Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы классического искусства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство – это один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения эстетического опыта с помощью художественных принципов. Главная цель искусства – активизация эстетического сознания субъекта восприятия вплоть до достижения им катарсиса – эстетического наслаждения. Искусство является одним из центральных объектов эстетики. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические функции, но религиозные, политические, этические и др. Современная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве. В античном мире термином “искусство” обозначали всю широкую Античность более или менее единообразно видела происхождение искусства именно в божественном.Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Прометей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последовательными и вдохновенными создателями искусств античность издавна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастическом экстазе у дочерей Зевса муз, Аполлона и других богов. Аристотель в большей мере относил искусство к человеческому разуму, складу души, “истинному суждению”, направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем: “это некий причастный истинному суждению склад души, предполагающий творчество”. Искусство дополняет природу там, где природа оставила лакуны, и его продукты равноценны. Античные мыслители попытались раскрыть и основные принципы искусства. Они пришли к выводу, что основу искусства как особой человеческой деятельности составляет мимесис – специфическое и разнообразное подражание. Исходя из того, что все искусства основываются на мимесисе, самую сущность этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает “гармонии небесных сфер”; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности человека) происходит от подражания животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство – ласточке, пение – птицам и т.п.). Более подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин “мимесис” наделялся ими широким спектром значений. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, ибо сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые “тени” (или подражания) мира идей. Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, “как они были или есть”), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, “как о них говорят и думают”), и идеализацию действительности (изображение их такими, “какими они должны быть”). В зависимости от творческой задачи художник может сознательно или идеализировать, возвысить своих героев, или представить их в смешном и неприглядном виде, или изобразить их в обычном виде. Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, – приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета. Впоследствии этой концепции придерживались художники и теоретики искусства Возрождения и классицизма. В Средние века миметическая концепция искусства характерна для западноевропейской живописи и скульптуры, а в Византии господствует ее специфическая разновидность – символическое изображение. Ощущая принципиальное различие между отдельными родами искусств, античные мыслители предпринимали многочисленные попытки их классификации, которые фактически продолжаются в эстетике до настоящего времени. Софисты делили искусства на две группы: служащие для пользы и для удовольствия. Этого разделения придерживался при оценке социальной значимости искусства и Платон, а вслед за ним стоики. Они высоко ценили утилитарные искусства (т.е. науки и ремесла в соврем понимании), приносящие пользу человеку, служащие добродетели и с пренебрежением или осторожностью относились к неутилитарным (собственно искусствам), полагая, что от них может быть даже вред человеку, ибо они, как и поэты, в понимании Платона, отвлекают людей от полезной деятельности на благо государства. Однако наиболее популярным и для античности, и для западного Средневековья стало возникшее еще в классической Греции деление искусств на свободные и служебные. К первой группе относили искусства, которыми прилично было заниматься только свободным гражданам полиса (или республики), т.