Анкетирование первокурсников, проживающих в общежитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетирование первокурсников, проживающих в общежитии



Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведут прибывшие для обучения иногородние студенты, была представлена анкета из 3-х вопросов.

В анкетировании приняли участие 50 человек.

На вопрос «Актуален ли среди молодежи в нашем городе ЗОЖ?» были получены следующие ответы: да (20 человек); нет (23человека); не знаю (7 человек).

На вопрос «Ведете ли вы ЗОЖ?» респонденты ответили: да (29 человек); нет (12человек);50/50 (9 человек).

На вопрос «Что вы делаете, чтобы сохранить свое здоровье?» я получила такие ответы: Правильно питаюсь, занимаюсь спортом (33 человека);Ничего (7 человек); Не всегда получается вести ЗОЖ (10 человек).

Вторая анкета была представлена студентам, чтобы определить какие эмоции они испытывают, ведь только позитивные эмоции, позитивный эмоциональный настрой укрепляют здоровье. По типу вопросов анкета состояла из 4-х блоков: (общая удовлетворённость жизнью в общежитии; адаптация студентов в общежитии; воспитательная часть; самоуправление в общежитии).

Анализ анкетирования показал, что студенты быстро адаптировались в общежитии, стремятся к активной жизни, проявляют интерес принимать участие в проведении различных мероприятий воспитательного характера, но недостаточно внимания уделяют своему здоровью.

2. Мероприятия по привлечению иногородних студентов-первокурсников к ЗОЖ.

Результатыанкетирования были взяты мною за основу, в поиске методов, которые помогут сформировать у студентов познавательный интерес и внутреннюю мотивацию бережно относиться к своему здоровью.

Из числа студентов, которые проявляют интерес к волонтёрской деятельности, мы сформировали волонтёрский отряд: «Вектор здоровья!» (состав отряда-9 человек),

 девиз: Давай, мой друг, изменим вектор!-

       В руках твоих твои ключи!

       Создай себя для жизни этой!-                                                                                      

       Вперёд к здоровью ты иди!

В октябре- ноябре 2020г. нами были проведены мероприятия по пропаганде ЗОЖ.

№ п/п Мероприятия Сроки
1 Организационное заседание, распределение поручений сентябрь
2 Создание социального ролика- рекламы: «Я выбираю здоровье, а ты?» до 04.10.20г.
3 Проведение тренингов: «За здоровый образ жизни!» малыми группами октябрь
4 Выступление волонтёров на классных часах с агитационным материалом, включая сценки- миниатюры с 01.11.20г. по20.11.20г.
5 Квест-игра среди первокурсников в общежитии"Здоровье – это здорово!" 18.11.20г.
6 Подготовка флэш-моба ноябрь

 

Результаты анкетирования после проведения запланированной программы изменились, многие студенты изъявили желание отказаться от вредных привычек и принять участие в мероприятиях по сохранению и укреплению своего здоровья, проводимых в общежитии и техникуме.

Выводы

Практика показывает, что при проведении мероприятий «равный- обучает- равного» студенты волонтёры, ведущие ЗОЖ, выступают в качестве репрезентативной группы, формируя здоровую систему ценностей, а информация, полученная от сверстников, вызывает больше доверия, способствует формированию познавательного интереса и внутренней мотивации бережно относиться к своему здоровью.

Заключение

Думаю, что необходимо продолжать работу в этом направлении, так как миссия нашего волонтёрского отряда- внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче, оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Таким образом, можно помочь молодым людям сформировать внутреннюю позицию, определяющую целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.

Своей работой я хотела привлечь внимание молодёжи по формированию и утверждению позитивного отношения к здоровью, убеждённости в возможности его сохранения и улучшения, содействовать тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни. Думаю, мне это удалось.

В процессе исследования я приобрела опыт работы волонтёрских отрядов, открыла в себе дополнительные качества: коммуникабельность, организаторские способности. Полученные знания позволят мне и студентам избежать ошибок в жизни, помогут правильно расставлять приоритеты и идти вперёд к намеченным целям.

