Природа и формы человеческого насилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и формы человеческого насилия



Что такое насилие? Насилие – это деструктивная активность, ведущая к дисгармонии человека и общества. Насилие – это принуждение, осуществляемое вопреки воле человека, которое приводит к нанесению ему какого-либо ущерба. Такого рода принуждение постоянно осуществляется в различных сферах человеческой жизни: в политике, экономике, религии, семейных отношениях и т.д. К сожалению, приходится констатировать, что насилие, в настоящее время, является универсальным способом бытия человека и общества.

Вся человеческая деятельность пронизана насилием. Человек испытывает насилие 1) со стороны природы, 2) общества и, наконец, 3) со стороны самого себя.

Природа постоянно испытывает человека, заставляя его спасаться от холода и жары, землятрясений и наводнений. В ответ человек пытается насильственно подчинить себе силы природы, преобразовать ее по собственному образцу. Создав свой искусственный мир, человек практически уничтожил естественную природу, породив глобальный экологический кризис.

Общество может существовать только подавляя отдельных людей, существенно ограничивая условия личностного развития человека. Для сохранения единства социума, необходимо контролировать человека с помощью физического, экономического, морального и экономического насилия. Признаком любого цивилизованного общества является государство, которое является ничем иным как системой организованного насилия, направленного на своих граждан. Основными институтами государства являются органы насилия: армия, полиция, служба безопасности, прокуратура. Таким образом, государство пытается держать людей в подчинении с помощью насилия или угрозы насилия. В области экономики насилие над человеком осуществляется через эксплуатацию, т. е. несправедливое перераспределение прибыли в ущерб простым трудящимся. Даже мораль может стать способом подавления, манипуляции человеком в интересах общества. Авторитарная этика служит интересам обеспечения стабильности общества. В авторитарных этических учениях конфуцианства, брахманизма, ислама, коммунизма и др. стержневой идеей является необходимость подчинения индивида социуму. В качестве главной добродетели проповедуется послушание. Такая мораль является насилием над человеком, поскольку предполагает отказ от собственной личности, слепое исполнение навязанной социальной роли-функции.

Человек реагирует на насилие по отношению к себе со стороны общества несколькими способами: 1) подчинением, т. е. вынужденным отказом от себя; 2) приспособлением (позиция конформизма), т. е. добровольным отказом от себя; 3) уходом в себя; 4) ответным насилием.

Насилие по отношению к обществу осуществляется не столько закоренелыми преступниками, сколько идеалистами, недовольными несовершенством общества и стремящимися преобразовать его по собственному идеальному образцу. Такую миссию ощущает каждый новый религиозный пророк или революционер. Универсальным способом радикальных преобразований почти всегда выступало насилие. Лучшей иллюстрацией данного тезиса являются строчки из известной революционной песни: “Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем”. Построение “нового мира” неизбежно заканчивалось насилием, поскольку идеальные схемы неизбежно насилуют, искажают реальную жизнь.

Человек испытывает насилие не только со стороны, извне, он склонен к самонасилию. Насилие по отношению к себе проявляется в отказе от собственной личности, когда мы подчиняемся обществу, становимся конформистами. Самонасилие происходит и тогда, когда человек подавляет ту или иную часть своего существа. Например, мы можем отказываться от проявления своих эмоций, подавляя свои чувства разумом. Это очень часто происходит у людей рационального типа, особенно у ученых. Но, потакая своим страстям, тоже невозможно сохранить целостность, так как мы разрушаем себя уже как разумное существо. В силу несовершенства человека сфера самонасилия является чрезвычайно широкой. Даже духовное совершенствование первоначально неизбежно связано с самонасилием, так как предполагает борьбу с темными сторонами личности. Каковы причины столь широкого распространения насилия?

Одни мыслители, например Карл Маркс, видели истоки насилия в несправедливом общественном устройстве, которое порождает вражду между людьми. Другие – полагали, что насилие порождается неправильным воспитанием, включающим физические наказания, моральным унижением, социальной изоляцией и прочими средовыми факторами.

