Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По проведению практических работСтр 1 из 7Следующая ⇒
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
Методические указания По проведению практических работ по учебной дисциплине для специальности: Право и организация социального обеспечения» Липецк 2019
Введение Методические указания по проведению практических работ разработаны согласно рабочим программам по учебной дисциплине ОП.10 «Статистика» (является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла) и требованиям к умениям и знаниям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Практическая работа направлена на освоение следующих умений и знаний согласно ФГОС СПО. Практические работы направлены на освоение следующих результатов обучения:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; - оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию; - исчислять основные статистические показатели; - проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления; - современную структуру органов государственной статистики;
- источники учета статистической информации; - экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации; - статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходящих в стране;
Вышеперечисленные умения и знания необходимы для формирования следующих профессиональных общих компетенций, согласно ФГОС СПО и программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Методические указания по организации и проведению практической работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях и для самостоятельного освоения студентами УД ОП.10 «Статистика». Данные методические указания по организации и проведению практической работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД ОП.10 «Статистика» 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Данная методическая разработка включает: методические рекомендации для студентов по выполнению каждого вида практической работы, рекомендуемые к использованию источники информации и задания внеаудиторной самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины. Методическая разработка призвана помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины ОП.10 «Статистика».
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники: 1. Общая теория статистики: учебное пособие. Проява С.М., Гусаров В.М., Юнити-Дана, 2017 - 207 с.
Дополнительные источники 1. Вестник НГУЭУ: Научный журнал 2016,2017,2018,2019№3, 260 с. 2.Статистика: учебное пособие Кузнева Е.И., Гусаров В.М., Юнити-Дана, 2017г – 479 3.Общая теория статистики: Учебное пособие. Балдин К.В., Рукосуев А.В., 2015г. – 312 4.Общая теория статистики: Учебник. Шеремет Н.М., Издательство УМЦ ЖДТ «Маршрут», 2016г. – 316 с. 5..Статистика: Учебник. Годин А.М., Дашков И.К., 2015г. – 458 с. 6. Вестник НГУЭУ 2015. №2 Издательство СО РАН.2015г. 263 с. 7..Анализы временных рядов и прогнозирование Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М., Финансы и статистика 2015г. – 320 с. 8.Биржевая статистика. Салин В.Н., 2017г. – 103 с. 9. Демография и статистика населения. Логос,2017 г. – 92 с.
Интернет-ресурсы: Http: // statistica. ru 2. http:// nlr. ru 3. http:// kv. by. ru 4. http://www.vedomosti.ru 5. http://www.finam.ru
6. http: // libuarybseuby. ucoz.ru
7. http://www.znanium.com/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статистика - одна из древнейших отраслей знания, возникшая на базе хозяйственного учёта. Трудно переоценить роль статистики как практической (экономической) деятельности людей, направленной на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к различным явлениям и процессам общественной жизни. Роль статистики была значительна на разных этапах развития государств, но особенно заметно она возросла в XX в. и сохраняется в наши дни. Мысль о важности статистики в современных условиях хорошо подчеркнута в одной из работ известного английского статистика У.-Дж. Рейхмана: «Мы живём в век статистики. Едва ли не в каждом своём аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельность поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей» (У.-Дж. Рейхман. Применение статистики. - М.: Статистика, 1969. с. 11). Любая практика неразрывно связана с теорией познания предмета исследования. Теория обеспечивает научный подход к пониманию и толкованию изучаемых явлений. Накопление опыта практической деятельности, направленной на количественное изучение массовых явлений в общественной жизни, разработка всё новых приёмов для всесторонней характеристики и анализа этих явлений, в конечном счёте, привели к формированию особой отрасли знаний - статистики как науки, содержащей теоретические положения о методах изучения массовых явлений. Общая теория статистики - наука о методах или способах и приёмах исследования, применяемых при изучении массовых явлений, где имеет место вариация признаков у отдельных единиц совокупности. (в целом однородной по каким-либо существенным признакам), в целях: • получения итоговых обобщающих показателей; • изучения особенностей распределения единиц совокупности по тому или иному признаку; • определения средней величины того или иного количественного показателя и его вариации; • выявления взаимосвязи между отдельными показателями; • изучения динамики отдельных показателей (как единичных, так и агрегированных) и т.д.
