Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние этапы эволюции культуры

Поиск

 

В своем медленном, но верном развитии до состояния, которое можно назвать цивилизованным, первобытное общество прошло три основные стадии хозяйственной организации: собирательство, производство продуктов питания и ремесленничество. Эти этапы обозначили эволюцию от дикости к варварству, а затем к цивилизации. В данном регионе все три были пройдены в дописьменный период.

Первая стадия была самой долгой и является наименее изученной; длилась она около полумиллиона лет. В этот период человек употреблял в пищу растения и мясо диких животных в сыром виде. Такой образ жизни вынуждал его с регулярной частотой менять место обитания. У первобытного человека не было ни досуга, ни постоянного дома, ни организованного общества. Незадолго до конца этого периода он тем не менее совершил одно из первых важных открытий, а именно понял, что можно одомашнить животных и окультурить растения. Таким образом, человек впервые получил некоторую власть над источниками собственного существования. Теперь он не находился в полной зависимости от окружающей среды. В его существовании появилась надежная основа. Так начался второй этап экономического развития человечества. Однако граница между этими двумя стадиями не была четкой, а растянулась надолго. Даже сегодня мы не можем утверждать, что одна из них полностью исключает другую.

Вторая стадия была значительно короче и продолжалась всего несколько тысячелетий. Единственным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Самым распространенным орудием был грубо обтесанный каменный ручной топор, который со временем уступил место полированному каменному инструменту, который мог использоваться в качестве ножа, пилы, резца, топора и оружия. Таким образом, ранний каменный век, палеолит, перешел в поздний, неолит. Человек преодолел еще одну ступеньку лестницы прогресса.

К концу каменного века человек в очередной раз по воле случая сделал важное открытие. Теперь он научился превращать бесформенную глину в кувшины и сосуды, прутья — в корзины, шерсть животных — в ткань. Но, что еще важнее, человек научился формовке такого ковкого материала, как металл, создавая из него более совершенные орудия труда и оружие. Так на заре третьей стадии возникло ремесло. Гончарное дело, ткачество и обработка металла стали предпосылками для возникновения организованного общества и городов, в которых человек мог реализовать свои интеллектуальные, духовные и творческие устремления. Если на первом этапе он был дикарем, а на втором — варваром, то теперь он мог называться цивилизованной личностью. Однако полноценная система письменности еще не была создана. Единственные свидетельства о человеке того времени дошли до нас в виде орудий труда, оружия, фрагментов керамики и костных останков.

 

* * *

 

Ближний Восток, в частности Анатолийское плоскогорье и регионы Сирии, Ливии и Палестины, обладал неплохими климатическими и природными условиями для обитания древних людей. Земли Египта и Месопотамии были слишком болотистыми и потому плохо пригодными для жизни. На протяжении практически девяноста восьми процентов времени своего существования на земле человек питался дикорастущими злаками, ягодами, семенами, фруктами и овощами, мясом таких диких животных, как олени, газели, кабаны, козы и овцы. Всей этой флоры и фауны в данном регионе хватало в изобилии. И все же жизнь человека в те далекие времена была полна опасностей — ей постоянно угрожали и непредсказуемые природные явления, и дикие животные, и братья по разуму.

Изучаемая территория оказалась богата месторождениями кремня, осколки которого в своей борьбе за выживание наши доисторические предки научились обрабатывать с двух сторон и использовать в качестве топора. Таким образом, они получили не только полезное орудие труда, но и эффективное оружие. Двумя эпохальными достижениями человека раннего каменного века были членораздельная речь и огонь. Приручение огня стало поистине революционным открытием: с его помощью человек научился улучшать вкусовые качества пищи и защищать тело от холода. Самые ранние следы угля, оставленные человеком, были обнаружены в пещерах горы Кармель и датируются временем, отстоящим от нас на 150 тысяч лет. Но наиболее важным было появление речевого способа коммуникации с соплеменниками. Речь подняла человека на следующую ступень развития, провела четкую грань между ним и животными, способствовала объединению индивидов в группы.

Прошло много веков, прежде чем человек понял, что можно и дальше совершенствовать каменные орудия труда, заостряя их края посредством сколов. Когда отшлифованные инструменты и оружие получили повсеместное распространение, наступил поздний каменный век, который продлился гораздо короче раннего. Большое количество каменных орудий этого времени было найдено археологами на территории современных Сирии, Ливии и Палестины.

Ближе к концу этого периода человек сделал первые шаги к целенаправленному возделыванию земли и приручению животных. Данный регион был богат не только злаковыми культурами, здесь также произрастали оливки, финики, виноград и фиги. По всей вероятности, все началось тогда, когда зерна диких злаков просыпались на землю рядом со стоянкой древних людей и вскоре дали обильные всходы. Человек понял, что можно самостоятельно культивировать злаки, фрукты и овощи. Так появился первый земледелец. Вскоре он взял на себя и функцию скотовода. Возможность приручения животных, по всей видимости, тоже была обнаружена случайно. Этот длительный процесс можно гипотетически проследить, рассмотрев по очереди его ключевые моменты. Дикий зверь, родственный волку, периодически захаживает на стоянку людей, кормится оставшимися от трапезы объедками, иногда его подкармливает какой-нибудь сердобольный человек. Животное постепенно привязывается к этому месту. Возникает взаимное доверие. Так волк превращается в собаку. Это первый и навсегда оставшийся лучшим друг человека среди животных. Наскальные рисунки в пещерах горы Кармель являются наиболее ранними историческими источниками, содержащими сведения о прирученной собаке. Мумии собак в древнеегипетских гробницах свидетельствуют о той любви, которую питал человек к своему четвероногому другу. В этот период были одомашнены и другие животные. Самым ранним изображением домашней овцы является рисунок на шумерском сосуде 4-го тыс. до н. э. Первым тягловым животным был осёл. Лошадь появилась позже, затем был приручен верблюд. Оба этих вида копытных были впервые одомашнены именно на Ближнем Востоке. В эпоху письменности в данный список не добавилось ни одного нового животного.

