Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры с дидактическим модулем «Часики»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Игровой модуль «Часики» – это объемная дидактическая игрушка, которая помогает развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь; способствует профилактике дискалькулии, дислексии, дисграфии. «Часики» представляют конструкцию, по форме напоминающую будильник. Верхняя ручка позволяет свободно перемещать «часы» в любом игровом пространстве. Это напольная игрушка, изготовленная из современного, легко моющегося материала. В комплект входит двенадцать кружков, составляющих циферблат, на которых изображены цифры от 1 до 12; «точки» от 1 до 12; двенадцать изображений улиток; такое же количество изображений черепах; гласные буквы; математические знаки (+, ‑, =); две стрелки – «часовая» и «минутная». В цветовой гамме используются только основные цвета, что привлекает внимание детей. Использование в психолого‑педагогическом процессе дидактического модуля «Часики» позволяет: – диагностировать и формировать сенсомоторные способности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста; – диагностировать факторы риска возникновения дискалькулии и определять вид данного нарушения (оптическая, графическая, операциональная, практогностическая, дислексическая дискалькулия); – проводить профилактику дискалькулии, дислексии, дисграфии; – расширять у ребенка психические, сенсорные, перцептивные и моторные компоненты деятельности; – расширять воспитательное, обучающее и развивающее воздействие на детей посредством игровой технологии; – осуществлять преемственность и усложнение заданий за счет увеличения количества кружков с изображением точек или цифр, для развития топологических навыков использовать постепенное увеличение количества изображений улиток или черепах и т. д.; – максимально использовать игровой метод в формировании представлений о количестве, о цвете, топологических навыков, счете, арифметических действиях, решении задач, развитии фонематического восприятия, понятия «времени» и пространства и т. д.; – при систематическом использовании в различных игровых ситуациях повысить произвольность и сознательность выполняемых действий детьми; – развивается чувство партнерства, взаимопомощи, умение подчиняться правилам игры и т. п.
Игра 1
Адресность игры (здесь и далее): игра ориентирована на совместную деятельность взрослого с ребенком среднего и старшего дошкольного возраста. Эта игра может проводиться с детьми других возрастных групп (с учетом их индивидуально‑типологических особенностей), если у них есть проблемы в интеллектуальном и сенсомоторном развитии. Она также может быть использована для установления контакта с ребенком, имеющим проблемы эмоционально‑личностного характера. Ход игры . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает кружки, с нарисованными на них разным количеством точек от 1 до 12 (количество кружков увеличивается с учетом уровня развития счетных навыков детей). Педагог берет кружок с изображением одной точки, считает вслух и прикрепляет кружок на часы. Взрослый сопровождает свои действия словами: «Я прикрепила кружок с одной точкой. Я посчитала и узнала, что это – один. Дальше надо найти следующий кружок. На нем должно быть нарисовано две точки. Потому что после одного идет два. Была одна точка, нарисовали еще одну, стало – один, два» (счет на пальцах)». Далее предлагает вместе с ребенком найти следующий кружок, на котором будет нарисовано две точки. С помощью совместных действий определяют нужный круг и прикрепляют по часовой стрелке на часах. Далее взрослый говорит: «Теперь сделай сам, найди следующий кружок. У нас есть – один, два. Сколько дальше? Почему ты выбрал этот кружок? Как получилось число три? Было две точки, сколько еще нарисовали? Куда прикрепишь кружок на часах? Почему?». Таким образом, прикрепляются все предложенные в данном занятии круги. Взрослый движением руки показывает постепенность выкладывания кружков и просит ребенка объяснить, почему именно так надо было распределить круги.
Игра 2
Ход игры . Взрослый предлагает детям обратить внимание на «Часы», на которых прикреплены кружки с различным количеством нарисованных точек, расположенных не по порядку, например, один, два, четыре, три, пять. Взрослый просит найти ошибку, исправить ее, а другого ребенка объяснить, почему задание выполнено правильно или выполнено неверно. Далее просит одного из детей выложить круги по своему усмотрению, а другого ребенка определить, допущена ошибка или нет. Если круги располагаются не по порядку, то внести исправления и объяснить выполнение данного задания.