Статистика является учебной дисциплиной, формирующей необходимые профессиональные знания у экономистов, финансистов, менеджеров, т.к. статистическая грамотность - неотъемлемая часть экономического образования. Настоящий сборник содержит краткие методические указания по основным темам курса, решение типовых задач по отдельным темам и задачи для решения на практических занятиях по каждой теме. Практическая работа №1 Теоретические сведения
Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Статистическая таблица - это цифровое выражение итоговой характеристики всей наблюдаемой совокупности или её составных частей по одному или нескольким существенным признакам. Статистические таблицы имеют два элемента: - подлежащее – объекты, которые характеризуют рядом цифровых показателей; - сказуемое – характеристика подлежащего. В зависимости от характера подлежащего различают три вида таблиц: простые или перечневые таблицы, в которых в подлежащем представлен перечень предприятий, районов, и т. д.; групповыетаблицы, подлежащее которых образовано в результате группировки единиц по одному какому-то признаку; комбинированные таблицы, подлежащее которых представляет результаты группировки по двум и более признакам. Основные правила построения таблиц: 1. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится известно, какой круг вопросов излагается или иллюстрируется таблицей. Должны быть указаны объект, время и единицы измерения, если они одинаковы для всей таблицы. 2. Если единицы измерения различные, то они указываются в верхних или боковых заголовках таблицы. 3. Желательно графы нумеровать, так как это удобно при последующем анализе ив случае необходимости переноса таблицы на другую страницу. 4. Не следует строить громоздких таблиц. Некоторые графы или строки целесообразно объединить в «прочие». 5. В каждой табличной клетке должно стоять акое-то число, но могут быть и пропуски: - если нет сведений, то ставят многоточие (…); - если отсутствует само явление, то прочерк (-); - если очень малое число по сравнению с другими, то ставят (0,0); - если не подлежит заполнению, то (Х). Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая даёт наиболее наглядный аналитический результат.
Несмотря на многообразие графических изображений, каждый график должен включать следующие элементы: графический образ; поле графика; масштабные ориентиры; систему координат. Примеры решение задач Задача 7. Продажа телевизоров в России характеризуется следующими данными (тыс. шт.) (цифры условные): 2008г. - 5527; 2009г. - 5563; 2010г. - 5628; в т.ч. было продано телевизоров цветного изображения (тыс. шт.): 2008г. - 3427; 2009г. -3616; 2010г. – 3915. Приведённые данные представить в виде статистической таблицы выявив структуру продаж телевизоров цветного изображения и изменения продаж во времени. Продажу телевизоров представить графически и сформулировать выводы, охарактеризовав происшедшие изменения в объёме и составе продаж телевизоров. Решение
Решение задачи представим табл. 13. Таблица 13 Продажа телевизоров в России
Удельный вес телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж определяется так:
Объём продаж по сравнению с базисным 2008г.: - всех телевизоров
- телевизоров цветного изображения
Как видно из табл. 13, резкого увеличения объёма продаж всех телевизоров не было. За три года объём продаж повысился всего лишь на 1,8%. При этом значительно увеличился объём продаж телевизоров цветного изображения. За три года они выросли на 14,2% Об этом также следует и из исчисленной структуры, где доля телевизоров цветного изображения в общем, объёме продаж имеет тенденцию к повышению с 62 до 69,6%. Динамику продаж представим графически на рис. 5. Рис. 5 Продажа телевизоров в России за 2008-2010годы
Рис. 6 Структура продаж телевизоров в России за 2008-2010годы
Графическое изображение подтверждает ранее сделанный вывод о том, что продажа всех телевизоров повышается незначительно. При этом преобладает реализация телевизоров цветного изображения.
Задача 8. На основе данных задачи 3, графически отобразите структуру рабочих, имеющих среднее профессиональное образование по признаку Потери рабочего времени с помощью круговой и столбиковой диаграмм.
Решение
Графически структуру численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам представим с помощью секторной и столбиковой диаграмм (рис. 7, рис. 8). Рис.7 Распределение рабочих на группы по потерям рабочего времени
Рис. 8. Структура численности рабочих и совокупных потерь рабочего времени по выделенным группам
Рабочие с наиболее типичными значениями показателя входят во вторую группу (38,4 - 56,8). Их удельный вес 33,34 %, причём на эту группу приходится наибольшая доля всех потерь рабочего времени за год – 26,1 %.
