Османское прошлое арабских государств. Египет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Османское прошлое арабских государств. Египет



 

Из всего обширного арабского мира, простирающегося от западного побережья Марокко до восточных границ Ирака, объектами нашего рассмотрения станут лишь Египет, страны Аравийского полуострова и Арабского полумесяца (Сирия и Ливан). Географически лежащий в Африке Египет тем не менее исторически принадлежит к Ближнему Востоку и связан с ним общей культурой.

В результате разгрома султаном Селимом I династии мамлюков (1516—1517) Египет вошел в состав Османской империи, что, однако, не принесло радикальных изменений в его жизнь. Страной теперь правил турецкий вице-король, носивший титул паши, под командованием которого находился корпус янычар. Как правило, паша почти не знал языка и обычаев своих подданных и не проявлял к ним особого интереса. Срок правления паши обычно длился недолго — к 1800 г. сменилось не менее ста турецких правителей Египта, — и главной его задачей было как можно скорее возместить те деньги, которые он заплатил в Стамбуле за свой высокий пост. Паше подчинялись местные мамлюкские наместники-беи, составлявшие особую касту, ряды которой пополняли те, кто прибывал с невольничьего рынка, где торговали невольниками-европейцами. Каждый бей имел свою собственную армию и рабов, однако признавал власть сюзерена и ежегодно выплачивал ему дань. Хотя беи часто интриговали и вели друг против друга войны, они имели явные преимущества перед пашой. Нередко наиболее сильные из беев низводили пашу до уровня пассивного созерцателя и послушной марионетки и отказывались платить налоги Стамбулу.

Одним из таких мамлюков был Али-бей, двадцать лет занимавший главное место в истории Египта. Считается, что он родился в 1728 г. в Абхазии, в семье христианского священника. В юности он попал в руки разбойников и позднее был подарен предводителю египетских янычар Ибрагиму. Благодаря личной храбрости раб позднее занял место своего хозяина. Став преемником Ибрагима — новым беем мамлюков, — он был признан равным среди египетской знати. В 1769 г. он изгнал из страны пашу и объявил себя независимым от Порты султаном Египта. Обстоятельства ему благоприятствовали, так как Порта, вступив в войну с Россией, была вынуждена отложить борьбу против мятежного бея. Намереваясь восстановить господство египетских султанов, Али-бей в 1771 г. предпринял военную кампанию против Хиджаза и Сирии. Египетская армия под предводительством его зятя, в прошлом принадлежавшего ему невольника, оккупировала Мекку, захватила Дамаск и завоевала почти всю Сирию. Увы, на самом пике своего могущества Али-бей был предан собственным полководцем и зятем, который предпринял попытку свергнуть его с трона. В апреле 1773 г. произошло сражение при Салагии, в результате которого Али-бей был взят в плен и умер через несколько дней от ран или от яда. Яркая судьба Али-бея и достигнутые им успехи позволяют нам понять, насколько хрупкой и уязвимой была власть Османской империи в отдаленных арабских провинциях. Другие мамлюки были в равной степени алчными. И турецких наместников, и местных беев абсолютно не интересовала жизнь египтян. Бремя нищеты простого народа становилось все тяжелее и тяжелее.

 

* * *

 

Наполеон Бонапарт, по всей видимости, хорошо прочувствовал политическую обстановку, когда через двадцать лет после смерти Али-бея без всякого предупреждения вторгся в Египет. Высадившись в Александрии, он заявил, что прибыл освободить Египет от владычества мамлюков. Однако его настоящей целью было перерезать жизненно важную артерию, связывавшую Англию с ее владениями на Востоке. Кроме того, Наполеон вынашивал план возвращения во Францию через Стамбул и Балканы. В любом случае он мечтал завладеть Ближним Востоком, надеясь таким образом добиться господства над остальным миром. После захвата Александрии и битвы у пирамид близ Каира Бонапарт потребовал у шейха аль-Азхара клятву, в которой тот безоговорочно признал бы подчинение французскому владычеству. Шейх, в свою очередь, попросил Наполеона принять ислам, на что захватчик выдвинул два возражения: он не был обрезан и имел пристрастие к вину. После Египта Наполеон двинулся в Палестину, однако под Акрой он потерпел нечто вроде первого Ватерлоо в сражении с местным правителем аль-Джаззаром. В это же время англичане нанесли удар по французской флотилии при Абукире в Египте и перерезали линии снабжения наполеоновских войск. Бонапарт был вынужден вернуться во Францию, оставив в Египте войска, которые пробыли там до 1801 г.

