Школа человеческих отношений: 1930—1950 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа человеческих отношений: 1930—1950



2.Поведенческие науки:1950 — по настоящее время

Определенный прорыв в области менеджмента был сделан на рубеже 30-х годов XX в., ознаменовавшийся появлением школы психологии. Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» и школы «поведенческих наук» (рис. 1).

1.Школа человеческих отношений. Основные представители:

Представители Вклад в развитие науки
1 2
Гуго Мюнстерберг Один из основоположников школы «человеческих отношений» Также является одним их основоположников психотехники – область прикладной психологии, которая имеет применение в той или иной сфере человеческого труда. Внес весомый вклад в разработку проблем профессиональной пригодности, профессионального обучения, производственного утомления, травматизма, рекламе в торговле и т.д. Сформулировал задачи профессиональной пригодности.  Большую часть своих исследований он посвятил выработке научных методов отбора "правильных людей на правильные рабочие места. Разработал профессиограммы (карты профессий), на основании которых фирмы производят подбор кадров. Провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости, несчастных случаев на производстве. Одним из первых пропагандистов психологии в производственном управлении, подчеркивавшим специфическую функцию психолога, - работать там, где «существует неудовлетворенность рабочих при отсутствии очевидных недостатков». Наверное, поэтому место психолога он, по сути, полностью подчинял требованиям и указаниям менеджера.
Элтон Мэйо Исследовал зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). На основе экспериментов сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения. Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала.
Дуглас МакГрегор Разработал теорию «Х» и «Y». В соответствии с этой теорией существует два типа управления, отражающих два типа отношения к работникам: теория «Х» и теория «Y», Считал данные теории выражают совершенно разные взгляды на природу человека: для теории Х - свойственна механическая точка зрения, согласно которой человек предстает как лишенной всякой индивидуальности фактор производства, то теория Y рассматривает человека в органической взаимосвязи с его внешним окружением, на которое воздействует и под влиянием которого находится.
Честер Ирвинг Барнард Доказывал, что предприятие должно обеспечивать не только экономическую, но и человеческую эффективность, развивал тезис о внутреннем консенсусе (согласии) в организации и об участии рабочих в управлении. Барнард сконструировал теоретическую модель кооперативной системы, в центре которой находится индивид, имеющий свои собственные цели, желания и пр. Выделил два типа организаций: формальную и неформальную.  Главной функцией управляющего считал «созидание организационной морали», т. е. той духовной силы, без которой управляющий кооперативной системы не сможет стать лидером.

2.Поведенческие науки. Основные представители:

Представители

Вклад в развитие науки

1

2

Абрахам Маслоу

Большой вклад в развитие поведенческого направления в менеджменте внес психолог А. Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с этим учением у каждого человека имеется иерархически расположенная сложная структура потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности, используя соответствующие методы мотивации. Маслоу разделил эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности и др.) и производные (потребность в справедливости, благополучии, порядке, единстве социальной жизни и др.). Базисные потребности постоянны, а производные изменяются.

Фредерико Герберг

Развивал идею связи между удовлетворением потребностей и мотивацией человека к труду. Сформулировал двухфакторную модель мотивации. Установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов. Предложил принципиально новое деление потребностей – на «просто удовлетворяемые» и «стимулирующие». В соответствии с этим факторы, влияющие на поведение работников, он разделил тоже на две группы, по-разному связанные с возникновением стимулов к труду,- на группу «поддерживающих» или «гигиенических» факторов и непосредственно «мотивирующих».

Уильям Оучи

Развивал теории. Д. МакГрегора. Изучив японский опыт управления, Оучи пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления.. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек — это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации. Оучи сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих.

Ренсис Лайкерт

Основные направления исследований - проблема социального управления, общественное мнение, методы исследования социального поведения. Разработал собственную теорию стилей руководства. Установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации: причинные, промежуточные, результирующие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.006 с.)