Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы классического искусства

Поиск

Искусство – это один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения эстетического опыта с помощью художественных принципов. Главная цель искусства – активизация эстетического сознания субъекта восприятия вплоть до достижения им катарсиса – эстетического наслаждения. Искусство является одним из центральных объектов эстетики. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические функции, но религиозные, политические, этические и др. 

Современная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве. В античном мире термином “искусство” обозначали всю широкую
сферу искуснойпрактической и теоретической деятельности людей,
которая требовала определенных практических навыков, обучения,
умения и т.п. Поэтому в разряд искусства попадали и типичные
ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология,
диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла
к искусству, т.е. “изящные искусства” (поэзия, драматургия, испол­няемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентри­рованное выражение эстетического опыта. .

Античность более или менее единообразно видела происхожде­ние искусства именно в божественном.Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Прометей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последова­тельными и вдохновенными создателями искусств античность из­давна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастическом экстазе у дочерей Зевса муз, Аполлона и других богов.

Арис­тотель в большей мере относил искусство к человеческому разуму, складу души, “истинному сужде­нию”, направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем: “это некий причаст­ный истинному суждению склад души, предполагающий творчест­во”. Искусство дополняет природу там, где природа оставила лакуны, и его продукты равноценны.

Античные мыслители попытались раскрыть и основные принципы искусства. Они пришли к выводу, что основу искусства как особой человеческой деятель­ности составляет мимесис – специфическое и разнообразное подражание. Исходя из того, что все искусства основываются на мимесисе, самую сущ­ность этого понятия мыслители античности истолковывали по-раз­ному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает “гармонии небесных сфер”; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности челове­ка) происходит от подражания животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство – ласточке, пение – пти­цам и т.п.). Более подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин “мимесис” наделялся ими широким спектром значений. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничивают­ся подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, ибо сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые “тени” (или подражания) мира идей.           

Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, “как они были или есть”), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, “как о них говорят и думают”), и идеализацию действительности (изображение их такими, “какими они должны быть”). В зависимости от творческой задачи художник может сознательно или идеализировать, возвысить своих героев, или представить их в смешном и неприглядном виде, или изобразить их в обычном виде. Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, – приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

Впоследствии этой концепции придерживались художники и теоретики искусства Возрождения и классицизма. В Средние века миметическая концепция искусства характерна для западноевропейской живописи и скульптуры, а в Византии господствует ее специфическая разновидность – символическое изображение.

Ощущая принципиальное различие между отдельными родами искусств, античные мыслители предпринимали многочисленные попытки их классификации, которые фактически продолжаются в эстетике до настоящего времени. Софисты делили искусства на две группы: служащие для пользы и для удовольствия. Этого разделения придерживался при оценке социальной значимости искусства и Платон, а вслед за ним стоики. Они высоко ценили утилитарные искусства (т.е. науки и ремесла в соврем понимании), приносящие пользу человеку, служащие добродетели и с пренебрежением или осторожностью относились к неутилитарным (собственно искусствам), полагая, что от них может быть даже вред человеку, ибо они, как и поэты, в понимании Платона, отвлекают людей от полезной деятельности на благо государства.

Однако наиболее популярным и для античности, и для западного Средневековья стало возникшее еще в классической Греции деление искусств на свободные и служебные. К первой группе относили искусства, которыми прилично было заниматься только свободным гражданам полиса (или республики), т.е. умственные искусства и науки; ко второй — в основном ремесла, требующие приложения физических (часто рабских) усилий. Первые считались высокими, вторые низкими. К последним, в частности, относили нередко и живопись, скульптуру, архитектуру.

В период итальянского Возрождения мыслители начинают усматривать общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. Искусство начинают отличать от науки и от ремесла и усматривают в качестве его сущности эстетическую специфику. К середине XVIII в. это понимание искусства закрепляется специальным термином “изящные искусства”.

С этого времени в европейской культуре термином “искусство”
начинают устойчиво обозначать именно “изящные искусства”, име­ющие главной своей целью выражение эстетического (т.е. акцент
делается на неутилитарности, ориентации на возвы-
шенном и эстетическом наслаждении).

