Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации



 

Понятие ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ. Повышенную актуальность анализ вопросов ответственности органов региональной «власти приобретает в условиях проводимых в настоящее время государственно-правовых реформ, включая административную, направленных в том числе на преобразование правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения действенного государственного управления социально-экономическим развитием.

Отмеченные тенденции определяют настоятельную необходимость комплексного исследования механизмов ответственности в системе органов государственной власти субъектов РФ и, прежде всего, органов исполнительной власти. Соответствующие региональные структуры, конечно, могут испытывать на себе различные формы негативного правового воздействия посредством применения мер, например, финансовой или гражданско-правовой ответственности. Однако данные виды ответственности преимущественно отражают соответственно взаимоотношения органов исполнительной власти субъектов РФ либо с иерархически вышестоящими субъектами публичной власти, либо с гражданами и их объединениями. Вместе с тем в современных условиях видоизменения регионального государственно-правового механизма управления, заметного усиления органов исполнительной власти особое значение приобретает проблема обеспечения качественного правового функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ на началах не только независимости, но одновременно взаимодействия и контроля…»[55].

В науке существует точка зрения о том, что «к санкциям конституционной ответственности относится:

роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

отстранение от должност и высшего должностного лица, главы исполнительной власти субъекта РФ;

коллективную отставку высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;

временное изъятие или приостановление отдельных полномочий высшего органа государственной власти (должностного лица) субъекта РФ»[56].

Таким образом «под ответственностью исполнительных органов государственной власти … субъектов РФ понимается обязанность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в случае совершения конституционно-правового деликта при осуществлении полномочий понести меры неблагоприятного конституционного воздействия, налагаемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации от имени и в интересах населения субъекта Российской Федерации»[57].

В настоящее время вопросы ответственности органов власти субъектов регламентируются нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ, которые в ст. 29.1 определяют, что

«1. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации ответственность, в том числе за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая установленные государственными программами субъекта Российской Федерации показатели эффективности их реализации.

2. Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:

а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

б) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

3. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отрешает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности.

3.1. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3.2. Президент Российской Федерации вправе отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в случае неисполнения им решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), если указанное решение не исполнено в течение одного месяца со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок.

4. Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе по представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Решение о временном отстранении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей принимается в форме указа.

5. Решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности принимается в форме указа.

6. Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации соответствующий указ Президента Российской Федерации в течение десяти дней со дня его официального опубликования.

Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи»[58].

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Как обеспечивается соответствие Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ? Кто участвует в данном процессе?

2. Как и по каким основаниям происходит приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

3. Раскройте участие Президента РФ в обеспечении законности деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

4. В чем выражается ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ?

5. Что представляет собой государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации?

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Решите задачи.

1.1 Прокурор Тамбовской области внес представление в Тамбовскую областную думу и главе администрации Тамбовской области, с требованием разработать и принять, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Устав области. Мотивировал он это тем, что действующий Устав, таковым не может считаться, поскольку он принят в форме обычного закона Тамбовской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Какое решение должно быть принято по представлению прокурора? Есть ли особенности у формы нормативного акта в виде Конституции (Устава)?

1.2 Законодательный орган Липецкой области приняли закон, в соответствии с которым в Липецкой области вводилась временная финансовая администрация из числа сотрудников органов исполнительной власти области.

Правомерно ли решение Законодательного органа? Обоснуйте свой ответ.

1.3 Начиная «с 1991 г. в Российской Федерации широко распространилась практика принятия указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по предоставлению индивидуальных льгот и привилегий в налоговой и финансовой сферах для негосударственных организаций. Льготы и привилегии распространяются прежде всего на некоммерческие структуры, в том числе организации ветеранов, спортивные фонды и религиозные организации и т. д. Например, распоряжением Президента РФ от 8 ноября 1992 года № 671-П Правительству РФ и Центральному банку РФ предписывалось определить для Национального фонда спорта льготные условия кредитования и внешнеэкономической деятельности. Федеральные законы «О некоммерческих организациях» (статье 31) и «Об общественных объединениях» (статье 17) закрепили императивный запрет на предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке и возможность предоставления льгот только на основании закона.

Дайте конституционно-правовую оценку системе предоставления индивидуальных налоговых и иных финансовых льгот различным негосударственным организациям.

Ответьте на вопрос: какой конституционный принцип использовал федеральный законодатель, установив запрет на предоставление индивидуальных льгот?»

1.4 «В уставе одного из субъектов Российской Федерации предусматривается следующая система органов государственной власти: Глава администрации – высшее должностное лицо субъекта РФ, Государственный Совет – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган власти, Верховный Суд – высший суд общей юрисдикции на территории субъекта РФ, Главный прокурор – глава прокуратуры субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ.

Какие нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» здесь допущены?

2.Проанализируйте федеральное законодательство и законодательство Тамбовской области и подготовьте доклад с ответом на вопросы:

‑ как обеспечивается верховенство федерального законодательства в случае противоречия ему актов субъектов?

‑ каковы виды  ответственность органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ?

‑ какова природа и вид юридической ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ

‑ в каких случаях возможно временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ?

3. В уставе одного из субъектов Российской Федерации содержатся положения, устанавливающие, что:

- срок полномочий областного законодательного собрания составляет шесть лет;

- срок полномочий высшего должностного лица области – два года;

- законы области обнародует председатель областного законодательного собрания.

Дайте конституционно-правовую оценку указанным положениям областного устава».

Какой орган должен нести ответственность за допущенные нарушения в законодательстве субъекта?

Какова процедура обеспечения законности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации?

В чем будет выражаться эта ответственность?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.018 с.)