Арабский полумесяц. Сирия и Ливан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабский полумесяц. Сирия и Ливан



 

Включение Сирии (1516—1517) султаном Селимом в состав Османской империи не повлекло за собой радикальных перемен в унаследованной от мамлюков административной системе. Три главные провинции страны: Дамаск, Алеппо и Триполи — превратились в вилайя (вилайеты), которыми правили вали, или иначе паши. Мамлюкский наместник Дамаска, предавший своего египетского сюзерена, стал номинальным вице-королем. Однако тот, кто изменил своему первому хозяину, без колебаний предаст и второго. Паша провозгласил независимость Дамаска и начал чеканить монеты со своим именем. В ответ на это янычары Сулеймана столь сурово расправились с жителями сирийской столицы, что после этого слово «янычар» стало означать свирепого и жестокого воина.

Турецкие правители-вали сменяли друг друга с головокружительной быстротой, правя всего по паре лет каждый. Неудивительно, что их власть постепенно ослабла и вскоре ограничилась городами и их окрестностями. Для поиска и добычи полезных ископаемых, а также развития людских ресурсов в стране ничего не предпринималось даже на уровне планирования. По мере экономического упадка Сирии усиливалась и ее нестабильность. Деревни на северо-востоке страны, опустевшие при мамлюках, при Османах исчезли окончательно. Все это привело к тому, что численность населения страны составляла лишь треть от количества людей, в свое время проживавших здесь в римский период. Как несложно предположить, бразды правления страной попадали в руки временщиков, склонных к авантюрам и абсолютно не думавших о благе народа. Самой заметной фигурой среди них является Ахмед аль-Джаззар (1720—1804). Родился он в христианской семье в Боснии и после многочисленных приключений попал в Каир, где продал себя в рабство. В Египте из юношей-невольников готовили солдат-мамлюков. Приняв ислам, он получил имя Ахмед и, обучившись воинскому искусству, попал на службу к мамлюку Али-бею. Али-бей ценил его, постоянно продвигая по службе, и даже произвел в звание бея. Новоявленный бей жестоко подавил восстание бедуинов, за что и получил прозвище Джаззар (мясник).

В 1768 г. он изменил Али-бею и бежал в Стамбул, где поступил на службу Блистательной Порте. Турки назначили его командиром войск, набиравшихся из числа боснийцев, албанцев и североафриканцев. Во время Русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Джаззара в 1772 г. направили в Бейрут для обороны города. После взятия Бейрута русскими войсками Джаззар сдался управляющему районом Сидон Дахиру и проживал в Акко на правах гостя. После убийства Дахира Джаззар объявил себя правителем этой территории и сделал Акко своей столицей, где правил до самой своей смерти в 1804 г. Джаззар распространил свою власть и на Акру, которую в 1799 г. успешно отбил у войск Наполеона Бонапарта. До этого турецкий султан назначил его управляющим вилайета Дамаска, а позднее сделал вице-королем Сирии. За годы своего правления Джаззар заслужил репутацию безжалостного и коварного правителя. В 1804 г., когда он умер, жители страны дружно издали вздох облегчения. Его судьба является ярким свидетельством того, насколько бурной и непредсказуемой была тогда жизнь в этой части Ближнего Востока.

 

* * *

 

До 1638 г., до начала правления Мурада V, в Ираке было неспокойно. Отдаленность страны от Стамбула, ее близость к шиитской Персии и многочисленная шиитская община, составлявшая внушительную часть населения, — все это создавало для Блистательной Порты немалые проблемы. В конце 1733 г. Надир-шах осадил Багдад, а через десять лет вторгся в Мосул. Как уже рассказывалось ранее, в 1801—1802 гг. святыни Ирака Кербела и Неджеф были разграблены вторгшимися из Неджда ваххабитами. И в те далекие времена, и в наши дни немало неприятностей правителям Ирака доставляли также непокорные курдские племена. Курды-сунниты, однако, в этническом и языковом отношении очень близки персам.

