Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности. Феномен свободы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности. Феномен свободы.



Раздел философии, посвященный исследованию человеческой деятельности, называется праксиология.

В философии деятельность определяется как особая форма активности, присущая человеку и имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира. Многие философы считают, что самая главная характеристика человека, его отличительный признак – это его деятельность.

Именно труд, система видов деятельности определяет область человечности.

Всякая деятельность имеет определённое строение, структуру. Она включает:

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность. Субъект может быть индивидуальным и коллективным.

Объект деятельности – то, на что направлена деятельность (вещи, люди, знаковые системы…).

Потребности – источник активности человека. Многообразие потребностей объясняет многообразие видов человеческой деятельности. Главное, что лежит в основании классификации видов деятельности, - различие предметов, на которые она направлена и которые представляют собой мотив деятельности. Деятельность не бывает безмотивной, «немотивированная» деятельность обладает субъективно скрытым смыслом.

Деятельность состоит из действий. Действие определяется как процесс, подчинённый особой цели.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата. Но деятельность может быть и бесцельной, самоценной, т.е. деятельность ради удовлетворения потребности в самом процессе.

Средства достижения цели – орудия труда, приёмы, способы действия для достижения цели. Средства должны соответствовать цели. Какие средства использовать во многом зависит от обстоятельств.

Деятельность включает в себя также сам процесс деятельности и её результат.

Среди свойств деятельности в первую очередь называют опредмечивание и распредмечивание. По тому как человек работает, что получилось в результате его деятельности, можно судить о самом человеке, увидеть и уровень его интеллекта, и волевые качества, и профессионализм, и эстетический вкус, и отношение к труду, и его нравственные установки, и многое другое. В этом смысл опредмечивания, т.е. деятельность превращает предметы преобразованной природы в зеркальный образ человека.

Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий труда. Эти орудия труда впитали в себя опыт других людей создавших их, а также они несут в себе информацию о технологии деятельности. Чтобы воспользоваться вещами, созданными другими людьми, человек должен проникнуть в их замысел, назначение, иными словами, раскрыть их духовное содержание. Этот процесс называется распредмечивание.

Деятельность человека как правило продуктивна и во многих случаях утилитарна (от лат. польза, выгода), но может быть и непродуктивной и внеутилитарной. Например, непродуктивным является исполнение ритуалов.

Деятельность человека разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. Однако в деятельности всегда присутствует элемент бессознательного.

Различают материальную и духовную деятельность. Результатом материальной деятельности выступают разнообразные продукты труда. Духовная деятельность создаёт идеи, образы, знания, художественные ценности. Упрощённо можно представить себе материальную деятельность как оперирование предметами, а духовную – как оперирование образами этих предметов. В системе объективного идеализма, так или иначе, признаётся существование некой абсолютной и саморазвивающейся идеи вне её материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности человека не существует духовной деятельности вне материальной, реально есть лишь непрерывное множество разнообразных форм деятельности с различной представленностью первого и второго.

Творчество.

В сознании большинства творчество связывается с сугубо личностным процессом, несводимым ни к каким схемам и стандартам деятельности. Зачастую его рассматривают как некий божественный дар, которым непостижимым образом владеют особые люди, гении.

Творчество – это интеллектуальная и эмоциональная деятельность человека, связанная с созданием нового.

Одной из сложных проблем является вопрос об определении тех видов деятельности, которые можно считать творческими. Традиционно творческим считается занятие искусством, наукой, философией. Однако, если человек пытается не просто механически выполнить работу, но и внести в неё что-то от себя, хоть в чём-то её усовершенствовать – он занимается творчеством. Даже самый скромный, обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, догадки, импровизации, справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом, и в этом смысле является творцом. Таким образом, творчество не ограничивается рамками искусства, науки, философии и духовной деятельности вообще. Оно может иметь и в таких видах деятельности, как производственная, политическая, управленческая или семейно-бытовая. Творчеством может быть обучение и воспитание детей, возделывание сада, выращивание комнатных растений и т.п. Но бывает и так, что в самых, казалось бы, творческих видах деятельности, таких как, искусство или наука, может иметь место засилье рутины и бескрылого шаблона.

