Описать процесс восприятия человека – Человеком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описать процесс восприятия человека – Человеком



Описать процесс восприятия Человека – Человеком

Социальная перцепция – это целостное восприятие субъектом материальных и социальных объектов.(“восприятие другого человека”)

                                                         Внешность

 

Наблюдатель                                    Поведение                      Наблюдаемый

                                                          Психологические особенности

                                                              

 Оценка            

 

 

Отношение

 

Человек всегда вступает в общение как личность. Он воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения, мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы “читаем” другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатление, которое возникает при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения его поведения и построение стратегии собственного поведения.

 

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

 

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

 

Механизмы восприятия (перцепции – восприятия человека человеком):

Идентификаци- неосознанное уподобление себя значимому другому

Эмпатия постижение эмоц. состояния другого человека

Рефлексия осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером

Аттракция способ понимания на основе устойчивого положительного чувства

 

Виды коммуникаций

Комуникация – это обмен информацией, чувствами, деятельностью между двумя и большим количеством людей с целью выработки общего смысла, единой точки зрения и согласия.  

Виды комуникации:

1. Вербальная (слово, письмо, речь)

2. Невербальная.

Виды невербального общения:

 

Кинесика система знаков, отражающих моторику жесты, мимика, позы
Проксемика система знаков, отображающее пространственное временные характеристики   Длительность разговора, время прихода на встречу, дистанция, взаимное расположение тел
Паралингвистика Система знаков, особенности голоса и речи интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр, длительность пауз, слогов, высота тона.
I-контакт

Контакт глаз, визуальное общение

 

Основные компоненты Коммуникации.

Комуникация – это обмен информацией, чувствами, деятельностью между двумя и большим количеством людей с целью выработки общего смысла, единой точки зрения и согласия.

Основные компоненты общения:

1. Коммуникатор (человек передающий информацию)

2. Адресат (Принимающий информацию)

3. Сообщение

4. Средство передачи

5. Результат

Средства комуникации:

3. Вербальная (слово, письмо, речь)

4. Невербальная. Виды невербального общения:

Кинесика система знаков, отражающих моторику жесты, мимика, позы
Проксемика система знаков, отображающее пространственное временные характеристики   Длительность разговора, время прихода на встречу, дистанция, взаимное расположение тел
Паралингвистика Система знаков, особенности голоса и речи интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр, длительность пауз, слогов, высота тона.
I-контакт

Контакт глаз, визуальное общение

 

Функции и виды общения.

Виды общения

Говоря об общении, выделяют цели, виды, структуру, функции. Именно виды являются одной из главных характеристик, которая позволяет указать на саму суть контакта с другим человеком или людьми. Среди них можно перечислить следующие:

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Всего выделяют шесть функций:

1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).

2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).

3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).

4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).

6. Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).

+виды общения см вопрос выше

Шизойдный тип личности

Общая хар-ка Базальная тревога по поводу безопасности, избегания эмоционально-насыщенных и интимных отношений. Фантазии о поглощении другими людьми, склонность к уходу в мир воображения, игнорирование социальных норм, гиперчувствительность, избегание стимуляции
Защитные механизмы Примитивная изоляция, расщепление эго, проекция, интроекция, проективная идентификация, идеализация, обесценивание
Объектные отношения конфликт близости и дистанции, любви и страха, глубокая двойственность по поводу привязанности, ищут дистанции, при этом страдают от удаленности и одиночества.в сексе могут быть удивительно безразличными, при способности функционировать и получать оргазм.
Собственное «Я» Оппозиционность, болезненное одиночество, стремление к самовыражению, поиск подверждения собственной оригинальности, самокритичность
Формирование типа личности Одним типом отношений, который провоцирует избегающее поведение у ребенка, является покушающийся, сверхвовлеченный, сверхзаботливый тип воспитания. Другой же характеризуется одиночеством и пренебрежением родственников.

