Тема 9. Федеральные органы, действующие на территории субъекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Федеральные органы, действующие на территории субъекта



План темы

9.1 Понятие и виды территориальных органов федеральной власти.

9.2 Соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие, предмет, процедура заключения.

9.3 Представитель Президента в федеральном округе и главный федеральный инспектор как представители федеральной власти в субъекте Российской Федерации.

9.4 Государственный совет как орган взаимодействия Президента и глав субъектов Российской Федерации.

 

 

9.1 Понятие и виды территориальных органов федеральной власти

 

На территории субъекта Российской Федерации наряду с региональными органами власти действует большое количество федеральных органов, которые реализуют полномочия Российской Федерации и взаимодействуют с органами власти субъекта по  вопросам совестного ведения.  Основную долю федеральных органов, действующих на территории субъекта Федерации, образуют органы исполнительной власти. Кроме этого на территории региона функционируют такие федеральные органы как суды общей юрисдикции (кроме мировых судей, которые относятся к судам субъекта), главный федеральный инспектор, входящий в аппарат Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, органы прокуратуры, органы Следственного комитета.

Исполнительные органы власти. Конституционной основой создания и функционирования территориальных органов федеральной исполнительной власти являются положения ст. 78 Конституции РФ. В частности ч. 1 данной статьи устанавливает, что «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». Но обратим внимание, что федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории субъектов Федерации, не входят в систему исполнительных органов республик, краев, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).

На территории субъекта РФ, действуют следующие федеральные органы исполнительной власти: Управление внутренних дел, Управление ГИБДД УВД, Главное управление МЧС России, Управление Федеральной налоговой службы, Управление Министерства юстиции Российской Федерации, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, Управление Федерального казначейства, Управление Федеральной антимонопольной службы, Управление Федеральной миграционной службы, Управление Федеральной почтовой связи, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Управление Федеральной службы судебных приставов и ряд других.

Указанные исполнительные органы действуют на основании п. "г" ст. 71 Конституции РФ и их деятельность связана с реализацией полномочий, относящихся к ведению Российской Федерации, которые осуществляются исключительно органами федеральной власти. Но это не означает, что они не взаимодействуют с региональными органами, в частности «федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам»[73]

Следующие органы, осуществляющие свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации это органы прокуратуры и Следственный комитет.

Прокуратура Российской Федерации ‑ единая федеральная централизованная система органов. К базовой функции этих органов можно отнести осуществление от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. То есть кроме Генеральной прокуратуры все органы, входящие в систему органов прокуратуры, действуют на территории субъекта Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют «Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры»[74].

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. К органам Следственного комитета, которые реализуют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации относятся «подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета»[75].

«Система государственных органов в федеративном государстве, считает А.В. Прохоров, и мы присоединяемся к его позиции, складывается из двух подсистем подсистемы федеральных органов и подсистемы региональных органов. Обе подсистемы предусмотрены одной и той же конституцией федеративного государства, разграничивающей компетенции федерального и регионального уровней, причем региональные конституции (если таковые есть) не могут ей противоречить. Следовательно, региональные органы только называются органами субъектов федерации, а в действительности и федеральные, и региональные государственные органы - это органы одного и того же федеративного государства, хотя и входящие в разные подсистемы государственной власти»[76].

На основании краткого описания статуса и базовых функций органов федеральной власти, действующих на территории субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в количественном соотношении между органами федеральной государственной власти и государственной власти субъекта лидирующее место занимают общефедеральные органы, которые представлены всеми ветвями власти и органами с особым статусом. Это связано, что осуществление предметов ведения Российской Федерации, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ требует федерального присутствия в субъектах, это согласуется так же с принципами российского федерализма и российской ментальностью при выстраивании вертикали властных отношений.

Территория субъекта Российской Федерации представляет собой часть территории Российской Федерации, являющаяся пространственным пределом «властных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и на которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют всю полноту государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации»[77]. Но при этом особенности федеративного устройства России, как и любого федеративного государства, предполагают включенность в механизм осуществления государственной власти федеральных органов. Специфика российской модели федеративного устройства выражается в централизованном управлении, а соответственно во влиянии федеральных органов на процесс функционирования региональной политической системы и реализации региональной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.007 с.)