Чдд, число дыхательных движений /мин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чдд, число дыхательных движений /мин



До

После Спустя 5 мин

1

Испытуемый 1

17

29 20

2

Испытуемый 2

17

34 21

3

Испытуемый 3

18

32 23

4

Испытуемый 4

20

30 24

5

Испытуемый 5

16

29 19

6

Испытуемый 6

18

27 20

7

Испытуемый 7

17

31 21

8

Испытуемый 8

20

35 23

9

Испытуемый 9

21

34 25

 

На основании полученных данных, можно наглядно рассмотреть восстановительные способности испытуемых при проведении лечебно – профилактического комплекса.

Вывод: по оценке результатов, можно сделать вывод, что все испытуемые по данным показателям в процессе восстановления вошли в норму.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.

Физическая активность – это одно из непременных условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза и регламентированная в соответствии с функциональными возможностями индивида является важнейшим принципом здорового образа жизни человека.

Таким образом, лечебная физкультура играет огромное значение в жизни человека:

· занимаясь физическими упражнениями, человек сам активно участвует в лечебно-восстановительном процессе, что благотворно влияет на его психо–эмоциональную сферу;

· воздействуя на нервную систему, регулируются функции поврежденных органов;

· в результате систематического применения физических упражнений организм лучше приспособляется к постепенно возрастающим нагрузкам;

· важнейшим механизмом ЛФК является также ее общетонизирующее влияние на человека;

· занятия лечебной физкультурой имеют и воспитательное значение: человек привыкает систематически выполнять физические

· упражнения, это - становится его повседневной привычкой, способствует ведению здорового образа жизни.

РОЛЬ ОБРАЗНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ АНАТОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ 

Д.Н. Куликова

студентка 4 курса, специальность 31.02.01Лечебное дело.

Руководители - Е.В. Пинчукова, преподаватель русского языка и культуры речи

Е.В. Корнышева, преподаватель анатомии и физиологии человека

ГАПОУ «Новозыбковский медицинский колледж».

Аннотация: В медицине с древнейших времён и до настоящего времени используются не только строгие термины, присущие точным наукам, но и образные выражения метафорического характера. В работе классифицированы анатомические термины с точки зрения источника метафоризации.

Актуальность работы: Метафора – явление, связанное с познавательной деятельностью человека. Она обеспечивает более быстрое и прочное запоминание. Метафора – это одновременно и ментальный и языковой механизм, состоящий во взаимодействии или сопоставлении двух сущностей, явление на основании сходства, аналогии между ними, то есть нахождение их общих признаков.

Понимание природы происхождения медицинских анатомических терминов является одним из неотъемлемых направлений формирования профессиональных качеств будущего специалиста-медика, способствует развитию культуры речи, а также обогащению кругозора.

Цель работы: исследовать природу происхождения отдельных анатомических терминов.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала по теме исследования;

2. Выявление источников образности медицинских терминов-метафор;

3. Создание брошюры "Метафора и медицинские термины: занимательная этимология".

Объект исследования: выражения метафорического характера в медицине.

Предмет исследования: источники возникновения образности медицинских терминов-метафор.

Значительную часть языка медици­ны составляют термины-метафоры. Данный феномен можно объяснить тем, что базо­вые медицинские термины были образованы несколько тысячелетий назад. В то время люди, называя новое для них медицинское явление, использо­вали примитивные сходства, сравнивая с предметами, окружающими их в повседневной жизни. Таким образом, существующие в медицине в большом количестве термины-метафоры отражают механизм познания людей в прошлом, образ их мыслей и ассоциаций и образуют особый класс психолингвистических феноменов.

В процессе исследования анатомической терминологии нами были выделены следующие источники метафоризации:

1. Форма: Клиновидный отросток - непарная кость, образующая центральный отдел основания черепа; Мечевидный отросток - самая короткая и узкая часть грудины, образующая её нижний, свободный конец; Барабанная перепонка - тонкая, непроницаемая для воздуха и жидкости мембрана, разделяющая наружное и среднее ухо.