И. Кант определял общий класс изящных искусств как “игру, т.е. как занятие, которое приятно само по себе” без какой-либо цели. Единственную цель этого класса искусств он видит в “чувстве удовольствия” и называет такое искусство “эстетическим”.

Гёте считал искусство произведением человеческого духа, подра­жающего в своей деятельности природе, и в этом смысле также и произведением природы. Однако благодаря тому что рассеянные в природе предметы гармонизированы в искусстве духом художника так, что “даже низменнейшие из них приобретают высшее значение и достоинство”, то художественное произведение несомненно “выше” природы”. Поэтому художник одновременно и раб природы, ибо вынужден действовать земными средствами, чтобы быть понятым, и ее господин, поскольку он) и т.п.

Гегель считал эстетику философией искусства, поэтому посвятил “Лекции по эстетике” всестороннему изучению этого феномена. Искусство понималось им как одна из существенных форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности. Критикуя упрощенное понимание миметического принципа искус­ства как подражания видимым формам реальной действительности, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства не мимесис, а идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве.

Итак, в результате долгих поисков сущности искусства европейская эстетика пришла к пониманию его как мимической (подражательной) деятельности, ориентированной на выражение красоты. Главным содержанием классического искусства при всей многообразной палит­ре его функций чаще всего выступал эстетический опыт,отожде­ствлявшийся на протяжении почти всей истории эстетики с красо­той, прекрасным, идеями “прекрасного или возвышенного. Отсюда и главный смысловой термин для искусства в новоевропейской эсте­тике: “изящные искусства”,“прекрасные искусства”, “эстети­ческие искусства”.

Большое внимание теоретиками искусства уделялось творцу искусства художнику, целям и назначению искусства, его месту и функциям в жизни людей, способам и методам создания произведения искусства. Художник понимался и как простой ремесленник, обладающий суммой навыков для создания предметов по определенным правилам; и как специфическое орудие божественного творчества, искусный посредник, с помощью которого высшие силы созидают нечто, необходимое людям на определенных этапах их исторического бытия; и как гениальный демиург, проникающий духом в высшие сферы бытия и воплощающий в своем творчестве полученные там “знания” путем творческой трансформации их в своем уникальном и неповторимом внутри мире; и как гений, одаренный богатым художественным воображением, созидающий свои собственные уникальные художественные миры, в которые открыт доступ только посвященным; и как одухотворенное существо, особым (художественным) образом осознающее и осмысливающее социальную действительность и изображающее ее в своих произведениях, ориентированных на конкретное (нравственное, религиозное, политическое и т.п.) совершенствование человека и общества в целом. Художник нередко понимался и как выразитель своих личных чувств, переживаний, эмоциональных настроений, которые так или иначе воздействовали на эмоциональную сферу воспринимающих его искусство.

Неклассическое искусство

 

Начавшаяся “переоценка всех ценностей”, к которой еще в 1870-е гг. призвал Ницше, привела в 20 веке к пересмотру классических эстетических представлений об искусстве. Причем процесс этот одновременно и достаточно активно протекал, как в теоретической плоскости, так и внутри самого искусства (уже с авангарда начала XX в.), самой художественной практики и получил свое теоретическое осмысление и обоснование.

Еще в конце XIX в. Вл. Соловьев выдвинул идею теургию – вынесения искусства за пределы собственно искусства в жизнь и осознанного созидания жизни на богочеловеческой основе по законам искусства. Ее активно под­держали и разрабатывали Андрей Белый, П. Флоренский, С. Бул­гаков. На противоположном конце культурного поля в техницистски ориентированной среде конструктивисты в начале XX в. пришли к идеям смерти “изящных искусств”, выведения художника в жизнь для организации ее по художественным законам, опирающимся на достижения современной техники и науки, т.е. фактически стояли у истоков дизайна, художественного проектирования, организации среды обитания.

