Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономические предпосылки марксизма. Неомарксизм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Марксизм возникает в начале 40-х годов XIX ст. как результат развития философской, экономической и социально-политической мысли, как результат осознания логики исторического процесса. В этот период классические философские принципы объективизма и созерцательного рационализма заводят философские исследования в тупик. Материалистическое толкование истории приводит к тому, что именно человек рассматривается как высочайшая цель и ценность общественного развития. Именно поэтому в марксизме много внимания уделяется анализу путей создания условий, которые бы гарантировали человеку благосостояние, развитие своих индивидуальных особенностей и качеств. К. Маркс сделал попытку продемонстрировать, что человеческое существо представляет собой сложное единство природногои социального, физического и духовного. Процесс его возникновения и развития объективен, поэтому человек выступает высшим достижением в организации материи. Его жизнедеятельность Маркс связывает прежде всего с удовлетворением своих потребностей. Если животное удовлетворяет все потребности в непосредственном взаимодействии с природой, то человек делает это опосредствованно — в процессе производства. Само производство орудий и средств труда становится особой социальной потребностью, необходимой для обеспечения жизни. То есть сущность человека состоит в том, что его жизнедеятельность — это процесс осознанного развития, который базируется на материальном производстве и осуществляется в системе общественных отношений. В связи с этим становится очевидным, что человеческая сущность не может существовать сама по себе, она является непосредственным элементом всех механизмов (социальных институтов, общественных отношений, социальных групп и др.), которые сопровождают общественное развитие. Именно поэтому «свободное развитие каждого выступает условием свободного развития всех». Человек может быть свободным, а это позволяет ему развивать свои индивидуальные особенности, если ему будут служить и общество, и государство, и класс. Именно последние должны быть организованы таким образом, чтобы у каждого человека была возможность усвоить богатства культуры и реализации своего «Я». В контексте этого К. Маркс поднимает проблему отчуждения (социальный процесс, для которого характерно преобразование деятельности человека во враждебную ему силу). В ситуации, когда труд становится обязанностью, человек не может быть свободным и тем более ответственным. Он чувствует себя элементом машины, работу которой не может изменить. Это приводит к тому, что человек не может получить достойного вознаграждения за свой труд — ни материального, ни духовного. Процесс отчуждения приобретает остроту, по мнению К. Маркса, в процессе развития частной собственности. Выходом из сложившейся ситуации ученый считает преобразования частной собственности, накопленной одними за счет других, в индивидуальное, частное свойство, которое базируется на собственной работе. Очевидно, что человек не в состоянии освободиться от отчуждения, но он может сделать его не вражебным, а полезным. Идея коммунизма возникло при рассмотрении Марксом именно этой проблемы. Центральной философской идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Ее обоснование К. Маркс (1818—1883) дал в Предисловии к «Критике политической экономии» (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «социальная революция» и др. Подводя итог сделанному открытию, Маркс подчеркивал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». 16. ФИЛОСИФИЯ ЖИЗНИ (ШОПЕНГАУЭР, НИЦШЕ) А. Шопенгауэр (1788-1860) систематически изложил свои взгляды в труде «Мир как воля и представление» (1818). Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая и биологическая сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Шопенгауэр был уверен, что реальный мир следует понимать как представление и как следствие, он отвергнет тезис «мир в самом себе», что достаточно продолжительный период был распространена в философии. Философ отмечает, что существует универсальный закон, который сопровождает вселенское развитие, и указывает на четыре ключевые формы его проявления: 1) закон причинности — все явления внешнего мира подчиненные этому закону; ему отвечает эмпирическая истинность; 2) закон познания, который действует в сфере понимания и характеристики понятий. Закон указываетна то, что причины понятия не существует, а существует взаимодействие фундамента и следствия; этому закона отвечает логическая истинность; 3) закон бытия, который объявляет достоверной основой познания интуитивное проникновение в сущность вещей, явлений и процессов; такому закону отвечает интуитивная истинность; 4) закон мотивации, направленный на проявление стимулов, которые бы помогли человеку познать себя не с помощью внешних факторов, а благодаря внутренней причинности. Действие последнего закона раскрывает в человеке нечто такое, что никогда бы не могла объяснить классическая философия. «Что же это такое?» — задается вопросом Шопенгауэр. В ответ он отмечает, что человек владеет могущественной силой — волей. Она первична, свободна, неизменна (изменяются лишь ее проявления), тождественна самой себе; сознание и интеллект в сравнении с нею второстепенны. Воля выступает универсальной основой всего мира. Она воплощает в себе бесконечные человеческие желания, которые полностью никогда нельзя удовлетворить. Человек становится подчиненным ей, человек приобретает черты эгоизма, а жизнь превращается в трагедию. Единственный выход из сложившейся ситуации — возможность преодоления бесконечных стремлений и желаний — Шопенгауэр видит в обращении к эстетической деятельности и одной из ее высших форм -художественному творчеству. Именно в этой сфере человек не ограничивается жесткими рационалистическими критериями истинности, как, например, в науке, и, наверное, поэтому философ отмечает, что гениальность имеет намного больше шансов проявиться в духовной деятельности (искусстве). Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту.Несостоятельность рационализма С. Кьеркегор (1813-1855) видел в том, что для него истиной выступает только общее. Согласно же Кьеркегору, именно в единичном, в человеке заключена высшая ценность. С подавлением единичного общим философ связывал деградацию христианской религии и всей культуры в целом.По мнению Ф. Ницше (1844-1900), начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные же люди придумали себе массовые религии – христианство и социализм. Эти религии – религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к «Сверхчеловеку», тому, кто стоит над «стадом», с его предубеждением и лицемерием. Ключевое понятие философии Ницше — жизнь. Жизнь представляет собою начало всего и вся, оно не поддается интеллектуальному, логическому обоснованию и осознанию. Жизнь выше любого понимания, она постоянно находится в состоянии саморазвития, динамических изменений. Фундаментом жизни выступает воля к власти, которая реализуется во всех его сферах: искусстве, политике, религии, науке и др. Воля к власти — это переоценка ценностей, это стремление получить то, чем еще не обладаешь, такое желание проистекает из ощущуния неполноты, недостатка. Воля к власти — сама сущность бытия. Мышление Ф. Ницше нигилистическое. Широко известна его фраза «Бог мертвый!» относится прежде всего к факту обесценивания высших ценностей. Люди начинают сознавать, что идеальный мир никогда не может быть реализованной в мире реальном. Подобная форма неприятия всего предыдущего благодаря его обесценению заставляет философа объявить все предыдущие формы культуры, в том числе и христианство, фальшивыми. Любовь к ближнему, стремление разделить с ним страдания разрушают жизненную энергию, препятствуют закону развития. Все это приводит к утверждению не сильного, а слабого, что может привести даже к вымиранию человечества. Нигилизм философа был нацелен на новый идеал — сильного человека, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем воли к власти — то есть сверхчеловека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.008 с.) |