2. Цвет: Серое вещество мозга - главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль.

3. Ландшафт: Борозда лучевого нерва - продольное углубление на плечевой кости, начинающееся позади дельтовидной бугристости и продолжающееся спирально по длине кости; Бугорок плечевой кости – выступ на наружной части головки плечевой кости; место прикрепления надостис подостистой и малой круглой мышц; Перешеек матки – суженный участок матки между телом и шейкой; Яремная ямка - углубление в нижней части передней поверхности шеи над яремной вырезкой грудины, ограниченное с боков грудино-ключично-сосцевидными мышцами; Слезный канал - это проток, который соединяет органы зрения с носовым проходом; Островки Лангерганса - скопления гормон-продуцирующих (эндокринных) клеток,; Дно полости рта - область, расположенная под передней половиной языка.

4. Растения и животные: Корень зуба - часть зуба, расположенная глубоко в альвеоле, покрытая десной; Отростки нейрона – представляют собой выпячивания и разветвления его цитоплазмы различной длины, покрытые плазматической мембраной и заканчивающиеся специализированными нервными окончаниями; Легочный ствол - артерия, несущая венозную кровь из правого желудочка сердца в легкие, являющаяся начальным звеном малого, или легочного, круга кровообращения; Кора мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга и покрывающий их; Ветвь нижней челюсти - имеет наружную и внутреннюю поверхности, передний и задний края, которые переходят, соответственно, в венечный отросток и в мыщелковый отросток; Бронхиальное дерево - это часть легких, представляющая собой систему делящихся, как ветви деревьев, трубочек. Ствол дерева - это трахея, а отходящие от него попарно делящиеся ветви – бронхи; Крылья носа – боковые части носа; Глазное яблоко - парное образование неправильной шарообразной формы, расположенное в каждой из глазных впадин (орбит) черепа человека и других животных.

5. Ландшафт: Микроциркуляторное русло - транспорт биологических жидкостей на тканевом уровне (микроциркуляция); Родничок - неокостеневший участок свода черепа, состоящий из остатков перепончатого скелета и соединяющий кости черепа новорождённых; Сосочковый проток - узкий канал в почечной пирамиде, образуемый слиянием собирательных почечных трубочек и открывающийся в полость малой почечной чашки; Устье мочеточника - это отверстие, которое пронизывает стенку мочевика и соединяет пузырь с мочетоком.

6. Архитектура: Межпредсердная перегородка - перегородка, разделяющая правое и левое предсердия; Сосудистая стенка - стенка у всех сосудов, кроме пре-капилляров, капилляров и посткапилляров, со­стоит из трех слоев: внутренней оболочки (инти­мы), средней оболочки (медии) и наружной оболочки (адвентиции).

7. Предметы быта: Слезный мешок - это часть глазной системы слезоотведения. Слеза всасывается через слезные точки, которые находятся на внутреннем крае век; Сердечная сумка - наружная соединительнотканная оболочка сердца, в норме отделенная от эпикарда щелью, заполненной серозной жидкостью — полостью перикарда; Камера сердца - сердце состоит из камер – четырех полостей, которые сообщаются между собой при помощи клапанов. Это два предсердия (правое и левое) и два желудочка, которые находятся под ними; Предсердно-желудочковый узел - лежит в толще передненижний отдел основания правого предсердия и в межпредсердной перегородке; Ворота легкого - участок медиальной поверхности легкого, через который проходят сосуды, главный бронх (бронхи) и нервы; Почечная лоханка - отграниченная полость в правой или левой почке, один из структурных элементов полостной, или коллекторной системы органов мочевыделения.

8. Геометрические фигуры: Большой/малый круг кровообращения - замкнутый сосудистый путь, обеспечивающий непрерывный ток крови, несущий клеткам кислород и питание, уносящий углекислый газ и продукты метаболизма; Почечные пирамиды - участки мозгового вещества почки, имеющие форму пирамид, вершины которых обращены в сторону почечной пазухи.