Наконец, французский художник Марсель Дюшан создал в начале
ХХ в. реди-мейдс.Онвыставил в виде своих произведений искусства готовые утилитарные вещи, даже не им изготовленные, – чем от­крыл путь к полной аннигиляции классического искусства как эстетического феномена. Значимым стало не само произведение искусства, как в классической эстетике, но контекст в котором пребывает арт-объект, помещенный в него художником и узаконенный новейшей арт-критикой. 

Таким образом, в наиболее “продвинутых” арт-практиках 20 века основополагающий для классического искусства принцип мимесиса (подражания) стал вытесняться реальной презентацией самой вещи (а не ее подобия) в контексте специально созданного арт-пространства. Получается, что искусство вошло в жизнь и растворилось в ней практически без остатка.

 В современном искусстве также все большее место начинают занимать фотография, документальное кино и видеообразы и т. д. Создаются симулякры – псевдо-подобия, не имеющие прототипов ни на каком уровне бытия. В настоящее время искусство тяготеет к крайностям. Оно или почти полностью растворяется в действительности, или, наоборот, полностью от нее отрывается. Классические же произведения всегда создавались в зоне напряжения между реальностью и воображаемым.  

Все это в совокупности дало возможность эстетикам различной ориентации заговорить всерьез в конце 60-х годов о смерти искусства в его традиционном понимании, так как оно исчерпало свою главную функцию миметическую.

В теоретическом плане размыванию границ искусства активно способствовали структурализм, постструктурализм, постмодернизм, которые, рассматривая все в качестве глобального текста и письма, уравняли произведения искусства, перенеся на них археологический термин “артефакты” (любые изготовленные человеком предметы), в которых эстетический смысл, как неактуальный, был снят или уравнен со всеми иными смыслами, предметами и вещами цивилизации.

В пришедших на смену классическому искусству арт-практиках эстетический критерий, как собственно и иные критерии, был нивелирован и заменен узкой конвенциональностью (системой условно принятых определенной группой правил игры), формируемой арт-рынком.

 Художник утратил свою автономию в качестве уникального личностного творца своего произведения. Понятие гения перестало существовать. Художник стал послушным инструментом в руках кураторов, организующих экспозиционные пространства (энвайронменты). Художника теперь подмяли под себя многочисленные дельцы из арт-номенклатуры – кураторы, галеристы, арт-дилеры, менеджеры, спонсоры и т.п. Арт-критика сегодня занимается не выявлением какой-то метафизической, художественной или хотя бы социальной сущности или ценности арт-продукции, но фактически занимается маркетингом, или раскруткой арт-товара, специфического рыночного продукта, подготовкой общественного сознания (манипулированием им) к потреблению “раскручиваемой” продукции.

Понятно, что какая-то часть художников и в этих условиях пытается противостоять глобальной коммерциализации и нивелированию художественной сущности искусства, аннигиляции личности художника и протестуют против этого в духе своего времени – созданием, например, арт-объектов, которые в принципе почти невозможно продать. Это, в частности, направление лэнд-арт,громоздкие объекты концептуа­листов, объекты из песка, пыли, утиля, некоторые энвайронменты.

Главными признаками неклассического искусства становятся уравнивание всяческих смыслов, часто выдвижение на первый план маргиналисгики (второстепенных и третьестепенных аспектов), замена традиционных для классического искусства образности и символизма симуляцией и симулякрами; сознательное смешение элементов высокой и массовой культуры, господство кича. На смену прекрасному как главной эстетической ценности пришли новые ценности: безобразное, ужасное, абсурдное, непристойное, шокирующее, абсурдное, жестокое, больное, хаос, телесность, новизна, ирония, игра и т. д.

Однако, теоретически отринув эстетический принцип искусства и предельно размыв его границы, современная культура не стремится уничтожить в человеке органичес­ки присущее ему эстетическое сознание, эстетическое чувство, гене­тически и исторически накопленный эстетический опыт. И эстети­ческое постоянно дает о себе знать, прорываясь и у талантливых создателей самых продвинутых арт-практик, и во всей ностальгичес­ки-иронической ауре постмодернизма, и в консерватизме, и в мас­совой культуре, и в новейших видеоклипах и компьютерных вирту­альных реальностях, в сетевом искусстве. В этом плане можно указать и на “неутилитарный дизайн” – создание подобий утилитарным предметам, сознательно лишенным утилитарных функций и организованным только по художественным законам, или на ши­роко расцветшее благодаря новейшим материалам и технологиям практически тоже неутилитарное направление “высокой моды”.