Так закончилась вторая после похода крестоносцев попытка французов подчинить себе Ближний Восток. Значение египетского похода наполеоновской армии блекнет по сравнению с политической и интеллектуальной реакцией на приход в Египет европейцев. 1798 г. считается решающим. Именно в это время начались соперничество европейских держав за господство и влияние в арабском мире и слом барьеров под натиском экспансии западной культуры. Наполеоновское вторжение наложило неизгладимый отпечаток на жизнь Египта на последующие две сотни лет.

В османской армии, так напугавшей войска Наполеона Бонапарта на берегах Нила, служил воин Мухаммед Али, албанец по происхождению, которому было суждено играть ключевую роль на египетской сцене на протяжении полувека. Через четыре года после изгнания французов молодого честолюбивого офицера назначили пашой и хедивом (наместником, вице-королем) Египта. Новый паша сумел добиться относительной независимости страны. Подчинение Стамбулу в основном выражалось в выплате обычных налогов. В 1941 г. должности паши и хедива были сделаны наследными в династии Алидов, последний представитель которой, король Фарук, был смещен с престола в 1953 г.

Нововведения, ряд которых, несомненно, носил характер реформ, принятые пашой Мухаммедом Али в годы его долгого правления, позволяют назвать его выдающимся государственным деятелем, с которым не мог сравниться никто из его современников-мусульман. Он по праву заслужил почетное звание отца современного Египта. В 1811 г. новый паша пришел к заключению, что его власти угрожает присутствие на земле Египта мамлюков. Тогда он пригласил вождей мамлюков на пир к себе в крепость, построенную еще Саладином, и коварно умертвил их одного за другим. Лишь нескольким из них удалось бежать и скрыться в землях Верхнего Египта. Так почти шестисотлетнему периоду господства мамлюков был положен конец.

Теперь власти Мухаммеда Али ничто не угрожало. Прибирая к рукам земли и имущество с незаконными правами, он постепенно сделался владельцем всей страны. Присвоив монополию на экспорт зерна, сахара и прочего, он стал единоличным производителем этих товаров. Не останавливаясь на этом, Мухаммед Али улучшал методы ведения сельского хозяйства и изготовления промышленной продукции, строил текстильные фабрики, сахароочистительные заводы, ирригационные сооружения, внедрил новые сельскохозяйственные культуры, такие как рис, конопля и хлопок. Хлопок и по сей день остается для Египта главным источником национального дохода. Сам оставаясь неграмотным, повелитель Египта учредил министерство образования, основал первые в арабских странах инженерное и медицинское училища и первым среди мусульманских монархов начал выпускать газету. Это издание, первый номер которого вышел в 1822 г., получило название «Булак» и известно во всем читающем арабском мире. Медицинское училище (Каср аль-Айни), в которое он сначала пригласил лишь одного французского врача, сегодня является крупнейшим медицинским центром на всем Ближнем Востоке. Феноменальные успехи французской армии открыли глаза египтянам на несомненное превосходство Запада в военном деле. В Египет стали приглашать профессоров из европейских стран, а египетских студентов — отправлять в университеты Франции, Италии и Австрии. С 1813 по 1848 г. за границу за государственный счет было послано 311 студентов.

Не обошли вниманием и обороноспособность страны. Был построен мощный военный флот, а армия модернизирована при помощи французских военных советников. В 1811 г. по просьбе Блистательной Порты египетские войска начали войну против аравийских ваххабитов. Семилетняя война началась с захвата Мекки и Медины и закончилась оккупацией Хиджаза и Неджда на побережье Персидского залива. Египетская армия оставалась здесь до 1840 г. Вторым серьезным испытанием для армии Мухаммеда Али была война в Судане (1820—1822) — стране, где берет свое начало Нил и которая исстари славилась золотом и рабами. Нубия и другие части Судана были оккупированы и оставались частично под контролем Египта до середины XX в.

Более серьезный характер имели морские и наземные войны против Греции (1825—1828), в очередной раз предпринятые по инициативе суверена Мухаммеда Али, султана Махмуда II. Они велись под предводительством сына вице-короля Египта Ибрагима-паши, победителя аравийских ваххабитов и будущего покорителя Сирии. Однако в 1827 г. объединенный турецко-египетский флот потерпел поражение в сражении под Наварином, где он был уничтожен англо-русско-французским флотом. Война закончилась освобождением Греции.