Таким образом, были выделены следующие источники метафоризации анатомической терминологии: форма, цвет, ландшафт, природа, архитектура, предметы быта, геометрические фигуры.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев А.Н. Большая Медицинская Энциклопедия. - М.: Госмедиздат; Издание 2-е, 2015. – 797 с.

2. Величкова С. М. Структурно-семантические особенности медицинской терминологической лексики/ С. М. Величкова // Серия Гуманитарные науки. – 2016. – № 18. – С. 47-50.

3. Дубенкова Л.В. Медицинская терминология: различные способы образования медицинских терминов/ Л.В. Дубенкова// Научный электронный журнал. – 2017. - № 1. – С. 26-30.

 

РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

М.М.Салова

 студентка 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело.

Руководитель - Н.В.Титова, преподаватель ПМ.04/05/07

ГАПОУ «Новозыбковскиймедицинский колледж»

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены методы восстановления здоровья пациентов с бронхиальной астмой, а также методы повышения эффективности сестринского ухода.

 

Бронхиальная астма входит в тройку самых распространенных заболеваний дыхательной системы человека. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. Болезнь отличается острым течением и яркой симптоматикой преодоление кризиса не гарантирует полного восстановления организма. Поэтому реабилитация является одним из важнейших этапов направленных на нейтрализацию любых признаков заболевания и поддержание функциональности организма, а также формирование знаний о своём заболевании. В реализации этого велика роль медицинской сестры.

Цель – выявить роль медицинской сестры в реабилитации пациента с бронхиальной астмой

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Предмет исследования: роль медицинской сестры в реабилитации бронхиальной астмы

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести сбор и анализ теоретического материала по теме,

2. Выполнить анализ методов реабилитации при бронхиальной астме;

3. Разработать анкету для пациентов и проанализировать результаты анкетирования.

4. Составить программу реабилитации пациентов с бронхиальной астмой и довести ее до сведения пациента и его семьи с целью улучшения качества жизни;

5. Обосновать роль сестринской деятельности в обеспечении эффективной реабилитации пациентов с бронхиальной астмой.

Исследовательская работа состоит из 2-х частей: теоретической и практической. В практической части представлены результаты анкетирования, реабилитационная программа для больных с бронхиальной астмой.

Для того чтобы узнать, как часто у пациентов возникают приступы бронхиальной астмы, и знают ли они из-за чего это возникает, была разработана анкета и проведено анкетирование. Опрос проводился среди пациентов на базе ГБУЗ «Климовская ЦРБ». Участие приняли 7 человек из терапевтического отделения. Все они находились в возрастной категории от 30 до 50 лет.

Результаты анкетирования.

На 1 вопрос «Как часто вы замечаете у себя затрудненное дыхание?» По 2 человека ответили – чаще, чем 1 раз в день и раз в день, что составило по 28 и 29%, 3 человек ответили – 1 или 2 раза в неделю, что составило 43%

На 2 вопрос «Часто ли у вас возникают приступы?»3 человека ответили – 1 раз в неделю, что составило 43%, по 2 человек ответили на варианты ответа – несколько раз в неделю и 3 раза в месяц, что составило по 28и 29%

На 3 вопрос «Соблюдаете ли вы диету?» 2 человек ответили – да, что составило 29%, на вариант ответа – не знал (ла) про диету, ответили 5 человек что составило71%.

На 4 вопрос «Используете ли вы самомассаж для профилактики приступов бронхиальной астмы?»Все 7 человек ответили - не знают техники, но хотел (ла) бы узнать подробнее, что составило 100%.