Задания для практической работы
Задача 7. Выпуск продукции, по предприятию следующий (млн. руб.): 2008г. – 123,0; 2009г. – 187,5; 2010г. – 210,0. Из общего объёма продукции было предназначено на экспорт (млн. руб.): 2008г. – 50,8; 2009г. – 92,7; 2010г. – 122,8. Представьте приведённые данные в виде статистической таблицы. Укажите тип таблицы.
Задача 8. Имеются следующие данные о численности экономически активного населения, занятых и безработных, тыс. чел. (по данным Российского статистического ежегодника, 2011г. – с. 117). Численность экономически активного населения, всего – 2006г. – 74156; 2007г. – 75060; 2008г. – 75892; 2009г. – 75658; 2010г. – 75440. Из них мужчины составили в 2006г. – 37627; 2007г. – 37975; 2008г. – 38770; 2009г. – 38527; 20010г. – 38575, остальные женщины. Из общего числа занятые в экономике – всего и в т.ч. мужчины соответственно составили – 69157 и 34996; 70814 и 35704; 70603 и 35869; 69285 и 35059; 69804 и 35500. Представьте имеющиеся данные в виде статистической таблицы, характеризующую динамику экономически активного населения, занятых и безработных.
Задача 9. Используя данные задачи 8, постройте статистическую таблицу, отражающую структуру занятых и безработных. Графически отобразить её с помощью круговой диаграммы.
Задача 10. Имеются следующие данные о доходах и расходах населения Волгоградской области, млн. руб. (по данным краткого статистического сборника Волгоградская область в цифрах, 2011г. – с. 72): Денежные доходы 2007г. – 296583, 2008г. – 340681, 2009г. – 393379, 2010г. – 439085, 2011г. – 461491, Денежные расходы соответственно составили – 262537, 337830, 389205, 427592, 457647. Постройте статистическую таблицу, отражающую динамику доходов и расходов населения. Полученные данные представить графически и сделать выводы. Задача 11. Состав денежных доходов населения за период 2010 – 2011гг. составил: оплата труда – 146336 и 162516; социальные трансферты – 94671 и 105600; доходы от собственности, предпринимательской деятельности – 198078 и 193375. Постройте таблицу отражающую структуру денежных доходов населения в динамике и представьте её графически. Сделать выводы.
Задача 12. Итоги переписи населения России (подробности на сайте www.gks.ru.) представлены в таблице:
Постройте секторные диаграммы, характеризующие структуру населения за 2002 и 2010годы.
Практическая работа № 2, 3 Теоретические сведения Абсолютные величины представляют собой числа, характеризующие физические размеры общественных явлений или конкретных объектов и имеющие какую-то единицу измерения. Абсолютная величина, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности, называется индивидуальной абсолютной величиной. На основе индивидуальных получают суммарную абсолютную величину – обобщающих показатель, характеризующий либо численность совокупности, либо объём варьирующего признака (как сумма всех его индивидуальных значений). Существует 3 типа единиц измерения абсолютных величин: натуральные, трудовые и стоимостные. Натуральные единицы измерения – выражают величину явления в физических мерах, т.е. мерах веса, объёма, протяжности, времени, счёта, т.е. в килограммах, кубических метрах, километрах, часах, штуках и т.д. Разновидностью натуральных единиц являются условно-натуральные единицы измерения, которые используются для сведения воедино несколько разновидностей одной и той же потребительной стоимости. Одну из них принимают за эталон, а другие пересчитываются с помощью специальных коэффициентов в единицы меры этого эталона. В отдельных случаях для характеристики какого-либо явления одной единицы измерения недостаточно, и используется произведение двух единиц измерения. Например, грузооборот в тонно-километрах, производство электроэнергии в киловатт-часах и др. В условиях рыночной экономики наибольшее значении имеют стоимостные (денежные) единицы измерения (рубль, доллар и тд.). Они позволяют получить денежную оценку любых социально-экономических явлений (объём продукции, товарооборота, национального дохода и т.п.). Трудовые единицы измерения (человеко-часы, человеко-дни) используются для определения затрат труда на производство продукции, на выполнение какой-либо работы. Относительные величины представляют собой частное от деления абсолютных величин и характеризуют количественное соотношение общественных явлений, процессов, объектов. При этом знаменатель дроби называют базой сравнения. Если числитель и знаменатель имеют одинаковые единицы измерения, то относительная величина называется одноимённой и в зависимости от базы сравнения может выражаться в коэффициентах (база = 1), процентах - % (база = 100), промилле – ‰ (база = 1000) и т.д. В противном случае относительная величина называется разноимённой и её единица измерения образуется из соотношения единиц соответствующих абсолютных величин. Например, плотность населения – чел./м², производительность труда – шт. /час и т.д. Таблица 14 Решение типовых задач Задача 9. В прошлом году объём грузооборота по грузовому автотранспортному предприятию составил 210,0 млн. т/км. Планом текущего года было предусмотрено довести объём грузооборота до 220,5 тыс. т/км; фактический объём грузооборота в текущем году составил 229,32 млн. т/км. Определить: - относительную величину планового задания по росту грузооборота; - относительную величину динамики грузооборота; - относительную величину выполнения плана по грузообороту.