Литература

1. Блюменталь, Бретт Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни / Бретт Блюменталь. – М.: Альпина Паблишер, 2016. -352с.

2. Дьяконов, И.Ф.Основы здорового образа жизни для всех/И.Ф.Дьяконов. -СПб.:Спецлит, 2018 – 126 с.

3. Морозов, М.А.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний/М.А.Морозов.-М.: СпецЛит,2016.-176с.

4. Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни/ Станислав Трча.-М.: Медицина,2016.-232с

 

ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕЛЕБНОГО ПЕЙЗАЖА В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.Н. Зимина

  студентка 3 курса, специальность 49.02.01 Физическая культура.

Руководитель – А.А. Карпекина, преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

 

Аннотация: То, от чего страдает большая часть сознательного человечества – это острая нехватка природы. Профилактика болезней без возращения к природе просто невозможна. Для всех нас и особенно детей. Природа лечит, но традиционные врачи не прописывают лечение природой. Дети особенно страдают без общения с природой. Данная работа посвящена целительным свойствам природного пейзажа и его возможности в формировании стиля здорового образа жизни, может быть полезна не только педагогам, но и родителям.

 

Важнейшим условием формирования стиля здорового образа жизни младших школьников является общение с природой. А лечебные пейзажи оказываются одним из могучих факторов здоровья. Поэтому необходимо приобщать к ним детей, учить их созерцатьпрекрасное.                            

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует, прилив сил, бодрости. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему детей.

Кто не испытывал чувства облегчения, комфорта, войдя под тень деревьев в лесу, парке, даже небольшом городском сквере? Откуда эта лёгкость?

Как будто ясно: деревья дают тень, прохладу, регулируют влажность воздуха, очищают его от пыли. У молодой листвы, да и у осенней тоже, тонкий аромат, приятный запах, который, как известно, повышает настроение. Но это ещё не всё.

Как утверждают специалисты, деревья оказывают на нас эмоциональное воздействие самим своим обликом.

Деревья могут вызвать разные ассоциации в зависимости от размера и формы кроны, расположения ветвей, особенностей самой зелени, интенсивности окраски. Значение имеет даже шелест листьев, то умиротворяющий, то тревожный, настораживающий. Совершая экскурсии, прогулки в лес, парк, рощу, обращайте на это внимание детей, заряжайте их положительными эмоциями, которые являются неотъемлемой составляющей здоровья и здорового образа жизни. Итак, я приглашаю всех нас в заочное путешествие на природу.                                               

Включите своё воображение и в путь!

Рассказ И.С. Тургенева «Свидание» начинается короткой, спокойной фразой: «Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября». Но прежде чем расположиться здесь, писатель прошел через высокую осиновую рощу. Прошел? А почему не сел там отдыхать? А вот и ответ: «Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – … не люблю я вечное качание ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам».

Осина ассоциируется с робостью, неуверенностью, тревогой. Недаром же о человеке, который чего-то боится, говорят: «Дрожит, как осиновый лист».

А вот дуб-воплощение стойкости, крепости, уверенности. В дубовой роще нас охватывает покой, тишина, а долголетие дуба как бы позволяет ощутить ход времени.

Одинокое дерево где-нибудь на холме, группа деревьев, деревья, высаженные в ряд, фиксируясь нашим сознанием, производят разное впечатление.

Многочисленными исследованиями показано, что воздух, обогащенный легкими отрицательными ионами, благоприятно действует на организм. Именно такая ионизация создается в сосновых лесах.    

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

Б. Пастернак

Считается, что в зимнем пейзаже основную роль играют хвойные и вечнозеленые растения. Но эстетическое и эмоциональное воздействие листопадных деревьев может быть не меньшим. Изгибы ветвей, рисунок коры летом маскируются листвой, зимой же особенности кроны, фактура и окраска коры выявляются более живописно и четко, особенно на фоне снега.

Очень динамичное дерево-вяз: ветви молодого дерева приподняты и устремлены в стороны, как крылья птицы. С возрастом рисунок вяза меняется-старые деревья имеют толстые, причудливо изогнутые скелетные сучья. Более тонкие ветки раскинуты в разные стороны, побеги образуют нечто вроде вихрей, каскадов, особенно живописных зимой.

