Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы Древней Индии.
Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями. Первым религиозно-мифологическим памятником индийцев были тексты Вед (II—I тыс. до н. э.). Собственно философской частью вед являются упанишады. В упанишадах содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле в упанишадах развивается учение об атмане как индивидуальном и универсально-космическом бытии.Веданта – одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. В ней несистематизированные предфилософские и философские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте или чистом сознании – брахмане. Мир феноменов же считали иллюзорной реальностью (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает, наконец, завесу майи, он обнаруживает, что Мировой Дух (брахман) и его собственный дух (атман) – одно и то же. Отсюда следовал один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм (6—5 вв. до н. э.). Основатель – непальский царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (просветленным).Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Главная цель усилий Будды заключается в вопросе: как возможно построить и обосновать нравственное учение? Ядром такого учения становятся «четыре благородные истины».Первая – «истина страдания». «истина причины». «истина освобождения». «истина пути. Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины.К ведам восходят также корни йоги, которая представляла собою философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включала два взаимосвязанных друг с другом аспекта: 1) самоограничение (аскетизм); 2) медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: яма – воздержание; нияма – этическая культура; асана – положение тела; пранаяма – контроль за дыханием; пратьяхара – выключение чувств; дхарана – внимание; дьяна – созерцание; самадхи – сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу посредством экстаза и созерцания полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.В VIII—VII вв. до н. э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята («лока» – этот мир). Отвергая идею потустороннего, представители этого учения ставили целью своей философии постижение реального мира. Особое место среди локаятиков занимают представители школы «чарвака» («чар» – четыре, «вака» — слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь.Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI - V вв. до н.э.). Согласно этой философии мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей.В заключение необходимо отметить ряд особенностей философской мысли Древней Индии.Во-первых, яркую самобытность индийской философской культуры, связанную с мощной духовной традицией древнеиндийского общества. Во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии. В-третьих, недостаточную связь философских идей с научной мыслью. В-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.
Ортодоксальные школы (поддержевали Веды): веданта, миманка, вайшешика Неортодоксальные школы:буддизм, дайнизм, чарвака-локаята. 4.ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ, ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ: КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ, ЛЕГИЗМ. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: «Книга Песен» «Книга Истории» «Книга перемен) «Книга обрядов» «Летописи». Эти памятники составили знаменитое «Пятикнижие» – основу мировоззрения образованного китайца того времени. Книга перемен - Она явилась первой попыткой в истории человечества представить все явления в двоичной системе – системе понятий «янь» и «инь». Комбинации «янь» (мужского) и «инь» (женского) начала призваны были выразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лаоцзы,создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре учения находится понятие «дао» (путь), которое не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. «Дао» постоянно пребывает в недеянии, что выражается у философа принципом «увэй». Конфуцианство. Его родоначальник Конфуций. В центре внимания мыслителя – взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главным звеном конфуцианской системы является концепция «человеколюбия» («жэнь»), представляющая собой совокупность таких идей, как «преданность правителю», «верность долгу», «сыновняя почтительность», «уважение к старшим» и др.Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. В качестве же идеального субъекта философ выдвигал понятие «благородного мужа», сочетавшего естественность природы и ученость. «Благородному мужу» Конфуций противопоставлял «низкого человека». Если первый предъявляет требования к себе, то второй предъявляет их другим людям.Этика Конфуция опирается на такие понятия, как «взаимность» или «забота о людях», «золотая середина», человеколюбие» («жэнь»). «Забота о людях» выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по существу, выражает «золотое правило» нравственности, которое сформулировал Конфуций: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».В VI—III вв. до н. э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Легисты поставили во главу угла закон «фа» и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других государств и воссоединении Поднебесной. Для достижения этой цели предлагалось изгнать из государства излишества, упразднить искусство, ликвидировать философию и всякое разномыслие.Изучение истории философской мысли Древнего Китая раскрывает нам ряд особенностей ее развития. В Древнем Китае не было своеобразного разделения труда между философами и политиками. Это обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. В данной связи вопросы управления государством, регламентации отношений между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества.
5.ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОГО МИРА, ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Антич.ф-я-мн-во фил.учений и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния. В развитии осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Никс-универсальная потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению ил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан, Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были Натуралисты. Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том,что он 1ый понял,что бож-во-безразличная миру сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов,утверждавших,что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие в отриц.форме диалект.??движения.Для него бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состо-яний покоя может дать только покой,хотя визуально она изменила свое положение относительно началь-ной точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали первоосновой число.Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.
6. ИСТОКИ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ. Средневековую философию условно можно разделить на два этапа: этап патристики (II – VI вв.), и этап схоластики (XI—XIV вв.). На первом этапе происходил весьма сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. В отличие от античности, где истиной требовалось овладеть, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог.Виднейший представитель патристики – Аврелий Августин (354—430). Главные философские труды Августина посвящены проблемам бытия и времени, движения, истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. В учении Августина большое место занимает также проблема общества и истории. По существу, Августин явился родоначальником европейской христианской философии истории, в основу которой был положен метод рационалистического интуитивизма. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: «град земной», государственность, основанную на любви человека к самому себе, и «град божий» – духовную общность, основанную на любви к Богу.С XI в. началась рационализация западного богословия. Место содержательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума – схоластика. Как философскую школу схоластику отличали следующие черты: сосредоточение мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обосновать ее правоту; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу рассуждения в диспутах.Один из крупнейших представителей схоластики – Фома Аквинский (1225—1274), в сочинениях которого представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии. Он разграничивал области философии и теологии. Предметом первой у него выступают «истины разума», второй – «истины откровения». Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины является Бог, то не может быть никакого противоречия между теологией и философией. Известны пять путей рационального доказательства бытия Бога, предложенных Фомой: доказательства от причины; наличия движения в мире; случайности всех вещей; несовершенства каждого творения; целесообразности всего в мире.На рубеже XIII—XV вв. в идеологии Средневековья обнаружился поворот, который можно назвать кризисом религиозного рационализма. Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное – конкретное, с акцентом на конкретном. Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве. Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Скота и Оккама. Решение проблем универсалий:реализм – существование общего вне и до вещи, номинализм – существование общего после и вне вещи, концептуализм – существование общего вне и внутри конкретной вещи. Таким образом, Средние века внесли существенный вклад в дальнейшее развитие философской мысли, разработав и существенно уточнив возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.008 с.) |