В 1750 г. Ирак попал в руки мамлюков, которые вели себя здесь не лучше, чем у себя дома в Египте. Местное население интересовало их постольку-поскольку. Все вращалось вокруг интересов отдельных лиц и интриг в столице. Более всего мамлюки заботились о самих себе. Стамбул не вмешивался, довольствуясь ежегодно получаемой с земель Ирака данью. Под властью мамлюков, как и османских пашей до и после этого, жил своей скудной жизнью простой народ, страдавший от коррупции и произвола. Заново восстановить свою власть в этих краях Стамбул сумел лишь в 1831 г., когда мамлюки были изгнаны за пределы страны. В Багдаде разместился гарнизон турецких войск. Из всех многочисленных вали, которых Порта назначала в Ирак, упоминания заслуживает лишь один — Мидхат-паша. Этот наместник отличался либеральными и прогрессивными взглядами. Неудивительно, что великий визирь относился к нему с опаской и счел нужным отправить его в далекий Багдад. Здесь Мидхат развернул широкую программу общественных работ, включая расчистку забитых песком каналов и строительство новых дорог, учредил сберегательный банк, открыл линию трамвая-конки и техническое училище, аналогов которому не было в Ираке. Кроме того, Мидхат приступил к строительству железной дороги. Однако ревность государственных лиц не оставила ему времени для реформирования страны. Его отозвали обратно в Стамбул, где новый правитель отнесся к нему более благосклонно. Заняв пост премьер-министра в правительстве Абдул-Хамида II, Мидхат стал вдохновителем недолго просуществовавшей конституции 1876 г. Свои последние дни он провел в ссылке, а в Хиджазе, в крепости Таиф, после серии неудачных покушений на его жизнь, в 1883 г. погиб насильственной смертью — был задушен агентами Порты.

 

* * *

 

В отличие от других арабских стран, попавших под иго Османской империи, Ливану повезло. Турки почти не вмешивались в дела его правителей. Во время турецко-египетской войны 1516 г. (до этого Ливан входил в состав Египта) ливанские правители занимали выжидательную позицию. Однако после того как в 1517 г. султан Селим победоносно вошел в Дамаск, Фахр ад-Дин II аль-Маани из округа Шуф, расположенного к юго-востоку от Бейрута, вместе с другими феодалами признал власть победителя. Понимая потенциальную опасность местной знати для своего правления, Селим выбрал наиболее простой вариант. Признав их власть на местах, он оставил им те же привилегии, которыми они пользовались при египетских мамлюках, и не стал увеличивать размер ежегодной дани. После этого Мааны управляли значительной территорией горного Ливана еще 181 год. Эта династия пришла на землю Ливана в начале XII в. и поселилась в местечке Бааклин, откуда можно было контролировать дорогу Бейрут—Сидон и совершать набеги на крестоносцев, чьи владения находились на побережье. Пришельцы приняли друзизм, религию своих подданных. (Религия друзов, друзизм — одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов, в XI в. отколовшееся от нее и позднее претерпевшее значительные изменения. — Пер.)

При Фахр ад-Дине II (1590—1635) гегемония Маанов достигла своей кульминации. Сам правитель был такого маленького роста, что, по словам недругов, случись ему уронить куриное яйцо, оно бы даже не разбилось. Зато его энергия и амбиции были поистине гигантскими. Кроме того, Фахр ад-Дина отличал необычный интерес к природным ресурсам родовых земель, а сам он всячески пекся о благосостоянии своих подданных. В конце своего правления Фахр ад-Дин велел развивать производство льняного волокна и шелка, строить мосты и караван-сараи, а также покровительствовал торговым связям с такими европейскими городами, как Венеция, Флоренция и Марсель. Благосклонно относился Фахр ад-Дин и к европейским купцам и миссионерам. Занимался он и расширением границ своих горных владений и сумел включить в них плодородную долину Бекаа и побережье от реки Ликус (Собачья река, или Нахр-эль-Кальб; течет у прибрежной дороги, идущей на север, между Бейрутом и Джунией. — Пер.)  до горы Кармель. По сути дела, Фахр ад-Дин вынашивал планы создания великого Ливана, который должен был пойти по пути независимости и прогресса. Он даже подписал во Флоренции с герцогом Тосканы договор, включавший в себя соглашение о военной помощи против Порты.

