Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг

Поиск

Анализируя практику развития крупных зарубежных и российских предприятий, можно сделать вывод, что управление большинством компаний сетевого бизнеса осуществляется в рамках трех основных стратегии:

• развитие корпоративной сети;

• партнерские или клиентские отношения;

• франчайзинг — одна из наиболее перспективных форм сетевого бизнеса.

На современном этапе развития экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и выхода из него крупные компании сталкиваются с рядом проблем при развитии сети:

• во-первых, это отсутствие возможности органического роста (т. е. развития за счет собственных средств);

• во-вторых, проблемы с получением кредитов.

Наличие данных проблем заставило многие сетевые компании проявить интерес к привлечению инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т. е. перейти к третьей стратегии развития — франчайзингу — как к одному из способов привлечения подобных инвестиций.

С другой стороны, бесспорна важность развития малого предпринимательства в рыночной экономике. Экономически развитые государства позиционируют малое предпринимательство как наиболее чувствительный и важный сектор экономики, образующий большую часть рабочих мест. Поэтому обеспечение занятости населения требует правовой и экономической поддержки малого предпринимательства со стороны государства, что особенно важно в кризисный период.

Также важно подчеркнуть, что в условиях развитой рыночной экономики наиболее емкой для занятости сферой малого предпринимательства является сфера услуг.

Малый бизнес в сфере услуг вообще и, особенно в туризме, должен иметь ключевое значение в силу своей близости к клиентам, быстрой адаптации к новым условиям рынка, использованию микрониш и других преимуществ, что позволяет ему более качественно и оперативно реагировать на потребности клиентов. Однако формы организации малого бизнеса в различных секторах сферы услуг должны отличаться. В частности, франчайзинг как форма развития бизнеса, придающая конкурентоспособность и выживаемость субъектам малого предпринимательства, прекрасно зарекомендовал себя в торговом, ресторанном и гостиничном бизнесе, но не всегда применим в туризме. Например, сеть турагентств «Куда.т», считавшаяся самым дорогостоящим проектом в туристической рознице, но объявившая себя банкротом летом 2009 г., в 2006 году объявила о сокращении доли франшизных офисов до 10 % от общего количества. Подобное решение связано с рядом проблем при взаимоотношениях с франчайзи, а именно несвоевременными платежами, несоответствием стандартам бизнеса и некачественным менеджментом. Однако стоит отметить, что сокращение франчайзинговой программы было связано, в том числе, и с необходимостью увеличения стоимости самой компании перед выходом на IPO.

Система франчайзинга прочно зарекомендовала себя как один из самых надежных механизмов, позволяющих быстро развить свой бизнес. По статистике, среди независимых компаний только 15% остаются на рынке за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний.

На наиболее развитом франчайзинговом рынке США оборот франчайзинговых компаний в 2010 году составил 706,6 млрд долл. (около 4% оборота товаров и услуг всего частного сектора). При этом данный вид бизнеса обеспечил рабочими местами более 7,6 млн человек. В России, для которой в период преодоления кризиса проблема безработицы стоит чрезвычайно остро, франчайзинг может стать эффективным методом создания новых рабочих мест.

Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. Можно выделить следующие области применения франчайзинга:

• Предприятия питания (быстрое питание, специальная кухня, передвижные точки);

• Розничная торговля (продукты, детские товары, аптеки и т. п.);

• Автотранспортные предприятия (авто-диагностика, аренда автомобилей, АЗС, услуги по перевозкам);

• Бытовое обслуживание (прачечные, химчистки, салоны красоты, фотоуслуги, ремонт бытовой техники);

• Обслуживание бизнеса (бухгалтерский учет и аудит, трудоустройство, копировальные услуги, агентства недвижимости, охранные услуги);

• Развлечения, путешествия, спорт (гостиницы, спортклубы, туристические агентства);

• Учебные центры.

Широкое распространение франчайзинга в мире обусловлено обоюдной выгодой системы франчайзинга для обоих участников франчайзинговых отношений. С одной стороны, франчайзинг позволяет крупной компании-франчайзеру расширить рынок сбыта услуг без дополнительных инвестиций. С другой стороны, малым компаниям-франчайзи франчайзинг позволяет повысить свою конкурентоспособность на рынке услуг, используя репутацию крупной компании, ее эффективные технологии предоставления услуг, интеллектуальную собственность и др., при сохранении определенной юридической самостоятельности.

В соответствии с функциональным назначением и особенностями организации предпринимательской деятельности различают несколько разновидностей франчайзинга. Единого мнения о классификации франчайзинга нет, что отражает как своеобразие франчайзинга в той или иной стране, так и субъективные представления о нем различных специалистов.

Так, в основе классификации по характеру деятельности объекта франчайзинга находится три вида франшизы, которые различаются по характеру производственно-технологических и юридических отношений:

1) франшиза на продажу готового товара (называемая также «товарный франчайзинг»

или «франчайзинг продукции», product franchise);

2) франшиза на производство товара (называемая также «производственный франчайзинг», или «франчайзинг торговой марки», trade-name franchise);

3) франшиза на определенный вид деятельности (например, «сервисный франчайзинг», «деловой франчайзинг»).

