Работы по профессиональному и карьерному консультированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы по профессиональному и карьерному консультированию



В ПОМОЩЬ ТЬЮТОРУ:

методические рекомендации

Методические рекомендации по организации

РАЗДЕЛ I. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Методики, представленные в данном разделе, могут использоваться как в групповом, так и в индивидуальном формате. Целесообразно начинать работу по профессиональному самоопределению обучающихся именно с диагностического блока: зная свои склонности и предпочтения, студенты могут участвовать в других видах работ более адресно и эффективно.

 

ХУДОЖНИК ИЛИ МЫСЛИТЕЛЬ

Великий русский ученый, академик, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов изучал не только собак, он сделал потрясающие открытия в области человеческой психологии. В частности, он выяснил, что все мы делимся на «художников» и «мыслителей». «Художники» – это люди, которые больше живут чувствами, больше переживают, полагаются в своих решениях на эмоции, у них богатое воображение, они мыслят образами. «Мыслители» – это люди рассудка и здравого рассуждения, они придерживаются «объективности», стараются все понять, а полученные знания – классифицировать, упорядочить. У них тоже все хорошо с воображением, но они больше мыслят знаками, языковыми конструкциями, их стихия – теория, логика, порядок.

БЛОК 1 – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Ответьте на вопросы, используя баллы от 0 до 10 (0 – безоговорочное отрицание, 10 – безоговорочное согласие).

1. у меня преобладает хорошее настроение

2. я помню то, чему учился несколько лет назад

3. прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее

4. когда я слушаю рассказ, то представляю его и в образах

 

5. я считаю, что эмоции в разговоре только мешают

6. мне трудно дается алгебра

7. я легко запоминаю незнакомые лица

8. в группе приятелей я первым начинаю разговор

9. если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов

 

10. у меня преобладает плохое настроение

Подсчитать сумму баллов:

Левое полушарие (ЛП): 1+2+5+8+9

Правое полушарие (ПП): 3+4+6+7+10

· если ЛП > ПП больше чем на 5 баллов – логический тип. Вы в целом оптимист и большую часть проблем решаете самостоятельно. Как правило, без особого труда вступаете в контакт с людьми. Полагаетесь на расчет больше, чем на интуицию. Легче дается деятельность, требующая логического мышления. Профессии: математик, преподаватель точных наук, конструктор, программист, пилот, водителем, чертежником…

 

· ПП > ЛП – художественный склад. Склонность к некоторому пессимизму. Полагается больше на собственные чувства, чем на логический анализ, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но может работать и в неблагоприятных условиях (шум, помехи). Способность к образному мышлению => художник, актер, архитектор, врач, воспитатель…

 

· ПП = ЛП – равные признаки логического и художественного мышления. Быстро ориентируется в экстремальных ситуациях. Управленец, лектор, полководец, испытатель техники, спасатель и т.д.

ПП – преобладают яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций.

ЛП – преобладают абстракции, логические рассуждения.

БЛОК 2 – ЭЕСПРЕСС-АНАЛИЗ

ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

 

Необходимо провести по очереди следующие пробы:

a. Переплетите пальцы рук. Запишите, большой палец какой руки оказался сверху. (Л или П)

 

b. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами. Поочередно закрывайте то один глаз, то второй. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? (П или Л)

 

c. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху? (Л или П)

d. Похлопайте. Какая ладонь сверху? (П или Л)

 

Записать последовательность получившихся результатов и сверить с интерпретацией:

ПППП – консерватор, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, нерешителен.

 

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический.

 

ППЛЛ – похож на предыдущий, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

 

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

 

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Подвержены разным влияниям, беззащитны, но способны идти на конфликт.

 

ПЛЛП – артистизм, непостоянство, склонность к новым впечатлениям,смел в общении, избегает конфликтов, меняя тип поведения. Среди женщин встречается вдвое чаще, чем среди мужчин.

 

ПЛЛЛ – более характерен для мужчин. Независимость, непостоянство, аналитический склад ума.

 

ЛППП – один из распространенных. Эмоционален, легко контактирует с другими, но подвержен чужому влиянию.

