Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика и институты регулирования в области инновационной деятельности в РФ.

Поиск

Государственная политика в сфере инноваций представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и активное использование результатов с целью ускорить социально-экономическое развитие страны и максимально удовлетворить общественные потребности.

Основной целью государства в сфере государственной инновационной политике является: создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Что, в свою очередь, определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

Работа государства в сфере поддержки и развития научного потенциала страны ведётся в различных направлениях:

· содействие развитию научных исследований,

· кадровое обеспечение инновационной деятельности,

· содействие разработке, в рамках правительственных ведомств, разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности,

· формирование государственных заказов в виде, и применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, создающие условия необходимости и эффективность инновационных решений отдельных предприятий,

· участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов,

· координация инновационной деятельности в регионах,

· создание правовой базы инновационной̆ деятельности,

· регулирование международных связей в области инновационных процессов.

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный. По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.

Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена на рисунке. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы. Среди них следует выделить Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и энергетики, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ.

Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития, методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-технических программ, создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований, содействие формированию политики международного научно-технического сотрудничества и др. Они осуществляют координацию работ, выполняемых в рамках инновационной политики, участвуют в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-конструкторских разработок, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространении и использовании результатов инновационных разработок.

Рис. Структура государственного регулирования инновационного процесса

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская академия наук (РАН), федеральные агентства (по науке и инновациям, по техническому регулированию и метрологии и др.), Роспатент и пр.

2. Экономическое содержание национальных инновационных систем (НИС).

Национальная инновационная система (НИС) – это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию и распространению новых знаний и технологий.

С экономической точки зрения можно определить следующим образом: НИС как федерально-региональную систему, являющуюся составной частью экономики государства (союза государств) и представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности которой определяются проводимой макроэкономической политикой и регулируются соответствующей нормативной правовой базой.

Из этого объемного определения вытекает, что целью НИС является поддержание устойчивого развития экономики на основе распространения и реализации новых знаний, т. е. использование интеллектуального потенциала нации в экономическом прогрессе. Успешность деятельности НИС будет зависеть от инновационной политики, эффективности управления, наличия ясных стимулов для развития науки и образования, наукоемкой крупной промышленности и малого предпринимательства.

Действенность НИС может быть оценена с позиции способности системы формировать входы в инновационную действительность; применять полностью все доступные ресурсы; создавать инновации и распространять их в широких масштабах, обеспечивая новое качество экономического роста

Задачи НИС:

· Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации персонала.

· Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных правовых условий для развития венчурного финансирования в наукоемкие процессы.

· Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

В основу теории национальных инновационных систем целесообразно положить более ранние экономические разработки, а именно: теорию экономической динамики Шумпетера, институциональную теорию Норта, теорию рассеянного знания Хайека, концепцию роли научно-технологического процесса в экономическом росте Солоу, новую теорию роста Ромера и Лукаса. На их основании, а также с учетом анализа эволюции теоретических основ инновационных систем стало возможным установить главные методологические принципы теории НИС. Можно выделить три принципа:

– конкуренция на основе инноваций и научных исследований на производстве есть главный фактор экономической динамики;

– на содержание и структуру инновационной деятельности можно активно влиять посредством организационных институтов;

– новое знание играет особую роль в экономическом развитии.

Стратегия развития НИС в экономике любой развитой страны в каждом отдельно взятом случае определяется макроэкономической и инновационной политикой, нормативной правовой поддержкой, соотношением уровня прямого и косвенного государственного и рыночного вмешательства, сложившимся состоянием научно-технологического и промышленного комплекса, рынков научно-технического производства, товарных рынков, рынков труда, а также историей и культурой, традициями и достопримечательностями государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.007 с.)