Дифференциально-диагностический опросник (ддо) Е. А. Климова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциально-диагностический опросник (ддо) Е. А. Климова



 

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

 

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1а. Ухаживать за животными ИЛИ 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным ИЛИ 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток ИЛИ 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) ИЛИ 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

 

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) ИЛИ 6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) ИЛИ 7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) — подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) ИЛИ 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных ИЛИ 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений ИЛИ 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять ИЛИ 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

 

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты ИЛИ 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) ИЛИ 15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. ИЛИ 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов  
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. ИЛИ 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада ИЛИ 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

ЛИСТ ОТВЕТОВ

 

I   II III IV V

1 a

1 б 2 а 2 б 3 а

3 б

4 а 4 б 5 а 5 б

6 а

  6 б   7 а
    7 б 8 а   8 б
    9 а   9 б  
10 а     10 б  
11 а 11 б 12 а 12 б 13 а

13 б

14 а 14 б 15 а 15 б
16 а   16 б   17 а
    17 б 18 а   18 б
    19 а   19 б  
20 а     20 б  
           

 

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество зна-ков «+». Название типов профессий по столбцам:

 

1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек—техника» — все технические профессии;

3. «человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.

 

ХУДОЖНИК ИЛИ МЫСЛИТЕЛЬ

Великий русский ученый, академик, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов изучал не только собак, он сделал потрясающие открытия в области человеческой психологии. В частности, он выяснил, что все мы делимся на «художников» и «мыслителей». «Художники» – это люди, которые больше живут чувствами, больше переживают, полагаются в своих решениях на эмоции, у них богатое воображение, они мыслят образами. «Мыслители» – это люди рассудка и здравого рассуждения, они придерживаются «объективности», стараются все понять, а полученные знания – классифицировать, упорядочить. У них тоже все хорошо с воображением, но они больше мыслят знаками, языковыми конструкциями, их стихия – теория, логика, порядок.

БЛОК 1 – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Ответьте на вопросы, используя баллы от 0 до 10 (0 – безоговорочное отрицание, 10 – безоговорочное согласие).

1. у меня преобладает хорошее настроение

2. я помню то, чему учился несколько лет назад

3. прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее

4. когда я слушаю рассказ, то представляю его и в образах

 

5. я считаю, что эмоции в разговоре только мешают

6. мне трудно дается алгебра

7. я легко запоминаю незнакомые лица

8. в группе приятелей я первым начинаю разговор

9. если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов

 

10. у меня преобладает плохое настроение

Подсчитать сумму баллов:

Левое полушарие (ЛП): 1+2+5+8+9

Правое полушарие (ПП): 3+4+6+7+10

· если ЛП > ПП больше чем на 5 баллов – логический тип. Вы в целом оптимист и большую часть проблем решаете самостоятельно. Как правило, без особого труда вступаете в контакт с людьми. Полагаетесь на расчет больше, чем на интуицию. Легче дается деятельность, требующая логического мышления. Профессии: математик, преподаватель точных наук, конструктор, программист, пилот, водителем, чертежником…

 

· ПП > ЛП – художественный склад. Склонность к некоторому пессимизму. Полагается больше на собственные чувства, чем на логический анализ, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но может работать и в неблагоприятных условиях (шум, помехи). Способность к образному мышлению => художник, актер, архитектор, врач, воспитатель…

 

· ПП = ЛП – равные признаки логического и художественного мышления. Быстро ориентируется в экстремальных ситуациях. Управленец, лектор, полководец, испытатель техники, спасатель и т.д.

ПП – преобладают яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций.

ЛП – преобладают абстракции, логические рассуждения.

БЛОК 2 – ЭЕСПРЕСС-АНАЛИЗ

ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

 

Необходимо провести по очереди следующие пробы:

a. Переплетите пальцы рук. Запишите, большой палец какой руки оказался сверху. (Л или П)

 

b. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами. Поочередно закрывайте то один глаз, то второй. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? (П или Л)

 

c. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху? (Л или П)

d. Похлопайте. Какая ладонь сверху? (П или Л)

 

Записать последовательность получившихся результатов и сверить с интерпретацией:

ПППП – консерватор, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, нерешителен.

 

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический.

 

ППЛЛ – похож на предыдущий, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

 

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

 

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Подвержены разным влияниям, беззащитны, но способны идти на конфликт.

 

ПЛЛП – артистизм, непостоянство, склонность к новым впечатлениям,смел в общении, избегает конфликтов, меняя тип поведения. Среди женщин встречается вдвое чаще, чем среди мужчин.

 

ПЛЛЛ – более характерен для мужчин. Независимость, непостоянство, аналитический склад ума.

 

ЛППП – один из распространенных. Эмоционален, легко контактирует с другими, но подвержен чужому влиянию.

 

ЛППЛ – похож на предыдущий, только еще более наивен и мягок.

ЛПЛП – самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.

 

ЛПЛЛ – сильный характер, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

 

ЛЛПП – дружелюбие, простота, разбросанность интересов ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, у мужчин почти не встречается.

 

ЛЛЛП – эмоциональность + решительность = непродуманные поступки, энергичен

 

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Яркая эмоциональность и индивидуальность, упорство и некоторая замкнутость.

МАТРИЦА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Многие испыт ывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.02 с.)