 

ЛППЛ – похож на предыдущий, только еще более наивен и мягок.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.

 

ЛПЛЛ – сильный характер, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

 

ЛЛПП – дружелюбие, простота, разбросанность интересов ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, у мужчин почти не встречается.

 

ЛЛЛП – эмоциональность + решительность = непродуманные поступки, энергичен

 

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Яркая эмоциональность и индивидуальность, упорство и некоторая замкнутость.

МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испыт ывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

 

Таблица 1. Сферы труда «Человек», «Информация», «Финансы»

 

ВИДЫ ТРУДА

СФЕРЫ ТРУДА

1.1. Человек 1.2. Информация 1.3.Финансы
2.1. Управление Менеджер по персоналу Администратор Маркетолог Диспетчер Статистик Экономист Аудитор Аналитик
2.2. Обслуживание Продавец Парикмахер Официант Переводчик Экскурсовод Библиотекарь Бухгалтер Кассир Инкассатор
2.3. Образование Учитель Воспитатель Социальный педагог Преподаватель Ведущий теле- и радиопрограмм Консультант Преподаватель экономики
2.4. Оздоровление Врач Медсестра Тренер Ренгенолог Врач (компьютерная диагностика) Антикризисный управляющий Страховой агент
2.5. Творчество Режиссер Артист Музыкант Программист Редактор Web-дизайнер Менеджер по проектам Продюсер
2.6. Производство Мастер производственного обучения Корректор Журналист Полиграфист Экономист Бухгалтер Кассир
2.7. Констру-ирование Стилист Пластический хирург Картоглаф Программист Web-мастер Плановик Менеджер по проектам
2.8. Исследование Психолог Следователь Лаборант Социолог Математик Аналитик Аудитор Экономист Аналитик
2.9. Защита Полицейский Военный Адвокат Арбитр Юрист Патентовед Инкассатор Охранник Страховой агент
2.10. Контроль Таможенник Прокурор Табельщик Корректор Системный программист Ревизор Налоговый инспектор

 

Таблица 2. Сферы труда «Техника», «Искусство, «Животные»

 

ВИДЫ ТРУДА

СФЕРЫ ТРУДА

1.4. Техника 1.5. Искусство 1.6. Животные 2.1. Управление Технолог Авиадиспетчер Инженер Режиссер Продюсер Дирижер Кинолог Зоотехник Генный инженер 2.2. Обслуживание Водитель Слесарь Теле-радиомастер Системный администратор Гример Костюмер Парикмахер Животновод Птицевод Скотовод 2.3. Образование Мастер производственного обучения Хореограф Преподаватель музыки, живописи Дрессировщик Кинолог Жокей 2.4. Оздоровление Мастер автосервиса Физиотерапевт Пластический хирург Косметолог Реставратор Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог 2.5. Творчество Конструктор Дизайнер Художник Художник Писатель Композитор Длессировщик Служитель цирка 2.6. Производство Станочник Аппаратчик Машинист Ювелир График Керамист Животновод Птицевод Рыбовод 2.7. Констру-ирование Инженер-конструктор Телемастер Архитектор Дизайнер Режиссер Генный инженер Виварщик Селекционер 2.8. Исследование Испытатель (техники) Хронометражист Искусствовед Критик Журналист Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог 2.9. Защита Пожарный Сапер Инженер Постановщик трюков Каскадер Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора 2.10. Контроль Техник-контролер Обходчик ЖД Выпускающий редактор Консультант Консультант Эксперт по экстерьеру

 

Таблица 3. Сферы труда «Растения», «Продукты»

 

ВИДЫ ТРУДА

СФЕРЫ ТРУДА

1.7. Растения 1.8. Продукты 2.1. Управление Агроном Фермер Селекционер Товаровед Менеджер по продажам 2.2. Обслуживание Овощевод Полевод Садовод Экспедитор Упаковщик Продавец 2.3. Образование Преподаватель биологии Эколог Мастер производственного обучения 2.4. Оздоровление Фито-терапевт Гомеопат Травник Диетолог Косметолог Санитарный инспектор 2.5. Творчество Фито-дизайнер Озеленитель Флорист Кондитер Повар Кулинар 2.6. Производство Овощевод Цветовод Садовод Технолог Калькулятор Повар 2.7. Конструирование Селекционер Ландшафтный дизайнер Флорист Инженер-технолог Кулинар 2.8. Исследование Биолог Ботаник Микробиолог Лаборант Дегустатор Санитарный врач 2.9. Защита Эколог Микробиолог Миколог Санитарный врач Лаборант Микробиолог 2.10. Контроль Селекционер Агроном Лаборант Дегустатор Лаборант Санитарный врач