 

Тема 8. этикет

Этикет и система ценностей

Что такое этикет? Слово “этикет” заимствовано из французс­кого языка и имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись; 2) церемониал. Под этикетом в широком смысле понима­ется совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, фор­мы обращений и приветствий, нормы по­ведения в общественных местах, манеры и одежда. Возможно также рассматривать эти­кет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах (при дворе монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В более узком смысле этикет — это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Он включает формы обращений, приветствий, представлений, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств. Можно утверждать, что требования этикета в цивилизованном обществе совпадают с требованиями культуры общения, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Этикет теснейшим об­разом связан с нравственностью. Мораль, нрав­ственность человека — это его “содержание”, устои, принципы,  которыми он руководствуется в своей жизни. А этикет – это внешняя форма, правила поведения, которым он может следовать и в которых находят свое выражение нравственные принципы человека. Всем известен философский закон о неразрывности формы и содержания. Взаимовлияние нравственности и этикета – яркая его иллюстрация. Иными словами, если между нравственными принципами личности и формой их выражения существует разрыв, это говорит о духовной не­полноценности человека, которая рано или позд­но проявит себя.

Все этикетные правила являются проявлением вежливости по отношению к другим людям. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружа­ющими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликат­ность, тактичность, скромность. Бесспорно, следовать этикету и быть вежливым — значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство.

Однако заметим, что правила и нормы этикета носят формализованный характер и не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как этого требуют моральные заповеди. Пред­писания этикета в основном диктуют тре­бования общечеловеческой культуры, обходительности, учтивости, привет­ливости, но при этом они регламентиру­ют иерархию возрастных, статусных, по­ловых различий людей. В правилах эти­кета заранее предусматриваются ситуации и даются готовые модели конкретных дейст­вий.

Этикетные правила, конечно, содержат нравственную информацию, апеллируя к моральным каче­ствам личности. Однако они служат лишь внешним выражением нравственных отно­шений между людьми, поэтому могут воз­никать ситуации, когда их соблюдают чи­сто формально. Иногда говорят даже о ли­цемерии. Неискренность приводит к поверх­ностности общения людей друг с другом. Надо признать, что это самая большая угро­за аморальных последствий формального соблюдения этикета. Негативных последствий можно избежать, если грамотно выстроить систему обучения этикету и воспитания хо­роших манер, которая опиралась бы на ус­воение нравственного значения норм пове­дения и понимание их актуальности. Соб­людение правил этикета должно осуществ­ляться сознательно и в то же время непроизвольно, то есть стать привычкой. Это связано с тем, что этикетные нормы призваны облегчать – контакты между людьми.и предоставлять им наиболее удоб­ные пути для их установления.

К специфическим характеристикам этике­та относятся символизм и условность. Спе­цифика правил этикета зависит от истори­ческих, социальных, национальных и дру­гих особенностей. Этикет — это своеобраз­ный диалог. Он предполагает наличие как минимум двух контактеров, участников общения, причем они могут быть разделе­ны не только пространством, но и време­нем. Это, например, бывает, когда вы пи­шете письмо.

Этикетное поведение чаще всего рассчита­но на публику, почему этикет иногда похож на своеобразную игру, где каждо­му из участников общения предназначена та или иная роль. И в зависимости от жизненных обстоятельств, конкретной си­туации игроки могут меняться местами. Сегодня, например, вы гость, а завтра вы хозяин, принимающий гостей. Ваша роль изменилась и, соответственно, вам следу­ет пользоваться другим набором этикет­ных средств. Или другая ситуация: сегодня вы докладчик, а завтра можете быть слу­шателем, внимающим оратору и вступаю­щим в полемику. Разные ситуации — раз­ные этикетные требования к поведению личности.