е. умственные искусства и науки; ко второй — в основном ремесла, требующие приложения физических (часто рабских) усилий. Первые считались высокими, вторые низкими. К последним, в частности, относили нередко и живопись, скульптуру, архитектуру. В период итальянского Возрождения мыслители начинают усматривать общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. Искусство начинают отличать от науки и от ремесла и усматривают в качестве его сущности эстетическую специфику. К середине XVIII в. это понимание искусства закрепляется специальным термином “изящные искусства”. С этого времени в европейской культуре термином “искусство” И. Кант определял общий класс изящных искусств как “игру, т.е. как занятие, которое приятно само по себе” без какой-либо цели. Единственную цель этого класса искусств он видит в “чувстве удовольствия” и называет такое искусство “эстетическим”. Гёте считал искусство произведением человеческого духа, подражающего в своей деятельности природе, и в этом смысле также и произведением природы. Однако благодаря тому что рассеянные в природе предметы гармонизированы в искусстве духом художника так, что “даже низменнейшие из них приобретают высшее значение и достоинство”, то художественное произведение несомненно “выше” природы”. Поэтому художник одновременно и раб природы, ибо вынужден действовать земными средствами, чтобы быть понятым, и ее господин, поскольку он) и т.п. Гегель считал эстетику философией искусства, поэтому посвятил “Лекции по эстетике” всестороннему изучению этого феномена. Искусство понималось им как одна из существенных форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности. Критикуя упрощенное понимание миметического принципа искусства как подражания видимым формам реальной действительности, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства не мимесис, а идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве. Итак, в результате долгих поисков сущности искусства европейская эстетика пришла к пониманию его как мимической (подражательной) деятельности, ориентированной на выражение красоты. Главным содержанием классического искусства при всей многообразной палитре его функций чаще всего выступал эстетический опыт,отождествлявшийся на протяжении почти всей истории эстетики с красотой, прекрасным, идеями “прекрасного или возвышенного. Отсюда и главный смысловой термин для искусства в новоевропейской эстетике: “изящные искусства”,“прекрасные искусства”, “эстетические искусства”. Большое внимание теоретиками искусства уделялось творцу искусства художнику, целям и назначению искусства, его месту и функциям в жизни людей, способам и методам создания произведения искусства. Художник понимался и как простой ремесленник, обладающий суммой навыков для создания предметов по определенным правилам; и как специфическое орудие божественного творчества, искусный посредник, с помощью которого высшие силы созидают нечто, необходимое людям на определенных этапах их исторического бытия; и как гениальный демиург, проникающий духом в высшие сферы бытия и воплощающий в своем творчестве полученные там “знания” путем творческой трансформации их в своем уникальном и неповторимом внутри мире; и как гений, одаренный богатым художественным воображением, созидающий свои собственные уникальные художественные миры, в которые открыт доступ только посвященным; и как одухотворенное существо, особым (художественным) образом осознающее и осмысливающее социальную действительность и изображающее ее в своих произведениях, ориентированных на конкретное (нравственное, религиозное, политическое и т.п.) совершенствование человека и общества в целом. Художник нередко понимался и как выразитель своих личных чувств, переживаний, эмоциональных настроений, которые так или иначе воздействовали на эмоциональную сферу воспринимающих его искусство. Неклассическое искусство
Начавшаяся “переоценка всех ценностей”, к которой еще в 1870-е гг. призвал Ницше, привела в 20 веке к пересмотру классических эстетических представлений об искусстве. Причем процесс этот одновременно и достаточно активно протекал, как в теоретической плоскости, так и внутри самого искусства (уже с авангарда начала XX в.), самой художественной практики и получил свое теоретическое осмысление и обоснование. Еще в конце XIX в. Вл. Соловьев выдвинул идею теургию – вынесения искусства за пределы собственно искусства в жизнь и осознанного созидания жизни на богочеловеческой основе по законам искусства. Ее активно поддержали и разрабатывали Андрей Белый, П. Флоренский, С. Булгаков. На противоположном конце культурного поля в техницистски ориентированной среде конструктивисты в начале XX в. пришли к идеям смерти “изящных искусств”, выведения художника в жизнь для организации ее по художественным законам, опирающимся на достижения современной техники и науки, т.