Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетика – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности, и прежде всего в искусстве.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного. Слово «искусство» и в русском и многих других языках употребляют в двух смыслах — в узком (специфическая форма практически-духовного освоения мира), и в широком — как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (полководческое искусство, мастерство хирурга, сапожника и т.д.). Нас сейчас интересует анализ искусства именно в первом, узком смысле слова, хотя оба смысла между собой связаны исторически. Искусство реализует ряд общественных функций. Во-первых, это его познавательная функция. Произведения искусства являются ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких, сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (например, повороты и переломы в общественном сознании). Еще одна важнейшая функция искусства — воспитательная, то есть его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив, падение. И все-таки познавательная и воспитательная функция не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), мы пропускаем это содержанию через свое сердце, свои эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического. Искусство формирует в нас саму способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев. Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Благодаря эстетическому моменту, мы наслаждаемся содержанием художественного произведения, и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитуемся. В связи с этим иногда говорят о гедонистической функции искусства (от греч. «гедоне» — удовольствие). ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. В рамках современной социальной философии особое внимание уделяется исследованию феномена техники. Философия техники – особое направление философии, которое занимается осмыслением технической деятельности человека, её значения и перспектив. Возникновение философии техники происходит во второй половине ХIХ века, хотя первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, учение) понималась здесь как искусство делания вещей и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир. В современных условиях, техника – это понятие, которым в истории культуры обозначается: совокупность технических устройств, орудий труда, машин, станков, сооружений; инструмент, который использует человек для удовлетворения своих потребностей; использование природы в интересах человека; двигатель прогресса и т.д. В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и автоматизированные системы, коммуникации) м субъектную (знания, навыки, технологии) стороны. Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня играет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жизни. Значение техники в жизни человека постоянно возрастает. В связи с этим возникает вопрос о возможности замены человека техникой. Наиболее распространённая точка зрения признаёт заменимость человека в том случае, когда он сам выступает как техническое устройство. Так, на производствах внедряю новую технику, а часть людей остаётся не удел. Причина всегда одна и та же: замещаемый человек рядом с машиной выглядит как несовершенное устройство. В то же время техника не составляет человеку конкуренцию там, где человек проявляет свои способности, а именно способность к выработке ценностей, целей действий в принципиально непредвиденных обстоятельствах. Машины не ставят целей, не добиваются исполнения намерений, они реализуют вложенные программы, не более того. Техника ХХ века поставила человека перед выбором: либо ты – личность с развитыми способностями, использующая технику для достижения целей и реализации ценностей, либо ты функционируешь подобно техническому устройству. В этом случае рано или поздно ты будешь заменён машиной. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна. Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называется техническим прогрессом. Следует различать технический и научно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех этапах его развития. НТП – это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки техники. Начиная с XVI – XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое получило название техногенное. Техногенная цивилизация – это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал, для утверждения человеческой власти и свободы. В ХХ в. стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образовательного уровня) несёт в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т.д.). В современной философии техники выделяют два основных подхода в вопросе последствий научно-технического прогресса: техницизм и антитехницизм. Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рассматривают науку и технику в качестве основных двигателей социального прогресса, полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информационного общества) и технократизма (теории, согласно которой власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса). Антитехницизм (Н.А. Бердяев, Л. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видят в технике и технической рациональности угрозу для социального и культурного прогресса. Возникнув как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мегамашины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, сопряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.008 с.) |