На вопрос 5 «Пользуетесь ли вы карманным ингалятором? » Все 7 человек ответили – да, что составило 100%

На 6 вопрос «Знаете ли вы, как применяется пикфлоуметрия для предупреждения приступов бронхиальной астмы?»Все 7 человек ответили – нет, что составило 100%

На 7 вопрос «Знаете ли вы о реабилитационных программах при бронхиальной астме?» 4 человека ответили – нет, что составило 57%, 3 человек ответили - не знаю, хотел (ла) бы узнать подробнее, что составило 43%.

На 8 вопрос «Хотели бы вы поучаствовать в реабилитационной программе?» 3 человек ответили – да, что составило 43%, на ответ – нет, ответили 4 человека что составило 57%.

В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод: что не все пациенты на базе ГБУЗ «Мглинская ЦРБ», знают о применении пикфлоуметрии, как о методе предупреждения приступов бронхиальной астмы. Также многие не знают про специальную диету при своём заболевание, что приводит к употреблению запрещающих продуктов питания, чем это не редко сказывается появлениями преждевременных приступов. На основе полученных данных анкетирования была разработана реабилитационная программа при бронхиальной астме, в которой согласились принять участие 3 человек. Содержание программы может служить методическим пособием для самостоятельного использования медицинскими сестрами всех подразделений.

Содержание реабилитационной программы:

1. Дневник самоконтроля - это инструмент для самостоятельной диагностики обострений, позволяющий своевременно вносить изменения в схему терапии заболевания. В дневник самоконтроля вносят данные пикфлоуметрии.

2. Медикаментозное лечение. Применение карманного ингалятора. Применение турбухалера.

3. Диетотерапия.

4. Лечебная физкультура.

5. Самомассаж

6. Фитотерапия

На протяжении 2 месяцев, пациенты соблюдали реабилитационную программу, которая была сделана в виде книжки. По истечении 2 месяцев, для пациентов было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты:

На 1 вопрос «Как часто вы замечаете у себя затрудненное дыхание?» Все 3 человек ответили – раз в месяц, что составило 100%. Результат прошлого анкетирования - было выбрано раз в день и 1 – 2 раза в неделю

На 2 вопрос «Часто ли у вас возникают приступы?» Все 3 человека ответили – менее 2 раз в месяц, что составило 100%. В предыдущем анкетировании было выбрано - несколько раз в неделю и 3 раза в месяц

На 3 вопрос «Соблюдаете ли вы диету?» Все 3 человек ответили – да, что составило 100%

На 4 вопрос «Используете ли вы самомассаж для профилактики приступов бронхиальной астмы?»Все 3 человек ответили – да, что составило 100%

На 5 вопрос «Пользуетесь ли вы карманным ингалятором?» Все 3 человек ответили – да, что составило 100%

На 6 вопрос «Использовали ли вы пикфлоуметрию для предупреждения приступов бронхиальной астмы?»Все 3 человек ответили – да, что составило 100%

Заключение: Заболевание бронхиальная астма – острая медицинская проблема, которая нуждается в реабилитации. В настоящее время бронхиальная астма является одной из самых распространенных патологий среди пациентов. Многогранная деятельность сестринского и всего медицинского персонала влияет на повышении качества жизни и сокращении сроков лечения и реабилитации пациентов данного профиля.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березовский Б.А.. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания, 2-е издание – Москва.: 2016-204 стр.

2. Ибатов А.Д. Основы реабилитации, 2-е учебное пособие – Медиа.: 2015 – 160 стр.

3. Каменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика в системе натуратерапии, как использовать методики по Анне Стрельниковой, 3-е издание – Санкт-Петербург.: 2017 - 128стр.

4. https://studfiles.net

 

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Д.Н. Павлов

студент 4 курса, специальность 31.02.01Лечебное дело.

Руководитель - О.В. Филатова, заведующая ПО

ГАПОУ «Новозыбковский медицинский колледж»

Аннотация: В настоящее время все чаще специалистами образовательных коррекционных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью используются креативные технологии коррекционно-развивающих направлений, в частности технологии творческой реабилитации. Творческая реабилитация в данных учреждениях - метод коррекции и развития посредством творческого самовыражения.

