Теория развития личности Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития. Этапы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория развития личности Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития. Этапы развития.



Среда- как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль среды в развитии, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Законы теории:

· Детское развитие имеет свой ритм и темп, которые меняются в разны годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

· Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличаются от психики взрослых;

· Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

· Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь-средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

· детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выбранных форм способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение.

Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной деятельности ребенка, т.е. уровнем его актуального развития, и уровнем который ребенок достигает в сотрудничестве с взрослым.

 

Этапы развития:

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0-1г) – этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми освоение норм отношения между людьми
2.Ранне детство (1-3г) – этап «самостоятельности» Предметная деятельность усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-7л) – этап «выбора инициативы» Игра освоения социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11л) – этап «мастерства» Учебная деятельность освоение знаний развитие интеллектуально – познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14л) Общение со сверстниками освоение норм отношений между людьми.
6. Юношеский (14-18л) – этап самоопределения «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25л) – этап «человеческой близости» Трудовая деятельность, профессиональная учеба освоение норм отношений между людьми и профессионально - трудовых умений.
8. Этап человеческой зрелости Труд, семья  

Активное слушанье – приемы.

Слова-Сосредоточение-понимание-запоминание-анализ-реагирование

Методы Функция Описание
Открытые вопросы Выявление основных фактов, облегчение разговора Все вопросы, ответ на которые неопределен
Закрытые вопросы Сокращает слишком долгие разговоры Вопросы с приставкой «ли»
Поощрение, поддержка Выработка нового смысла. Расположение Повторение нескольких ключевых фраз собеседника
Отражение чувств Помогает открывать чувства, вызывает доверие Обращение внимание на эмоциональное содержание интервью
Самораскрытие Способствует установлению рапорта, вызывает доверие Открытие личного опыта и переживаний ввиде разделения темы собеседника

 

 

Виды невербального общения.

Кинесика система знаков, отражающих моторику жесты, мимика, позы
Проксемика система знаков, отображающее пространственное временные характеристики   Длительность разговора, время прихода на встречу, дистанция, взаимное расположение тел
Паралингвистика Система знаков, особенности голоса и речи интонация, изменения мелодики, темп, громкость, тембр, длительность пауз, слогов, высота тона.
I-контакт

Контакт глаз, визуальное общение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.004 с.)