Мятежности вяза противостоит спокойствие уравновешенной коры древовидных ив. Очертание ивы создает настроение уюта и покоя. К таким деревьям всегда тянутся взрослые и дети с повышенной нервной возбудимостью – склонённые, зонтикообразные кроны, как бы укрывают, защищают, успокаивают их.

Привлекает нервных и робких детей и береза - легкая, грациозная, как бы послушная и сочувствующая. Её тонкие темные ветви нежным штриховым рисунком выделяются на фоне неба. Вытянувшись вверх, они затем гибко склоняются книзу, образуя подвижный шатер: зимой – ажурный, весной и летом – зеленый, осенью – золотой.

Зеленый цвет оптимален для восприятия. Он приятен глазу, успокаивает, благоприятно действует на сердечно-сосудистую и дыхательную системы детей. Радостен и золотисто-желтый цвет солнца, тепла.

У пирамидальных тополей другая особенность. Такие деревья с крупными кронами, заостренными пирамидальными вершинами условно называются стимулирующими. Устремленные вверх остроконечные кроны как бы салютуют путнику, создают повышенное настроение.

Платон как бы покровительствует, охраняет. Он притягивает к себе ребят еще и потому, что на нем растут кругленькие, на длинной ножке, мягкие, пушистые шарики. А шаровидная, округлая, овальная форма, в отличие от острых углов и зигзагов, действует успокаивающе.

В комплексе с другими факторами целебные пейзажи способствуют оздоровлению детей, формированию у них стиля здорового образа жизни.

Конечно, необходимо учить детей быть не только созерцателями красоты природы, но и самим создавать эту красоту, ухаживая за деревьями и цветами, знакомясь с особенностями разных пород, осваивая азы декоративного озеленения и цветоводства, украшая среду, в которой мы живём.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников [Текст] / И.Г. Андреева // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 4. - С. 64-73

2. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c.

4. Сергеева Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

5. Терёхина Р.Н. и др. Экспериментальное исследование формирования основ культуры здорового образа жизни младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-formirovaniya-osnov-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov.

6. Тургенев И.С. Повести и рассказы. - Тула: Приокское книжное изд-во, 2008.

7. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.

 

МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ ИЛИ КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Флигель А.А.

студентка техникума

Руководитель: Литвякова И.В., заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель иностранных языков

Брасовский промышленно-экономический техникум филиал Брянского ГАУ

«Мы такими не были!», так нередко утверждает старшее поколение. «На что годится современная молодежь?». Не смотря на подобные высказывания немалого количества взрослых, о нашем современном поколении судят все-таки по - разному. Одни утверждают, что нынешние молодые люди не должным образом воспитаны и на них нельзя положиться ни в каком серьезном вопросе. Другие считают, что современная молодежь умнее, креативнее, решительней предыдущего поколения и за ней будущее. 

Следует начать с того, что еще из далекого прошлого существует такая традиция, что старшее поколение всегда жалуется на младшее. Так было, есть и будет, поскольку этой практике уже тысячи лет.

С возрастом у людей в памяти остаются самые яркие и позитивные моменты их юности. Даже очень смелые и порой необдуманные их собственные поступки зрелым людям кажутся как минимум забавными. А всё потому что это была их молодость и это было их восприятие действительности. Сейчас, глядя на нынешнюю молодежь, они оценивают их действия с точки зрения их собственного опыта, которой поменял их отношение к тем или иным действиям. Отсюда и сетование на то, что современное поколение ни на что не способно.

