Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различные ипостаси человеческого бытия: индивид, индивидуальность, личность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Триединая модель человека: тело, душа, дух. Для описания различных ипостасей или характеристик изучения человека с точки зрения его родовой принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности используются понятия индивид (в пер. с лат. - неделимый), индивидуальность ( неповторимое своеобразие отдельного существа ), личность (от лат. реrsona – маска, роль актёра). В понятии «индивид» воплощается родовая принадлежность человека. Индивид – это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделён (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделённость не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле «индивидуальны» все объекты во Вселенной. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида. Индивид уже с детства включается в исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает через воспитание и обучение, функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и только благодаря этому становится личностью, т.е. человеком, не похожим на других, по-особенному действующим, мыслящим, любящим, включённым в систему социальных отношений как субъект и соучастник исторического процесса. Индивид и личность едины и вместе с тем не тождественны друг другу, поскольку личность – это особое социальное качество индивида, реализующееся благодаря его включению в социокультурное пространство и усвоению через воспитание и обучение наработанных человечеством знаний, норм и образцов поведения, общения, деятельности. Именно поэтому, говоря о личности, мы наделяем её такими характеристиками, как уникальность, неповторимость, своеобразие. Личность проявляет себя в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Личность человека более или менее пластична. Она изменяется на протяжении своей жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаруживать себя по-разному. Но, тем не менее, существует определённая устойчивость, стабильность качеств личности, обеспечивающая её сохранность, её тождество самой себе. Отсюда вытекает возможность с большей или меньшей точность предсказывать её поведение. Индивидуальность проявляется в специфических характерных для индивида признаках и чертах темперамента, особенностях познавательного процесса (ощущениях, воображения, мышления, памяти), личностных интересах и привычках в индивидуальном стиле общения, поведения и деятельности и т.д. Личность и индивидуальность – не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность ещё не сформировался, и психически больной, у которого произошла деградация личности. Индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится её самобытность, в личности – самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность может быть выражена следующей формулой: «Индивидом рождаются ( поскольку он продукт антропогенеза ). Личностью становятся ( учитывая, что это индивид, усвоивший общественно-исторический опыт и активно представляющий себя в соответствующих видах деятельности конкретного общества ). Индивидуальность отстаивают ( ибо индивид преобразует мир и себя на основе только ему присущих качеств и индивидуального стиля жизни и деятельности )». Каждый человек на свой лад выражает человечество через своеобразное смешение его элементов. Именно прекрасная индивидуальность есть вечное в человеке, и только она может быть бессмертной. В тайне индивидуальности скрыта сущность и судьба человеческой природы В философии сложилась и более объёмная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Уже в первобытном обществе возникло представление о том, что в человека надо различать тело и душу. Понятие тела в философии подчёркивает прирожденные основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Человеческое тело – это особая «вещь» в мире вещей. Для его существования необходим целый ряд материальных условий – определённый химический состав среды, диапазон температур и т.д. Как и у всех живых организмов, у человека есть определённые телесные потребности, без удовлетворения которых его жизнь невозможна. Однако, несмотря на то, что тело человека генетически и функционально обусловлено природно-естественными факторами, всё же оно не является лишь природным элементом. Тело человека представляет собой продукт и социокультурной эволюции, в процессе которой осуществлялось изменение телесной организации человека. Одновременно оно выступает и как элемент природы, и как собственно человеческое тело, рассматриваемое не только с точки зрения его биологических особенностей, но и через призму таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач, страдание и т.д. Понятие души выражает исторически меняющееся воззрение на психику и внутренний мир. Под душой издавна понималась особая сила, обитающая в теле человека. Душа – центральная категория религиозной антропологии. Характеристика души – нематериальность, бессмертие, способность существовать независимо от тела – обусловлены её происхождением от божественного духовного начала. Тело человека живёт, пока и поскольку в нём есть душа. Отделение бессмертной души человека от смертного тела – конец земной жизни личности. Вопрос о дальнейшем существовании души может быть в принципе решён по-разному: души умерших продолжают блуждать по миру в бестелесном состоянии (что допускает спиритическое общение с ними); они переселяются в другие тела (теория реинкарнации); душа сливается воедино с породившей её мировой душой и прекращает своё особое, индивидуальное существование; после смерти человека его душа переходит в мир иной – рай, ад, чистилище, - и спасение её от мук на том свете зависит от того, как жила она в земном мире (так утверждает христианство или мусульманство). Чтобы продвинуться в познании человека, его тела и души, необходимо обратиться к научным методам изучения реальности. Что касается человеческого тела, то оно есть материальный объект, доступный наблюдению, и давно уже давно стало предметом многих наук. О человеческом теле наука знает если не всё, то очень многое. Известно, что оно состоит из тех же атомов и элементарных частиц, что и другие тела природы. Его клетки, ткани и органы сходны с тем, что имеется и у других живых существ. Жизнь человеческого тела подчинена всем законам природы, устанавливаемым физикой, химией, биологией и другими науками. С душой дело обстоит сложнее. Пока она понимается как «дух Божий в человеке», изучить её научными методами невозможно. Душа может исследоваться научными методами только тогда, когда и поскольку она рассматривается вне связи с Богом. Греческое слово «псюхе», означающее душу, по идущей от античности традиции вошло в европейскую философию и науку. От него образовалось слово «психика», которым стали пользоваться для обозначения относящихся к душе явлений и процессов. Науку о психике стали называть психологией. Понятие духа связано не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего в человеке. Царство духа – эта система высших ценностей, сфера человеческой культуры с её нормами, идеалами, смыслами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.011 с.) |