Но большинство исследователей находят причины насилия в самой человеческой природе. Уже древнейший китайский философ Сюнь-цзы считал, что человек имеет “злую природу”. Подобная точка зрения присутствует и в христианской философии. Средневековый мыслитель Августин считал, что после грехопадения человеческая природа была радикальна искажена, поэтому люди по своей естественной склонности совершают зло, а не добро. Таким образом, именно “злая природа” человека порождает насилие.

Но подобного рода метафизические объяснения не устраивают ученых. Известный антрополог К. Лоренц причину человеческого насилия увидел в нашем происхождении от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам “инстинкт убийцы”. У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм тормозящий внутривидовую агрессию, так как “инстинкт убийцы”, направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было (природа не могла предусмотреть, что в руках “голой обезьяны” появится смертоносное оружие”). У человека в отличие от многих видов животных отсутствует генетическая программа “не убий себе подобного”. Известно, что у животных (волков, тигров, оленей, кабанов и т. д.) в схватке двух самцов, если один из них сдается, то он подставляет самое уязвимое место, и у второго сразу же включается программа запрета на убийство.

Очень интересен психоаналитический подход к решению проблемы происхождения насилия. З. Фрейд открыл в человеческой природе “инстинкт смерти”, который проявляется в агрессии и насилии, в стремлении разрушить себя и окружающих людей. Его ученик А. Адлер приписывает насилию важную компенсаторную функцию, утверждая, что оно быстро восстанавливает психическое равновесие “посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и проявление агрессивного импульса”. Наиболее действенным способом преодоления таких эмоций как страх и боль, то же является агрессивность, переходящая в насилие. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то это чувство быстро уменьшается. Поэтому современные психологи учат людей снимать стресс с помощью агрессивных проявлений, замещая ненавистного человека каким-нибудь предметом (можно, например, избить куклу начальника или порвать собственную подушку, злобно покричать). Люди часто прибегают к компенсаторному насилию, которое основано на творческой импотенции. Когда человек не в состоянии созидать, то он начинает разрушать.

Если принять позицию данных авторов и признать, что склонность к насилию заложена в нашей природе, что без насилия человек не может обходиться в своей жизни, то остается выяснить является ли насилие моральным злом. Большинство крупнейших моралистов однозначно положительно отвечают на этот вопрос. Но также очевидно, что насилие насилию рознь.

Насильственные действия, совершенные из благих побуждений, часто оказываются меньшим злом, чем неприменение насилия. Например, следует признать морально оправданным насилие матери над ребенком, которого она принудила отказаться от желания засунуть палец в розетку. Без насилия, применяемого в процессе воспитания и обучения, невозможна успешная социализация индивида и превращение его из человекообразной особи в полноценную личность. Естественным путем, т. е. без насилия, осуществить это процесс невозможно, так как при рождении у человека в отличие от животных отсутствует природная программа становления вида. Человек превращается в человека путем постоянных усилий и самопреодоления, поэтому без определенного принуждения и самонасилия развивающейся личности не обойтись.

Государственное насилие является, конечно, злом, но злом относительным, поскольку оно отражает несовершенство людей, неспособных гармонично сосуществовать на иных началах, например, на основе самоуправления. Совершенно очевидно, что современные люди не в состоянии обойтись без государственных органов принуждения. Насилие со стороны государства предупреждает еще большое насилие, которое неизбежно возникает в состоянии общественной анархии, выливающейся в “войну всех против всех”.

Эрих Фромм выделяет реактивное и игровое насилие, которые также в определенной степени могут быть оправданы с моральной точки зрения. Реактивное насилие проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственности. Она коренится в страхе. Этот страх может быть реальным или надуманным, осознанным или бессознательным. Эта оборонительная, “доброкачественная” агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Наиболее нормальной и наименее патологической формой насилия является игровое насилие, когда оно используется в целях демонстрации ловкости, а не разрушения.

Если применение насилия не служит обязательным способом выживания и основано на той или иной человеческой страсти (например, зависти, мести, похоти, кровожадности, любви к деньгам и т. д.), то оно становится однозначным злом и должно осуждаться с позиции морали.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.009 с.)