Методы оценки и анализа инновационных рисков (Delphi, Pattern). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки и анализа инновационных рисков (Delphi, Pattern).



Обычный анализ места размещения учитывает отдельно расположенные производственные мощности и основан на таких действиях, как минимизация времени транспортировки или расстояния между точками спроса и предложения, минимизация функции затрат и минимизация среднего времени реагирования. Однако при развитии бизнеса, из-за изменения производственных мощностей и целей эта проблема усложняется. Кроме того, оценка некоторых факторов принятия решения основана на чем-то неуловимом, даже эмоциональном. Одним из подходов, направленных на более комплексное принятие решения о размещении, является использование аналитической модели Дельфи, который объединяет реальные и неосязаемые факторы в ходе принятия решений. Аналитический метод Дельфи включает использование трех групп специалистов: координирующей, стратегической и прогнозирующей, каждая из которых выполняет различные функции в процессе принятия решения. Этапы реализации этого метода включают:

Этап I. Формирование Делъфи-групп специалистов. Вначале из консультантов, работающих в фирме или приглашенных со стороны, формируется координирующая группа, которая разрабатывает вопросники для проведения Дельфи-опросов. Одновременно координирующая группа отбирает две группы специалистов из сотрудников компании для участия в двух Дельфи-опросах — одну для прогнозирования тенденций в социальной и физической средах, оказывающих влияние на организацию (прогнозирующая Дельфи-группа), и вторую для определения стратегических целей и приоритетов организации (стратегическая Дельфи-группа). В стратегическую группу следует отбирать руководителей высшего звена из каждого подразделения организации, в том числе менеджеров изо всех функциональных отделов.

Этап II. Определение угроз и возможностей. Координирующая группа после нескольких раундов анкетных опросов с обратной связью просит прогнозирующую Дельфи-группу определить главные направления развития, благоприятные возможности на данном рынке, а также возможные угрозы, которые должна учесть и нейтрализовать организация. По возможности решение на этом этапе должно приниматься консенсусом.

Этап III. Определение направлений и стратегических целей организации. Координирующая группа передает результаты, полученные при проведении прогнозирующего Дельфи-опроса, стратегической Дельфи-группе, которая затем использует их во втором Дельфи-опросе для определения стратегических целей организации.

Этап IV. Поиск альтернативы. Поскольку в задачу стратегической Дельфи-группы входит определение долгосрочных целей, ей следует сконцентрировать свое внимание на разработке различных вариантов. Эти варианты могут вырабатываться как по выбору мест расположения объекта, так и по расширению и/или сокращению существующих производственных мощностей, а также по размещению отдельных объектов организации.

Этап V. Установление приоритетов альтернатив. Готовый набор вариантов, определенных на этапе IV, представляется участникам стратегической Дельфи-группы для того, чтобы они вынесли субъективные оценочные суждения. Если оценочные суждения достаточно сложны для их количественной оценки, можно использовать метод иерархического анализа. Этот системный метод позволяет определять тренды, направления разработок и возможности их реализации, рассматривая сильные и слабые стороны организации. Кроме того, он позволяет вводить стратегические цели и задачи фирмы в важный процесс принятия решений.

Аналитический метод Дельфи, применяемый в настоящее время компаниями, является типично интеграционным, основанным на групповом принятии решений.

Как любая другая техника принятия решений, методика Дельфи имеет достоинства и недостатки. К первым относятся:

1. Удобство в применении.

2. В процессе учитывается мнение всех участников обеих групп.

3. Эксперты и аналитики учатся независимому мышлению.

4. Поставленная задача изучается со всех сторон.

Регулируемая связь – это еще одно преимущество метода Дельфи.
Дельфийский метод применим в международных отношениях, экономике и других сферах.
Недостатков у такого способа прогнозирования и поиска решений несколько:

1. Организаторы мероприятия наделены большими полномочиями. Поэтому эксперты беззащитны перед ними.

2. Решение, основанное на коллективном мнении, не всегда правильное.

3. Известно, что творческие или креативные решения зачастую оказываются правильными. Но представители аналитической группы их отбрасывают, считая нелепыми, непопулярными среди большинства.

4. Аналитический этап занимает много времени. Решить поставленную задачу быстро можно. Но вряд ли специалисты смогут провести качественный анализ.

5. Некоторые участники боятся высказывать собственное мнение, из-за чего склоняются к идеям большинства.

6. Организаторы или ведущий иногда давят на экспертов, манипулируют ими.

В менеджменте есть 2 модификации метода Дельфи. Один из примеров – бесструктурный этап. Он применяется в том случае, когда стоит задача найти определенное решение, а участники при этом не могут сразу правильно увидеть, оценить проблему.

Менее распространена методика «Экспресс-Делфи». Как видно из названия, она помогает сэкономить массу времени. Это главное достоинство. Процесс занимает несколько часов. Но здесь есть одна важная особенность: работа требует наличие технической базы.

Эксперты занимаются изучением проблемы – каждый за собственным компьютером. Все компьютеры при этом связаны с руководителем. После того, как появятся первые предложения, аналитикам в ускоренном режиме нужно проверить деятельность коллег. Скорость здесь играет самую важную роль.

Необходимость быстродействия – это главный недостаток «Экспресс-Делфи». Эксперты могут не успеть тщательно изучить, обдумать проблему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)