Именно данное разделение франчайзинга

отражает три основных направления его развития на протяжении более чем 150-летней истории.

Товарный франчайзинг представляет собой передачу франчайзи исключительного права на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером под его товарным знаком.

В этой классической форме товарный франчайзинг идеально подходит для торговли такими товарами, продажа которых требует от продавца определенных знаний: с одной стороны, специфических характеристик продукта и особенностей его эксплуатации, а с другой — психологии покупателя. Прототипом товарного франчайзинга стал автомобильный и бензиновый бизнес США начала ХХ в., когда независимые дистрибьюторы приняли на себя функции организации сбыта автомобилей и содержания сети бензоколонок.

Товарный франчайзинг чрезвычайно распространен. Традиционно в США на его долю приходится более 25% общего оборота франшизного сектора. Это обусловлено тем, что данная форма франчайзинга позволяет франчайзеру увеличить реализацию своей продукции в целом, а вовлечение в систему сбыта франчайзи и закрепление за ними конкретных территорий дает возможность регулировать равномерное распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.

Производственный франчайзинг подразумевает передачу франчайзи запатентованной технологии производства исходного компонента продукции, часто в комплекте с упаковочным материалом. Относительно широкопроизводственный франчайзинг представлен в сфере производства безалкогольных напитков. Все крупнейшие компании безалкогольной отрасли (Coca-Cola, Pepsi, Dr Pepper, Royal Crown и др.) работают именно по этому принципу.

Преимуществом производственного франчайзинга являет то, что, продавая франчайзи свои запатентованные сиропы и концентраты или их формулы вместе с правом производства из них фирменных напитков, франчайзеры полностью отказываются от расходов на транспортировку готового продукта.

К производственному франчайзингу не следует относить предпродажную «доводку» или адаптацию товаров франчайзера, производимую с учетом местных условий эксплуатации или индивидуальных запросов потребителей (например, дооборудование автомобилей, сельскохозяйственной или иной техники по заказам покупателей). Это — сервисный (деловой) франчайзинг.

Он представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи приобретает право, ограниченное конкретной территорией, открыть собственную компанию аналогичного профиля под торговым знаком (знаком обслуживания) франчайзера и берет на себя обязательства полностью скопировать формат оказания услуг по определенной модели, отработанной франчайзером.

Наибольшее распространение в мире получили торговый и сервисный франчайзинг, причем очень часто тот и другой применяют в комбинированном виде, поскольку оказание услуг обычно сопровождается поставкой необходимых для них товаров (материалов, сырья, компонентов, запчастей и т. п.) так же, как продажа изделий, особенно технически сложных, требует послепродажного их обслуживания. Производственный франчайзинг практикуется реже и стоит несколько особняком от других разновидностей франчайзинга. Примечательно, что Комиссия ЕС в Регламенте № 4087/88, выполняющем роль закона о франчайзинге в странах ЕС, не включила производственный франчайзинг в число регулируемых Регламентом франшизных договоров.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, на данный момент в мире насчитывается порядка 16,5 тысяч франчайзеров и 1,2 млн франчайзи, которые обеспечивают более 15 млн рабочих мест. Объем продаж сетей составляет около 1,4 трлн долларов США.

 

Содержание корпоративной инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура является основным элементом и механизмом функционирования инновационной экономики, она может обеспечить высокий уровень экономического развития, а может и обусловить тяжелейшее отставание в темпах экономического роста.

Для того чтобы формировалась инновационная экономика, необходимо наличие в экономической системе специализированных организаций и институтов (правил взаимодействия и организации экономических процессов), которые осуществляли бы поддержку и стимулирование инновационной деятельности.

К задачам инновационной инфраструктуры относятся:

· • Развитие конкуренции с целью формирования спроса и предложения инноваций и их избыточности.

· • Создание эффективных наукоемких производств, секторов и отраслей.

· • Формирование процессов диффузии технологий к их потребителям.

· • Модернизация экономики и инфраструктуры.

· • Модернизация и повышение эффективности человеческого капитала в направлении повышения его креативности и инновационности.

· • Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.

· • Законодательство, регулирующее отношения в сфере инновационной экономики.

Обычно выделяются, по крайней мере, следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

· 1) финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

· 2) производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т. п.;

· 3) информационная: базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т. п. центры (т. е. организации, оказывающие услуги);

· 4) кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д.;

· 5) экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).

В современной науке присутствует значительное количество классификаций инновационной инфраструктуры. В табл. 2 приведем общую схему элементов указанной инфраструктуры.

Перейдем к более подробному описания всех основных элементов.

