Принципы эффективного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы эффективного менеджмента



Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечива­ется эффективное развитие организации.

Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целост­ности, иерархической упорядоченности, целевой направлен­ности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.

Целостность определяет необходимость рассмотрения ор­ганизации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уро­вень дифференциации процессов менеджмента в организа­ции.

Целевая направленность постулирует приоритет целе­вой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленче­ских решений.

Сочетание централизации и децентрализации уста­навливает требование рационального разделения управлен­ческих процедур и решений на основе обоснованного деле­гирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизация предполагает использование поведен­ческих инструментов менеджмента для мотивации продуктив­ного сотрудничества менеджеров.

Профессия менеджера

Основное содержание деятельности менеджера — это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профес­сии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть — это способность и возможность осуществ­лять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авто­ритета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие влас­ти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти: осно­ванную на принуждении, традиционную, компетентную, базиру­ющуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму.

Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руково­дитель может влиять на других (подчиненных), если он контроли­рует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учиты­вать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успе­ху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал. При таком способе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

Традиционная (законная) власть основывается на праве челове­ка руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации, а также на вере подчинен­ных в незыблемость традиций и в то, что существующее положе­ние вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой — что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может при­вести к тотальному консерватизму, блокировать творческую ини­циативу в организации.

Компетентная {экспертная) власть осуществляется, когда ме­неджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления как в краткосроч­ной, так и в долгосрочной перспективе. В этой связи представляет интерес высказывание древнего китайского философа Лао-цзы: •Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замеча­ют их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, на­род бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, на­род их презирает». Залогом стабильности и эффективности такой и пасти является постоянная нацеленность руководителей всех уров­ней на саморазвитие.

Власть, базирующаяся на мотивации {вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если пот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать ему в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует пробле­ма идентификации иерархии потребностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управления, основанного на мотивации, менед­жеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулированию, а его возможности нередко ограничены как по)размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

Эталонная власть {власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Однако представления об эталоне поведения и деятель­ности могут коренным образом измениться под воздействием вне­шних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдель­ных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложивши­еся связи и в целом эффективность управления.

Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «Богом дан­ных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматический лидер (ру­ководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благо­детеля. Ему обычно приписывают все успехи его сторонников. В не­удачах обвиняют других людей или обстоятельства. Следует учи­тывать, что главной угрозой для стабильности управления, осно­ванного на такой власти, является низкая результативность рабо­ты организации.

Основные особенности профессиональной управленческой де­ятельности обусловлены следующим:

неопределенностью условий принятия решений (дефицит ин­формации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом; повышенной ответственностью субъекта управления за послед­ствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

положением, при котором субъект управления является одно­временно руководителем и подчиненным;

особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

наличием значительного конфликтного потенциала во взаимо­действии руководителя и подчиненного, руководителя и коллек­тива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуация конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управле­ния с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов тре­бует от руководителя внимания, определенного психического на­пряжения и больших затрат энергии;

определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

конкурентным характером взаимодействия интересов предста­вителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленчес­кая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные си­туации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек — уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение лю­бой управленческой ситуации предполагает использование руко­водителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также основания общей классификации профессий:

содержание труда (по предмету, цели, средствам, условиям), т. е. характеристика объекта труда;

характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По предмету труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «чело­век — человек». Вместе с тем менеджер может руководить и груп­пой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек — живая природа» (инженеры, механики), «человек — знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек — художественный образ» (артисты, телеведущие).

По цели профессия менеджера — преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда; используемые при необходимости средства обработки информации — вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится скорее к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близко­му к комфортному, однако, нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высокой квалификации, пото­му подготовка кадров является длительной и дорогостоящей.

В этой профессии необходимы значительная степень активнос­ти и повышенный уровень ответственности человека, а также на­личие других качеств, прежде всего, коммуникативных и органи­зационных.

По мере роста должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека меняется от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опы­том) до абсолютной профессиональной пригодности, для кото­рой необходимы определенные природные данные (качества ли­дера, организаторские способности и т.д.). Кроме того, меняется подход к труду менеджера — от самостоятельного (в пределах за­дачи предоставляется простор для самостоятельного выбора при­емов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить группами людей, профессия которых

связана с иными:

целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор; изыс­кательскими — научный работник);

объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — ин­женер; «человек — человек» — врач, учитель, продавец);

средствами (ручного труда — представители ремесел; машин­но-ручного труда — машинист, водитель; с применением автома­тизированных систем — оператор);

условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотруд­ники МВД, МЧС);

степенью квалификации (профессии с простым квалифициро­ванным трудом, профессии, не требующие специальной подго­товки);

характером труда (автоматический труд — строго регламенти­рованный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности, рабочий-сборщик; полуавтоматический труд действия не всегда строго регламен­тированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возмож­но разнообразие в ритме и стиле;

шаблонный исполнительский труд — задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями — швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации):

1.Руководитель. Основная деятельность — управление конкрет­ным коллективом людей (организацией), принятие управленчес­ких решений в рамках своей компетенции.

2. Консультант в области управления. Его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничива­ется консультированием, т.е. подготовкой и представлением ру­ководителю (организации) конкретных советов по решению про­блем в области социального управления. Принятие решения с уче­том полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение.

3.Ученый в области управления. Суть его основной деятельно­сти — научные исследования, направленные на поиск и форми­рование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.

4.Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управ­ления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и ин­дивидуальным качествам специалиста. Так, для руководителя осо­бенно важны лидерские качества, свободное владение управлен­ческим инструментарием на практике. Для ученого в области уп­равления — творческие способности, склонность к анализу, обоб­щению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента — его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся реше­нием проблем управления, направить его самостоятельное обуче­ние, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства. По мере профес­сионального роста человек может расширять сферу своих профес­сиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сей­час России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента).

В качестве более широкой сферой приложения сил и способ­ностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как бо­лее узкая сфера деятельности управляющего крупным предприя­тием может выступать руководство федеральной целевой про­граммой.

В связи с реформированием экономики России до настояще­го времени возникают новые области, в которых требуется ква­лифицированное управление; в их числе риск-менеджмент, ан­тикризисное управление, создание единой системы благотвори­тельности, разработка и внедрение новых социальных идей (свя­занных с экологией, распространением здорового образа жизни ит.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.021 с.)