 

Депрессивный тип личности

Общая хар-ка Непроходящая печаль, сниженная энергетика, вегетативное нарушение (питание, сон, саморегуляция), переживание преждевременной потери как внешней так и внутренней, бессознательное чувство вины, эмоции бесконечной печали
Защитные механизмы Интроекция, обращение против себя (перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя), идеализация
Объектные отношения Потеря на стадии сепарации и индивидуализации, неадекватное отталкивание, критицизм, эмоциональное или физическое насилие, непонимание
Собственное «Я» Глубинное переживание своей плохости, глобальной виновности и ранимости
Формирование типа личности Воспитывающей депрессивные тенденции является семейная атмосфера, где присутствует негативное отношение к переживанию горя. Внешней посыл от взрослых о том, что ребёнок не должен чувствовать боли приводит к тому, что переживание горя становится скрытым, оно уходит внутрь, трансформируясь в убеждение ребёнка, что это с ним что-то не так. Так же эмоционально закрытые родители могут убеждать стремящегося к контакту ребёнка, что он эгоистичен и думает только о себе.

 

Дисоциотивный тип

Общая хар-ка Склонность к формированию множественной личности, высокий интеллект, креативность, социофилия
Защитные механизмы Дисоциация (человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций.)
Объектные отношения Отсутствие каналов для выхода негативных эмоций, сильная психотравма
Собственное «Я» Фрагментированное Я, самообвинение, страх
Формирование типа личности Посттравматический синдром, происходящий из детства.

 

Маниакальный тип.

Общая хар-ка Подвижность, эгоцентричность, невероятная работоспособность, высокая социальность, высокая возбудимость, переключаемость, общительность
Защитные механизмы Отрицание (проявляется в их тенденции игнорировать, или трансформировать в юмор, события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей), отреагирование в форме бегства, обесценивание, всемогущий контроль
Объектные отношения Потеря на стадии сепарации и индивидуализации, неадекватное отталкивание, критицизм, эмоциональное или физическое насилие, непонимание
Собственное «Я» Потребность находиться в движении, боязнь привязанности, стремление к очарованию окружающих
Формирование типа личности Возможно родители не разрешили, переключили, пренебрегли эмоциями ребенка (конечно же, из лучших побуждений) а может быть, проявляли настолько мощное отвержение к его печали, что он сформировал себе такую сильную защиту.

 

Истеройдный тип

Общая хар-ка Общительная, с развитой интуицией, неустойчивыми эмоциями, склонная попадать в драматические ситуации, имеет высокий уровень тревоги и напряженности, преимущественно у женщин, гиперчувствительность, социофилия (забвение собственных интересов, потребность поиска покровителя), фиксированность на эдиповой стадии, фрустрации связанные с полом
Защитные механизмы Регрессия (возврат в комфортное поведение), сексуализация (склонны утолять свою потребность во внимании, используя свою сексуальную привлекательность), диссоциация, отреагирование в форме стремления к тому, что вызывает страх
Объектные отношения Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности – особенно в межличностном плане, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском, Общаются очень по-разному с мужчинами и женщинами., видит мужчин как сильных и восхитительных, а женщин – как слабых и незначительных, подверженность влиянию, несмотря на внешне подчеркиваемую сексуальность, могут быть асексуальны и часто фригидны.
Собственное «Я» Представление о себе как о маленьком, недоразвитом существе, которому грозит опасность, самооценка омрачена конфликтами
Формирование типа личности Формирование через неадекватное поведение родителей, которые приписывают неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу, потакание всем истерикам и желанием ребенка

 