 

Актуальность работы. Работа с умственно отсталыми детьми в отличие от большинства коррекционно-развивающих направлений, заключается в использовании вербальных каналов коммуникации, творческой реабилитации используя «язык» невербальной экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере, и делает ее эффективным инструментом для диагностики, коррекции и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Невербальная экспрессия для них более естественна, т. к. их поведение более спонтанно, и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Учитывая это при организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, включая элементы творческой реабилитации, создается атмосфера игры и творчества. В образовательной системе компенсирующей и коррекционной направленности отсутствуют целенаправленные теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности творческой реабилитации в формировании нравственно-нормативных и мировоззренческих представлений ребенка с умственной отсталостью, а также фрагментарно изучены возможности технологий арт-терапии (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии, мультипликационной терапии, куклотерапии, песочной терапии и др.) в коррекции эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у умственно отсталых детей, затрудняющих их социальную интеграцию. В связи с этим поиск технологий коррекционного воздействия на таких детей в социально-педагогическом процессе, изучение возможностей развития умственно отсталого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется достаточно актуальным.

Объект исследования – творческая реабилитация как инструмент влияния на эмоционально-познавательную сферу детей с интеллектуальной недостаточностью. 

Предмет исследования – воспитанники старшего дошкольного возраста ГБОУ «Новозыбковская школа-интернат».

Цель работы – раскрыть сущность и возможности творческой реабилитации в коррекционной работе с умственной недостаточностью детей в условиях школы-интерната.

 Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели работы:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить понятие «творческой реабилитации», ее основные виды и воздействие на эмоционально-познавательную сферу детей;

3) раскрыть теоретико-исторические основы использования творческой реабилитации в коррекционной работе с умственной недостаточностью детей;

4) подобрать и провести систему диагностических методик по выявлению влияния творческой реабилитации на умственную недостаточность детей;

5)    обработать результаты исследования;

6)     составить программу творческо-реабилитационных занятий «Планета эмоций».

Гипотеза исследования – эмоционально-познавательный статус ребенка в специальной школе-интернате возрастет, если проводить творческо-реабилитационные занятия.

Исследование было направлено на изучение особенностей эмоционально-познавательной сферы старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и влияние на нее творческой реабилитации. Проводился эксперимент в ГБОУ «Новозыбковская школа интернат». Выборку составили 5 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.

Исследование проводилось анонимно в два этапа. На первом этапе совместно с психологом образовательной организации изучены особенности эмоционального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями. Основная задача: исследовать возможности ребенка в эмоционально-познавательной идентификации, поскольку именно данная сфера часто бывает недоразвитой у детей с интеллектуальной недостаточностью. Была применена методика Е.А. Алексеевой, О.Е. Шаповаловой на выявление уровня эмоциональной идентификации.

Целью данной методики является - определения уровня умения адекватно определять и проявлять эмоциональную выразительность посредством вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности.

По результатам исследования выделены следующие уровни развития эмоциональной идентификации у старших дошкольников:

4 уровень - ребенок идентифицирует 5-6 и более эмоциональных состояний;

3 уровень - ребенок идентифицирует 3-4 эмоциональных состояний;

2 уровень - ребенок идентифицирует 1-2 эмоциональных состояний;

1 уровень - отказывается от выполнения или не может выполнить задание.

Данная методика выявляет негативные особенности развития эмоционально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Второй этап работы состоял в разработке мероприятий по развитию эмоционально-познавательной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Данные мероприятия были проведены в исследуемой группе. Повторное тестирование (контрольное исследование) проведено после программы занятий через 2 месяца по той же диагностической методике.

По итогам исследования у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в исследуемой группе в начале работы были получены следующие результаты: большинство детей могут идентифицировать 3-4 эмоциональных состояния. Один дошкольник с интеллектуальной недостаточностью не смог идентифицировать ни одного эмоционального состояния, что свидетельствует о затруднении в идентификации и понимании своих эмоциональных и познавательных состояний и эмоциональных состояний других людей.