За участие Египта в войнах с Грецией Мухаммед Али потребовал от Порты Сирию, но, когда в 1831 г. ему было в этом отказано, он приказал своему сыну Ибрагиму завоевать сирийские земли. Еще до окончания 1832 г. Ибрагим захватил Сирию и, двинувшись в сторону Турции, остановился всего в 250 километрах от Стамбула. Его войска были готовы разгромить Османскую империю. Однако такой ход событий не устраивал Британию и Францию. Они предпочитали иметь с одряхлевшей Портой, где они могли получить сферы влияния, а не с молодой энергичной державой. Интервенция европейских держав лишила Египет плодов его победы. С земель Турции армии Ибрагима пришлось уйти, однако Сирия, где он нашел себе могущественного союзника в лице властителя Ливана Башира аль-Шихаби II, оставалась провинцией Египта до 1840 г. Мечтам о создании арабской империи, первой в период новейшей истории, не было суждено сбыться. Сознание нации еще не созрело для этого.

Эту мечту лелеяли и отец и сын. Оба мечтали о создании нового Египта. Увы, сын ушел из жизни в 1847 г., за два года до смерти отца, и трон верховного правителя Египта наследовал внук Мухаммеда Али Аббас I (1849—1858). Однако вместо того, чтобы продолжить дело отца и деда, он, образно выражаясь, повернул стрелки часов истории в обратном направлении. Он закрыл созданные по западному образцу школы, препятствовал проникновению в страну новых идей, упразднил торговые монополии и наполовину сократил численность армии. В этих устремлениях его активно поддерживали реакционные круги египетского духовенства. Преемник Аббаса Сайд (1854—1863) попытался толкнуть маятник обратно в направлении прогресса. Саид-паша даровал своим подданным право владеть землей и свободно продавать свои земельные владения. Он также выдал концессии на строительство телеграфных линий, привлекал в экономику Египта иностранные инвестиции. Главным его достижением стало предоставление французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессии на строительство Суэцкого канала. Срок ее действия составлял 99 лет после открытия канала. Роялти включали в себя привилегированные акции, приносившие 15 процентов чистого дохода. Египет обязался выделить для строительства четыре пятых требуемой рабочей силы, что и было сделано в форме принудительного набора. Имя Саида-паши было увековечено в Порт-Саиде на северном входе в канал.

Суэцкий канал был открыт в 1869 г. в период правления Исмаила-паши (1863—1879), сына Ибрагима. Канал длиной 163 километра, соединивший Средиземное и Красное моря, стал на тот момент беспрецедентным гидротехническим сооружением, как по своему масштабу, так и по значимости. Он позволил существенно сократить расстояние между Западом и Ближним Востоком. Торжественное открытие канала, пожалуй, самое выдающееся событие тех лет, было отмечено крайней помпезностью и обошлось египетской казне в 28 миллионов золотых франков. На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский кронпринц. В недавно отстроенном каирском оперном театре с концертом выступил прославленный итальянский композитор Джузеппе Верди. Через два года состоялась премьера созданной им оперы «Аида».

Открытие Суэцкого канала воплотило в жизнь мечту, которую в прошлом вынашивали фараоны, Ахемениды, Птолемеи и халифы. Канал открыл новую главу в экономической истории Ближнего Востока, вернул Египет в общее русло мировой торговли и международной политики, ускорил и облегчил сообщение между разными частями света.

Исмаил-паша, получивший образование во Франции, имел полное право утверждать, что его страна стала неотъемлемой частью Европы. Он широко открыл дверь притоку западных идей, увеличил сеть железных дорог и телеграфных линий, построил новые общеобразовательные школы и учредил смешанные суды. Эти суды установили единообразие закона и служили образцами для местных судов. В годы его правления Рифаа ат-Тахтави (ум. 1873), один из первых египетских ученых, побывавших во Франции, сделал переводы европейских сводов законов и медицинских книг.

