Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы Древней Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы Древней Индии.



Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями. Первым религиозно-мифологическим памятником индийцев были тексты Вед (II—I тыс. до н. э.). Собственно философской частью вед являются упанишады. В упанишадах содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле в упанишадах развивается учение об атмане как индивидуальном и универсально-космическом бытии.Веданта одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. В ней несистематизированные предфилософские и философские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте или чистом сознании – брахмане. Мир феноменов же считали иллюзорной реальностью (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает, наконец, завесу майи, он обнаруживает, что Мировой Дух (брахман) и его собственный дух (атман) – одно и то же. Отсюда следовал один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм (6—5 вв. до н. э.). Основатель – непальский царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (просветленным).Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Главная цель усилий Будды заключается в вопросе: как возможно построить и обосновать нравственное учение? Ядром такого учения становятся «четыре благородные истины».Первая – «истина страдания». «истина причины». «истина освобождения». «истина пути. Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.К ведам восходят также корни йоги, которая представляла собою философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включала два взаимосвязанных друг с другом аспекта: 1) самоограничение (аскетизм); 2) медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: яма – воздержание; нияма – этическая культура; асана – положение тела; пранаяма – контроль за дыханием; пратьяхара – выключение чувств; дхарана – внимание; дьяна – созерцание; самадхи – сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу посредством экстаза и созерцания полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.В VIII—VII вв. до н. э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята («лока» – этот мир). Отвергая идею потустороннего, представители этого учения ставили целью своей философии постижение реального мира. Особое место среди локаятиков занимают представители школы «чарвака» («чар» – четыре, «вака» — слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь.Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI - V вв. до н.э.). Согласно этой философии мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей.В заключение необходимо отметить ряд особенностей философской мысли Древней Индии.Во-первых, яркую самобытность индийской философской культуры, связанную с мощной духовной традицией древнеиндийского общества. Во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии. В-третьих, недостаточную связь философских идей с научной мыслью. В-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.

Ортодоксальные школы (поддержевали Веды): веданта, миманка, вайшешика

Неортодоксальные школы:буддизм, дайнизм, чарвака-локаята.


  4.ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ, ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ: КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ, ЛЕГИЗМ.

 Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: «Книга Песен» «Книга Истории» «Книга перемен) «Книга обрядов» «Летописи». Эти памятники составили знаменитое «Пятикнижие» – основу мировоззрения образованного китайца того времени. Книга перемен -  Она явилась первой попыткой в истории человечества представить все явления в двоичной системе – системе понятий «янь» и «инь». Комбинации «янь» (мужского) и «инь» (женского) начала призваны были выразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лаоцзы,создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре учения находится понятие «дао» (путь), которое не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. «Дао» постоянно пребывает в недеянии, что выражается у философа принципом «увэй». Конфуцианство. Его родоначальник Конфуций. В центре внимания мыслителя – взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главным звеном конфуцианской системы является концепция «человеколюбия» («жэнь»), представляющая собой совокупность таких идей, как «преданность правителю», «верность долгу», «сыновняя почтительность», «уважение к старшим» и др.Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. В качестве же идеального субъекта философ выдвигал понятие «благородного мужа», сочетавшего естественность природы и ученость. «Благородному мужу» Конфуций противопоставлял «низкого человека». Если первый предъявляет требования к себе, то второй предъявляет их другим людям.Этика Конфуция опирается на такие понятия, как «взаимность» или «забота о людях», «золотая середина», человеколюбие» («жэнь»). «Забота о людях» выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по существу, выражает «золотое правило» нравственности, которое сформулировал Конфуций: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».В VI—III вв. до н. э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Легисты поставили во главу угла закон «фа» и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других государств и воссоединении Поднебесной. Для достижения этой цели предлагалось изгнать из государства излишества, упразднить искусство, ликвидировать философию и всякое разномыслие.Изучение истории философской мысли Древнего Китая раскрывает нам ряд особенностей ее развития. В Древнем Китае не было своеобразного разделения труда между философами и политиками. Это обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. В данной связи вопросы управления государством, регламентации отношений между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества.

 


5.ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОГО МИРА, ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Антич.ф-я-мн-во фил.учений и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния. В развитии осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Никс-универсальная потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению ил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан, Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были Натуралисты. Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том,что он 1ый понял,что бож-во-безразличная миру сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов,утверждавших,что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие в отриц.форме диалект.??движения.Для него бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состо-яний покоя может дать только покой,хотя визуально она изменила свое положение относительно началь-ной точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали первоосновой число.Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.

 


6. ИСТОКИ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ.

 Средневековую философию условно можно разделить на два этапа: этап патристики (II – VI вв.), и этап схоластики (XI—XIV вв.). На первом этапе происходил весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от античности, где истиной требовалось овладеть, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог.Виднейший представитель патристики – Аврелий Августин (354—430). Главные философские труды Августина посвящены проблемам бытия и времени, движения, истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. В учении Августина большое место занимает также проблема общества и истории. По существу, Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: «град земной», государственность, основанную на любви человека к самому себе, и «град божий» – духовную общность, основанную на любви к Богу.С XI в. началась рационализация западного богословия. Место содержательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума – схоластика. Как философскую школу схоластику отличали следующие черты: сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обосновать ее правоту; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.Один из крупнейших представителей схоластики – Фома Аквинский (1225—1274), в сочинениях которого представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал области философии и теологии. Предметом первой у него выступают «истины разума», второй – «истины откровения». Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины является Бог, то не может быть никакого противоречия между теологией и философией. Известны пять путей рационального доказательства бытия Бога, предложенных Фомой: доказательства от причины; наличия движения в мире; случайности всех вещей; несовершенства каждого творения; целесообразности всего в мире.На рубеже XIII—XV вв. в идеологии Средневековья обнаружился поворот, который можно назвать кризисом религиозного рационализма. Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм  Скота и Оккама. Решение проблем универсалий:реализм – существование общего вне и до вещи, номинализм – существование общего после и вне вещи, концептуализм – существование общего вне и внутри конкретной вещи. Таким образом, Средние века внесли существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли, разработав и существенно уточнив возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.008 с.)