Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации



 

Законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие:

‑ в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

 

Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Споры между законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются

‑ во внесудебном порядке, в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации;

‑ в судебном порядке.

Так, Президент Российской Федерации на основании ст. 85 Конституции РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

«Правовое регулирование взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации носит сложный, многоуровневый характер. В его основе лежит регионально-уставное (конституционное) регулирование, результатом которого должно стать формирование развитой системы правовых институтов взаимодействия двух ветвей власти как нормативно-правовой основы региональной системы "сдержек и противовесов".

Разногласия и споры между законодательными и исполнительными органами государственной власти являются, по мнению автора, разновидностью юридических коллизий, к разрешению которых необходимо подходить исключительно с правовых позиций. Необходима выработка региональных коллизионных процедур, создание правового режима предотвращения коллизий в соответствующей сфере государственно-правовых отношений» [51].

 

Контрольные вопросы по теме

1. В чем заключается взаимодействие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

2. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ участвует в формировании органов исполнительной власти в субъекте РФ?

3. Как происходит разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ?

4. Что представляют собой согласительные процедуры, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, при разрешении споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ?

5. Каковы меры ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации?

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Опишите основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ. Заполните таблицу.

Форма (способ) взаимодействия) Виды органов участвующих во государственно-правовых отношениях Правовая основа
     

 

2. Решите задачу.

В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

3. «На основе положений Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Читинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на следующие вопросы:

‑ должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне?

‑ какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать в своих конституциях и уставах?

‑ какие формы взаимоотношений данных органов могут быть предусмотрены самими субъектами РФ в статутных актах и законах»?

4. Опишите процедуры согласительных процедур, предусмотренных Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации при разрешении споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Заполните таблицу.

Вид процедуры разрешения конфликта Виды органов участвующих в разрешении конфликта Этапы разрешения правового спора 
     

5. Подготовьте доклад-презентацию на тему: «Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации».


Тема 6. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

План темы

6.1 Обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации.

6.2 Участие Президента РФ в обеспечении законности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

6.3 Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

6.1 Обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации

 

Необходимость обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ и установление ответственности должностных лиц субъектов РФ вызвана тем, что это «оказывает влияние на их деятельность в интересах более эффективного социального управления. В демократическом правовом государстве такая ответственность выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею, являясь конституционной основой принципа разделения властей. Поэтому отсутствие реального механизма ответственности исполнительных органов государственной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации, может нанести серьезный ущерб всей системе демократического правления и противоречит основам народовластия и принципам правового государства»[52], полагаем, что с данным мнением А.П. Жукова можно вполне согласиться.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ определены положения в которых формулируются общие правила обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ, в частности в ст. 27 закреплено что такие органы как прокуратура РФ, Президент РФ, суд вправе осуществлять надзор за законностью актов органов государственной власти субъектов. В частности: правовые акты:

‑ законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ высшего должностного лица субъекта Российской Федерации,

‑ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты

‑ должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем.

Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти субъекта РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке»[53].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.013 с.)