Нарциссический тип

Общая хар-ка Отчужденность и эмоциональная недоступность, склонность к демонстративному поведению, переоценка собственных достоинств, фантазия о всемогуществе, тенденция осуждения других и зависимость от их мнения, глубинное чувство недостачи, нелюбимости и обманутости, ожидание хорошего отношения от других, главные эмоции стыд и зависть, ипохондрия
Защитные механизмы Идеализация, обесценивание, перфекционизм, максимализм
Объектные отношения Паттерн (одинаковая манера поведения), Использовать и быть использованным, постоянно обеспокоенный тем, как его воспринимают другие люди, зависть, общение «как бы» с проекцией а не личностью
Собственное «Я» Чувство фальши,, стыда, зависти, внутренней пустоты, незавершенности, уродства, неполноценности, презрения, самодостаточности, тщеславия, превосходства
Формирование типа личности Нарциссические личности могут (могли) оказаться чрезвычайно важными для родителей или других заботящихся о них лиц не благодаря тому, кем они в действительности являются, а потому, что выполняют некую функцию. Родственным аспектом воспитания людей, ставших впоследствии нарциссическими, является атмосфера постоянного оценивания в семье. Если на ребенка делается ставка как на жизненно важный объект, необходимый для собственной самооценки, то всякий раз, когда ребенок разочаровывает, его будут прямо или косвенно критиковать.

 

Мазохистический тип

Общая хар-ка Постоянное выражение жалоб, пребывание жизненной ситуации страдания (зачастую, добровольно), установки на самообесценивание, скрытое желание мучать других своими страданиями, у мужчин – предрасположенность к садизму, у женщин – к мазохизму. Чувство сознательной печали из бессознательной вины. Считают себя страдающими незаслуженно.
Защитные механизмы Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование во вне (нанесения ущерба самому себе), провокация, умиротворение (Я уже страдаю, поэтому, пожалуйста, воздержитесь от дополнительного наказания), эксгибиционизм (обратите внимание, мне больно), избегание чувства вины(Смотрите, что вы заставили меня сделать), морализация
Объектные отношения Выбирают партнеров деспотов, жертвуют собой ради других
Собственное «Я» Сравнимо с представлениями о себе, находятся в позиции жертвы (ищут спасителя и видят «преследователя», виноватого), получают скрытое (бессознательное) удовольствие от своих страданий (страдание имеет ценность). Жалость окружающих как ценность.
Формирование типа личности Родители уделяют мало внимания, жестоко обращаются, выражают сочувствие когда ребенок страдает

 

Паранойдный тип личности.

Общая хар-ка Подозрительность, недоброжелательность, мрачность, склонность к образованию сверхценных идей. Врожденная агрессивность, раздражительность, подверженность чувствам страха, стыда, зависти и вины
Защитные механизмы Проекция, проективная идентификация (бессознательное влияние на другого человека таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого), реактивное образование (бессознательный перевод любовь-ненависть)
Объектные отношения Недоверие, изолированность, одиночество, раздражение, критика, провоцирование агрессии, способность к глубокой привязанности и к продолжительной верности.
Собственное «Я» Попеременнно беспомощное и всемогуще разрушительное поведение с постоянной озабоченностью, происходящее из глубинной хрупкости, идентичноять (я это я и мне этого достаточно), сильное чувство справедливости
Формирование типа личности Переживание угрозы, унижения в семейной системе, тревожные послания родителей

 

Гештальт теория личности.

Фредерик Перлз. Существование личности – это стремление удовлетворить потребности.

Процесс удовлетворения потребности:

1. Зарождение потребности

2. Осознание

3. Взаимодействие со средой

4. Взаимодействие с объектом

5. Послевкусие

В целом теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

· человек - целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным;

· человек и окружающая его среда - единое целое. с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие должны меняться;

· человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.(удоволетворения потребности)

· контакт - человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей

· осознание - ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма - процесс формирования и разрушения гештальта нарушается.

· здесь и теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте.

· ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя;

 

Теория личности Э. Берна.

Это направление психоанализа. В основе лежит философское предположение о том, что человек будет в порядке, когда он сам будет держать свою жизнь в собственных руках.

Структура личности по Э.Берну:

1. Родитель

2. Взрослый

3. Ребенок

В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры "трансакции". Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.  