Решение
1) относительную величину планового задания по росту грузооборота:
2) относительную величину динамики грузооборота:
3) относительную величину выполнения плана по грузообороту:
Задача 10. В отчётном периоде на предприятии изготовлено 400 тыс. 12-листовых тетрадей, 50 тыс. – 24-листовых, 70тыс. – 48-листовых и 25 тыс. – 96-листовых. Определите общий объём изготовленных тетрадей в условно-натуральном выражении, если за условную единицу принимается 12-листовая тетрадь. Решение
Определим коэффициент перевода производства тетрадей в условные единицы 12 / 12 = 1 24 / 12 = 2 48 / 12 = 4 48 / 12 = 4 96 / 12 = 8
Определим общий объём изготовленных тетрадей в условно-натуральном выражении 400 ∙ 1 + 50 ∙ 2 + 70 ∙ 4 + 25 ∙ 8 = 980 тыс. условных штук Задача 11. Ввод в действие зданий в 2011году (Волгоградская область в цифрах. 2011) характеризуется следующими данными: Число зданий – всего, единиц 2856, в том числе: жилого назначения – 2551, нежилого назначения – 305. Определите структуру ввода в общем числе зданий.
Решение Удельный вес жилого назначения:
, Удельный вес нежилого назначения:
Наибольший удельный вес ввода в действие, занимают здания жилого назначения. На их долю приходится 89,3 % от общей численности зданий.
Задания для практической работы Задача 13. Планом предусмотрено увеличение годовой производительности труда работников против прошлого года на 4,0 %. Фактически против прошлого года производительность труда увеличилась на 6,2%. Определить процент выполнения плана по уровню производительности труда. Задача 14. Расход топлива на производственные нужды предприятия характеризуется в отчётном периоде следующими данными:
Средние калорийные эквиваленты (коэффициенты) перевода в условное топливо составили: мазут – 1,37т, уголь – 0,9т, газ – 1,2 тыс. м³. Определить: - общее потребление условного топлива по плану и фактически; - процент выполнения плана по общему расходу топлива; - удельные веса фактически израсходованного топлива по видам (расчёт с точностью до 0,1%).
Задача 15. Данные о численности экономически активного населения и безработных в Волгоградской области (Волгоградская область в цифрах. 2011) представлены в таблице: (тысяч человек)
Определить: - удельный вес численности безработных в общей численности экономически активного населения; - динамику этого показателя для каждой группы населения; - дать сравнительную оценку уровня безработицы среди мужчин и женщин.
Задача 16. По сельскохозяйственному предприятию за два года имеются данные о численности рабочих:
Задача 17. Данные о жилищном фонде и численности населения Волгоградской области (Волгоградская область в цифрах. 2011) представлены в таблице:
Охарактеризуйте обеспеченность населения жилой площадью. Перечислите, какие виды относительных величин использовались.
Задача 18. Определите процент выполнения плана товарооборота по товарным группам и удельный вес товаров во всём товарообороте по торговому предприятию за отчётный период на основе следующих данных:
Сделайте выводы.
Задача 19. По отделению дороги планом предусмотрено увеличение объёма отправок груза на 10,0 %. Фактически объём отправок против прошлого года повысился на 12,2 %. Определите, на сколько процентов перевыполнен план по объёму отправок груза.