Бузусловно, что этикет – это исторически изменчивое явление. Развитие этикета неразрывно связано с раз­витием человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство иссле­дователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.

В наше время этикет ста­новится менее церемонным, более демокра­тичным, но сохраняет и многие выработан­ные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.

 

Этикет принимает различный вид также в зави­симости от культурных особенностей, на­циональной специфики. Общечеловеческая культура неоднородна и распадается на ряд субкультур. Имеются в виду культурные различия между отдельными слоями, частями, группами общества. Каждая социальная группа имеет свое миропонимание, систе­му ценностей, свой образ и стиль жизни, традиции. Можно утверждать, что никогда не существовало и не может существовать единого для всех сообществ этикета. Мы можем говорить лишь о многообразных этикетных культурах.

Широчайший диапазон возможных вари­антов человеческого взаимодействия приво­дит к тому, что в одной социальной сре­де, с ее образом и стилем жизни, иерар­хией ценностей, культурная традиция фор­мирует и закрепляет с течением времени одни формы поведения, а в другой — со­вершенно иные.

Жизнь потрясающе многообразна. Невоз­можно предусмотреть и создать этикетные правила для всех ситуаций и обстоятельств. Этикет определяет лишь общие принципы поведения и подходы к общению людей, учет которых позволяет человеку формиро­вать свою этикетную линию поведения. Только от человека будет зависеть, как он проявит себя с помощью этикета, как преподнесет. себя окружающим. Этикет предполагает креативность и свободу выбо­ра для человека во взаимодействии с парт­нерами по общению. Таким образом эти­кет дает возможность личности приобрести уверенность в своей способности строить отношения с людьми правильно, красиво и в соответствии с нравственностью.

 

Светский этикет

 

Светский этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных зрелищ и т. п.).

Современное общество находится в условиях, ког­да общение все более интенсифицируется, жите­ли крупных городов ежедневно имеют много­численные социальные контакты. Культура по­ведения и этикет в этой связи не только не те­ряют своего значения, но и актуализируются, приобретают характер жизненно важной формы человеческого общежития. Образно говоря, эти­кет — это своеобразные “правила игры”, установ­ления, способствующие более эффективному вза­имодействию с окружающими.

Светскость сегодня как никогда необходима человеку. Она должна выражаться в воспитан­ности, нравственности, культуре, степени его со­циализации. Невозможно в условиях современ­ного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения поддавать­ся неконтролируемым эмоциям, действовать по воле случая в конфликтных ситуациях, быть безразличными к интересам партнеров по об­щению.

Поведение в общественных местах

Каждому человеку приходится контактировать с другими людьми в так называемых общественных местах: на улице, в транспорте, в государственных и негосударственных админи­стративных учреждениях, театре и т. д. Общение в этих местах часто кратковременно и обезличено, т. е. во взаимодействие всту­пают незнакомые люди. Тем не менее такое взаимодействие так­же регулируется правилами этикета.

На улице

К внешнему виду на улице предъявляются такие же требования, как и в других общественных местах. Одежда и обувь, должны быть чистыми, опрятными, волосы причесанными, головной убор должен хорошо сидеть на голове. Переходить улицу сле­дует в положенных местах, нельзя ходить по проезжей части и газонам, на тротуаре необходимо соблюдать правую сторону, не мешать прохожим. Если случится в тесноте или нечаянно толкнуть прохожего, следует извиниться. Вопросы типа “Как пройти?” задают вежливо. За ответы благодарят. Если вас спрашивают, то отвечайте четко и ясно. Если сомневаетесь, лучше извинитесь, откажитесь от ответа. На ходу не следует горбиться, размахивать сильно руками или держать их в карманах. Только в очень холод­ное время их можно засунуть в карманы пальто или куртки. Не следует ходить с сигаретой в зубах, есть на ходу. Если очень хо­чется покурить или поесть, для этого нужно отойти в сторону. На прохожую часть нельзя бросать окурки и другой мусор.