Стадии развития по Фрейду

Оральная Эрогенная зона-рот и губы (от 0 до 1г) Начинает формироваться сознание, проявляются черты личности, такие как ненасытность,, жадность, требовательность, ведущий рефлекс – хватательный и сосательный, появляется базовое доверие (недоверие). Ведущая деятельность: эмоц. общение с матерью, симбиоз
Анальная Эрогенная зона-прямой кишечник (от 1 до 3 лет) Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований или запретов, начинает формироваться сверх Я, развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, симбиоз продолжается
Фалическая Эрогенная зона-гениталии (от 3 до 6 лет) Высшая степень детской сексуальности появляется сексуальная привязанность к взрослым, у мальчиков к матери, у девочек – к отцу, появляется собственное я, начинается сепарация, формируется характер, деятельность – сюжетно ролевая игра
Латентная 6 – 12 лет Как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка, влечение из «оно» контролируется. Детские сексуальные переживания вытесняются, интересы ребенка – общение и школа
Генитальная 12 – 18 лет Соответствует половому развитию ребенка, объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению, начинают выстраиваться границы, становятся более жесткими

 

Когнитивные искажения.

Когнитивные искажения - систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.

 

Произвольное умозаключение Выводы без факта
Сверхобобщение Умозаключения, основанные на 1ом эпизоде с последующей генерализацией
Избирательное абстрагирование Фокусировка внимания на ситуации с игнорированием всех остальных особенностей
Дихотомическое мышление Максимализм, черно белое мышление, к одному из полюсов
Чтение мыслей Индивид считает что точно знает, что думают люди
Персонализация Отнесение личности к событиям как бы имеющим к нему отношение, хотя на самом деле нет

 

Активное слушанье – приемы.

Слова-Сосредоточение-понимание-запоминание-анализ-реагирование

Методы Функция Описание
Открытые вопросы Выявление основных фактов, облегчение разговора Все вопросы, ответ на которые неопределен
Закрытые вопросы Сокращает слишком долгие разговоры Вопросы с приставкой «ли»
Поощрение, поддержка Выработка нового смысла. Расположение Повторение нескольких ключевых фраз собеседника
Отражение чувств Помогает открывать чувства, вызывает доверие Обращение внимание на эмоциональное содержание интервью
Самораскрытие Способствует установлению рапорта, вызывает доверие Открытие личного опыта и переживаний ввиде разделения темы собеседника

 

 

Виды невербального общения.

Кинесика система знаков, отражающих моторику жесты, мимика, позы
Проксемика система знаков, отображающее пространственное временные характеристики   Длительность разговора, время прихода на встречу, дистанция, взаимное расположение тел
Паралингвистика Система знаков, особенности голоса и речи интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр, длительность пауз, слогов, высота тона.
I-контакт

Контакт глаз, визуальное общение

 

Беспомощная личность.

Описание: Перекладывание ответственности, бесконечное решение проблемы. Наиболее часто встречающийся тип вампиризма. Беспомощная Личность ставит проблему, а доноры пытаются ее решить. Игра, которую ведет Беспомощная Личность, называется «Почему бы вам не... Да, но...» И как бы ни бились доноры, сколько бы их ни было, какие бы они ни были умные, проблему они не решат, и вампир победит их всех.

Противодействие: Не давайте советов! Не становитесь на позицию Родителя! Задавать отвветные вопросы, говорить не знаю.

«Любители советоваться! Как вы думаете, чью проблему решает советчик: свою или вашу? Правильно! Свою! Он вам говорит о том, как бы он поступал в данной ситуации. Но вы не обладаете качествами советчика и так поступить не сможете.» М. Литвак.

Холодная женщина.

Описание: механизм воздействия шантаж близостью. Противодействие: амортизация

Алкоголик.

Описание: В психологическом плане человек стремится к счастью. В эмоциональном плане состояние счастья сопровождается положительными эмоциями. У нас всего две положительные эмоции: интерес и радость. Эмоция интереса возникает в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в двух случаях: в творческом труде и в любви. Вот почему мы всегда друг другу желаем успеха в работе и счастья в личной жизни.