Игра 3
Ход игры . Взрослый на ковре в беспорядке выкладывает кружки, с изображенными на них цифрами от 1 до 12 (количество кружков увеличивается с учетом уровня развития счетных навыков детей). Он берет кружок с изображением цифры 1, называет ее вслух и прикрепляет кружок на часы. Взрослый сопровождает свои действия словами: «Я прикрепила кружок с цифрой 1. Дальше надо найти следующий кружок. На нем должна быть нарисована цифра 2, потому что после одного идет два. Если к одному прибавить еще один будет два» (счет на пальцах)». Далее предлагает вместе с ребенком найти кружок, на котором нарисована цифра 2. С помощью совместных действий определяют нужный круг и прикрепляют по часовой стрелке на часах. Далее взрослый говорит: «Теперь сделай сам, найди следующий кружок. У нас есть – один, два. Сколько дальше? Почему ты выбрал этот кружок? Как получилось число три? Посчитай на пальцах? Куда прикрепишь кружок на часах? Почему?». Таким образом, прикрепляются все предложенные в данном занятии круги. Взрослый движением руки показывает постепенность выкладывания кружков и просит ребенка объяснить, почему именно так надо было распределить цифры.
Игра 4
Ход игры . Взрослый предлагает детям обратить внимание на «Часы», на верху круга прикреплена цифра, от которой вниз расходятся две стрелки. Он называет эту цифру, под первой стрелкой внизу кладет круг с точками меньшего количества и объясняет задание, например: «Вверху прикреплена цифра пять, внизу к первой стрелке я положила кружок с двумя точками. Какой надо взять кружок с точками, чтобы вместе точек стало пять? Почему ты выбрал этот круг? Если к двум прибавить три, сколько получится? Давай посчитаем все точки и проверим». Далее педагог наверх прикрепляет другую цифру и просит одного из детей выбрать круг с точками, на котором их количество будет меньше, чем цифра. Этот круг ребенок прикрепляет под первой стрелкой. Второй ребенок должен найти следующий круг с точками и прикрепить его под второй стрелкой. Дети предлагают различные варианты образования числа из двух меньших, каждый раз объясняя свой выбор. В дальнейшем вместо кругов с точками можно использовать только изображения цифр.
Игра 5
Ход игры . Взрослый предлагает ребенку обратить внимание на «Часы», на которых прикреплены цифры и стрелки. Далее он объясняет задание: «Давай будем отгадывать загадки. Сначала я загадаю число, а ты попробуешь его отгадать. Маленькая стрелка показывает на цифру один, а мое число больше цифры один на один, поверни большую стрелку на число, которое я загадала. Объясни, как ты догадался. Следующая загадка. Маленькая стрелка показывает на цифру 5, а мое число на один меньше, чем пять. Покажи большой стрелкой мое число, на один меньше, чем пять. А теперь я буду отгадывать твои загадки».
Образовательная деятельность с детьми с модулем «Дидактическая черепаха»
Задачи: – закрепление навыков порядкового счета в пределах 10, прямого и обратного счета, умения называть последующее и предыдущее число, решать элементарные арифметические задачи; закрепление знаний основных цветов, величины предметов; развитие общей и мелкой моторики; формирование умения ориентироваться в пространстве; расширение представлений об окружающем мире. Оборудование: – модуль «Дидактическая черепаха» с сектором «Цифры», разноцветные цифры разного размера (большие и маленькие). Содержание игры Педагог предлагает детям посмотреть на цифры, которые разложены на ковре, от 0 до 10. Предлагает детям назвать их по порядку. И задает примерный вопрос – для чего нам надо знать цифры? Выслушивает ответы детей и делает заключение: цифры нужны для обозначения номеров домов, маршрутов автобусов, чтобы дети не перепутали номер своей школы или класса, для обозначения оценок в школе… А еще с помощью цифр можно сказать кому сколько лет. Вот вам сколько лет? Дети отвечают. Далее педагог предлагает поиграть: необходимо посмотреть еще раз на цифры, которые находятся на ковре, и ответить на примерные вопросы: Какого цвета цифры? Какой величины? Педагог перекладывает цифры не по порядку. Просит найти все красные цифры от 1 до 10. Ребенок показывает пальчиком на каждую цифру, называет их (по порядку). Цифры убираются. Следующему ребенку предлагается показать и назвать только большие (или только маленькие) цифры. Другому ребенку предлагается показать и назвать их в обратном порядке – от 10 до 1. Цифры убираются. При решении задач дети используют цифры и математические знаки на липучках. Педагог для каждой подгруппы выбирает необходимое количество задач и их сложность. В заключении предлагаются игры: «Чего не стало?» (дети закрывают глаза, а педагог или другой ребенок убирают одну цифру, сдвигая ряд оставшихся цифр, чтобы убрать промежуток между ними), «Что изменилось?» (цифры меняют местами), «Назови соседей цифры».