Люди издавна задают себе вопрос: откуда берётся новое – новая идея, новая мысль? Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру, видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Феномен свободы.

Многие люди хотят быть независимыми, самим решать свои задачи, обладать свободе действий. О свободе люди мечтали еще с незапамятных времён. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши грешник.

Есть разные подходы к пониманию этого понятия. В философии под свободой понимается возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Свобода – это независимость, обособленность одного предмета от другого. Поскольку не существует явлений не связанных друг с другом, то свобода всегда относительна.

Проблема свободы личности имеет два главных аспекта – природный и социальный. Природный аспект свободы заключается в ответе на вопросы: может ли человек в своей жизни сам делать выбор и следовать ему? От чего зависит этот выбор? То есть речь идет о свободе воли человека.

В философии по этой проблеме высказывались разные мнения.

Фатализм – философское направление, утверждающее, что весь ход жизни человека и его действия предопределены толи судьбой, толи волей Бога. Здесь, по сути дела, не остаётся места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. В этом случае применение к человеку моральных и юридических норм становится бессмысленным или даже несправедливым. Ведь если он совершает зло, это не его свободный поступок, а предопределённое действие, в котором конкретный человек есть лишь орудие.

Волюнтаризм – это попытка произвольно решать проблемы общества не считаясь с объективными законами. Реальная жизнь опровергает эту точку зрения, так как выбор человека всё же зависит от многих причин как внутреннего, так и внешнего характера.

Смешенный подход признаёт за человеком свободу воли, но вместе с тем указывает, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определённых причинных факторов духовного или материального характера.

Таким образом, ядро свободы – это выбор, который представляет для человека определённую трудность. Ибо выбирая, человек не только приобретает, но и теряет. Он ограничивает самого себя лишь одним из вариантов дальнейшей жизни.

Свобода выбора всегда порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, а это возможно лишь при условии его полной самостоятельности. Но если индивид выступает участником группы, то трудно выделить ответственность отдельного человека. Но это необходимо делать.

Социальная свобода человека зависит от общественного устройства – политики, экономики, юридических законов. Человек живёт в обществе, поэтому он не может быть свободен от общества. Если в обществе нет свободы, то и личность обречена на не свободу. Чем демократичнее общество, тем больше свобод предоставляется человеку: свобода жить (удовлетворение потребности в пище, одежде, жилье, работе, образовании, медицинской помощи, передвижении, нормальной среде обитания), свободу мыслить (свободу слова, совести, убеждений, мнений), свободу решать (участвовать в принятии решений в сфере производства, политики, культуры и т.п.), свободу действовать (участвовать в выборах, управлении, демонстрациях, митингах и т.д.).

Но в человеке скрыты как истоки созидания, так и истоки разрушительства, ненависти и авторитарности. Своё бессилие перед жизнью он может выразить в разрушительных, деструктивных действиях. Поэтому существует опасность превращения свободы в фактор нестабильности и дезорганизации общества. Поэтому здесь важно установить баланс между свободой и интересами общества.

Все деспотические режимы успешно боролись с преступностью, поскольку сводили до минимума свободу человека, и наоборот, в демократическом обществе злые люди всегда пользуются демократическими свободами, потому что, в демократическом обществе человека нельзя просто так арестовать, а надо долго готовить обвинение и не дай Бог нарушить какой-либо закон, не ущемить свободу человека, хотя он и преступник.

Люди не только стремятся к свободе, но и бегут от неё. Главными формами бегства от свободы Э. Фромм называл подчинению вождю в тоталитарных режимах и конформизм – в демократиях.

 

 

                                                                            ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИКР

1. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в таких сферах духовной жизни как: мораль, политика, право, религия, искусство, наука.