В биохимическом плане состояние интереса сопровождается выбросом в кровь эндорфинов — веществ, по своему химическому строению и психологическому и физиологическому действию напоминающих действие морфия. Вот почему, когда человеку интересно, он не болеет, умеренно ест и не хочет пить спиртного. Всем известно, что наркоманы не употребляют спиртных напитков. Когда же возникает эмоция радости, в кровь выбрасывается алкоголь. В этот момент человек немного глупеет, перестает работать. В присутствии алкоголя быстрее всего идут восстановительные процессы.

Если жизнь человека неинтересна и безрадостна, он заболеет, либо начнет принимать алкоголь или наркотики, а заболеет уже потом. Проследим за действиями Алкоголика. Алкоголик обычно имеет несколько доноров. Это Преследователь, Избавитель, Болван (Покровитель) и Поставщик.

Преследователь чаще всего — жена Алкоголика. Обычно она несколько старше мужа, нередко стоит ниже его на социальной лестнице, но самое главное — это женщина с сильной родительской позицией. В общем, женщина-мать. Фактически она не столько выходит замуж, сколько берет себе ребенка на воспитание. Вот почему, несмотря на все зло, которое приносит такой женщине алкоголик, она его не бросает. Ведь, как правило, мать не бросает своего дефективного ребенка!

Избавитель чаще всего — врач, лечащий больного от этого порока. В типичном случае Преследователь приводит Алкоголика к Избавителю.

Попутно Алкоголик выпивает и психологические соки Болвана. Последний бывает двух типов. Первый — это мать Алкоголика. Она сочувствует сыну, так как «ему досталась неудачная жена, которая плохо к нему относится. Как не пить при такой жене!». Иногда она превращается в агитатора: «Выпей, сынок' Расслабься!». Второй — это люди, которые «понимают» алкогольные разговоры, могут одолжить Алкоголику деньги, хотя знают, что он их никогда не отдаст. Алкоголик считает их хорошими людьми.

 

Определенную роль в жизни Алкоголика играет Поставщик. Это человек, у которого он может раздобыть спиртное обычно за деньги, реже — в долг, но долг он всегда отдает.

Трудность оказания помощи таким донорам заключается в том, что практически все они имеют ту или иную, иногда неосознаваемую, выгоду от того, что Алкоголик пьет, хотя при этом и высасывает из них психологические соки.

Противостояние: Известные методы борьбы — «сухой закон» и всевозможные запреты — эффекта не дают. В этом мы уже убедились. Антиалкогольные клубы, где Алкоголики сами являются Преследователями, также не выход. Когда становится некого преследовать, их члены начинают пить сами. С моей точки зрения, правильнее всего, особенно на ранних этапах, когда нет деградации личности и похмельного синдрома, решить вопрос кардинально: научить Алкоголика получать интерес в работе и радость в любви. Тогда в организме будет достаточно своего алкоголя, и потребность в выпивке отпадет сама собой.

В клинике мы разработали обширную программу по психологической подготовке, которую успешно осуществляем. Часто наши слушатели, клиенты и пациенты отказываются от приема спиртных напитков без какой-либо агитации. Почему это происходит? Занятия построены так, что вызывают большой интерес. Человек начинает творчески мыслить, что приводит к выбросу в кровь морфиноподобных веществ. А психологическое и физическое состояние при этом намного лучше, чем при приеме спиртного. Многие мои слушатели говорили, что очарование и просветление, которые возникают после занятий, разрушаются после рюмки водки. Выпивка становится бессмысленной.
Особо хочу подчеркнуть, что желательно антиалкогольную работу проводить и с членами семьи пьющего. Если жена не подключается к этой работе, своим поведением она может провоцировать мужа