е. фактически стояли у истоков дизайна, художественного проектирования, организации среды обитания. Наконец, французский художник Марсель Дюшан создал в начале Таким образом, в наиболее “продвинутых” арт-практиках 20 века основополагающий для классического искусства принцип мимесиса (подражания) стал вытесняться реальной презентацией самой вещи (а не ее подобия) в контексте специально созданного арт-пространства. Получается, что искусство вошло в жизнь и растворилось в ней практически без остатка. В современном искусстве также все большее место начинают занимать фотография, документальное кино и видеообразы и т. д. Создаются симулякры – псевдо-подобия, не имеющие прототипов ни на каком уровне бытия. В настоящее время искусство тяготеет к крайностям. Оно или почти полностью растворяется в действительности, или, наоборот, полностью от нее отрывается. Классические же произведения всегда создавались в зоне напряжения между реальностью и воображаемым. Все это в совокупности дало возможность эстетикам различной ориентации заговорить всерьез в конце 60-х годов о смерти искусства в его традиционном понимании, так как оно исчерпало свою главную функцию миметическую. В теоретическом плане размыванию границ искусства активно способствовали структурализм, постструктурализм, постмодернизм, которые, рассматривая все в качестве глобального текста и письма, уравняли произведения искусства, перенеся на них археологический термин “артефакты” (любые изготовленные человеком предметы), в которых эстетический смысл, как неактуальный, был снят или уравнен со всеми иными смыслами, предметами и вещами цивилизации. В пришедших на смену классическому искусству арт-практиках эстетический критерий, как собственно и иные критерии, был нивелирован и заменен узкой конвенциональностью (системой условно принятых определенной группой правил игры), формируемой арт-рынком. Художник утратил свою автономию в качестве уникального личностного творца своего произведения. Понятие гения перестало существовать. Художник стал послушным инструментом в руках кураторов, организующих экспозиционные пространства (энвайронменты). Художника теперь подмяли под себя многочисленные дельцы из арт-номенклатуры – кураторы, галеристы, арт-дилеры, менеджеры, спонсоры и т.п. Арт-критика сегодня занимается не выявлением какой-то метафизической, художественной или хотя бы социальной сущности или ценности арт-продукции, но фактически занимается маркетингом, или раскруткой арт-товара, специфического рыночного продукта, подготовкой общественного сознания (манипулированием им) к потреблению “раскручиваемой” продукции. Понятно, что какая-то часть художников и в этих условиях пытается противостоять глобальной коммерциализации и нивелированию художественной сущности искусства, аннигиляции личности художника и протестуют против этого в духе своего времени – созданием, например, арт-объектов, которые в принципе почти невозможно продать. Это, в частности, направление лэнд-арт,громоздкие объекты концептуалистов, объекты из песка, пыли, утиля, некоторые энвайронменты. Главными признаками неклассического искусства становятся уравнивание всяческих смыслов, часто выдвижение на первый план маргиналисгики (второстепенных и третьестепенных аспектов), замена традиционных для классического искусства образности и символизма симуляцией и симулякрами; сознательное смешение элементов высокой и массовой культуры, господство кича. На смену прекрасному как главной эстетической ценности пришли новые ценности: безобразное, ужасное, абсурдное, непристойное, шокирующее, абсурдное, жестокое, больное, хаос, телесность, новизна, ирония, игра и т. д. Однако, теоретически отринув эстетический принцип искусства и предельно размыв его границы, современная культура не стремится уничтожить в человеке органически присущее ему эстетическое сознание, эстетическое чувство, генетически и исторически накопленный эстетический опыт. И эстетическое постоянно дает о себе знать, прорываясь и у талантливых создателей самых продвинутых арт-практик, и во всей ностальгически-иронической ауре постмодернизма, и в консерватизме, и в массовой культуре, и в новейших видеоклипах и компьютерных виртуальных реальностях, в сетевом искусстве. В этом плане можно указать и на “неутилитарный дизайн” – создание подобий утилитарным предметам, сознательно лишенным утилитарных функций и организованным только по художественным законам, или на широко расцветшее благодаря новейшим материалам и технологиям практически тоже неутилитарное направление “высокой моды”.