Следовательно, для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характерны следующие особенности эмоционально-познавательной сферы: средний уровень развития эмоциональной идентификации.

После цикла творческо-реабилитационных занятий (в течение 2 месяцев) и групповых игр проведена повторная диагностика при помощи той же методике. По итогам контрольного исследования у дошкольников с интеллектуальными нарушениями в исследуемой группе получены следующие результаты исследования. Результаты изменились в сравнении с первичным тестированием. Большинство детей смогли идентифицировать 5-6 и более эмоциональных состояния, результаты изменились в лучшую сторону у большинства воспитанников, и только у одного ребенка показатели остались без изменений.

Гипотеза исследования подтвердилась: возрастание эмоционально-познавательного статуса детей с интеллектуальной недостаточностью более эффективно происходит при использовании творческо-реабилитационных занятий.

Применение методов творческой реабилитации в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью позволяет: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ребенку (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы; облегчить процесс коммуникации таких детей; дать возможность невербального контакта (опосредованного продуктом творческой реабилитации), что способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции (эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей); оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми поможет повысить личностную ценность, и повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. Творческая деятельность стимулирует желание ребенка с умственной отсталостью расширять межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и уверить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Владос, 2015. – 368 с.

2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014 – 544 с.

3. Грибова О.Е. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – 257 с.

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-СИРОТАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

Кузнецова Е.В.

  руководитель исторического клуба «Пересвет» МБУК «ГДК им. Д.Е. Кравцова»

Руководитель: Л.В. Мантула, заместитель директора по ВР и социальным вопросам

  ГАПОУ «Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева»

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ из категории дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в условиях профессионального образования. Мы предлагаем обобщенную модель и позитивный опыт работы с обучающимися в системе дополнительного образования с привлечением социальных партнеров, волонтеров в условия инклюзивной среды техникума.

 

С каждым годом в нашей стране и в мире растет число опасных для жизни и здоровья факторов. Быстрый рост НТП, урбанизация, стремительные изменения в политической, экономической, социальной сферах, неконтролируемый информационный поток создают угрозу для психологического здоровья и безопасности граждан, влекут за собой глубокие духовные последствия – рост преступности, распад семьи, алкогольную и наркотическую зависимость, социальное сиротство.

Социальные сироты и их адаптация, интеграция в социум на сегодняшний день является одной из актуальных проблем, которую необходимо решать комплексно. Поступая в профессиональные образовательные организации, они сталкиваются с новыми реалиями взрослой жизни. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на защиту жилищных и имущественных прав, профессиональную подготовку для их полноценного развития и самостоятельной жизни. Несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, остается проблема низкого уровня адаптации сирот в общество, постинтернатного сопровождения.

Характерной особенностью подростков-сирот, выпускников интернатов является дисгармоничность личностного развития, им присущ весь комплекс специфических психопатологических расстройств личности. У подростков-сирот ослаблены социальные возможности личности, для них характерны низкая потребность в общении, дезадаптивные формы межличностного взаимодействия, что их затрудняет адаптацию в социум.

Для межличностных отношений подростков сирот характерны эмоциональное напряжение, тревожность, агрессия (особенно в вербальной форме). У подростков складывается агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования, большое значение приобретает подростковая референтная группа, в которой складываются жесткие, зависимые отношения.

Таким образом, отсутствие осознания себя в системе отношений с другими осложняет вхождение подростка в нормальную социальную жизнь после выпуска из детских домов. В условиях инклюзивного образования в СУЗах подростки-сироты испытывают трудности адаптации в коллектив обычных детей, заранее прогнозируют себя на неуспех, находятся в постоянном напряжении и тревожности, испытывают отрицательные эмоции.

Руководители и участники исторического клуба «Пересвет» совместно с активными волонтерами уже несколько лет проводят занятия с подростками-сиротами на базе ГАПОУ «Брянский строительно- технологический техникум имени Л.Я. Кучеева».

