Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические предпосылки марксизма. Неомарксизм.

Поиск

Марксизм возни­кает в начале 40-х годов XIX ст. как результат развития философской, экономической и со­циально-политической мысли, как результат осознания логики исторического процесса. В этот период классические философские принципы объективизма и созерцательного рационализма заводят философские исследо­вания в тупик. Материалистическое толкование исто­рии приводит к тому, что именно человек рас­сматривается как высочайшая цель и ценность общественного развития. Именно поэтому в марксизме много внимания уделяется анали­зу путей создания условий, которые бы гаран­тировали человеку благосостояние, развитие своих индивидуальных особенностей и ка­честв. К. Маркс сделал попытку продемонст­рировать, что человеческое существо представ­ляет собой сложное единство природногои со­циального, физического и духовного. Процесс его возникновения и развития объективен, по­этому человек выступает высшим достижени­ем в организации материи. Его жизнедеятельность Маркс связы­вает прежде всего с удовлетворением своих потребностей. Если животное удовлетворяет все потребности в непосредственном взаимо­действии с природой, то человек делает это опосредствованно — в процессе производства. Само производство орудий и средств труда становится особой социальной потребностью, необходимой для обеспечения жизни. То есть сущность человека состоит в том, что его жиз­недеятельность — это процесс осознанного развития, который базируется на материаль­ном производстве и осуществляется в систе­ме общественных отношений. В связи с этим становится очевидным, что человеческая сущ­ность не может существовать сама по себе, она является непосредственным элементом всех механизмов (социальных институтов, обще­ственных отношений, социальных групп и др.), которые сопровождают общественное разви­тие. Именно поэтому «свободное развитие каждого выступает условием свободного раз­вития всех». Человек может быть свободным, а это позволяет ему развивать свои индиви­дуальные особенности, если ему будут служить и общество, и государство, и класс. Именно последние должны быть организованы таким образом, чтобы у каждого человека была воз­можность усвоить богатства культуры и реа­лизации своего «Я». В контексте этого К. Маркс поднимает проблему отчуждения (со­циальный процесс, для которого характерно преобразование деятельности человека во враждебную ему силу). В ситуации, когда труд становится обязанностью, человек не может быть свободным и тем более ответственным. Он чувствует себя элементом машины, рабо­ту которой не может изменить. Это приводит к тому, что человек не может получить дос­тойного вознаграждения за свой труд — ни материального, ни духовного. Процесс отчуж­дения приобретает остроту, по мнению К. Маркса, в процессе развития частной соб­ственности. Выходом из сложившейся ситуа­ции ученый считает преобразования частной собственности, накопленной одними за счет других, в индивидуальное, частное свойство, которое базируется на собственной работе. Очевидно, что человек не в состоянии освобо­диться от отчуждения, но он может сделать его не вражебным, а полезным. Идея коммуниз­ма возникло при рассмотрении Марксом именно этой проблемы. Центральной философской идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Ее обоснование К. Маркс (1818—1883) дал в Предисловии к «Критике политической экономии» (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «социальная революция» и др. Подводя итог сделанному открытию, Маркс подчеркивал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».


16.   ФИЛОСИФИЯ ЖИЗНИ (ШОПЕНГАУЭР, НИЦШЕ)

А. Шопенгауэр (1788-1860) систематически изложил свои взгляды в труде «Мир как воля и представление» (1818). Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая и биологическая сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Шопенгауэр был уверен, что реальный мир следует понимать как представление и как следствие, он отвергнет тезис «мир в самом себе», что достаточно продолжительный пери­од был распространена в философии. Фило­соф отмечает, что существует универсальный закон, который сопровождает вселенское раз­витие, и указывает на четыре ключевые формы его проявления:

1) закон причинности — все явления внеш­него мира подчиненные этому закону; ему отвечает эмпирическая истинность; 2) закон познания, который действует в сфе­ре понимания и характеристики понятий. За­кон указываетна то, что причины понятия не существует, а существует взаимодействие фун­дамента и следствия; этому закона отвечает логическая истинность; 3) закон бытия, который объявляет досто­верной основой познания интуитивное про­никновение в сущность вещей, явлений и про­цессов; такому закону отвечает интуитивная истинность; 4) закон мотивации, направленный на про­явление стимулов, которые бы помогли чело­веку познать себя не с помощью внешних фак­торов, а благодаря внутренней причинности.

Действие последнего закона раскрывает в человеке нечто такое, что никогда бы не мог­ла объяснить классическая философия. «Что же это такое?» — задается вопросом Шопен­гауэр. В ответ он отмечает, что человек владе­ет могущественной силой — волей. Она пер­вична, свободна, неизменна (изменяются лишь ее проявления), тождественна самой себе; со­знание и интеллект в сравнении с нею второ­степенны. Воля выступает универсальной ос­новой всего мира. Она воплощает в себе бес­конечные человеческие желания, которые пол­ностью никогда нельзя удовлетворить. Чело­век становится подчиненным ей, человек при­обретает черты эгоизма, а жизнь превраща­ется в трагедию. Единственный выход из сложившейся ситуации — возможность преодоления бесконечных стремлений и желаний — Шопенгауэр видит в обращении к эстетичес­кой деятельности и одной из ее высших форм -художественному творчеству. Именно в этой сфере человек не ограничивается жесткими рационалистическими критериями истиннос­ти, как, например, в науке, и, наверное, по­этому философ отмечает, что гениальность имеет намного больше шансов проявиться в духовной деятельности (искусстве). Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту.Несостоятельность рационализма С. Кьеркегор (1813-1855) видел в том, что для него истиной выступает только общее. Согласно же Кьеркегору, именно в единичном, в человеке заключена высшая ценность. С подавлением единичного общим философ связывал деградацию христианской религии и всей культуры в целом.По мнению Ф. Ницше (1844-1900), начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные же люди придумали себе массовые религии – христианство и социализм. Эти религии – религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к «Сверхчеловеку», тому, кто стоит над «стадом», с его предубеждением и лицемерием. Ключевое понятие философии Ницше — жизнь. Жизнь представляет собою начало все­го и вся, оно не поддается интеллектуально­му, логическому обоснованию и осознанию. Жизнь выше любого понимания, она посто­янно находится в состоянии саморазвития, ди­намических изменений. Фундаментом жизни выступает воля к власти, которая реализуется во всех его сферах: искусстве, политике, ре­лигии, науке и др. Воля к власти — это пере­оценка ценностей, это стремление получить то, чем еще не обладаешь, такое желание про­истекает из ощущуния неполноты, недостатка. Воля к власти — сама сущность бытия. Мышление Ф. Ницше нигилистическое. Широко известна его фраза «Бог мертвый!» относится прежде всего к факту обесценива­ния высших ценностей. Люди начинают со­знавать, что идеальный мир никогда не может быть реализованной в мире реальном. Подоб­ная форма неприятия всего предыдущего бла­годаря его обесценению заставляет философа объявить все предыдущие формы культуры, в том числе и христианство, фальшивыми. Лю­бовь к ближнему, стремление разделить с ним страдания разрушают жизненную энергию, препятствуют закону развития. Все это при­водит к утверждению не сильного, а слабого, что может привести даже к вымиранию чело­вечества. Нигилизм философа был нацелен на новый идеал — сильного человека, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем воли к власти — то есть сверхчеловека.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.008 с.)