Щедрость Исмаила-паши не знала границ. Распространялась она на алидских князей, пашей и сановников, главным образом неегипетского происхождения, которые заняли место мамлюков и нещадно эксплуатировали страну в своих интересах. Впрочем, Стамбул также не был обойден щедростью паши. К султану стекались возросшие суммы налоговых поступлений, за что сам Исмаил-паша был вознагражден титулом хедива (от персидского «повелитель») и правом первородства. По сути это было признание полного суверенитета. Третий преемник Исмаила, Хусейн Камиль (1914—1917), получил от британцев титул султана.

Экстравагантность хедива и стоимость проектов, осуществленных в годы его правления, легли на экономику страны непомерным бременем. Общий государственный долг составил чудовищную сумму в сто миллионов британских гиней. Это дало английским и французским кредиторам шанс установить двойной контроль над финансами Египта. Британское правительство, выкупив принадлежавшие Исмаилу акции Суэцкого канала, стало его крупнейшим одиночным акционером.

Когда европейское вмешательство в дела Египта стало очевидным для всех, в среде местных богословов, военных и крестьян возросло недовольство. Изнемогая под тяжким бременем налогов, страдая от системы принудительных работ, в рамках которой правительство заставляло всех дееспособных мужчин трудиться за символическую плату или вообще бесплатно (так делалось еще в эпоху фараонов), крестьяне имели все поводы для недовольства тогдашней властью. Выразителем чаяний недовольных политикой правительства стал молодой полковник египетской армии, сын мелкого землевладельца Ахмед Ораби (Ураби), позднее ставший пашой. В стране начались волнения с требованиями покончить с засильем иностранцев. Самые внушительные беспорядки состоялись в многонациональной Александрии и закончились жертвами — в них погибло 57 европейцев и 140 египтян. В ответ на это в июле 1882 г. англичане обстреляли город из пушек, высадили в Порт-Саиде войска и оккупировали Суэцкий канал. Франция демонстративно отмежевалась от происходящего. Летом 1882 г. вспыхнула англо-египетская война. Командующим египетской армией стал Ораби-паша. 13 сентября его войска были разбиты в районе города Тель-эль-Кебира недалеко от Каира, а 15 сентября он был взят в плен англичанами и отправлен в ссылку на Цейлон. (В 1901 г. Ораби-паша был помилован и вернулся в Египет. — Пер.)  Каким бы слабым в идеологическом отношении ни было движение, возглавляемое Ораби, под лозунгом «Египет для египтян», его можно считать первым выражением национальных чувств в современном Египте.

 

* * *

 

События 1882 г. привели к охлаждению отношений между Англией и Францией. Полновластными хозяевами Египта стали англичане. Фактическим властителем страны под невинным титулом генерального консула Британии на четверть века стал английский военный и дипломат лорд Кромер. Главной его опорой была британская оккупационная армия. При решении политических вопросов он опирался на «советников», занимавших все ключевые посты в правительстве. Они осуществляли контроль над страной, нечетко определенный в правовом отношении, но вполне эффективный. Ни один министр или наместник провинции не мог долго оставаться на своем посту без консультаций с «советниками» или «рекомендаций» генерального консула. Власть хедива и сюзеренитет султана-халифа дипломатично сохранялись лишь на словах.

При сильном правлении лорда Кромера финансы страны были приведены в порядок, экспорт и импорт утроены, налоги пересмотрены в пользу крестьянства, принудительные работы отменены, укреплена общественная безопасность, а уровень правосудия, по-прежнему остававшегося в руках египтян, повысился. Однако крайне мало делалось для повышения уровня народного образования или развития самоуправления. Было в незначительной степени улучшено среднее образование, предназначенное скорее для подготовки будущих чиновников, нежели для внедрения в сознание египтян либеральных ценностей. В то же время широкие слои местного населения оставались неграмотными. Во внешней политике важным событием стало восстание против ненавистного египетского правления в Судане, которое возглавил религиозный лидер Мухаммед ибн Абдаллах, провозгласивший себя в 1881 г. Махди (мессией) и попытавшийся объединить племена западной и центральной частей страны. Восстание завершилось взятием в 1885 г. Хартума, установлением национальной власти и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Новое государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось еще полтора десятка лет, и лишь в 1898 г. восстание было окончательно подавлено англо-египетскими войсками под командованием лорда Китченера. Англо-египетским Суданом, как он теперь назывался, стал править генерал-губернатор, назначавшийся хедивом по рекомендации британского правительства. Первым генерал-губернатором был лорд Китченер.

В начале XX в. в Судане начала формироваться национальная буржуазия, стремившаяся к национальной независимости.

