Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы Русской ф-ии.

Поиск

Предпосылки русской философии уходят в глубь славянской истории. Ценными источниками русской средневековой мысли являются «Слово о законе и благодати» (ХI в.), «Слово о полку Игореве» (ХII в.), «Повесть временных лет» (ХI – ХII вв.) и др. В XVII в. философскую мысль России захватывают новые интересы. Если раньше господство в ней принадлежало течениям византийского типа, то в XVII в. на смену приходит западноевропейская схоластика. Философские взгляды этих мыслителей формировались под влиянием идей европейского Просвещения. Если достоинство материалистических воззрений Ломоносова в том, что они опирались на естественнонаучный материализм, то в центре философии Радищева была проблема человека. Философ намечал подходы не к абстрактному индивиду, а к живому, конкретному человеку, искал пути его освобождения. Неизгладимую печать на идейное развитие России конца XIX—XX вв. наложил Ф. Достоевский (1821—1881). В набросках «системы истинной философии» он развил аргументацию в пользу бессмертия души и построил концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархальность, цивилизация, христианство. С позиций этой схемы он полемизировал с социализмом, считая его внешним устройством человечества. Достоевский предельно обнажил выстраданную опытом многих поколений истину: нет на земле и не может быть такой цели, для достижения которой была бы допустима жертва. Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Толстого (1828—1910) была идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущего блаженства, но дающей блаженство на земле». «Камень веры» Толстого – принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел в системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Ярким продолжателем русской религиозной философии был С. Булгаков (1871—1944). Он ставил в центр проблему Софии—Божественной Премудрости. Строить софоилогию Булгаков начинает с экономической проблематики. Этому посвящен труд «Философия хозяйства» (1912). Булгаков последовательно вскрывает «софийные корни» хозяйственной деятельности в труде, производстве, потреблении и др. Мыслитель затрагивает также вопрос о «корнях» науки, искусства, других форм деятельности человека и приходит к выводу, что «человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно».Свое завершение идеи Булгакова получили в книге «Философия имени». В ней автор представил своеобразную философию слова, соединившую неоплатоническую, патристическую, гегелевскую традиции с идеями Гумбольдта и других видных исследователей языка. Особое место в истории философии занимает философия советской эпохи. Она прошла в своем развитии ряд этапов, первый из которых датируется 1922—1930 гг. Направленность ему была задана работой В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922). Второй этап (1930—1953) был отмечен возникновением и оформлением новых философских структур. В МГУ и ЛГУ открываются философские факультеты и начинает выходить (1947) журнал «Вопросы философии». Вместе с тем указанное время характеризуется подменной философских исследований политическими акциями. Третий этап советской философской мысли – 1953 – конец 80-х годов. Он начинается после смерти И. Сталина, однако оживление философской жизни в стране происходит значительно позднее, примерно в 60-е годы. Философы начинают самостоятельно исследовать труды классиков марксизма, противопоставляя такой подход сталинскому прочтению Маркса..Таким образом, философская мысль в СССР прошла достаточно сложный и противоречивый путь.

 

 


БЕЛОРУССКАЯ Ф-ИЯ.

.История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел.народа уходит своими корнями в глуб.древ-ность.Её зарождение связано с образованием Киевской Руси.К этому времени возникли б.города:Полоцк,Ту-ров и др.ставшие эк.и полит.центрами княжеств.Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг,развитию лит-ры,становле-нию опред.системы фил.мысли.Задолго до нее сущ-л фольклор,оказавший бол.влияние на дух.жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса.В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит.памятники.Распростра-няются произведения-слово о полку игореве,повесть временных лет.Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был кирилл Туровский.Призывал к просвещению и «книжному почитаниюВ лит.и фил.наследии содержа-тся его высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству». В 14-16вв. формируется бел.народность со своим языком.Образо-вание бел.народности в этот период связано с благотво-рным влиянием эпохи Возрож-я.Распространяются работы по истории,праву,медецине,сочинения антич. авторов.Значит.роль принадлежала и Реформации.Дава-ла возможность индивид.чел.разуму решать религ.и нравст.??.Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник,просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное:стремление к эмансипации от традиций цер-ковно-феодальных воззрений,попытка утвердить права чел.разума,показать его значение и силу.Осн.девиз-все для науки и блага простых людей.Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный.Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру,распростра-нение светских зн-й.Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.Его позиция вела к атеизму.т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрица-ния самого Бога.Мысли Будного,направленные на под-рыв религ.мировозрения,на раскрепощение мысли от церковных пут,имели для своего времени прогрессив-ное значение.Имел много последователей,к-ые в к.16-н. 17вв.продолжали пропагондировать его идеи.В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан-ф-ф и правовед,идеолог рефор-мационного движения.Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал,что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей.Раз-работал ряд учений:о врожденных св-вах «чел.натуры»-считал свободу и равенство.Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. «предисловие» к статусу 1588г.,письмо к архиепископу.,в к-ом утверждал,что церковь и дух-во обязаны гос.органом в поддержании общ.порядка.17в.в Белару-си-период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве.В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости,национ. Свободы,защиты культуры угнетенных народов.В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвеще-ния. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории«натурального права».В 1840-1850гг.рас-тет интерес к изучению бел.фольклора,быта,истор.про- шлого Беларуси.Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры.. В тв-ве Купалы,Коласа стало проявляться осозн-е необ-ходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования:уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры.в кач-ве 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1.ре-лиг.-пол-кое.2.марксиское;3.нац.-возрожденческое. На-чиная с 20г.в Б.развивается только марксиская ф-я,к-ая на протяжении 70лет сущ0я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил.напра-влениям запада.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.011 с.)