В связи с этим было проведено следующее исследование, в котором сравнивался уровень интеллекта. Более умные представители старого поколения посчитали, что молодежь менее умна и изобретательна. Им показалось, что «современные дети» становятся глупее. Хотя это совершенно не так. Доказано, что каждое новое поколение по уровню интеллекта превосходит предыдущее, и это подтвержденный факт. Эксперимент назывался «Любовь к чтению», он определял уровень любви к чтению, а также показал предсказуемые результаты. Те люди в возрасте, которые много читали с детства, заявили, что нынешнее поколение читает намного меньше, чем их сверстники в прошлом. Хотя ученые по-прежнему утверждают, что читающих людей не становится меньше. Возможно, несколько изменилась форма. То есть реальные книги в некотором плане заменили технические средства. Но это никак не уменьшает количество прочитанных страниц. В ходе эксперимента ученые сознательно подменили результаты. Некоторым людям специально поставили более низкие оценки по сравнению с теми, которые они заслуживают. Те молодые люди, которые увидели объективную картину, подтвердили, что их старшее поколение читало намного больше. А взрослые получившие низкие оценки стали сразу пересматривать оценку себе и детям. Они вспомнили, что и раньше не все любили читать, поэтому их уровень по сравнению со сверстниками был достаточно высок. Представители старшего поколения сразу отметили, что сегодняшняя молодежь читает ничуть не меньше, чем предыдущая.

А теперь стоит разобраться откуда же возникает тот самый «конфликт поколений». В принципе, каждая ситуация индивидуальна и может включать в себя сразу несколько факторов.

Вот те, что наблюдаются наиболее часто и являются основными.

1.Отсутсвие поддержки

Возрастным представителям кажется, что молодежь не внимательна и более равнодушна к проблемам старших. Но при этом взрослое поколение не замечает того, что они так же не видят и не помогают решить проблемы современного поколения.

 Они живут убеждением того, что у подростков не может быть проблем, ведь они еще малы и толком ничего не видели в жизни. Это и является одной из главных причин конфликта поколений.

2. Нежелание подчиняться

В подростковом периоде формируется самостоятельность. Ребенок в этом возрасте пытается понять, какой он и на что способен. Поэтому важно не ограничивать его свободу целиком, а дать возможность познать себя.

Но есть немало семей, в которых подобные стремления подростка стать независимым от взрослых воспринимаются в штыки. Родители считают, что в силу возраста они лучше разбираются в жизни, отчего указывают своему чаду, что предпочитать и как поступать.

С одной стороны, это верно, у родителей больше опыта и знаний в жизни, но это вовсе не значит, что они могут всегда навязывать свою точку зрения подростку. Так как скорее всего в подобной ситуации он начнет протестовать и доказывать свое мнение. А в итоге это приведет к конфликту, который будет не просто разрешить.

3. Несоответствие ожиданий и реальности

Людям свойственно очаровываться и прибывать в иллюзиях, фантазиях, полностью игнорируя реальность.

Часто это происходит у родителей в отношении своих детей. Они, не замечая реальности, могут ожидать от своих детей того, на что они не способны. Когда подростка, который занимается своим любимым делом, пытаются заставить делать то, что ему не нравится - это начинает провоцировать напряжение в отношениях.

Он будет испытывать злость к столь жесткому родителю, и, соответственно, будет пытаться бунтовать, отстаивая свои права заниматься тем, что ему по душе.

4. Боязнь всего нового

Люди в возрасте чаще всего отказываются от технологий, которые им предлагает современное поколение. Они большую часть жизни провели без интернета и гаджетов, наслаждаясь обществом друг друга, природой и т.д.

Молодежь же, наоборот, уже не может отказаться от техники и вовсе не понимают, как без нее обходиться, поскольку это уже стало неотъемлемой частью их жизни. К сожалению, старшее поколение отказывается принимать этот факт, утверждая, что гаджеты плохо влияют на психику и развитие современной молодежи. Но они не учитывают то, что во многом благодаря технике общество развивается и эволюционирует.

Часто при споре о современных технологиях тоже возникают конфликты между поколениями.

Теперь стоит разобраться, как же возможно разрешить возникшие разногласия.

Нужно понимать, что проблема межпоколенных конфликтов будет существовать до тех пор, пока живо человечество.

Нам же следует предотвращать появление затяжных и сложных ссор. Надо учиться вовремя останавливаться, пока не произошел разрыв отношений.