1 января 1956 г. флаги Великобритании и Египта были торжественно опущены, и вместо них взвился суданский флаг. Судан был провозглашен независимым государством и стал еще одной африканской страной, ступившей на путь самостоятельного развития.

Завоевание Судана, начатое лордом Китченером, было завершено хедивом Аббасом II (1892—1914), ненавидевшим англичан и стремившимся к освобождению Египта от власти лорда Кромера. Для осуществления данной цели он рассчитывал на поддержку Франции. К тому времени в стране существенно увеличилось количество египтян, получивших европейское образование, и значительно окрепло чувство национального самосознания. Круги, находившиеся под влиянием реформаторского учения Джамал ад-Дина Афгани, были увлечены идеями панисламизма. К этим же идеям склонялся и хедив Аббас. Другая фракция египетского общества видела будущее страны в обретении независимости и создании конституционного правительства. Выразителем мыслей и чаяний этого движения стал прекрасный оратор, адвокат, получивший образование во Франции, Мустафа Камиль. В 1907 г. под его руководством был проведен первый национальный конгресс, принявший либеральную пацифистскую программу. В 1908 г. после смерти лидера (Мустафа Камиль умер в возрасте 34 лет) это движение возглавил более опытный политический и общественный деятель адвокат Саад Заглул, происходивший из крестьянской семьи. В свое время он воевал в армии Ораби-паши и занимал ряд высоких должностей в его правительстве, в том числе пост председателя генеральной ассамблеи. Ассамблея была создана лордом Кромером и состояла из четырнадцати назначаемых хедивом и шестнадцати избираемых голосованием депутатов. Это был скорее консультативный, чем законодательный орган. При новом правителе Египта, лорде Китченере Хартумском (ему был пожалован такой титул), была предпринята робкая попытка удовлетворить националистические требования египтян. Старая ассамблея была заменена новой, более представительной и многочисленной, с преобладанием выбранных депутатов, которые были наделены полномочиями принимать законы, распоряжаться бюджетом и представлять интересы народа Египта. Первая сессия новой ассамблеи открылась в январе 1914 г., в год, когда подобные органы уже не имели возможности выжить.

Сразу после того, как Турция заняла враждебную позицию по отношению к странам Антанты, в ноябре 1914 г. в Египте было объявлено военное положение. Были введены комендантский час и цензура. К чести англичан следует сказать, что подобное произошло в стране впервые. В декабре того же года Египет был официально объявлен британским протекторатом. Хедив Аббас II был низложен. Султаном провозгласили его брата Хусейна Камиля (1914—1917). Египет был превращен в огромную военную базу Англии. Роль страны как главного поставщика зерна и вьючных животных, а также владельца Суэцкого канала многократно возросла. Вражеским государствам было отказано в использовании канала. Когда необходимые товары и услуги было невозможно получить обычным путем, их просто реквизировали за ничтожно малую оплату. Особенно тяжелыми для населения были призыв мужчин на военную службу и реквизиция вьючных животных для армии генерала Алленби, отражавшей атаки турецких войск в Палестине. Цены на продукты питания стремительно взлетели. Все тяготы военного периода легли на плечи крестьян и рабочих.

По мере того как война продолжалась, британское правление в Египте сделалось еще более одиозным. Военные тяготы укрепили почву для агитации борцов за национальную независимость. Сокрушительные удары, нанесенные Турции в Палестине, Сирии и Ираке, существенно ослабили панисламистское крыло египетских националистов. С другой стороны, англо-французская декларация о том, что в ходе войны против Турции Антанта намерена освободить народы, томящиеся под игом Османской империи, нашла поддержку в провинциях. Точно такое же влияние оказала на египтян и доктрина самоопределения, провозглашенная Вудро Вильсоном. (Томас Вудро Вильсон (1856— 1924) — 28-й президент США. — Пер.)