Максимальное число идущих в ряд — три человека, на много­людном тротуаре — два. В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, кото­рым необходимо отдавать честь. В компании двух мужчин жен­щина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, а рядом с ней — младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними. Сумку надо нести так, чтобы не задевать прохожих. Зонтик дер­жат в вертикальном положении.

Когда идешь по тротуару, нужно быть внимательным, од­новременно смотреть под ноги и по сторонам, не пропуская без приветствия знакомых. При желании поговорить со встре­тившимся знакомым необходимо отойти для этого в сторону, чтобы не мешать прохожим, как и в случае, если захочется поближе познакомиться с памятником архитектуры.

На улице не следует громко кричать, свистеть, показывать паль­цем, пристально рассматривать прохожих, оглядываться вслед им. Хорошо воспитанный человек не только соблюдает писаные и неписаные правила поведения на улице, но и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается: помогает перейти улицу, спуститься по крутой или скользкой лестнице пожилому человеку, инвалиду, сво­ей спутнице.

В транспорте

Прежде чем войти в автобус, троллейбус, трам­вай, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят не толкаясь, помогают войти тем, кто нуждается в помо­щи (пожилым людям, инвалидам и т. д.). Если мужчина едет с жен­щиной, он должен пропустить ее вперед. Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, а пройти в салон, чтобы дать воз­можность уехать и другим пассажирам. Те, кто едет до первой или второй остановки, входят последними.

Молодым людям при наличии в транспорте пожилых людей,
пассажиров с детьми, инвалидов не следует садиться на передние
сиденья, предназначенные для этой категории пассажиров. Такие
места, как правило, обозначены специальными знаками. Воспитан­ные молодые люди уступают место пожилым. Те, кому предложи
ли сестъ, обязательно должны поблагодарить за любезность и вос
пользоваться ею. Если же по-прежнему хотят стоять, то вместе, с
благодарностью стремятся объяснить причину, например, слова­
ми: “Спасибо! Я скоро выхожу”.             

В переполненном транспорте следует располагаться так, что­бы как можно меньше доставлять беспокойства соседям. Особен­но надо быть осторожными с сумками, рюкзаками. Их обязательно снимают с плеч и держат в руках. На сиденье сумки ставить не следует. Стоящих или сидящих рядом людей не рассматрива­ют. В развернутые для чтения книги, газеты, журналы не заглядывают. В свою очередь читающие должны держать газету или журнал сложенными.

В транспорте нельзя громко разговаривать, и тем более на­вязывать свои разговоры и расспросы попутчикам. При каш­ле надо закрывать рот платком, при желании чихнуть — массировать переносицу. Если вы простужены, следует избегать общественных мест. Есть в общественном транспорте, за ис­ключением поездок на дальние расстояния, следует избегать.

С просьбой прокомпостировать билет или передать деньги для его покупки обращаются со словами: “Пожалуйста...”, “Будьте добры...”, “Будьте любезны...” За проявленную любезность обя­зательно благодарят.

Нельзя мешать контролеру выполнять свои служебные обязанности. Без всяких комментариев следует предъявлять проездной билет и без возмущения, тем более без оскорблений, платить штраф за проезд “зайцем”.

Пробираясь к выходу, спрашивают, не выходят ли впереди сто- | ящие. Мужчина, который едет с женщиной, выходит первым и при выходе предлагает ей руку. Это же делают молодые люди при выходе со своими спутниками — пожилыми людьми. Так же помогают выйти старым людям, инвалидам, с которыми незнакомы.

При посадке в такси мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Ей, как и другим людям, к которым относятся с почтением, предоставляется близкая к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина усаживается рядом с женщиной. Если пассажирами являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а их спутник — рядом с водителем. При поездке в такси одного мужчины или одной женщины приемлемым для них местом является сиденье рядом с водителем. В салоне автомобиля присаживаются на край сиденья и вытягивают ноги. При выходе ноги ставят на тротуар и поднимаются с сиденья. Подбирать по пути следования автомобиля прохожих водитель может только с разрешений пассажиров, находящихся в автомобиле. Курить также следует с позволения спутников.