2. В своих рекомендациях правителю Н. Макиавелли призывал не церемониться в использовании для достижения поставленных целей любых, в том числе неблаговидных, средств. В то время в их числе было всё, что содержал арсенал политика, подкуп, шантаж, угрозы, заговоры. В конечном счёте, полагал мыслитель, народ оценивает правителя по результатам, а победителей, как известно, не судят.

Какие цели, на ваш взгляд, могли бы оправдать неблаговидные средства? Можно ли делать политику (управлять государством) и оставаться честным? Возможны ли в этом вопросе какие-то компромиссные варианты?

3. Существует точка зрения, согласно которой общественная система считается тем стабильнее, чем большую долю в его структуре занимает «средний класс». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему? Что, с вашей точки зрения, служит основанием для существования этой точки зрения?

4. Ниже приведены три различные точки зрения на соотношение политики морали:

А) политика и мораль – это вещи несовместимые. В политике нет и не может быть места морали. Ведь всем известно, что политика – «дело грязное».

Б) мораль существует в политике, но это другая, особая мораль. Иными словами существует профессиональная политическая этика, которая человеку несведущему может показаться не соответствующей общепринятым в обществе моральным нормам.

В) «Сама по себе политика не может быть аморальной. Она становится такой, если её вершат аморальные люди. В самой же политике нет ничего безнравственного».

Какая из позиций вам ближе? Продумайте и запишите, по крайней мере, два аргумента в защиту выбранной вами точке зрения.

5. Приведите примеры:

А) поведения, выявляющих низкий уровень политической культуры;   Б) высокой правовой культуры

В) низкой правовой культуры.

6. Когда-то Платон писал о том, что наилучшим государственным устройством является такое, в котором во главе государства стоят философы. С тех пор прошло много столетий, человечество достигло прогресса во всех сферах жизни, тем не менее, пожелания Платона остались невыполненными.

В чем причина того, что философы до сих пор нечасто оказываются у власти? Ведь они лучше других знают, как должно быть организовано справедливое правление.

7. В связи с ускорением технического прогресса возникла дискуссия о роли техники в жизни человека. Были высказаны три точки зрения. Какую позицию вы заняли бы в этом споре? Выскажите своё мнение и аргументируйте его.

А) Развитие техники ведёт к освобождению от власти природы посредством господства над ней.

Б) Развитие техники ведёт к разрушению не только природы, но и самого человека.

В) Техника нейтральна, она не является ни благом, ни злом, но может быть использована во благо и во зло.

Что значительнее влияет на развитие общества: общественное бытие или общественное сознание?

Ответ поясните.

8. Чем человек отличается от робота?

9. Почему политику так часто именуют «грязным делом»?

Почему никакой другой сфере общественной жизни не адресуют так много упреков в безнравственности?

10. Кто такой философ? Кто из философов (в истории мысли) вам известен? Почему его можно назвать философом?

11. В последнее время широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Что вы понимаете под виртуальной реальностью и каково её значение для развития человека и человечества?

12. Что в человеке смертно, а что бессмертно? Возможно ли бессмертие?

13. Если Бог существует, то как его нужно понимать (представлять)?

14. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?

16. Какие факторы в большей степени определяют природу человека, биологические или социальные? Ответ

аргументируйте.

17. Почему чувственное познание не всегда достоверно? Всё ли доступно человеческому разуму?

18. В своей «Исповеди» Л. Н. Толстой в мучительных рассуждениях о смысле бытия человека приходит к выводу, что если жизнь бессмысленна, то из неё есть четыре возможных выхода.

Первый выход: не понимать того, что жизнь – бессмысленна, суета сует и зло, и что лучше – не жить.

Второй выход: пользоваться жизнью такой, какая она есть, не думая о будущем.

Третий выход: поняв, что жизнь – зло и глупость, прекратить жизнь, убить себя.

Четвёртый выход: знать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мной шутка, и все-таки жить: умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книги писать.

Согласны ли вы с этими мыслями Л. Толстого и в чём вы сами видите смысл своей жизни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.023 с.)