Варианты игр и игровых упражнений с водой с использованием стола‑ванны и плоскостных полистироловых фигур
Цифры‑рыбки (цифры из пластика). Ребенку предлагается поиграть с цифрами‑рыбками, плавающими в ванночке. Ребенок называет цифры, которые плавают в воде. Затем педагог просит ребенка брать цифры по одной из воды и по порядку приклеивать их на зеркало. После того как ребенок выложил цифры по порядку, взрослый предлагает ребенку отвернуться от зеркала и меняет цифры местами, ребенок восстанавливает порядок цифр. При необходимости он еще раз смачивает цифру в воде, восстанавливая свойства материала, из которого изготовлена цифра (намоченная в воде, она приклеивается к зеркалу). Угадай цифру, плавающую «на животе» (цифры из пластика). Ребенку предлагается назвать цифры, плавающие в воде перевернутыми, а также те, которые плавают правильно. Затем педагог просит ребенка выловить и приклеить к зеркалу только те цифры, которые располагаются в воде правильно, затем то же самое проделать с перевернутыми цифрами. После этого ребенок составляет последовательный цифровой ряд. Цифры и игрушки. Педагог ставит перед ребенком два тазика с водой, в один он опускает различные игрушки, геометрические фигуры, камушки, ракушки и т. п. Во второй бросает пластиковую цифру и просит ребенка назвать ее. Ребенок называет цифру. Затем педагог предлагает ему достать из тазика, где лежат разные предметы, такое количество одинаковых предметов (игрушек, ракушек, камешков), какое обозначает данная цифра, и бросить их в тазик, где плавает эта цифра. Ребенок достает из первого тазика по одному предмету, бросает их в другой тазик и считает. Педагог просит пересчитать количество предметов в тазике, где плавает цифра, и сказать, сколько всего предметов (игрушек, ракушек, камушков) ребенок бросил в этот таз и почему. Игра повторяется с другими цифрами, предварительно ребенок достает предметы и опускает их в первый таз. Игра продолжается столько раз, сколько цифр знает ребенок, и пока поддерживается игровой интерес. Уточки в озере. В тазу с водой плавают пластмассовые уточки. Взрослый рассказывает ребенку содержание задачи и просит повторить в действии все то, о чем в ней говорится, а потом ее решить: «В озере плавали три уточки. Потом в озеро пришла плавать еще одна уточка. Сколько уточек стало плавать в озере?» Ребенок выполняет игровое задание в соответствии с ходом задачи и решает ее на наглядном материале. Затем педагог предлагает другую задачу: «В озере плавали четыре уточки. Одна уточка устала плавать и вышла на берег. Сколько уточек осталось плавать в озере?» Ребенок выполняет игровое действие и решает задачу на наглядном материале. В игре можно использовать и другие плавающие игрушки (рыбки, лодочки).