 

Поведение в театре, кинотеатре, на концерте

Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепе­тильного отношения к этикету. Основное требование к поведе­нию в этих общественных местах — не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма.

Одеваются в театр, на концерт нарядно. Верхняя одежда, кото­рую не снимают только в кинотеатре, также должна быть опрятной.

Как и на деловую встречу, так и на культурно-зрелищное ме­роприятие нельзя опаздывать. Если же это случится, следует сесть на ближайшее свободное место или обратиться за помощью к де­журной. Мужчина, пришедший с женщиной, в гардеробе помо­гает ей снять верхнюю одежду, сдает ее и берет номерок, по окон­чании спектакля получает одежду и помогает ей одеться.

В вестибюль мужчина пропускает женщину первой, но вери­тельный зал входит первым сам. Он же ищет места соответствен­но купленным билетам, просит разрешения пройти у сидящих и усаживает спутницу на более удобное для нее место. Следует по­мнить, что проходят между рядами спиной и сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник. В кинотеатре мужчина снимает головной убор, женщина может не снимать берет или шляпку с невысокой туль­ей и полями. Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины — по обеим сторонам. В ложе впереди сидят дамы, за — ними мужчины.

Во время концерта, кинофильма не следует есть, раз­говаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт му­зыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музы­кального номера.

Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Ес­тественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашля­ют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в за­лах классического типа (филармониях и др.).

Пользуясь биноклем, не разглядывают людей, сидящих в зале. Не следует пристально рассматривать и прогуливающихся в фойе зрителей.

Нельзя без особой необходимости оставлять одну женщину, с которой вы пришли в театр или на концерт. Если мужчина пред­ложил ей посетить буфет, он должен позаботиться о ней, т. е. при­нести ей то, что она пожелает.

Если вам не нравится то, что вы видите на сцене или на экра­не, не следует во время действий это обсуждать. Уходить из зала можно после антракта или по окончании зрелища. По окончании спектакля, нельзя срываться с места, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и спокойно уйти.

Деловой этикет

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

Роль этикета в деловой жизни очень значительна. Дж. Рок­феллер утверждал: “Умение общаться с людь­ми – такой же покупаемый за деньги то­вар, как сахар или кофе. И я готов пла­тить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире”. В сфере деловых отношений этикет считают эконо­мической категорией. Он вносит гармонию в деловые отношения, способствует эффек­тивности бизнеса. Дефицит хороших ма­нер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате в организации, когда возникает дискомфорт в общении, нервозность, повышается конфликтность.

Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько рушится карьер и не заключается сделок по причине неправиль­ного поведения или попросту невоспитанно­сти. Понимая это, в Японии, например, тратят на обучение хорошим манерам и консультации по вопросам этикета 700 млн долл. в год. Владение деловым этикетом все чаще становится все более важным фактором в профессиональ­ной деятельности человека.

Отношение к этикету у нарождающихся новых слоев российских деловых людей, деятельность которых связана с частным бизнесом и пред-,принимательством, пока оставляет желать лучшего. Между тем, переход от первоначальных (часто криминальных или полукрими­нальных) форм рыночных отношений к цивилизованным будет все более актуализировать значение и выполнение и делового этикета. Эта актуализация во многом будет стимулироваться развивающимися международными контактами отечественных предпринимателей. Психология западного бизнесмена запрограм-мирована на партнера, который вызывает доверие по тому, как он одет, причесан, на какой машине ездит, пунктуален ли он. Затем уже оцениваются другие параметры – верность своим обязательствам, квалификация, умение вести дело. За рубежом же существу­ет каких-либо сомнений в необходимости создания имиджа фирмы или делового человека, игнорирование правил этикета деловыми людьми в культурной среде вызывает негативное отношение. Чтобы международные контакты превратились в устойчивые связи, деловым людям необходимо принимать и соблюдать установленные “правила игры”, основанные на деловом этикете.

Во всех странах кодекс поведения хорошо вос­-
питанно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.019 с.)