В конце концов Османы решили сокрушить своего непокорного вассала. Фахр ад-Дин был вынужден вступить в войну с Османской империей. Превосходящие по численности армия и флот Порты двинулись на Ливан из Дамаска и Стамбула. В итоге Фахр ад-Дин бежал к своему итальянскому союзнику, где провел два года. Воспользовавшись очередной сменой правителя в Стамбуле, он, полный решимости осуществить свои экспансионистские планы и государственные реформы, вернулся на родину. После того как Фахр ад-Дин наголову разбил посланные против него турецкие войска и захватил в плен присланного из Дамаска вали, Порта была вынуждена признать свершившимся фактом его победу и даже пожаловала званием «повелителя Арабистана» от Алеппо до Газы. Получив бразды правления в свои руки, Фахр ад-Дин пригласил в страну из Тосканы инженеров, зодчих и специалистов по сельскому хозяйству, а также разрешил европейским католическим миссионерам развернуть деятельность в Ливане под его патронатом. Ходили слухи, что сам он тайком принял крещение от личного лекаря-капуцина. И вновь Порта обратила свой подозрительный взгляд в его сторону и не преминула занести руку для удара. Правитель Ливана отважно вступил в бой с превосходящим по численности врагом. Помощь, которую он ожидал со стороны Тосканы, так и не пришла. В 1635 г. Фахр ад-Дин был взят в плен и публично казнен. Его надеждам сделать Ливан процветающей страной не суждено было сбыться, однако они определили вектор будущего развития страны.

Реформаторская политика Фахр ад-Дина, нацеленная на разрыв с традициями в области политики и культуры, была продолжена лишь в годы правления Башира Шихаба II (1788—1840), судьба которого стала своего рода повторением удела его выдающегося предшественника. Шихабы были потомками благородных курайшитов, пришедшими в Ливан за полвека до Маанов. Первыми приняв ислам, они впоследствии стали и первыми христианами. Ливаном они правили из своей столицы Дайр-аль-Камар. Их правление продолжалось примерно полтора века, до 1843 г., и осуществлялось посредством сложной иерархии князей и шейхов. Подобно своим предшественникам Маанам, Шихабы следовали принципам наследной передачи власти и самоуправления, распоряжаясь жизнью и смертью своих подданных. Их феодальная мощь покоилась на всеобщей воинской повинности, не предполагавшей специальной подготовки. Покуда эмиры династии Шихабов посылали ежегодную дань в Стамбул, Порта особенно не вмешивалась в их внутренние дела. После обращения в маронитскую религию четвертого правителя династии, Мансура (1754—1770), двери Ливана шире распахнулись для капуцинского и иезуитского орденов, а также для европейских купцов. Отношения французов и ливанских маронитов уходят в далекое прошлое, в эпоху Крестовых походов, и в XVII в. они еще сильнее укрепились благодаря политике Людовика XIV. Король-солнце покровительствовал торговле с Левантом и защищал его католическое население. В 1584 г. указом папы Григория XIII в Париже был создан колледж для студентов-маронитов. Ученые, окончившие его и оставшиеся в Европе, пропагандировали и преподавали мудрость Востока в Риме, Париже, Мадриде и других городах. Те из них, кто вернулся в Ливан, основали там школы европейского образца либо стали священниками, епископами и патриархами. Один такой выпускник привез из Рима печатный станок, на котором в 1610 г. была отпечатана первая арабская Псалтирь (на сирийском языке). В то время как между Турцией и Европой опустился плотный занавес Османской империи, именно эти выпускники европейских университетов и их ученики высоко держали факел просвещения, не давая ему погаснуть. На протяжении более пяти десятилетий начиная с 1788 г. Башир железной рукой правил своими владениями. Рослый, с пронзительным взглядом и внушительной внешностью, он вселял ужас в сердца подданных. Его строгость в отправлении правосудия и безжалостность в преследовании преступников стали частью фольклора ливанского народа. С безопасностью в страну в известной мере пришло и процветание. Башир продолжил начатую еще Маанами традицию веротерпимости. В роскошном дворце, который он построил в Байт-ад-Дине, близ Дейр-аль-Камара, по его приказу были возведены христианская церковь и мечеть. Этот дворец до сих пор считается одной из главных достопримечательностей Ливана. В начале 1820-х гг. в Ливане развернули свою деятельность миссионерские организации из Соединенных Штатов. Благодаря их усилиям Ливан вскоре превратился в духовно-просветительский центр всего Ближневосточного региона.

