Отличительные особенности понятия «менеджмент» от других типов управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные особенности понятия «менеджмент» от других типов управления.



Менеджмент - область знаний и профессиональной дея­тельности, направленных на формирование и обеспечение до­стижения целей организации путем рационального использова­ния имеющихся ресурсов. Следует различать понятия: управ­ление, менеджмент и руководство.

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов орга­низации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний и внешний аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две груп­пы факторов:

- тенденция развития организаций;

- специфические национальные факторы развития эконо­мики.                                                      

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

- как науку и искусство управления;

 - как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

-как аппарат управления деятельностью организации.

2. Основные категории менеджмента

Категория менеджмента - наиболее общие и фунда­ментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.                                                                                 

Состав основных категорий менеджмента: функции; виды; методы;принципы.

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация - как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество лю­дей.

Природа и свойства, формальная структура и поведен­ческие аспекты организации как объекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной обла­сти деятельности.

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний, и нижний.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в органи­зации и наделенные полномочиями в области принятия реше­ний в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

- руководителей организации;

- руководителей структурных звеньев;

- организаторов определенных видов работ (администра­торов).

Виды менеджмента - специальные области управленчес­кой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.                                                       

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самосто­ятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный или специальный менеджмент заклю­чается в управлении определенными сферами деятельности ор­ганизации или ее звеньев, например управление инновацион­ной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

В любой организации общий и функциональный менедж­мент (генералисты и специалисты) существуют в органичес­ком единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

По признаку содержания различают нормативный, страте­гический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предприниматель­ской политики, определение позиции организации в конкурент­ной нише рынка и формирование общих стратегических наме­рений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку на­бора стратегий, их распределение во времени, формирование (потенциала успеха организации и обеспечение стратегическо­го контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практичес­кую реализацию принятых стратегий развития организации.

 

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характери­зующихся однородностью целей, действий или объектов их при­ложения.

Различают общие (формирование целей, планирование, ор­ганизация и контроль), технологические (решения и коммуника­ции) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения аффективного развития организации.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный ха­рактер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функциониро­вание систем управления на предприятии. В менеджменте ис­пользуются как общие методы и приемы (например, экспер­тизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражаю­щие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Практика управления и его методический аппарат фор­мировались на протяжении многих веков, однако их систе­матизация и научные обобщения являются ровесниками XX в.

Фундаментальной основой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориен­тация управления и моделирование управляемых процессов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.005 с.)