, насколько он обеспечивает хорошие качества группы и поведение её членов. Высокая этика не делается низкой из-за того, что ею пользуются мерзавцы, но плох тот Кодекс Чести, который выгоден мерзавцам или безвреден для них. Кодекс Чести играет роль мыла, стирального порошка, с помощью которых вещи должны постоянно очищаться от грязи и делаться вновь пригодными к употреблению.

7. Кодексы Чести подвергают этические чувства человека суровому испытанию. Насколько эти чувства реальны? Сильны? Дороги? Уважаемы? Философские ответы на такие вопросы никак не влияют на поведение говорящего. Здесь, как в шахматах, игра ума и воображения. Жизнь показала, что классный шахматист, как и философ, может быть совершенно безнравственным и даже не умным человеком. В этике участвуют рассудок и воображение, а мораль и Кодексы Чести добираются до личности человека, до его реальной воли, реальных целей, поступков, качеств, и не только его, но и всех создаваемых им сообществ.

Там, где кодексы чести отсутствуют или они низкого качества, любая деятельность не защищена от грязи, поэтому политика, журналистика, бизнес, торговля, бюрократия – грязное дело, а скоро грязным делом могут стать и самые уважаемые в недавнем прошлом профессии – медицина и педагогика.

           Где нет кодексов чести, там любой разговор о нравственности, этике будет бесплодным, бессодержательным и не иметь никакого положительного влияния на реальную мораль и нравственность. Элита, как правило, оценивает любое явление по интеллектуальным критериям, а народ по нравственным. Чтобы и народ и элита могли с честью выйти из этой конфронтации, элита должна овладеть и нравственными критериями.

           Сообщество умных, высоких, нравственных людей, каким бы образом оно не создалось, должно при создании Кодексов Чести удовлетворять, как минимум, трём условиям.

           Во-первых, концентрация мысли, очень трудная интеллектуальная задача. Каким бы ни было богатым содержание, создать практически ценные критерии очень сложно. Очень редкие люди, в результате очень тяжёлой интеллектуальной работы добираются до сущности, большинство же людей быстро удовлетворяются частностями.

           Во-вторых, хорошая концентрация получается там, где есть что концентрировать. Для хорошей концентрации необходимо богатое и качественное содержание, а его может дать только длительная коллективная работа очень умных и ответственных людей, умеющих сосредоточиться на ценных мыслях и данных, и умеющих отсеивать информационный шум.

           В-третьих, уровень как содержания так и концентрации, должен быть самым высоким в мире, только в этом случае создаваемый Кодекс Чести может иметь шанс хотя бы сравняться по качеству с Кодексом Чести английского джентльмена. Моральный Кодекс Строителя Коммунизма высокий документ с точки зрения этики и философии, но в нём прекрасно себя чувствовали коммунисты – бюрократы, которые предали и продали и Россию и её народ. Этот документ хорошо действует на воображение, но он не способен положительно повлиять на практику.

           Нормальные функции, главные цели, миссии существуют у каждой отрасли жизнедеятельности народа, государства. У сельского хозяйства миссия накормить народ, у медицины – лечить, и т.д. В совершенно свободной, рыночно-монетаристской экономике остаётся только одна цель – денежная прибыль, а все остальные цели превращаются в простые средства, и деградируют. Чтобы хотя бы остановит этот процесс, народ должен всем этим отраслям заявить о том, за что он может уважать их: за качественное исполнение важнейших функций, или за их способность наращивать свои собственные денежные прибыли. Исторически Кодексы Чести инициировали группы профессионалов или общественные группы, пытаясь заслужить доверие народа. Если, как у нас сегодня, со стороны наших профессионалов и общественных групп такое движение отсутствует, то есть эти люди равнодушно относятся к вопросу, уважают их или нет, то народ должен сознательно выработать социальный заказ на Кодексы Чести, потребовать их организационного оформления, и соответствующих законов. К сожалению, все общественные группы, организации, и все властные структуры всего лишь используют доверие народа, но не пытаются его завоевать, вновь созидать, и наращивать. И эту задачу смогли бы решить Кодексы Чести, без которых народ отказывался бы уважать любую из этих групп. И тогда эти группы не смогли плевать на доверие народа, как это они позволяют себе делать сегодня.

           Процветающее общество невозможно без диктатуры разума, совести, истины. Такую диктатуру может установить или диктатор, или Кодексы Чести, ставшие габитусами. Особенность социальных законов состоит в том, что если дать одинаковые права разуму и глупости, совести и цинизму, истине и лжи, то всегда победит глупость, цинизм, ложь. Для победы разума, совести, истины необходима сильная воля диктатора или господствующих Кодексов Чести.

           Самые жизненно важные отрасли, и даже с самыми уважаемыми миссиями, без такой диктатуры быстро делаются неуважаемыми, и их деградация неотвратима. Джентльменским Кодексам Чести не соответствуют 99% политиков, бизнесменов, чиновников из-за того, что у нас нет даже понятия о настоящей Чести. Кромвель уговорил своего самого непримиримого противника занять должность Верховного судьи из-за его высоких моральных качеств и высокого профессионализма, без которых невозможно настоящего Права в государстве. В период послевоенных разрух, голода правительство Японии собрало элиту общества и заявило: «Нам нужно не просто выжить, но и занять достойное место в мире. Можете ли вы выполнить эту задачу?». Элита ответила «Нет», потому что она руководствовалась самурайским Кодексом Чести, согласно которому человек, пообещавший решить задачу, но не решивший её, должен подвергнуть себя харакири. Так как в России Кодексов Чести нет, и все политики, чиновники могут легко обещать всё что угодно, роль харакири в своё время сыграл Сталин, после чего стали возможными и успехи. Царь Николай 1 не смог найти среди русских людей ни одного человека, которому можно было бы доверить царскую казну, и на эту должность он вынужден был поставить немецкого барона Штиглица из-за его железобетонной честности. Таким образом моральные критерии имеют решающее значение не только в отношениях между людьми, но и в отношении к делу, которому служишь. Вот почему у нас отсутствуют политики, бизнес и государственное управление.

           Никакие государственные, общественные, экономические проблемы не только невозможно решать, их не имеет смысла даже обсуждать среди морально ущербных людей и сословий, не заслуживающих доверия.

           Итак, в результате

1. У нас сегодня не в чести Кодексы Чести, морально-этические нормы.

2. У нас нет нормальных сословий, которые качественно выполняют свои задачи.

3. У нас нельзя даже надеяться на решение самых важных общественных проблем.

Обладая богатейшими природными ресурсами, мы имеем очень низкий уровень жизни в стране, большое количество нищих и бомжей. Народы с бедными природными недрами, но с высокоразвитой прежде всего моральной социальной средой, имеют высокий уровень жизни. Следовательно, морально-этические нормы, породившие высокое качество сословий в обществе, гораздо больший ресурс, чем самые крупные в мире залежи углеводородов. И этот ресурс мы до сих пор даже не пытаемся разрабатывать, из-за чего нашей экономической, социальной, политической, и всякой другой нищете не видно конца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.043 с.)