Примерные конспекты уроков для коррекции дискалькулических расстройств у учащихся
Урок математики. 1 класс
Тема: Решение примеров на сложение в пределах 10 (комбинированный урок) Цель: закрепить умение решать примеры на сложение в пределах 10. Задачи: – закрепить представление о месте числа в числовом ряду; – учить сравнивать числа на основе их местонахождения; – формировать представление о сложении как арифметическом действии; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация); – развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; – развитие связной речи; – формирование навыков работы с учебником. – воспитание умения адекватно воспринимать инструкцию педагога. Оборудование: доска, индивидуальные карточки, счетный предметный материал, карточки с изображением разного количества предметов (три елочки, два круга…) для физкультминутки. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Устный счет. Педагог задает учащимся вопросы, направленные на выявление знаний числового ряда. Например: назови цифру, которая стоит перед цифрой шесть. Назови цифру, которая стоит между цифрами два и четыре. Далее педагог раздает учащимся индивидуальные карточки, на которых изображен числовой ряд с пропуском некоторых цифр. И предлагает их вписать. Например: Вставь пропущенные цифры: 1…, …, 4, …, 6, 7, …, 9, 10. Запиши соседей числа: … 2… …4… Подобные задания предлагаются на доске. 3. Сообщение темы урока. 4. Актуализация опорных знаний. Педагог вспоминает с учащимися смысл действия сложения. Знак «плюс» как основа сложения. Учитель разбирает пример на доске, комментируя его запись и решение. Например: возьми одну елочку. Теперь положи рядом еще две. Сосчитай, сколько всего елочек. Запиши пример. Учитель записывает 1+2=3. И говорит о том, что это – пример на сложение. Знак «+» показывает, что предметы и числа нужно сложить (прибавить). Читай так: к одному прибавить два, получится три. Педагог знакомит учащихся с понятиями: «В математике цифру, которая стоит в примере на сложение на первом месте, называют – первое слагаемое. Цифру, которая стоит на втором месте, после знака +, называют – второе слагаемое. Число, которое получается после сложения двух слагаемых, называется – сумма». Повторение этих понятий. 5. Физкультминутка. На доске карточки‑схемы. Учащиеся считают, сколько на карточке изображено елочек и кружков. Затем выполняю движения. Педагог предлагает учащимся выполнить следующие упражнения: – Сколько елочек зеленых, столько выполним поклонов. – Сколько здесь у нас кружков, столько выполним прыжков. 6. Обобщение и закрепление изученного материала. Учащиеся с помощью педагога решают примеры на сложение с использованием предметного материала. Примеры записываются на доске. Закрепляются понятия «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма». Далее учащимся предлагаются варианты самостоятельной работы: примеры на карточках; задания в учебниках: Н. Б. Истомина «Математика», стр. 47 (99, 100,103 и др.) и др. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание (комментарий). 9. Оценка работ учащихся.
Урок математики. 1 класс
Тема: Решение примеров и задач на вычитание в пределах 10 (урок закрепления) Цель: закрепить умение решать примеры и задачи на вычитание в пределах 10, называя компоненты вычитания. Задачи: – закрепить представление о вычитании как арифметическом действии; – закрепить представление о компонентах сложения; – учить называть компоненты вычитания; – учить решать примеры и задачи на вычитание, комментируя запись; – развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; – развитие связной речи; – формирование умения работать с учебником; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация); – воспитание умения адекватно воспринимать инструкцию педагога. Оборудование: доска, индивидуальные карточки с задачей, счеты, карточки в виде листочков с примерами. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Педагог предлагает учащимся назвать уменьшаемое, вычитаемое и остаток в решении примеров. 3. Устный счет. Педагог задает учащимся вопросы, направленные на выявление знаний числового ряда, местонахождение чисел в этом ряду. Просит назвать компоненты вычитания. 4. Обобщение и закрепление полученных знаний. На доске силуэты листьев, на которых написаны примеры. Например: 5–3= …, 7–4=…, 6–6=… Ученики по очереди выходят к доске, переворачивают листочек, читают пример, записывают его, решают и обязательно называют компоненты вычитания. 5. Физкультминутка. Педагог читает стихи, а учащиеся выполняют движения в соответствии со смыслом стихов:
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложим назад.
6. Решение задачи. Учащиеся читают на карточке условие задачи, продумываю ход решения, записывают условие, решение и ответ. Например: У Маши было 8 карандашей. 3 карандаша она отдала Диме. Сколько карандашей осталось у Маши? Комментарии: определяется условие, неизвестное, что надо найти; составляется схема решения (выражение). Индивидуально предлагается решение задачи с использованием наглядности. 7. Подведение итогов. 8. Домашнее задание (комментарии). 9. Оценка работ учащихся.