Тема 8. этикет Этикет и система ценностей Что такое этикет? Слово “этикет” заимствовано из французского языка и имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись; 2) церемониал. Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Возможно также рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах (при дворе монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В более узком смысле этикет — это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Он включает формы обращений, приветствий, представлений, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств. Можно утверждать, что требования этикета в цивилизованном обществе совпадают с требованиями культуры общения, в основе которых лежат принципы гуманизма. Этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Мораль, нравственность человека — это его “содержание”, устои, принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он может следовать и в которых находят свое выражение нравственные принципы человека. Всем известен философский закон о неразрывности формы и содержания. Взаимовлияние нравственности и этикета – яркая его иллюстрация. Иными словами, если между нравственными принципами личности и формой их выражения существует разрыв, это говорит о духовной неполноценности человека, которая рано или поздно проявит себя. Все этикетные правила являются проявлением вежливости по отношению к другим людям. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Бесспорно, следовать этикету и быть вежливым — значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство. Однако заметим, что правила и нормы этикета носят формализованный характер и не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как этого требуют моральные заповеди. Предписания этикета в основном диктуют требования общечеловеческой культуры, обходительности, учтивости, приветливости, но при этом они регламентируют иерархию возрастных, статусных, половых различий людей. В правилах этикета заранее предусматриваются ситуации и даются готовые модели конкретных действий. Этикетные правила, конечно, содержат нравственную информацию, апеллируя к моральным качествам личности. Однако они служат лишь внешним выражением нравственных отношений между людьми, поэтому могут возникать ситуации, когда их соблюдают чисто формально. Иногда говорят даже о лицемерии. Неискренность приводит к поверхностности общения людей друг с другом. Надо признать, что это самая большая угроза аморальных последствий формального соблюдения этикета. Негативных последствий можно избежать, если грамотно выстроить систему обучения этикету и воспитания хороших манер, которая опиралась бы на усвоение нравственного значения норм поведения и понимание их актуальности. Соблюдение правил этикета должно осуществляться сознательно и в то же время непроизвольно, то есть стать привычкой. Это связано с тем, что этикетные нормы призваны облегчать – контакты между людьми.и предоставлять им наиболее удобные пути для их установления. К специфическим характеристикам этикета относятся символизм и условность. Специфика правил этикета зависит от исторических, социальных, национальных и других особенностей. Этикет — это своеобразный диалог. Он предполагает наличие как минимум двух контактеров, участников общения, причем они могут быть разделены не только пространством, но и временем. Это, например, бывает, когда вы пишете письмо. Этикетное поведение чаще всего рассчитано на публику, почему этикет иногда похож на своеобразную игру, где каждому из участников общения предназначена та или иная роль. И в зависимости от жизненных обстоятельств, конкретной ситуации игроки могут меняться местами. Сегодня, например, вы гость, а завтра вы хозяин, принимающий гостей. Ваша роль изменилась и, соответственно, вам следует пользоваться другим набором этикетных средств. Или другая ситуация: сегодня вы докладчик, а завтра можете быть слушателем, внимающим оратору и вступающим в полемику. Разные ситуации — разные этикетные требования к поведению личности. Бузусловно, что этикет – это исторически изменчивое явление. Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен. В наше время этикет становится менее церемонным, более демократичным, но сохраняет и многие выработанные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.
Этикет принимает различный вид также в зависимости от культурных особенностей, национальной специфики. Общечеловеческая культура неоднородна и распадается на ряд субкультур. Имеются в виду культурные различия между отдельными слоями, частями, группами общества. Каждая социальная группа имеет свое миропонимание, систему ценностей, свой образ и стиль жизни, традиции. Можно утверждать, что никогда не существовало и не может существовать единого для всех сообществ этикета. Мы можем говорить лишь о многообразных этикетных культурах. Широчайший диапазон возможных вариантов человеческого взаимодействия приводит к тому, что в одной социальной среде, с ее образом и стилем жизни, иерархией ценностей, культурная традиция формирует и закрепляет с течением времени одни формы поведения, а в другой — совершенно иные. Жизнь потрясающе многообразна. Невозможно предусмотреть и создать этикетные правила для всех ситуаций и обстоятельств. Этикет определяет лишь общие принципы поведения и подходы к общению людей, учет которых позволяет человеку формировать свою этикетную линию поведения. Только от человека будет зависеть, как он проявит себя с помощью этикета, как преподнесет. себя окружающим. Этикет предполагает креативность и свободу выбора для человека во взаимодействии с партнерами по общению. Таким образом этикет дает возможность личности приобрести уверенность в своей способности строить отношения с людьми правильно, красиво и в соответствии с нравственностью.