Задача 20. Планом предусмотрено снижение затрат на 1 руб. продукции на 4,0%; фактически по сравнению с прошлым годом затраты возросли на 1,8 %. Определите, на сколько процентов фактические затраты на 1 руб. продукции отличаются от плановых.
Практическая работа № 4
ТЕМА: «Исчисление разных видов средних величин" Цель работы – закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки расчёта средних величин и сравнения полученных результатов
Теоретические сведения Средняя величина – обобщающая характеристика количественного признака на определённый момент времени в расчёте на единицу совокупности. Статистическая средняя является объективной и типичной, если она рассчитана для качественно однородной совокупности массовых явлений. При помощи средней происходит сглаживание различий в величине признака, которые возникают по тем или иным причинам у отдельных единиц наблюдения. Средняя величина является отражением значений изучаемого признака, имеет ту же единицу измерения. В основе расчёта любой средней величины лежит степенная средняя. В зависимости от представления исходных данных они могут быть простыми и взвешенными. Таблица 15 Виды степенных средних
Примеры решения задач
Задача 12. Имеются следующие данные о зарплате рабочих участка:
Вычислите среднюю месячную заработную плату рабочих участка. Решение
Процесс выбора средней величины таков: 1) определяющий показатель – общая сумма начисленной заработной платы; 2) математическое выражение определяющего показателя - ; 3) замена индивидуальных значений средними - ; 4) решение уравнения Следовательно, использовалась формула простой средней арифметической.
Задача 13. Распределение рабочих участка по стажу работы следующее:
Определите средний стаж работы рабочих участка. Решение
Условные обозначения записаны в таблице. Определяющий показатель общий стаж работы всех рабочих - . Средний стаж работы: Для каждого интервала предварительно вычислялось среднее значение признака как полусумма нижнего и верхнего значений интервала. Величина открытых интервалов приравнивается к величине примыкающих к ним соседних интервалов: Для решения задачи использовалась формула средней арифметической взвешенной.
Задача 14. За два месяца по цехам завода имеются следующие данные:
Определите, за какой месяц и на сколько процентов была выше средняя месячная заработная плата работников предприятия. Решение
Введём условные обозначения за сентябрь: - численность работников по каждому цеху; - средняя месячная заработная плата работников каждого цеха. Определяющий показатель – общий фонд заработной платы - . Средняя месячная заработная плата работников предприятия за сентябрь составила: Условные обозначения за октябрь следующие: - фонд заработной платы по каждому цеху; - средняя месячная заработная плата работников каждого цеха. Определяющий показатель - . Средняя месячная заработная плата работников предприятия за октябрь равна: - численность работников каждого цеха в октябре. Средняя заработная плата в октябре исчислена по формуле средней гармонической взвешенной. Динамика средней месячной заработной платы работников предприятия: 1741,8:1736,8=1,003 или 100,3% Следовательно, средняя месячная заработная плата работников предприятия в октябре возросла по сравнению с сентябрем на 0,3% (100,3-100).
Задача 15. Имеются следующие данные об экспорте продукции металлургического комбината:
Определите средний удельный вес продукции на экспорт.
Решение Удельный вес стоимости продукции на экспорт, % определяется отношением стоимости продукции на экспорт ко всей стоимости продукции. Результат деления умножают на 100. - стоимость продукции на экспорт; - удельный вес продукции на экспорт; - стоимость всей продукции. Средний удельный вес продукции на экспорт:
Задания для практической работы
Задача 21. В результате проверки двух партий сыра перед отправкой его потребителям установлено, что в первой партии сыра высшего сорта было 3942 кг, что составляет 70,4 % общего веса сыра этой партии; во второй партии сыра высшего сорта было 6520кг., что составляет 78,6 % общего веса этой партии. Определите процент сыра высшего сорта в среднем по первой и второй партиям вместе.
Задача 22. Имеются следующие данные о квалификации рабочих двух бригад:
Определите средний уровень квалификации рабочих каждой бригады. Сравните полученные результаты.
Задача 23. Определите среднюю закупочную цену за 1килограмм картофеля за третий квартал текущего года на основе следующих данных:
Задача 24. Определите среднюю выработку одного работника за месяц на основе следующих данных:
Задача 25. Вычислите среднюю заработную плату одного работника за месяц, применив сокращения:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.78 (0.253 с.) |