Кризис возник вскоре после перемирия, подписанного в ноябре 1918 г., когда делегации («вафд»), возглавляемой Заглулом, было отказано в поездке на мирную конференцию, где она намеревалась добиваться независимости страны. Чтобы помешать этому, лидеров движения депортировали на Мальту. Однако это лишь подстегнуло рост патриотических настроений в Египте. Движение за независимость переросло в политическую партию, получившую название «Вафд». Между тем в Египте был назначен новый британский резидент, генерал Алленби, успешно отстоявший Суэцкий канал и одержавший триумфальные победы в Палестине, Ливане и Сирии. В феврале 1922 г. англичане пошли на уступки. Они в одностороннем порядке аннулировали британский протекторат над Египтом и объявили страну суверенным государством, монархией наследного типа. Однако были сделаны четыре оговорки, относящиеся к британской системе связи, национальной обороне, защите внешнеполитических интересов и национальных меньшинств, а также статусу Судана. Фуад (1922—1936), брат султана, стал королем Египта. Через год была принята конституция бельгийского образца. Египет перевернул новую страницу долгой и полной противоречий истории. Об этом еще будет сказано на страницах нашей книги.

Мы уже раньше отмечали, что в период оккупации, начавшийся в 1882 г., в Египте за исключением военного времени сохранялась свобода слова и совести, что делало страну духовным оазисом в арабском мире. Это привлекало сюда молодых интеллектуалов из Ливана и Сирии, получивших образование в Англии и Франции. Газеты, периодические научные издания и научные кружки процветали здесь как ни в одной другой арабской стране. Египетские писатели стали пионерами интеллектуального возрождения всего арабского мира. Арабы из других стран устремились в Египет, чтобы устроиться на службу в государственные структуры или заняться коммерческой деятельностью.

Религиозное возрождение Египта, во главе которого встал Мухаммед Абдо, приняло вид реформаторства, повторив то, что до этого уже имело место на Аравийском полуострове и в Персии. Египетский религиозный реформатор родился в 1849 г. в крестьянской семье и получил образование в аль-Азхаре в то время, когда там выступал с проповедями Джамал ад-Дин Афгани. Он проникся идеями национализма, однако воспринял их довольно умеренно. Выступая против чрезмерной европеизации страны, он принял участие в мятежах Араби и в результате был выслан в Ливан. Там, а позднее и в Париже он проникся значимостью европейской философии и по возвращении на родину занялся религиозно-просветительской деятельностью. Позднее он стал ректором аль-Азхара и муфтием Египта. Подобно Джамал ад-Дину Афгани и своему предшественнику ибн Абд-аль-Ваххабу, Мухаммед Абдо исходил из того, что современное состояние ислама далеко от идеального и потому нуждается в обновлении. Абдул утверждал, что религиозные вопросы следует отделять от проблем политического характера. Он делал упор на духовно-интеллектуальном омоложении ислама путем принятия научной мысли и отрицал использование силы при проведении религиозных реформ. В целом его учение было свободно от ксенофобии. Мухаммед Абдо стал первым мусульманским мыслителем, пытавшимся решить проблему передачи исторически обусловленных верований и ритуалов, принятых у его современников. Отдельные пассажи Корана, которые, по его мнению, противоречили современной мысли и практике, он истолковывал довольно смело и гибко, таким образом открывая путь переосмысливанию старого в терминах нового. В этом он следовал христианским толкователям, которые в течение многих столетий черпали в Священном Писании новые идеи, наверное, никогда не приходившие в голову его создателям.

Впрочем, влияние египетского религиозного реформатора на соотечественников ограничивалось немногочисленными интеллектуалами вроде Амина Касима, издавшего в 1898 г. первую работу на арабском языке на тему женской эмансипации. Великий ученик и комментатор Мухаммеда Абдула родился в деревне, сегодня находящейся на территории Ливана.

 

 

Глава 22.

АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

 

Османский период оставил на Аравийском полуострове не столь значительное наследие, как, например, в Египте или странах Арабского полумесяца. В наследство от мамлюков турки получили Хиджаз, область на западе Аравийского полуострова, исторический центр возникновения ислама, еще в начале XVI в. и вскоре после этого захватили Йемен. Государственный контроль над этими территориями, особенно Йеменом, был довольно слабым и малоэффективным. Здесь, как и в других краях этого огромного и пустынного полуострова, земля была не раз поделена между вождями племен и шейхами в ходе борьбы за существование или господство в том или ином регионе. Города-крепости находились во власти эмиров, осуществлявших также теневую власть над соседними племенами. Владыками Хиджаза были шерифы, потомки пророка, жившие в Мекке, гордые тем, что покровительствовали священным местам. Владыки же Йемена были потомками имама Али Зияда и жили главным образом в Сане. Шерифы были суннитами, тогда как имамы — шиитами.