Урок математики. 1 класс
Тема: Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7 (урок закрепления и обобщения полученных знаний) Цель: закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания в пределах 7. Задачи: – закрепить представление о месте числа в числовом ряду; – закрепить представление о составе числа в пределах 7; – учить решать примеры на сложение и вычитание на наглядном материале; – закрепить представления о сенсорных эталонах (форма, цвет); – развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; – развитие ручной моторики; – развитие связной речи; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация); – формировать умение работать с учебником; – воспитание умения адекватно воспринимать инструкцию педагога. Оборудование: доска, индивидуальные карточки, предметные картинки для устного счета, геометрические фигуры для составления примеров, числовой ряд для счета, учебники, тетради. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Закрепление знаний (устный счет: индивидуальная работа, работа на карточках, работа с учебником). Педагог задает учащимся вопросы, направленные на выявление знаний числового ряда, местонахождение чисел в этом ряду. Ученики получают карточки с цифрами. Педагог показывает картинки, на которых изображено разное количество предметов, ученики поднимают соответствующую цифру и объясняют свое решение. Ученикам выдаются индивидуальные карточки, на которых изображены «числовые домики» с пропущенными цифрами. Учащимся предлагается вставить пропущенные цифры. Детям предлагаются подобные задания на индивидуальных карточках, в учебнике и др. 3. Закрепить представления о сенсорных эталонах (форма, цвет): В классе находятся геометрические фигуры разного цвета. Педагог просит найти и назвать геометрические фигуры и их цвет. Затем обращает внимание учащихся на доску, где прикреплены геометрические фигуры и картинки с предметами разной формы. Учитель предлагает учащимся прикрепить картинку под соответствующей фигурой (комментирование). 4. Пальчиковая гимнастика. Педагог читает стихи, а ученики выполняют соответствующие движения:
Этот моет, этот трет, Этот все цветы польет, Этот постирает, Этот убирает. Вместе пальчики мои Маме помогают. Этот ест, этот пьет, Этот песенки поет, Этот любит погулять, Этот любит рисовать. Вместе пальчики мои Будут весело играть.
5. Самостоятельная работа. Далее педагог вместе с учениками вспоминает, что знак «плюс» обозначает, что предметы или числа нужно прибавить и станет больше, а знак «минус», что нужно отнять и станет меньше. На доске наглядное пособие «Солнышко». Учащиеся составляют примеры, записывают их в тетрадь и решают с помощью числового ряда (при необходимости педагог оказывает необходимую помощь). (Комментирование). 6. Домашнее задание (комментирование). 7. Подведение итогов. Оценка работ учащихся.
Урок математики. 1 класс
Тема: Сложение и вычитание в пределах 10 (урок обобщения и закрепления). Цель: закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи: – закрепить представление о месте числа в числовом ряду; – закрепить представление о составе числа 10; – учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10; – развитие зрительного и слухового восприятия и внимания; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация); – формирование умения работать с учебником; – воспитание умения правильно вести себя в условиях педагогического процесса. Оборудование: карточки с изображением поезда для каждого учащегося, фишки, числовые домики, карточки с цифрами, индивидуальные карточки. Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель сообщает ученикам, что сегодня они отправятся в путешествие и просит угадать, на чем же они поедут:
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.
(Поезд). 2. Устный счет. Учащимся выдаются листки, на которых нарисован поезд. Учитель обращает внимание на то, что не все вагоны пронумерованы и просит учеников дописать недостающие номера. Педагог спрашивает, какой вагон следует за 6, перед 9, после 2 и т. п. Предлагаются подобные задания без использования наглядности. 3. Сообщение темы урока. 4. Актуализация опорных знаний. Учитель сообщает, что к поезду уже спешат пассажиры и просит учащихся рассадить их по вагонам (по одному в каждый). Педагог говорит: «Поезд едет, колеса стучат, а в поезде этом зверята сидят: лиса и бобер, енот и олень, тигренок, котенок, зайчонок, медведь и тюлень». Учащиеся кладут на каждый вагон фишку по числу перечисленных животных. Педагог спрашивает, остались ли свободные вагоны. Сколько? Сколько вагонов занято? Учитель просит записать эти числа в «домик» числа 10 и заполнить остальные «окошки» (состав числа 10). В случае затруднений педагог помогает учащимся, высаживая «пассажиров» из вагонов. 5. Физкультурная минутка. Учащимся выдаются карточки с цифрами от 0 до 6. Педагог вызывает одного из учеников и просит показать, какое число у него на карточке (например, 5), а потом вызывает «соседей» этого числа. 6. Обобщение и закрепление изученного материала. На доске цепочка примеров: 1+3=… ‑0=… +3= … – 5=… +7=… +1=10 Учащиеся записывают примеры в тетрадь и решают. Работа с карточками: учащиеся должны вставить нужный знак. Например: 6…1=7 1…1=2 7…3=4 Далее детям предлагается решить задачу из учебника (комментирование). 7. Домашнее задание (комментирование). 8. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Тематики и план дипломных работ по профилактике и коррекции дискалькулии у детей, акалькулии у взрослых
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.011 с.) |