В этом учебном заведении проходят обучение подростки-сироты, которые имеют задержку психического развития и прочие сопутствующие заболевания. Большинство этих ребят – выпускники интернатов и детских домов восьмого типа, после выпуска из которых они имеют возможность получить образование и проживать в общежитии этого учебного заведения.

Для подростков-сирот руководителями исторического клуба «Пересвет» разработана социально-психологическая тренинговая программа «Исток» как комплекс мероприятий на базе общежития техникума, включающий в себя:

1) цикл историко-патриотических игр по истории России;

2) цикл бесед духовно-нравственного характера;

3) занятия арт-терапией, в которые входит художественный труд, народные ремесла и рукоделие;

4) занятия по кинопедагогике (просмотр и обсуждение фильмов, съемка кинопритч духовно-нравственного характера).

Большинство подростков, проходящих программу, имеют широкие нарушения психоневрологического характера. Неустойчивость внимания, неусидчивость, повышенная утомляемость не позволяют давать им информацию в лекционной форме. Поэтому в программе используются такие формы работы с подростками, которые могут вызвать живой интерес, адекватные их возрастным психологическим и интеллектуальным особенностям: игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, кинопедагогика.

       Подростки-сироты испытывают трудности в позитивной самооценке, им сложно говорить о себе в позитивном ключе, присутствует страх перед оценкой его действий и слов членами референтной группы. Поэтому первым блоком идут упражнения, направленные на самопрезентацию, где подростку предлагается говорить о себе.

Второй блок – упражнения на развитие эмпатии, межличностное взаимодействие. Родительская депривация у сирот приводит к трудностям в эмпатии: черствость, жестокость детей в отношении с партнерами, трудности в проявлении отзывчивости, сочувствия. Подростки-сироты склонны к дистанцированию, избеганию трудностей. Подростку предлагаются задания на позитивное взаимодействие: позитивно оценить товарища, уметь похвалить его, сделать ему комплимент, оказать помощь.

Тренинг предполагает командную форму работы. Третий блок – это задания на командное взаимодействие. Подросткам сиротам свойственноы низкий уровень инициативности в общении, чувствительность к действиям сверстников (особенно в пределах референтной группы), преобладание негативного и нейтрального эмоционального фона в процессе совместной деятельности со сверстниками. Упражнения на командное взаимодействие постепенно снижают уровень личностной тревожности подростка внутри группы, позволяет проявить лидерские качества, а выполнение заданий с определенными правилами способствуют развитию волевой регуляции поведения.  

Четвертый блок упражнений – задания, направленные на снятие агрессии. Сюда относятся все двигательные игры с элементами спорта и туризма: стрельба из лука, метание дротиков, игры с мячом, силовые упражнения. В продолжении игры важно чередовать двигательные игры с интеллектуальными.

       После игровой части для подростков проводится урок арт-терапии, на котором они могут сублимировать, выплеснуть свои эмоции в творчестве, успокоиться после активной игры. Занятия по рисованию, раскрашиванию, лепке, аппликации всегда должны быть простыми и легкими, чтобы подросток сразу мог увидеть результат своего творчества. Выполняя задания, подросток получает положительное подкрепление и мотивацию к дальнейшей деятельности.

В конце программы все участники: и волонтеры, и подростки - собираются за одним столом на чаепитие. Эта часть занятия – самая важная. За чашкой чая подросткам предлагается провести рефлексию занятия, подвести итог. Каждому участнику игры дается слово: он делает выводы, размышляет о том, что принесло ему занятие, что нового он узнал.

Таким образом, неконструктивное развитие подростка-сироты корректируется психологической помощью, направленной на стимулирование его конструктивной коммуникативной активности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТ – ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО» С ДЕТЬМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА Г. БРЯНСКА ССК «ОГНЕННЫЙ ЛИС» «БГУОР»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.089 с.)