Светский этикет
Светский этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.). Современное общество находится в условиях, когда общение все более интенсифицируется, жители крупных городов ежедневно имеют многочисленные социальные контакты. Культура поведения и этикет в этой связи не только не теряют своего значения, но и актуализируются, приобретают характер жизненно важной формы человеческого общежития. Образно говоря, этикет — это своеобразные “правила игры”, установления, способствующие более эффективному взаимодействию с окружающими. Светскость сегодня как никогда необходима человеку. Она должна выражаться в воспитанности, нравственности, культуре, степени его социализации. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения поддаваться неконтролируемым эмоциям, действовать по воле случая в конфликтных ситуациях, быть безразличными к интересам партнеров по общению. Поведение в общественных местах Каждому человеку приходится контактировать с другими людьми в так называемых общественных местах: на улице, в транспорте, в государственных и негосударственных административных учреждениях, театре и т. д. Общение в этих местах часто кратковременно и обезличено, т. е. во взаимодействие вступают незнакомые люди. Тем не менее такое взаимодействие также регулируется правилами этикета. На улице К внешнему виду на улице предъявляются такие же требования, как и в других общественных местах. Одежда и обувь, должны быть чистыми, опрятными, волосы причесанными, головной убор должен хорошо сидеть на голове. Переходить улицу следует в положенных местах, нельзя ходить по проезжей части и газонам, на тротуаре необходимо соблюдать правую сторону, не мешать прохожим. Если случится в тесноте или нечаянно толкнуть прохожего, следует извиниться. Вопросы типа “Как пройти?” задают вежливо. За ответы благодарят. Если вас спрашивают, то отвечайте четко и ясно. Если сомневаетесь, лучше извинитесь, откажитесь от ответа. На ходу не следует горбиться, размахивать сильно руками или держать их в карманах. Только в очень холодное время их можно засунуть в карманы пальто или куртки. Не следует ходить с сигаретой в зубах, есть на ходу. Если очень хочется покурить или поесть, для этого нужно отойти в сторону. На прохожую часть нельзя бросать окурки и другой мусор. Максимальное число идущих в ряд — три человека, на многолюдном тротуаре — два. В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, которым необходимо отдавать честь. В компании двух мужчин женщина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, а рядом с ней — младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними. Сумку надо нести так, чтобы не задевать прохожих. Зонтик держат в вертикальном положении. Когда идешь по тротуару, нужно быть внимательным, одновременно смотреть под ноги и по сторонам, не пропуская без приветствия знакомых. При желании поговорить со встретившимся знакомым необходимо отойти для этого в сторону, чтобы не мешать прохожим, как и в случае, если захочется поближе познакомиться с памятником архитектуры. На улице не следует громко кричать, свистеть, показывать пальцем, пристально рассматривать прохожих, оглядываться вслед им. Хорошо воспитанный человек не только соблюдает писаные и неписаные правила поведения на улице, но и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается: помогает перейти улицу, спуститься по крутой или скользкой лестнице пожилому человеку, инвалиду, своей спутнице. В транспорте Прежде чем войти в автобус, троллейбус, трамвай, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят не толкаясь, помогают войти тем, кто нуждается в помощи (пожилым людям, инвалидам и т. д.). Если мужчина едет с женщиной, он должен пропустить ее вперед. Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, а пройти в салон, чтобы дать возможность уехать и другим пассажирам. Те, кто едет до первой или второй остановки, входят последними. Молодым людям при наличии в транспорте пожилых людей, В переполненном транспорте следует располагаться так, чтобы как можно меньше доставлять беспокойства соседям. Особенно надо быть осторожными с сумками, рюкзаками. Их обязательно снимают с плеч и держат в руках. На сиденье сумки ставить не следует. Стоящих или сидящих рядом людей не рассматривают. В развернутые для чтения книги, газеты, журналы не заглядывают. В свою очередь читающие должны держать газету или журнал сложенными. В транспорте нельзя громко разговаривать, и тем более навязывать свои разговоры и расспросы попутчикам. При кашле надо закрывать рот платком, при желании чихнуть — массировать переносицу. Если вы простужены, следует избегать общественных мест. Есть в общественном транспорте, за исключением поездок на дальние расстояния, следует избегать. С просьбой прокомпостировать билет или передать деньги для его покупки обращаются со словами: “Пожалуйста...”, “Будьте добры...”, “Будьте любезны...” За проявленную любезность обязательно благодарят. Нельзя мешать контролеру выполнять свои служебные обязанности. Без всяких комментариев следует предъявлять проездной билет и без возмущения, тем более без оскорблений, платить штраф за проезд “зайцем”. Пробираясь к выходу, спрашивают, не выходят ли впереди сто- | ящие. Мужчина, который едет с женщиной, выходит первым и при выходе предлагает ей руку. Это же делают молодые люди при выходе со своими спутниками — пожилыми людьми. Так же помогают выйти старым людям, инвалидам, с которыми незнакомы. При посадке в такси мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Ей, как и другим людям, к которым относятся с почтением, предоставляется близкая к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина усаживается рядом с женщиной. Если пассажирами являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а их спутник — рядом с водителем. При поездке в такси одного мужчины или одной женщины приемлемым для них местом является сиденье рядом с водителем. В салоне автомобиля присаживаются на край сиденья и вытягивают ноги. При выходе ноги ставят на тротуар и поднимаются с сиденья. Подбирать по пути следования автомобиля прохожих водитель может только с разрешений пассажиров, находящихся в автомобиле. Курить также следует с позволения спутников.