Первым серьезным испытанием для Башира-государственника на международном уровне стал 1799 г., когда Наполеон попросил у него помощи в войне против турецкого губернатора Акры аль-Джаззара, пообещав ему б о льшую независимость, новые территории и меньшие налоги. Аль-Джаззар также попросил Башира оказать ему военную поддержку. Эмир Ливана предпочел занять выжидательную позицию. Не менее мудро он поступил и в 1810 г., откликнувшись на призыв Порты выступить против захватчиков-ваххабитов. Однако позднее Башир порвал отношения с османами и заключил тайное соглашение с вице-королем Египта Мухаммедом Али. В последующие годы он сотрудничал также с его сыном Ибрагимом-пашой при захвате Сирии (1831). Через девять лет, когда коалиция Турции и ряда европейских государств вынудила Ибрагима к бегству, ливанского эмира насильно переправили на Мальту, а затем в Стамбул, где он и умер. Правление Башира позволило его стране выйти на международный уровень.

 

* * *

 

С уходом Башира с политической арены страна оказалась в плачевном состоянии. Через пять лет вспыхнули гражданские беспорядки и вражда между христианами, главным образом маронитами, и друзами, в 1860 г. вылившиеся в настоящую резню. Всего по наущению Порты тогда погибло примерно 12 тысяч христиан. Маленькая страна была втянута в орбиту силовой политики. Под давлением пяти европейских держав (Англии, Франции, России, Пруссии и Австрии) и османского правительства в Горном Ливане был введен так называемый Органический статут. Страна лишилась своих портов. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район — мутасаррифию во главе с губернатором-христианином, или мутасаррифом, который назначался турецким султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы, и страна шагнула на путь прогресса. Ливан получил международное признание как автономное государство, и как таковой мог снять с себя вассальные обязательства перед Портой. Например, он более не был обязан оказывать ей поддержку во время военных конфликтов или платить дань. Мутасаррифия Горного Ливана, как теперь официально называлась страна, доказала свою жизнеспособность и просуществовала до 1915 г. И хотя все это касалось лишь горной ее части, страна успешно развивалась и процветала, что вскоре дало жизнь пословице: «Счастлив тот, у кого в Горном Ливане есть хотя бы выпас для козы».

 

* * *

 

В этот период Ливан стал открытой площадкой для взаимодействия западных экономик и культурных сил. В 1895 г. французская компания завершила строительство железной дороги Бейрут—Дамаск — первой в регионе, которая позднее соединила эти два города с Турцией, Ираком и Египтом. В деревнях и городах страны стали появляться школы при католических и протестантских миссиях. Перенаселенность страны породила эмиграцию. Следуя традициям своих далеких предков финикийцев, сыны Ливана расселились практически во всех уголках цивилизованного мира.

Первая мировая война (1914—1918) не только прервала прогрессивное развитие, но и принесла Ливану страшные бедствия. В 1915 г., после того как Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии, действие Органического статута для Горного Ливана было приостановлено, а власть перешла к турецкому военному губернатору. Таким образом, автономия была ликвидирована. Ливанцев-христиан турки подозревали в симпатиях к французам, всех нехристиан — в симпатиях к арабам. И тех и других считали врагами Турции. Вождей племен казнили либо отправляли в ссылку. Главные источники национального дохода страны иссякли. Транзитная торговля и туризм снизились практически до нуля. Эпидемии и голод привели к тому, что население уменьшилось почти на четверть. После победы Антанты в 1918 г. Бейрут и Горный Ливан, а также Сирия были оккупированы французскими и английскими войсками. Позднее по решению Лиги Наций Ливан и Сирия были переданы в качестве подмандатной территории Франции, а Палестина и Ирак — Англии.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.023 с.)