Сдует начать с того что, если вы хотите, чтобы вас услышали, научитесь слушать и слышать в ответ. Игнорируя слова оппонента, обесценивая их и осмеивая, вы только «подкинете дров» в уже разгоревшийся костер непонимания.

Если вы хотите, чтобы к вашему мнению прислушивалось старшее поколение или же наоборот младшее, аргументируйте его, используя информацию из достоверных источников.

В моменты спора следует избегать оскорблений и перехода на личность, лучше промолчать и хорошо подумать о сказанном, чтобы, не обидеть собеседника. Тогда шанс прийти к мирному решению проблемы возрастает во много раз.

Так же стоит искать и идти на компромиссы, это приведет к совместному решению проблемы и поможет открыть хорошие стороны дынного спора или же ссоры.

Одним из главных факторов решения такой проблемы как «конфликт поколений», является то, что обе стороны, не смотря на разницу в возрасте должны идти на уступки. В таком случае вы покажете, что ваши личные отношения намного важнее, чем правота в ситуации. Это может сначала показаться неприятным вам моментом, но потом придет понимание того, что это действие принесло вам больше счастья, ведь близкий человек остался рядом.

Разница поколений всегда порождала конфликты. Они могут быть сложными и тяжелыми. Причина в том, что представители разных поколений росли и формировались в непохожих условиях.

Конечно, основные жизненные ценности не меняются, они остались прежними еще со времени десяти заповедей: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и т.д. Но реалии жизни меняются, и нынешние ситуации отличаются от прежних. Десять заповедей можно назвать жизненной стратегией, который надо руководствоваться при решении основополагающих жизненных вопросов. А тактика – это способность соответствовать нынешним реалиям жизни и умение принимать самостоятельные решения в конкретных ситуациях. Потому обязанность старшего поколения – это передать базовые жизненные ценности, а возникающие вопросы пусть каждое поколение решает по-своему и не отказывается от совета другого. Тогда и хорошие отношения сохранятся.

 

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

К.С. Подоляк

студентка 2 курса, специальность «Право и социальное обеспечение»

Брянский техникум управления и бизнеса

Т.И. Щербак

студентка 5 курса, направление подготовки «Психология»

Брянский институт управления и бизнеса

Руководитель – Е.А. Антошкина, к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

ЧОУ ВО«Брянский институт управления и бизнеса»

 

Аннотация: В статье рассматривается психическое здоровье как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

 

Сложное и противоречивое время, в котором живет современное общество. Время движения вперед любой ценой, через стресс и риск, через полную самоотдачу во имя материальных, конкретных и немедленных благ требует все больших затрат, часто превышающих его индивидуальные, личностные и физиологические ресурсы, что, следовательно, приводит к реальной угрозе психическому и физическому здоровью [2]. Отмечается, что дисбаланс между требованиями профессиональной среды и индивидуально - личностными характеристиками человека влияет на его стресс, способствует нарушению физического и психического здоровья, что проявляется в формировании психосоматических и невротических расстройств, профессиональной деформации и др.

Конкуренция и высокий уровень профессионального стресса влекут за собой снижение эффективности работы отдельного сотрудника и организации в целом [5].

Ряд стрессовых факторов психологического и социального характера действуют непосредственно на человека. Однако стресс вызывает изменения на пути к интерпретации ситуации, которая всегда субъективна и других не может быть.

Таким образом, трудовая деятельность, в той или другой производственной ситуации может быть не столько причиной, а поводом для возникновения стресса сотрудников. В то время как истинные причины стресса являются особенностями личности: ее мировоззрения и взглядов, потребностей, мотивов и ценностных установок, стереотипов восприятия, позициях в межличностном взаимодействии, особенностях стресса или особенностей динамики межличностного общения.

С другой стороны, основное значение в преодолении любого стресса, является личностный фактор. Сложные ситуации не изменяют состояние человека напрямую, их влияние на настроение и психическое состояние определяется совокупностью личностных особенностей, отношением к ситуации, опыта преодоления [1].

