Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса.



 

      Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Личность является системным образованием, то есть все психические процессы, качества и свойства связаны между собой и влияют друг на друга. Существуют разные подходы к структурированию личности. А.Г. Ковалев выделяет: а) темперамент (структуру природных свойств); б) направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); в) способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психич. деятельности. Структура личности – более частная ее характеристика, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции. К.К. Платонов выделяет в структуре Л.: а) социально обусл. особенности (направленность, моральные качества); б) биологич. обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); индивидуальные особенности различных психических процессов. Б.Г. Ананьев: а) определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); б) динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; в) статус и социальные функции-роли; г) мотивация поведения и ценностные ориентации; д) структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.

Существует, соответственно, значительное количество теорий личности. Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение и развитие исходя из внутренних, субъективных характеристик личности. Социодинамические теории – те, в которых главную роль в детерминации поведения и развития отводят внешней ситуации и не придают значения внутренним свойствам. Интеракционистские – принцип взаимодействия внутренних и внешних факторов. Теория черт (Оллпорт, Кеттелл): люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости черт. Теория социального научения (Д. Роттер) – альтернатива теории черт. Основная характеристика Л. – поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение оказывают поддержка или осуждение его со стороны окружающих. Индивид. различия в поведении являются результатом опыта длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы развития – викарное научение (наблюдение других) и подражание. Устойчивость личности определяется не ее качествами, а постоянством возникновения схожих ситуаций. Дополнительно: психоанализ, теории гуманистической психологии (Маслоу, самоактуализация, пирамида потребностей).
Формирование личности есть результат ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Распадается на ролевые ожидания и ролевое поведение. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Бывают предписанные и приобретенные, естественные и профессионально-должностные.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению, им.

 

4. Современная система образования в России.

Современное общество возлагает ответственность за всесторонне развитого человека на систему образования — специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности.

В современном педагогическом процессе система образования занимает центральное место. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека.

Система образования призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование. Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, религиозных и общественных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм подчиненности.

Образовательная система России имеет при себе следующие типы образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в общественную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях.

Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способность заниматься самообразованием. Для более глубокой дифференциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.).

Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В такие учреждения дети и подростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации программ среднего и высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного или полного среднего образования. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи.

Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях. Цель такого образования — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возможность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.

Учреждения дополнительного образования (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры профессиональной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социально принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образования, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества.

Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит в процессе приобретения знаний и социального опыта, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогической системы.

Педагогическая психология:

5. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия.

В нашей стране подготовка кадров дошкольных работников осуществляется в педагогических училищах и на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.

К подготовке специалистов дошкольного профиля предъявляются высокие требования. Воспитатель дошкольного учреждения должен иметь специальное образование. Подготовка воспитателей со средним специальным образованием осуществляется в педагогических училищах на дневных, вечерних и заочных отделениях на базе неполной и полной средней школы.
Учебный план предусматривает достаточную теоретическую и общеобразовательную подготовку учащихся путем изучения обществоведения, истории, экономической географии, литературы, русского языка, математики, физики, химии, общей биологии, иностранного языка. Профессиональная подготовка будущих воспитателей осуществляется в процессе изучения анатомо-физиологических, психологических, педагогических дисциплин, необходимых для лучшего уяснения возрастных особенностей детей, содержания и методики воспитательно-образовательной работы с ними.

Существенное место в формировании высококвалифицированных специалистов дошкольного профиля принадлежит педагогической практике.
В результате теоретического и практического обучения воспитатель дошкольного учреждения должен глубоко овладеть основами марксистско-ленинского учения, методикой воспитания и обучения детей, приобрести профессиональную эрудицию и успешно применять полученные знания, умения, навыки в практической работе с детьми. По окончании педагогических училищ выпускники направляются на работу в дошкольные учреждения, где они призваны стать мастерами педагогического труда.
Лучшие учащиеся педагогических училищ и воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность продолжать свое образование на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. По окончании института выпускникам присваивается квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию.