 

 

Таблица 4. Сферы труда «Изделия», «Природные ресурсы»

 

ВИДЫ ТРУДА

СФЕРЫ ТРУДА

1.9. Изделия 1.10. Природные  ресурсы 2.1. Управление Менеджер по продажам Логистик Товаровед Энергетик Инженер по кадастру 2.2. Обслуживание Продавец Упаковщик Экспедитор Егерь Лесник Мелиоратор 2.3. Образование Мастер производственного обучения Преподаватель Эколог 2.4. Оздоровление Фармацевт Ортопед Протезист Бальнеолог Эпидемиолог Лаборант 2.5. Творчество Резчик по дереву Витражист Скульптор Архитектор Мастер-цветовод Декоратор 2.6. Производство Швея Кузнец Столяр Шахтер Нефтяник Техник 2.7. Конструирование Модельер Закройщик Обувщик Дизайнер ландшафта Инженер 2.8. Исследование Эргономик Контролер Лаборант Биолог Метеоролог Агроном 2.9. Защита Сторож Инспектор Охрана ресурсов Инженер по ТБ 2.10. Контроль Оценщик Контролер ОТК Приемщик Радиолог Почвовед Эксперт

 

1.4. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (ДЖ. ХОЛЛАНД)

 

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Холландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Холланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Инструкция к методике Холланда. Вам предлагается 43 пары профессий, причем каждой паре Вы обязаны выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».

Вариант А Вариант Б
1 Автомеханик Авиаконструктор
2 Егерь Интервьюер
3 Кондитер Делопроизводитель
4 Пасечник Администратор
5 Радиооператор Актер
6 Астроном Гид-экскурсовод
7 Бактериолог Корректор текстов
8 Зоолог Брокер
9 Минеролог Актер цирка
10 Гувернантка Работник архива
11 Священник Глава администрации
12 Консультант по профориентации Драматург
13 Финансовый контролер Директор
14 Шифровальщик Искусствовед
15 Директор магазина Комозитор
16 Горный инженер Биофизик
17 Животновод Репетитор
18 Маляр Составитель каталогов
19 Охотовед Директор рынка
20 Электротехник Карикатурист
21 Биолог Семейный врач
22 Вирусолог Контролер-кассир
23 Генетик Менеджер
24 Гидробиолог Писатель
25 Воспитатель детского сада Чертежник
26 Инструктор по плаванию Начальник отдела сбыта
27 Медицинская сестра Манекенщица
28 Наборщик типографии Оптовый торговец
29 Переписчик нот Музыкальный аранжировщик
30 Начальник стройки Музыкант-исполнитель
31 Машинист тепловоза Инженер-исследователь
32 Портной Консультант службы знакомств
33 Рулевой моторист Регистратор
34 Штукатур Предприниматель
35 Садовник Танцор
36 Редактор научного журнала Учитель
37 Физик-теоретик Копировальщик чертежей
38 Ихтиолог Президент банка
39 Ученый-теоретик Художник по интерьеру
40 Преподаватель иностранного языка Контролер качества
41 Тренер по лечебной физкультуре Снабженец
42 Социальный работник Художник-мультипликатор
43 Продюсер телевидения Режиссер

Ключ к тесту Дж Голланда.

Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.

Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А

Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.

Конвенциальный (офисный)тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.

Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.

 Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.

За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл. Необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%. Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.

Интерпретация результатов теста на профориентацию Дж. Холланда. Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

«Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать» (Шенк)

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип: офисный.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т.п.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

«Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач» (В. Бехтерев)

Конвенциональный (офисный) тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

«Офис может работать без шефа, но не без секретаря» (Дж. Фонда).