Исследование стрессоустойчивости личности занимает центральное место в диагностике психических ресурсов. Растет число исследований, посвященных рациональным стратегиям преодоления стрессовых ситуаций, и речь идет о том, чтобы научить человека эффективно функционировать в условиях постоянно возрастающих требований среды и не заплатить слишком высокую цену за свой успех в жизни, и, следовательно, как можно использовать свое психическое здоровье. Вполне возможно, что в этом аспекте можно прийти к соглашению между положениями бихевиоризма на основе философии прагматизма и вечного поиска внутреннего смысла существования человека, характерно европейской и особенно русской культуре. Психическое здоровье человека на протяжении всей его жизни является главным условием для успешного развития и функционирования в социальной среде.

Достаточно большая часть ученых рассматривают стрессоустойчивость или устойчивость в стрессовой ситуации как способность индивида сознательно противостоять длительному стрессу и дистрессу [6, с. 14].

В научной литературе достаточно широкое освещение получило понятие стрессоустойчивость. Многими авторами (В.С. Субботин, П.Б. Зильберман, К.К. Платонов, В.Л. Марищук и др.) стрессоустойчивость рассматривается из функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на производительность (успеваемость) деятельности, и как характеристика, которая обеспечивает гомеостаз личности, как системы, т.е. как показатель деятельный и личностный.

Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман. По его мнению, стрессоустойчивость - «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [3, С. 48].

Баранов А.А. предлагает считать стрессоустойчивость частым случаем нервно - психической устойчивости, которая оказывается при действии факторов стресса.

Основная индивидуальная характеристика содержания стресса – адаптация к стрессу (стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А. Александровский и др.) – это барьер психической адаптации. Психологи (Л.Г.Дикая и др.) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна.

Со стрессоустойчивостью отождествляют:

- эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций (Е.А. Милерян);

- способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.Н. Данилова);

- способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности (В.Л. Марищук);

- свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов);

- стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова);

- устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова) [4].

В отечественной психологической литературе можно встретить разные критерии и составляющие психического здоровья личности. В большинстве классификаций указывается тревожность личности в различных ее пониманиях. Большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. А.М. Прихожан также указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [3].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [6].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и «ситуационная тревожность» [3].

В заключении хочется обратить внимание что, на сохранение психического здоровья оказывает гибкость применения защитных механизмов через выбор оптимального способа поведения в той или иной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева, Е.С. Культура здоровья и профилактика заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие для выполнения практических занятий / Барышева Е.С., Нотова С.В.— Электрон. Текстовые данные.—Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61367.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Гараева, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гараева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30107.html.— ЭБС «IPRbooks» 13

3. Дзанагова, Т.Я. Организации труда персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дзанагова Т.Я.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015.— 149 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63242.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Проблемы самоутверждения личности [Электронный ресурс]: материалы международной заочной научно-практической конференции 7 июня 2011 года, г. Киров/ Н.Б. Астанина [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64853.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Рафикова, А.Р. Советы специалиста. Здоровье руководителя – формула успеха [Электронный ресурс]/ Рафикова А.Р., Ганчеренок И.И.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24078.html.— ЭБС «IPRbooks»

6. Спатаева, М.Х. Специальная психология. Часть 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Спатаева М.Х.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013.— 188 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941.html.— ЭБС «IPRbooks»

КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

О.А. Капошко

студентка 2 курса, специальность «Право и социальное обеспечение»

Брянский техникум управления и бизнеса

Т.И. Щербак

студентка 5 курса, направление подготовки «Психология»

Брянский институт управления и бизнеса

Руководитель – Е.А. Антошкина, к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

ЧОУ ВО «Брянский институт управления и бизнеса»

 

Аннотация: В статье рассматривается копинг-поведение как потенциальная готовность индивида переживать сложные ситуации, и реализуется эта способность в конкретных копинг-стратегиях.

Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего, что проявляется через копинг - стратегии поведения.