Правителей Османской империи, разумеется, в большей степени интересовал Хиджаз. Власть турок в Йемене была такой шаткой, что в 1633 г. имам изгнал своих вали из Саны. Лишь в 1849 г. Порта вновь смогла навязать свою власть йеменцам, отправив туда правителей-вали, чьей главной заботой давно стало усмирение местных мятежных племен.

Йемен обрел суверенитет благодаря Первой мировой войне, когда освободился от османского ига. Турецкий гарнизон в Сане оказался отрезанным от остальных войск и потому был небоеспособен. В 1918 г. последние его остатки покинули страну. Властителем Йемена стал имам Саны Яхья. Оказавшись между двумя главными соперниками за влияние в стране: Италией в Эфиопии и Британией в Адене, — Яхья, естественно, склонился в сторону союза с Италией, поскольку считал оккупированный англичанами Аден йеменской территорией. Однако договор о дружбе и торговле с Италией, подписанный в 1926 г., так и не открыл стране, все еще жившей в условиях средневековья, дверь в цивилизованную жизнь. И хотя в новую, только что открытую больницу в Сане были приглашены работать итальянские врачи, а итальянские инженеры приступили к строительству ирригационных сооружений в Таизе, в целом страна все еще оставалась в изоляции от остального мира. Кроме пограничных споров с англичанами, у имама Яхьи возникли резкие разногласия с новоявленным правителем северных земель ибн Саудом, которые в 1934 г. привели к войне.

В годы Второй мировой войны имам Яхья первоначально тяготел к странам оси, но после военных успехов англичан в Египте и соседних арабских землях изменил своим былым симпатиям к Италии и Германии. В 1945 г. Йемен присоединился к Лиге арабских государств, а через два года вступил в Организацию Объединенных Наций (ООН). В том же году в страну прибыла дипломатическая миссия США и был подписан договор о дружбе и торговом сотрудничестве. Военный переворот 1948 г. закончился смертью Яхьи. Главой страны стал его сын Ахмед.

Ахмед разрешил американцам строительство дорог и разведку полезных ископаемых. В Йемене была найдена нефть, правда не в очень больших количествах. В целом проводимый Ахмедом политический курс имел консервативный характер, что в 1955 г. привело к заговору против него, устроенному его братом Абдуллой, официальным представителем Йемена в ООН. Заговор окончился неудачей и стоил Абдулле жизни. Обезглавленные тела заговорщиков были выставлены на всеобщее обозрение на главной площади Таиза. В 1958 г. Йемен вошел в состав конфедерации с Объединенной Арабской Республикой (Египет и Сирия), которая была распущена в 1961 г.

После смерти Ахмеда и вступления на престол его сына Мухаммеда аль-Бадра в сентябре 1962 г. группа офицеров во главе с полковником Абдаллой ас-Салялем при поддержке Египта захватила власть в Сане и провозгласила Йемен республикой. Большинство племен северо-востока, поддерживаемые Саудовской Аравией, сплотилось вокруг имама, тогда как западные и южные районы страны встали на сторону республиканцев, которые получили поддержку египетских войск. Страна вступила в затяжную полосу гражданской войны.

На протяжении более тысячи лет после ортодоксального халифата с центром в Медине Хиджаз не играл сколько-нибудь значимой роли в арабском мире или международной политике. При Айюбидах, Аббасидах и Фатимидах он оставался захолустной провинцией огромной империи. Окутанный аурой святости, исходившей от священных городов, Хиджаз жил исключительно за счет паломников, все глубже погружаясь в сон средневековья. В отличие от Йемена он не имел особого потенциала, его население по-прежнему в основном составляли кочевники. Толчок к пробуждению ему дали Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб ат-Тамими (1703—1792), религиозный реформатор, и племенной шейх Мухаммед ибн Сауд (ум. 1765), кстати, первый ибн Сауд в мусульманской истории. Союз меча и религии, как это часто бывало в исламе, породил победу. Мусульман, являвшихся сторонниками религиозных нововведений, считавшихся согласно учению Ваххаба еретическими, ибн Сауд преследовал и даже уничтожал физически. Такие нововведения включали в себя культ святых, почитание храмов, посещение гробниц, молитвы с использованием четок и другие ритуалы, имеющие признаки идолопоклонства. Сторонники ваххабизма также крайне неодобрительно смотрели на такие вещи, как курение табака, ношение одежды из шелка и пользование другими современными предметами роскоши. Члены новоявленной секты стали называть себя мувахедцинами (унитаристами), а противники окрестили их ваххабитами. Ваххабиты проповедовали строгое следование законам шариата, предусматривающее побивание камнями женщин, обвиненных в прелюбодеянии, и наказание вора отсечением рук.

