Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная политика и институты регулирования в области инновационной деятельности в РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственная политика в сфере инноваций представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и активное использование результатов с целью ускорить социально-экономическое развитие страны и максимально удовлетворить общественные потребности. Основной целью государства в сфере государственной инновационной политике является: создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Что, в свою очередь, определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Работа государства в сфере поддержки и развития научного потенциала страны ведётся в различных направлениях: · содействие развитию научных исследований, · кадровое обеспечение инновационной деятельности, · содействие разработке, в рамках правительственных ведомств, разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности, · формирование государственных заказов в виде, и применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, создающие условия необходимости и эффективность инновационных решений отдельных предприятий, · участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов, · координация инновационной деятельности в регионах, · создание правовой базы инновационной̆ деятельности, · регулирование международных связей в области инновационных процессов. В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный. По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления – конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров. Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена на рисунке. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание. В формировании государственной научно-технической, инновационной политики и ее реализации участвуют все межотраслевые органы. Среди них следует выделить Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности и энергетики, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ. Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития, методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-технических программ, создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований, содействие формированию политики международного научно-технического сотрудничества и др. Они осуществляют координацию работ, выполняемых в рамках инновационной политики, участвуют в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-конструкторских разработок, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространении и использовании результатов инновационных разработок. Рис. Структура государственного регулирования инновационного процесса Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как Российская академия наук (РАН), федеральные агентства (по науке и инновациям, по техническому регулированию и метрологии и др.), Роспатент и пр. 2. Экономическое содержание национальных инновационных систем (НИС). Национальная инновационная система (НИС) – это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию и распространению новых знаний и технологий. С экономической точки зрения можно определить следующим образом: НИС как федерально-региональную систему, являющуюся составной частью экономики государства (союза государств) и представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности которой определяются проводимой макроэкономической политикой и регулируются соответствующей нормативной правовой базой. Из этого объемного определения вытекает, что целью НИС является поддержание устойчивого развития экономики на основе распространения и реализации новых знаний, т. е. использование интеллектуального потенциала нации в экономическом прогрессе. Успешность деятельности НИС будет зависеть от инновационной политики, эффективности управления, наличия ясных стимулов для развития науки и образования, наукоемкой крупной промышленности и малого предпринимательства. Действенность НИС может быть оценена с позиции способности системы формировать входы в инновационную действительность; применять полностью все доступные ресурсы; создавать инновации и распространять их в широких масштабах, обеспечивая новое качество экономического роста Задачи НИС: · Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации персонала. · Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных правовых условий для развития венчурного финансирования в наукоемкие процессы. · Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг. В основу теории национальных инновационных систем целесообразно положить более ранние экономические разработки, а именно: теорию экономической динамики Шумпетера, институциональную теорию Норта, теорию рассеянного знания Хайека, концепцию роли научно-технологического процесса в экономическом росте Солоу, новую теорию роста Ромера и Лукаса. На их основании, а также с учетом анализа эволюции теоретических основ инновационных систем стало возможным установить главные методологические принципы теории НИС. Можно выделить три принципа: – конкуренция на основе инноваций и научных исследований на производстве есть главный фактор экономической динамики; – на содержание и структуру инновационной деятельности можно активно влиять посредством организационных институтов; – новое знание играет особую роль в экономическом развитии. Стратегия развития НИС в экономике любой развитой страны в каждом отдельно взятом случае определяется макроэкономической и инновационной политикой, нормативной правовой поддержкой, соотношением уровня прямого и косвенного государственного и рыночного вмешательства, сложившимся состоянием научно-технологического и промышленного комплекса, рынков научно-технического производства, товарных рынков, рынков труда, а также историей и культурой, традициями и достопримечательностями государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.007 с.) |