Копинг - поведение - форма поведения, отражающая го­товность индивида решать жизненные проблемы. Это поведе­ние, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать опре­деленные средства для преодоления эмоционального стресса. Особенности этого умения связаны с «Я - концепцией», локусом контроля, нервно-психической устойчивостью, эмпатией, условиями среды. По представлениям А. Маслоу, «ко­пинг - поведение противопоставлено экспрессивному поведе­нию» [3, с. 27].

Принимая во внимание тот факт, что действия, направленные на управление стрессом, ориентированы на достижение гомеостатического равновесия с окружающей средой (в соответствии с концепцией стресса Г. Селье, который рассматривал его проявление как фактор общего адаптационного синдрома). Это соответствие может быть выражено в различных категориях: способности, в широком смысле, надежности и соблюдения правил, принятых в данной профессиональной среде. Последнее взаимодействует с лояльностью сотрудника, качеством, которое становится все более важным и в то же время все более дефицитной функцией на рынке труда, отмеченным ростом конкуренции.

С учетом требований профессиональной среды, стремление к внешней адаптации, выраженное в так называемом «совладающем поведении», выступает одной из основных задач сотрудника. В литературе часто обращается внимание на качество процесса адаптации новых сотрудников, признаете важность менторства (наставничества) в профессиональной среде как некую реальную помощь от более опытных сотрудников, анализируются этапы развития карьеры, формирования профессионально важных качеств и т.д.

В то же время, движение внутри себя, нахождение своего места в профессиональной среде по-прежнему остается лозунгом, провозглашенным в связи с положениями гуманистической психологии К. Роджерса и А. Маслоу, подчеркивая стремление человека к самораскрытию своего потенциала, и, следовательно, для сохранения психического здоровья. Современная профилактика здоровья, основанная на широком использовании компьютерной технологии, не делают человека здоровее и сильнее, и только с возрастающей точностью констатирует факт болезни. Отход от патологического подхода и принятия парадигмы психологических ресурсов личности характеризует психологию здоровья [1, 4].

Почти все концепции здоровья (Ананьев, Никифоров, и др.) указывают на сильную зависимость физического здоровья человека от субъективной оценки своих психических ресурсов, начиная от когнитивной теории стресса Лазаруса и заканчивая положениями теории психического здоровья Антоновского. По словам Бердяева, движения внутри, как сила человека, должна быть направлена на поиск собственных внутренних ресурсов (заглянуть внутрь себя), чтобы оценить среду и себя в ней. Очень похожее представление о состоянии психического здоровья можно найти в описании Антоновского чувства когерентности, которая определяется способностью человека к восприятию внешней среды, как окружающая среда, осмысленная и последовательная по своему содержанию, четкими и, главное, согласились с оценкой собственных ресурсов. Сосредоточьтесь на поддержании внешнего баланса с окружающей средой, выражающейся в стремлении преодолеть требования этой среды («преодолевающего поведения», т.е. психологические теории стресса) заменяет или исключает попытки найти баланс с самим собой, внешняя адаптация становится главной прагматической целью, а гармония с собой – утопия и устаревший лозунг.

Для повышения стрессоустойчивости личности и с целью снизить напряженность в деятельности в конкурентной среде в рамках организации используют различные методы саморегуляции.

Главная особенность методов саморегуляции состояний заключается в их направленности на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния [5]. Существует множество занятий по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека.

Эффективным методом профилактики вредных последствий стресса является аутогенная тренировка (АТ), которая с помощью специальных упражнений позволяет приводить себя в гипнотическое состояние, переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения на деятельность органов человека, управляемых вегетативной нервной системой и не подчиняющихся уму в обычном состоянии. То есть, основанием этого метода психологической саморегуляции состояний служит использование приемов самовнушения. Как отмечают многие специалисты, обста­новка и особый психологический настрой, свойственный занятиям АТ, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления способствуют уменьшению эмоционального напряже­ния, свойственного людям с повышенной тревожностью [7, c.162].

Метод биологической обратной связи (БОС) понимается как саморегуляция вегетативных функций человека, позволяющих непосредственно наблюдать за собственными физио­логическими показателями и сознательно влиять на них. Современные компьютерные технологии позволяют паци­енту реальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.12 с.)