По мере увеличения числа членов этого религиозного движения расширялся и контроль ваххабитов над политической жизнью. Каждый новообращенный, который принимал правила, разработанные Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом, становился воином армии ибн Сауда. В 1773 г. ими был захвачен Эр-Рияд, будущая столица ваххабизма. Из центральной части Аравийского полуострова движение распространилось на восточную. В начале следующего века ваххабиты напали на ничего не подозревающих соседей — Ирак и Хиджаз. Кербела и Неджеф, наиболее почитаемые шиитами святыни, были разграблены, а их население вырезано. Ваххабиты не пощадили даже Мекку и Медину, священные города суннитов, вторгшись в них в 1803—1806 гг. Позднее в этих двух городах были уничтожены наиболее почитаемые мусульманские гробницы, остатки былого «язычества». Далее настала очередь Сирии. В Дамаск ваххабиты вторглись в 1808 г. Еще ни разу за всю историю халифата такие огромные территории не оказывались под властью одного человека.

Такое развитие событий не на шутку встревожило Стамбул. По повелению Махмуда II египтяне провели ряд военных походов. В 1818 г. столица ваххабитского государства была практически стерта с лица земли, а Абдулла ибн Сауд и прочие члены королевской семьи бежали за пределы страны. Первая ваххабитская империя прекратила свое существование.

Ваххабизм восстановил свои позиции лишь в начале XX в. Его главным героем стал молодой Абдель Азиз ибн Сауд, нашедший убежище в Кувейте. Во главе отряда из 200 человек Абдель Азиз, которому тогда было тридцать один год, ворвался в Эр-Рияд, убил ставленника Стамбула губернатора ибн Рашида и его стражу и провозгласил себя правителем наследной столицы. Произошло это в начале 1902 г. Объединив и укрепив государство, новый властитель развернул экспансионную политику в духе ваххабизма. Его верные последователи, которых он оправлял заселять новые земли, носили прозвище «икван» (братья) и со временем превратились в грозную армию. В 1913 г. ибн Сауд приготовился нанести удар по землям Неджда. Затем у османских войск была отбита Эль-Хаса на побережье Персидского залива. Вскоре ибн Сауд уже стоял у границ арабских государств, находившихся под протекторатом Англии.

На западе у ибн Сауда имелся опасный враг — Хусейн ибн Али аль-Хашими, шериф Мекки, давно стремившийся к лидерству в арабском мире. Начало Первой мировой войны предоставило наследнику пророка прекрасный шанс. Арабские националисты в Дамаске, Багдаде, Бейруте и Каире обратились к нему с предложением возглавить борьбу против турок. К этому же его призывали и Англия с Францией. В октябре 1914 г. англичане гарантировали ему независимость, хотя и на определенных условиях. Через два года Хусейн провозгласил свою полную независимость от властей Хиджаза, напал на турецкий гарнизон в Медине, после чего принял титул «короля арабов». Его сыну Фейсалу, с которым мы уже познакомились ранее, было доверено организовать партизанские батальоны для борьбы с турецкими войсками в Хиджазе и Палестине. В 1917 г. все турки были изгнаны из Хиджаза. При поддержке австралийской дивизии Фейсал двинулся в направлении Дамаска и вошел в него в ноябре 1918 г.

На Версальской конференции 1919 г. стало ясно, что Антанта не намерена выполнять свои обещания, данные в годы войны арабам, или признать Хусейна их королем. Арабы узнали, что еще в 1916 г. Англия, Франция и Россия заключили тайное соглашение о разделе не только Турции, но и Сирии, Ирака и Палестины и превращении их в сферы своего влияния. В 1920 г. в Дамаске Национальный совет Сирии возвел на трон короля Фейсала, которого французы, получившие мандат на Сирию и Ливан, вскоре изгнали из страны. Однако уже в следующем году англичане, получившие мандат на Палестину и Ирак, объявили его королем Ирака, а его старшего брата Абдуллу сделали эмиром Трансиордании. Отец, воспользовавшись распадом Османской империи, добавил к своему титулу словосочетание «халиф мусульман».

 

* * *

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.034 с.)