ТЕМА : Графическое изображение статистических данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА : Графическое изображение статистических данных



Цель работы - закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки:

- представления результатов сводки и группировки в форме таблицы;

- графического изображения полученных результатов;

- анализа данных статистических таблиц и графиков

Теоретические сведения

 

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц.   

Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или её составных частей по одному или нескольким существенным признакам.

Статистические таблицы имеют два элемента:

- подлежащее – объекты, которые характеризуют рядом цифровых показателей;

- сказуемое – характеристика подлежащего.

В зависимости от характера подлежащего различают три вида таблиц:

простые или перечневые таблицы, в которых в подлежащем представлен перечень предприятий, районов, и т. д.;

групповыетаблицы, подлежащее которых образовано в результате группировки единиц по одному какому-то признаку;

комбинированные таблицы, подлежащее которых представляет результаты группировки по двум и более признакам.

Основные правила построения таблиц:

1. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится известно, какой круг вопросов излагается или иллюстрируется таблицей. Должны быть указаны объект, время и единицы измерения, если они одинаковы для всей таблицы.

2. Если единицы измерения различные, то они указываются в верхних или боковых заголовках таблицы.

3. Желательно графы нумеровать, так как это удобно при последующем анализе ив случае необходимости переноса таблицы на другую страницу.

4. Не следует строить громоздких таблиц. Некоторые графы или строки целесообразно объединить в «прочие».

5. В каждой табличной клетке должно стоять акое-то число, но могут быть и пропуски:

- если нет сведений, то ставят многоточие (…);

- если отсутствует само явление, то прочерк (-);

- если очень малое число по сравнению с другими, то ставят (0,0);

- если не подлежит заполнению, то (Х).

Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая даёт наиболее наглядный аналитический результат.

Несмотря на многообразие графических изображений, каждый график должен включать следующие элементы: графический образ; поле графика; масштабные ориентиры; систему координат.

Примеры решение задач

Задача 7. Продажа телевизоров в России характеризуется следующими данными (тыс. шт.) (цифры условные): 2008г. - 5527; 2009г. - 5563; 2010г. - 5628; в т.ч. было продано телевизоров цветного изображения (тыс. шт.): 2008г. - 3427; 2009г. -3616; 2010г. – 3915.

Приведённые данные представить в виде статистической таблицы выявив структуру продаж телевизоров цветного изображения и изменения продаж во времени. Продажу телевизоров представить графически и сформулировать выводы, охарактеризовав происшедшие изменения в объёме и составе продаж телевизоров.

Решение

 

Решение задачи представим табл. 13.

Таблица 13

Продажа телевизоров в России

Показатели 2008г. 2009г. 2010г.
Продано телевизоров – всего, тыс. шт. 5527 5563 5628
в т.ч. цветного изображения 3427 3616 3915
Удельный вес телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж, %   62,0   65,0   69,6
Объём продаж по сравнению с базисным 2008г., %: -всех телевизоров   100,0   100,7   101,8
-телевизоров цветного изображения 100,0 105,5 114,2

 

Удельный вес телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж определяется так:

               

      

Объём продаж по сравнению с базисным 2008г.:

    - всех телевизоров

                          

    - телевизоров цветного изображения

                  

Как видно из табл. 13, резкого увеличения объёма продаж всех телевизоров не было. За три года объём продаж повысился всего лишь на 1,8%. При этом значительно увеличился объём продаж телевизоров цветного изображения. За три года они выросли на 14,2%

Об этом также следует и из исчисленной структуры, где доля телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж имеет тенденцию к повышению с 62 до 69,6%.

Динамику продаж представим графически на рис. 5.

Рис. 5 Продажа телевизоров в России за 2008-2010годы

 

Рис. 6 Структура продаж телевизоров в России за 2008-2010годы

 

Графическое изображение подтверждает ранее сделанный вывод о том, что продажа всех телевизоров повышается незначительно. При этом преобладает реализация телевизоров цветного изображения.

 

    Задача 8. На основе данных задачи 3, графически отобразите структуру рабочих, имеющих среднее профессиональное образование по признаку Потери рабочего времени с помощью круговой и столбиковой диаграмм.

 

Решение

 

    Графически структуру численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам представим с помощью секторной и столбиковой диаграмм (рис. 7, рис. 8).

Рис.7 Распределение рабочих на группы по потерям рабочего времени

 

Рис. 8. Структура численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам

        

    Рабочие с наиболее типичными значениями показателя входят во вторую группу (38,4 - 56,8). Их удельный вес 33,34 %, причём на эту группу приходится наибольшая доля всех потерь рабочего времени за год – 26,1 %.

 

Задания для практической работы

 

Задача 7. Выпуск продукции, по предприятию следующий (млн. руб.): 2008г. – 123,0; 2009г. – 187,5; 2010г. – 210,0. Из общего объёма продукции было предназначено на экспорт (млн. руб.): 2008г. – 50,8; 2009г. – 92,7; 2010г. – 122,8.

Представьте приведённые данные в виде статистической таблицы. Укажите тип таблицы.

 

Задача 8. Имеются следующие данные о численности экономически активного населения, занятых и безработных, тыс. чел. (по данным Российского статистического ежегодника, 2011г. – с. 117).

Численность экономически активного населения, всего – 2006г. – 74156; 2007г. – 75060; 2008г. – 75892; 2009г. – 75658; 2010г. – 75440. Из них мужчины составили в 2006г. – 37627; 2007г. – 37975; 2008г. – 38770; 2009г. – 38527; 20010г. – 38575, остальные женщины.

Из общего числа занятые в экономике – всего и в т.ч. мужчины соответственно составили – 69157 и 34996; 70814 и 35704; 70603 и 35869; 69285 и 35059; 69804 и 35500.

Представьте имеющиеся данные в виде статистической таблицы, характеризующую динамику экономически активного населения, занятых и безработных.

 

Задача 9. Используя данные задачи 8, постройте статистическую таблицу, отражающую структуру занятых и безработных. Графически отобразить её с помощью круговой диаграммы.

 

Задача 10. Имеются следующие данные о доходах и расходах населения Волгоградской области, млн. руб. (по данным краткого статистического сборника Волгоградская область в цифрах, 2011г. – с. 72):

Денежные доходы 2007г. – 296583, 2008г. – 340681, 2009г. – 393379, 2010г. – 439085, 2011г. – 461491,

Денежные расходы соответственно составили – 262537, 337830, 389205, 427592, 457647.

Постройте статистическую таблицу, отражающую динамику доходов и расходов населения. Полученные данные представить графически и сделать выводы.

Задача 11. Состав денежных доходов населения за период 2010 – 2011гг. составил: оплата труда – 146336 и 162516; социальные трансферты – 94671 и 105600; доходы от собственности, предпринимательской деятельности – 198078 и 193375.

Постройте таблицу отражающую структуру денежных доходов населения в динамике и представьте её графически. Сделать выводы.

 

Задача 12. Итоги переписи населения России (подробности на сайте www.gks.ru.) представлены в таблице:

 

 

Тысяч человек

2002г. 2010г.
Всё население 145167 142857
Городское население 106429 105314
Сельское население 38738 37543

 

Постройте секторные диаграммы, характеризующие структуру населения за 2002 и 2010годы.

 

Практическая работа № 2, 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 2568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.161 (0.015 с.)