Наиболее талантливые воспитатели, руководители дошкольных учреждений, получившие высшее педагогическое образование и имеющие опыт практической работы, могут продолжать обучение в аспирантуре, затем заниматься научной работой.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А.Козлова, Т.А.Куликова выделяют:

· педагогическую направленность, как комплекс психологи­ческих установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

· эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

· педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

· педагогическую зоркость, проявляющуюся фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

· педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

· культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог - коллеги»;

· педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются: человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и свя­занных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И.П. Подласый выделяет: научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Услов­но эти умения делятся на гностические, конструктив­ные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А.Панько).

Гностические - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педа­гогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для про­ектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощают­ся в планировании работы, в составлении конспектов заня­тий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установле­нии педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога - это умения петь, танце­вать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называе­мого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения

Стили педагогического общения. Педагогическое общение – целостная система приемов и навыков социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, которая реализует коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции общения, направленные на социально-психологическое обеспечение взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированного характера. 

Стили педагогического общения – это индивидуально-типологическая особенность взаимодействия педагога с учащимися.

Стили педагогического общения. Схема: стиль – схема общения – положение партнеров по общению – основы общения – рамки общения.

Совместное творчество – деятельностно-диалоговая – паритет – единство профессиональной этики и такта – неформальные.

Дружеское расположение – диалоговая – открытость контакта – интерес к личности партнера – неформальные.

Заигрывание – диалогово-монологовая – авторитет – низкая профессиональная и коммуникативная культура – формально-неформальные.

Устрашение – монолог – авторитет (его подчеркивание) – низкий профессиональный уровень коммуникативного развития, неуверенность в себе – формально-официальный.

Дистанция – монолог – авторитет (неравенство, подчеркивание различий) – низкий уровень коммуникативной культуры – официальный.

Менторский – монолог – авторитет, назидание и покровительство – средний уровень коммуникативной культуры, отсутствие эмпатии – официальный.

Система формирования индивидуального стиля общения. 1. Изучение своих личностных особенностей. 2. Установление недостатков в личностном общении. 3. Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей. 4. Закрепление индивидуального стиля общения в реальной деятельности с детьми.

Модели педагогического общения. Схема: название модели общения – символическое название – признаки – следствия.

Диктаторская – «Монблан» - педагог отстранен от учеников, учащиеся в роли слушателей, преобладает информационное сообщение – отсутствие психологического контакта, пассивность учащихся.

Неконтактная – «Китайская стена» - слабая обратная связь, снисходительное отношение к ученикам – равнодушное отношение учащихся к учителю, отсутствие взаимопонимания.

Модель дифференцированного внимания – «Локатор» - избирательное отношение к ученикам, неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом – нарушается целостность взаимодействия в системе «педагог-коллектив», контакты учителя с учащимися фрагментарны, ситуативные.

Гипер-рефлексивная – «Гамлет» - педагог озабочен тем, как он воспринимается детьми – обостренная социально-психологическая чувствительность учителя, приводящая его к неадекватным реакциям на действия детей.

Модель негибкого реагирования – «Робот» - жесткая основа взаимоотношений, педагог не способен менять свои действия с учетом конкретной ситуации – низкий эффект педагогического взаимодействия, отсутствие взаимопонимания.

Авторитарная – «Я сам» - учитель главное и единственно действующее лицо – не поддерживается активность и творчество учащихся, подавляется инициатива.

Активного взаимодействия – «Союз» - учитель постоянно в диалоге с учениками, мажорный тон общения, поощряет инициативу и творчество учеников – хороший психологический контакт, стиль дружеского взаимодействия и взаимопонимания.

Педагогический такт можно определить как соблюдение пе­дагогического принципа меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, как умение выбрать правиль­ный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способ­ность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении воз­можных последствий применения тех или иных методов и свое­временной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогическо­го воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе не имеют значимости для учащихся. Точно так же и по­ложение учителя само по себе не гарантирует уважительного от­ношения к нему со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.

Эмпатия - это понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием.
Эмпатия — сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными (20). Основоположник гуманистической психологии К.Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание партнера».

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания. Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик — учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом; радость воспитанника от успешного решения задачи, которая ранее не решалась и т.д.
В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.
Эмпатия-сопереживание более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатия-сочувствие более характерна для подростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми.
Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики.

Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:
-умение слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано);
-положительная установка на воспитанника;

- развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.122 (0.051 с.)