Поведение в театре, кинотеатре, на концерте Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепетильного отношения к этикету. Основное требование к поведению в этих общественных местах — не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма. Одеваются в театр, на концерт нарядно. Верхняя одежда, которую не снимают только в кинотеатре, также должна быть опрятной. Как и на деловую встречу, так и на культурно-зрелищное мероприятие нельзя опаздывать. Если же это случится, следует сесть на ближайшее свободное место или обратиться за помощью к дежурной. Мужчина, пришедший с женщиной, в гардеробе помогает ей снять верхнюю одежду, сдает ее и берет номерок, по окончании спектакля получает одежду и помогает ей одеться. В вестибюль мужчина пропускает женщину первой, но верительный зал входит первым сам. Он же ищет места соответственно купленным билетам, просит разрешения пройти у сидящих и усаживает спутницу на более удобное для нее место. Следует помнить, что проходят между рядами спиной и сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник. В кинотеатре мужчина снимает головной убор, женщина может не снимать берет или шляпку с невысокой тульей и полями. Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят дамы, за — ними мужчины. Во время концерта, кинофильма не следует есть, разговаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт музыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музыкального номера. Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Естественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашляют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в залах классического типа (филармониях и др.). Пользуясь биноклем, не разглядывают людей, сидящих в зале. Не следует пристально рассматривать и прогуливающихся в фойе зрителей. Нельзя без особой необходимости оставлять одну женщину, с которой вы пришли в театр или на концерт. Если мужчина предложил ей посетить буфет, он должен позаботиться о ней, т. е. принести ей то, что она пожелает. Если вам не нравится то, что вы видите на сцене или на экране, не следует во время действий это обсуждать. Уходить из зала можно после антракта или по окончании зрелища. По окончании спектакля, нельзя срываться с места, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и спокойно уйти. Деловой этикет Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Роль этикета в деловой жизни очень значительна. Дж. Рокфеллер утверждал: “Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире”. В сфере деловых отношений этикет считают экономической категорией. Он вносит гармонию в деловые отношения, способствует эффективности бизнеса. Дефицит хороших манер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в организации, когда возникает дискомфорт в общении, нервозность, повышается конфликтность. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько рушится карьер и не заключается сделок по причине неправильного поведения или попросту невоспитанности. Понимая это, в Японии, например, тратят на обучение хорошим манерам и консультации по вопросам этикета 700 млн долл. в год. Владение деловым этикетом все чаще становится все более важным фактором в профессиональной деятельности человека. Отношение к этикету у нарождающихся новых слоев российских деловых людей, деятельность которых связана с частным бизнесом и пред-,принимательством, пока оставляет желать лучшего. Между тем, переход от первоначальных (часто криминальных или полукриминальных) форм рыночных отношений к цивилизованным будет все более актуализировать значение и выполнение и делового этикета. Эта актуализация во многом будет стимулироваться развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. Психология западного бизнесмена запрограм-мирована на партнера, который вызывает доверие по тому, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он. Затем уже оцениваются другие параметры – верность своим обязательствам, квалификация, умение вести дело. За рубежом же существует каких-либо сомнений в необходимости создания имиджа фирмы или делового человека, игнорирование правил этикета деловыми людьми в культурной среде вызывает негативное отношение. Чтобы международные контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные “правила игры”, основанные на деловом этикете. Во всех странах кодекс поведения хорошо вос-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.019 с.) |