Общая схема инновационной инфраструктуры

Таблица 2

Производ- ственно- технологи- чсская составляющая Консалтинговая составляющая Финансовая составляющая Кадровая составляющая Информационная составляющая Сбытовая составляющая
Инноваци- онно- технологи- ческие центры и технопарки Центры трансфера технологий Бюджетные средства Повышение квалификации персонала в области инноваций Государственная система научно- технической информации Внешнеторговые объединения
Ипноваци- онно- промыш- ленные комплексы Консалтинг в сфере экономики и финансов Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития Подготовка специалистов в области тех- нологическ ого и научного менеджмента Ресурсы структур поддержки малого бизнеса Специализированные посреднические фирмы
Технологические кластеры Технологический консалтинг Венчурные фонды   Региональные информационные сети Интернет
Технико- внедренческие зоны Маркетинговый консалтинг Посевные и стартовы е фонды   Интернет Выставки
Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием Консалтинг в области внешнеэкономической деятельности Г арантий- ные структуры и фонды      

Технологическая инфраструктура (производственно-технологическая составляющая) призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Субъекты:

· • технопарки и инновационно-технологические центры - обеспечивают доступ к производственным площадям на стадии возникновения (бизнес-инкубаторы и технологические инкубаторы) и развития;

· • инновационно-технологические комплексы - дополнительно обеспечивают также доступ к производственным мощностям;

· • промышленные парки - наборы стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой;

· • технологические кластеры - совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных в производстве;

· • технико-внедренческие зоны - специализированные территориальные образования, в которых допускается только техниковнедренческая деятельность (создание научно-технической продукции, доведение ее до этапа промышленного производства и реализации, программного обеспечения и электронно-вычислительных систем, их обслуживание и совершенствование);

· • центры коллективного пользования производственным оборудованием.

Консалтинговая инфраструктура включает консалтинговые организации. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, которые можно изучить только па практике. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям - средство повышения эффективности инновационного развития. Субъекты:

· • центры (офисы) трансфера технологий (организации, дающие оценку перспектив внедрения той или иной инновации);

· • специализированные учебные заведения;

· • юридические консалтинговые компании;

· • профильные органы государственного управления;

· • бюджетные и внебюджетные национальные, зарубежные и совместные фонды.

Инфраструктура подготовки кадров осуществляет развитие системы подготовки кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность - научные исследования, опытноконструкторские работы, управление производством, защиту прав собственности, реализационную деятельность. Субъекты:

· • высшие учебные заведения;

· • специализированные организации по обучению в сфере инновационной деятельности;

· • профильные органы государственного управления в сфере своих полномочий и компетенции;

· • научно-исследовательские институты;

· • опытно-конструкторские организации;

· • маркетинговые компании;

· • кредитно-финансовые учреждения.

Информационная инфраструктура включает достаточно разветвленную сеть организаций, осуществляющую доведение информации в инновационной сфере до всех заинтересованных участников. Субъекты:

· • государственные центры научно-технической информации;

· • структуры, поддерживающие малый бизнес;

· • информационные сети федерального, регионального и местного уровня;

· • периодические научно-практические издания;

· • государственные и частные интернет-ресурсы инновационной направленности.

Финансовая инфраструктура обеспечивает доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. Субъекты:

· • предприятия-участники инновационной деятельности;

· • государственные и негосударственные фонды финансирования;

· • венчурные фонды (коммерческие финансовые организации, аккумулирующие на своих счетах финансовые средства и инвестирующие их в наиболее интересные инвестиционные проекты с целью получения прибыли);

· • бизнес-ангелы (частные инвесторы и их объединения, вкладывающие средства в рискованные проекты);

· • международные проекты (ориентированные на решение конкретной проблемы/создание конкретного товара международные союзы специалистов и капиталов).

Сбытовая инфраструктура ответственна за распространение информации о предлагаемых разработчиками возможностях и продвижение инновационной продукции на рынки, в том числе мировые. Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки. Субъекты:

· • внешнеторговые объединения, в том числе отраслевые;

· • торгово-промышленные палаты;

· • специализированные посредники.

Становление инновационной инфраструктуры в России:

· 1 этап (нач. 90-х гг. XX в.). Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы - были созданы на базе высших учебных заведений в Томске, Москве и Зеленограде.

· 2 этан (сер. 90-х гг. XX в.). Появление региональных технопарков, созданных для развития производства наукоемкой продукции. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

· 3 этап (кон. 90-х гг. XX в.). С участием Минпромнауки России создана сеть инновационно-технологических центров, главная особенность которых - поддержка сформировавшихся малых инновационных предприятий для укрепления связи малого бизнеса с промышленностью.

· 4 этап (с нач. 2000-х). С 2003 г. развивается сеть центров трансфера технологий в целях ускорения коммерциализации научно-технических результатов, обеспечения создания малых инновационных предприятий, в том числе в составе технопарков и инновационно-технологических центров.

В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков, функционируют предприятия информационного обеспечения инновационной деятельности, подготовки кадров, финансирования и т. п.

Для формирования инновационной экономики необходимо создать не просто инновационную инфраструктуру с формальным набором составляющих, а обеспечить ее жизнеспособность и реальную функциональность. Кроме того, должен быть налажен обмен информацией. Это позволит обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т. д.

Конечная цель формирования инновационной инфраструктуры - создание системы хозяйствующих субъектов, способной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества. Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются: преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики, сохранение и развитие научно-технического потенциала. Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.013 с.)