Заботливая мать

Описание: Заботливая Мать — младшая сестра Холодной Женщины. Поэтому многие общие детали я могу опустить. Этот тип вампиризма довольно широко распространен. Женщина посвящает всю свою жизнь детям. Нет, в молодости у нее все было — и любовь, и полноценный секс, и бурные страсти, и даже смена партнеров. Эти женщины довольно часто удачно выходят замуж. Но как только появляются дети, вся их любовь и забота переключается на детей.  За воспитание детей уже с первых дней их жизни Заботливая Мать принимается с остервенением. Это уход и воспитание по системам, которые, может быть, нужны матери, но не нужны ребенку. Вампиризм проявляется довольно рано. С желаниями ребенка, его потребностями, способностями и склонностями не считаются. Воспитание идет или по пути принуждения, или в условиях повышенной моральной ответственности. Основные воспитательные слова — «должен» и «нельзя». Жертвы такого психологического вампиризма впоследствии постоянно раздираются противоречиями между «должен» и «нельзя». Заботливая Мать все сделает для того, чтобы ее ребенок остался несчастным.

Противостояние: сепарация, психологическая работа с жертвой.

Деловитый страдалец.

Описание: Безотказный. Умный. Талантливый. Создается впечатление, что на нем ездят. После института нередко поступает в аспирантуру и защищает диссертацию. Старания могут увенчаться тем, что он займет небольшую должность и поднимется на одну-две ступени по служебной лестнице. Вся беда заключается в том, что работает он не в области своего таланта. Нет, специалист он неплохой. Он может быть хорошим преподавателем, но лучше бы ему быть артистом. На занятиях он больше играет, чем преподает, но студентам это нравится. Он может быть толковым архитектором, но истинный его талант — талант художника, он много времени отдает рисованию. Он толковый врач, но лучше бы ему быть поэтом, он сочиняет стихотворения на все случаи жизни.

Вершин в своей профессиональной деятельности он не достигает, потому что много времени с удовольствием тратит на реализацию своего истинного таланта.

Деловитых Страдальцев раздирают противоречия. Годам к 40 становится ясно, что жизнь их не состоялась. Руководители ими чаще всего довольны, ибо имеют в подчинении неплохого, неконфликтного, ни на что не претендующего работника. Драма разыгрывается в семейной жизни. Они начинают болеть. Домой приходят уставшими, говорят, что поднялось давление (расшалилась язва, ноет сердце). Жена прикладывает им к затылку горчичники (готовит диетические блюда, капает корвалол) и советует пойти на больничный лист. Но за 30 минут до начала рабочего дня Деловитые Страдальцы уже на службе (дел навалом, заменить их некем). Болезни постепенно затягивают Деловитого Страдальца все больше. Гипертония оборачивается кровоизлиянием в мозг, боли в сердце — инфарктом, язва становится прободной, и наш герой попадает в больницу.

Э. Берн расшифровал вампирью сущность Деловитых Страдальцев. Дело в том, что к этому времени некогда влюбленные в них жены (и было за что) уже давно в них разочаровались. Болезни являются для Делового Страдальца способом ухаживания за женой. Как метко подметил Э. Берн, это нечестный способ. Гораздо честнее ухаживать с помощью алмазного колье (при случае супруга хотя бы может бросить его мужу в лицо!). Но она совершенно бессильна перед кровоизлиянием в мозг, инфарктом миокарда и дырки в желудке. Она вынуждена за ним ухаживать.

Противостояние: Выявить и нейтрализовать Деловитого Страдальца довольно трудно. Сказать что-нибудь плохое в адрес подчиненного-Деловитого Страдальца просто невозможно. Он милый парень. Чуткий, внимательный, никогда не откажет. Сделает, если нужно, твою работу. Начальник-Деловитый Страдалец всегда отпустит на денек-другой. Но отсутствие четкой линии руководства коллективом приводит к анархии, что зачастую мешает служебному росту сотрудников. Кроме того, его безотказность приводит к тому, что между подчиненными возникают конфликты. Что делать с таким начальником? Не выступайте ни с какими предложениями. Его желание, чтобы всем всегда было хорошо, приведет к бесконечным согласованиям, и вы со всеми рассоритесь. Найдите свое дело и тихо делайте его. Мешать Деловитый Страдалец не будет, и то ладно.