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей

Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

«Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта» (О. Генри).

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

«Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам» (М. Ларни).

I. Демонстративный тип

Демонстративные люди обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания. Черты демонстративного типа подкрепляются воспитанием: в погоне за очередной порцией внимания демонстративные дети впадают в истерику, а подростковом возрасте с этой целью могут предпринимать попытки самоубийства. Проблемы со здоровьем также нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.

Демонстративные личности легко вживаются в разные социальные роли, обладают развитым воображением, но иногда настолько увлекаются, что теряют грань между вымыслом и реальностью. Для них характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании.

Люди демонстративного типа способны увлечь других артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих действий, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого. Ярко выраженный демонстративный тип характеризуется доминантой на себе, при которой другие являются только фоном.

Личности данного типа с удовольствием участвуют в концертах и спектаклях, охотно занимаются общественной работой, дающей возможность быть в центре внимания.

Демонстративные черты характера необходимы артистам, поскольку им требуется умение перевоплотиться в своих героев. Преподаватель, политик, общественный деятель также обладают демонстративными чертами характера, которые помогают донести свои идеи до слушателей. Однако наличие этих черт еще не является гарантией профессиональной успешности - необходимы таланты и способности, а также терпение и трудолюбие, которых демонстративным личностям часто не хватает.

Возможно, поэтому их не привлекает работа, требующая способности к искреннему сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (социальная работа); концентрации на проблеме, терпения и упорства (научная работа); устойчивости к монотонному труду и четкой регламентации (работа на производстве и в офисе).

Представители демонстративного типа при выборе профессии часто руководствуются соображениями престижа, поэтому предпочитают деятельность, связанную с выступлениями перед публикой; работу в СМИ, политику; шоу-бизнес; актерско-сценическую деятельность, а также профессии, которые в данный момент пользуются популярностью.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца.

II. Тревожный тип

Люди тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессогенной ситуацией. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести.

Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.

Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений. При выборе профессии они обычно занижают уровень притязаний, недооценивая свои возможности.

Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения.

Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что позволяет быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.

III. Эмотивный тип

Драматические сцены, грустная концовка сцена фильма книги вызывает у эмотивных людей искренние слезы. Так же легко у них появляются слезы радости. С возрастом сила чувств эмотивных личностей не ослабевает: они переживают горе и радость острее, чем другие люди.

Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные люди разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников. При выборе профессии нередко руководствуются советами родителей, к которым очень привязаны.

Самая яркая черта эмотивной личности - способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие. Несмотря на низкий порог чувствительности, эмотивы обладают достаточно сильной нервной системой, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками, однако в длительной стрессовой ситуации есть риск возникновения психосоматических заболеваний.

В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и дружелюбны, предпочитают неформальное общение.

В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.

Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.

IV. Целеустремленный тип

Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который, кажется, и так "запрограммирован" на достижение высоких показателей в любом виде деятельности.

Люди этого типа не слишком общительны - более широким и теплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества.

Благодаря трудолюбию и честолюбию целеустремленные личности достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием.

Мнение окружающих для них безразлично - они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка "человеческого фактора" может снижать их эффективность.

Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, они дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.

Однако целеустремленным людям может не хватать способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.

V. Педантичный тип

Люди, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьезностью и ответственностью, постоянством в привязанностях.

Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, иногда доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.

Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не слишком подходит. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.

Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.

VI. Гипертимный тип

Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность гипертимных детей, отмечая при этом их хорошие способности и живой ум. Мелочный контроль со стороны взрослых, навязчивая опека, постоянные нравоучения вызывают у гипертимов протестные реакции, провоцируют нарушение правил и порядков.

У гипертимов высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон, они обгоняют сверстников в физическом развитии, легко справляются с физическими нагрузками. Но отличное настроение могут испортить вспышки раздражения, вызванные противодействием в реализации их планов. Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию.

Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать и умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм гипертима может иметь непредсказуемые последствия для него самого и его последователей. У гипертимов высок риск зависимого поведения.

Увлечения гипертимных людей отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.119 с.)