Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепция ненасилия в современной социальной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепция ненасилия в современной социальной философии.



Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», т.е. столкновение. Такое столкновение может проявляться как простое несогласие и как непримиримая борьба, и в этом сущностный смысл данного явления. Это может быть столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов и действий различных субъектов – народов, наций, государств, политических и общественных групп, движений и объединений.

Понятие «конфликт» часто употребляется и обыденной жизни и вызывает у людей негативные и тревожные ощущения: это какой-то разлад, расхождение, несогласие, борьба.

Социальный конфликт – это один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. По своим содержательным характеристикам социальный конфликт противоположен таким явлениям как, социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, социальный порядок.

В оценке конфликта и его последствий в науке сложились два направления. В рамках первого из них конфликты рассматриваются в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему. С точки зрения сторонников этого направления, у общества всегда есть возможность воспрепятствовать появлению конфликтов.

Второе направление исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определённым правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

· не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;

· найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия всё же совершились и стали средством углубления конфликтов;

· добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в её развитие внесли социология, философия, политология и психология.

Американский социолог Льюис Козер выделяет следующие функции конфликта:

1. разрядку напряжённости, т.е. конфликт служит «выхлопным клапаном» напряжения;

2. коммуникативно-информационную, т.е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают соотношение сил;

3. созидание, т.е. противоборство, оно помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту;

4. интеграцию социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостности, а поддерживает её;

5. нормотворчество, т.е. в результате конфликта формируются новые государственные институты, принимаются новые законы и т.п.

Существуют различные пути, способы, формы разрешения социальных конфликтов: так называемое «избегание», откладывание разрешения конфликта; сближение противоборствующих сторон через посредника; третейское разбирательство, или арбитраж; переговоры конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных социальных групп, партий, государств.

В историческом развитии общества конфликты часто являются следствием проявления социального насилия. Социальное насилие олицетворяет проявление агрессивности, деструктивности в обществе, означает применение или угрозу применения силы в прямой или косвенной форме с целью принуждения людей к определённому поведению, господству одной воли над другой, иногда угрожающее человеческой жизни. История показывает, что хотя насилие в ряде случаев и оправдано (подумайте каких), оно, в конечном счете, носит деструктивный характер, способствует деморализации общества, росту проявлений негативных сторон человеческой природы, отбрасыванию общества назад.

Концепции насилия в современной социальной философии противостоит концепция ненасилия как оппозиция насилию в любых формах проявления. В основе концепции ненасилия – особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие в противоположность насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли. Не случайно некоторые исследователи называют первым идеологом и пророком ненасилия, реально воплотившим его в своих действиях, Иисуса Христа, добровольно взошедшего на Голгофу и принявшего мучения ради спасения человечества. Концепция ненасилия развивалась Л. Толстым в форме идеи непротивления злу насилием. Новый этап в развитии концепции ненасилия связан с именем Махатмы Ганди. Основные методы воздействия для Ганди – это убеждение, уступки, честность, прощение вместо мести и кары. Этот путь – проявление величайшей мудрости и силы, он связан с лишениями, страданиями и даже смертью во имя справедливости.

Мартин Лютер Кинг разработал практическую сторону идеологии ненасилия и предложил шесть принципов ненасилия:

· ненасилие – метод борьбы и требует мужества;

· в борьбе нельзя унижать противника;

· ненасилием боремся со злом, а не с теми, кто его совершил;

· вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдания и не стремиться ответить ударом на удар;

· духовное насилие также недопустимо, как и физическое;

· справедливость – одно из вселенских начал, содействуя ей через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.005 с.)