А что делать женам? Кстати, с жалобами на свою долю они ко мне не обращались, хотя всегда чувствуют себя замотанными и уставшими. Здесь, пожалуй, подойдет правило: заменить «должна» на «вынуждена». Сразу станет легче. Вы будете отдавать свое время, свои физические усилия, но не будете отдавать душу.

Синяя борода.

Описание: Играет в игру ты виноват, воздействует на психологический механизм «если человеку что-либо очень запрещается, то именно это ему и захочется сделать. Довольно часто к этому виду вампиризма прибегают начальники, которые достигли своего уровня некомпетентности и ничего принципиально нового в производственный процесс внести не могут. Они начинают «бороться за дисциплину», ибо с нее начинается «порядок». Они грозно заявляют, что больше не потерпят опозданий (на работу, заседания, другие мероприятия, целесообразность проведения которых весьма сомнительна), несвоевременного оформления документации, невнимательного отношения к заказчику и т.п., грозятся обрушить на нарушителя все кары. Естественно, опоздания случаются, документы не всегда своевременно оформляются, заказчики иногда грубят.

Противодействие: Вежливость, амортизация, особая постановка вопросов. «Я с вами не согласен», не вступая в дискуссию, следует ответить:

«И правильно делаете! Может быть, я ерунду говорю. Посмотрите, как быстро вы разобрались. Я вот несколько лет никак во всем этом разобраться не могу, и себе

голову заморочил, и слушателям. Одному вам не удалось!» Может быть, вы и правы, но я не могу понять ход ваших рассуждений, поэтому остаюсь при своем мнении.

Если в роли начальства – соответствовать времени, поручениям, не проявлять инициативу, быть исполнительным.

Если вы хотите пораньше выявить Синюю Бороду, спровоцируйте ее на выступление. Для этого следует говорить о своих успехах.

 55. Сладкозвучная сирена.

Описание: манипуляция лестью, со временем лесть пропадает, появляется немыслимая потребность получить лесть, с человеком можно делать что угодно

Противодействии: помнить, что признание других дорого обходиться и прежде всего признаваться себе самому.

Лисица и Иуда.

Очень часто встречающиеся типы психологических вампиров. Объединим их в один раздел, потому что в их действиях много общего. Однако есть принципиальные различия в исходе контактов с ними.
Лисицу и вампиром-то всерьез назвать нельзя. Так, вампирчик. Ну, выдурит кусочек сыру, ну, еще что-нибудь по мелочам. Но самое главное, она не претендует на вашу жизнь, не разрушает вашего дела. Даже наоборот, она где-то хочет, чтобы вы продолжали что-то делать, находить что-то, чтобы потом это можно было отнять. Иуда же — один из самых опасных психологических вампиров. Он уже не ограничится кусочком сыра. Этот вас погубит или разрушит ваше дело, что, собственно, одно и то же.
Опасность Лисицы заключается в том, что человек привыкает получать незаслуженные «поглаживания», теряет бдительность и перестает отличать лесть от восхищения. А если лесть можно уподобить табаку, то восхищение — морфию. Восхищение — оружие Иуды.

Как действуют Лисицы и Иуды? И те и другие восхваляют вас (часто за те качества, которых у вас нет, но которые вам очень хотелось бы иметь). Но при лести Лисицы инициатива принадлежит ее Взрослому, проделать же все поручается ее Дитяти. А восхищение Иуды идет прямо от его Дитяти В этот момент он искренен. И если перед лестью можно устоять, то перед восхищением сделать это очень трудно.

Так что же такое предательство? Предательствоэто преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доварившемуся тебе человеку или группе людей. Предательство следует отличать от отступничества. Отступничество — это отказ от общения с прежде близким тебе человеком или группой людей. «Сомнение предательству равно».

Противодействии: помнить, что признание других дорого обходиться и прежде всего признаваться себе самому. Амортизация.

Лжец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.095 с.)