Освоив земледелие и скотоводство, человек отказался от кочевого образа жизни. Поселения превратились в деревни, а они, в свою очередь, — в города. Сложились все предпосылки для возникновения частной собственности и права на землю. Росло население, менялось социальное устройство. Остатки поселений 5-го тыс. до н. э., найденные в Библе и Иерихоне, считаются самыми древними в мире. Более поздние поселения располагаются на севере современной Сирии и в Ираке.

 

* * *

 

Уже на ранних стадиях освоения земледелия человек понял, что нуждается во вместилищах для хранения и перевозки той части продовольственного запаса, которую он не мог употребить в пищу сразу. Первым решением этой проблемы было изобретение мешков, сделанных из шкур животных, затем появились корзины, которые плели из прутьев или жесткой травы. Постепенно к человеку пришло осознание того, что глине также можно придавать любую необходимую форму и фиксировать ее посредством воздействия на нее высоких температур. Со временем эта техника совершенствовалась и превратилась в гончарное искусство.

 

 

Расписные керамические сосуды доисторических времен из Месопотамии. Из коллекции университета штата Орегон  

 

Наиболее ранние экземпляры керамики, датируемые примерно концом 5-го тыс. до н. э., были найдены в Тель-Халафе (на берегу притока Евфрата), Тель-Джудейде и Иерихоне. Прошло еще одно тысячелетие, прежде чем появился гончарный круг. Его изобретение стало очередным эпохальным событием — оно не только позволило улучшить технологию изготовления керамики, но и привело к созданию повозок и колесниц. Изобретение колеса положило начало эре продолжительных сухопутных и водных перемещений. Вся современная экономика до сих пор работает благодаря колесам.

После освоения гончарного дела человек занялся обработкой металла. Несмотря на то что месторождения меди в изобилии присутствовали на территории Анатолии, Армении, Аравии и Синайского полуострова, металл начал широко использоваться лишь в 3-м тыс. до н. э. Обработка металла проводилась в четыре нелегких этапа: разработка месторождений, добыча руды, плавка и ковка. Постепенно медь вытеснила камень, и началась новая эпоха в истории человечества. Эра металла, начавшаяся с меди, получила название бронзового века, когда человек обнаружил, что медь, сплавленная с оловом, получается более прочной. Это открытие было сделано в Шумере, где бронзовый век продлился приблизительно до XII в. до н. э. Тем временем в Анатолии в XIV в. до н. э. хетты уже вводили в обиход предметы из железа. Еще один важный шаг вперед был сделан, когда человек научился делать из железа сталь.

Использование металла облегчило труд человека и способствовало развитию экономики. Без металла были бы невозможны ни прокладка удобных дорог, ни рытье длинных каналов, ни строительство морских судов, ни возведение монументальных сооружений. Человечество до сих пор живет в эру металла, который продолжает играть ведущую роль в материальном прогрессе современного человечества.

Все эти достижения Ближнего Востока были важны сами по себе, однако они приобрели еще большее значение, распространяясь в других регионах. Ближний Восток значительно опередил своих соседей и послужил моделью развития для Европы. Когда обитатели Ближнего Востока эпохи позднего каменного века делали успехи в освоении земледелия, скотоводства и производства кремневых орудий, их западноевропейские собратья все еще гонялись за дикими животными, размахивая грубо сделанным и неудобным каменным топором. Когда же жители Ближнего Востока занялись гончарным делом и ткачеством, а также изготовлением инструментов из металла, западноевропейцы все еще не добрались в своем развитии до позднего каменного века, который пришел в Восточную Европу лишь в 3-м тыс. до н. э. Сложно сказать, что именно было причиной распространения земледелия и одомашнивания животных: миграция племен из Анатолии, культурный синтез или и то и другое. Но точно известно одно: одомашнивание растений и животных берет свое начало на Ближнем Востоке.

В Восточной Европе медь получила распространение около 2000 г. до н. э., то есть спустя тысячелетие после ее открытия в Западной Азии. Закономерно предположить, что западноазиатские купцы способствовали распространению металла на Крите, островах Эгейского архипелага и в материковой Греции. Железо проникло в Европу лишь в X в. до н. э. — столетиями позже, чем начало использоваться в Западной Азии.

Однако эти открытия и изобретения относятся к доисторической эпохе, которая не знала письменности. В то время человек не обладал навыками графической фиксации собственного опыта, сохранения и передачи накопленных знаний следующим поколениям. Он не умел писать. Именно письменность явилась тем порогом, переступив который человек шагнул из доисторического века в историю. Наличие письменности до сих пор считается главным критерием отличия цивилизации от варварства.

Самые ранние дошедшие до нас элементы письменности были найдены в Междуречье и датируются концом 4-го тыс. до н. э. С этого времени начинается история цивилизованного человечества, которая, таким образом, укладывается в 5000 лет, что во много раз меньше продолжительности доисторического периода, а он, в свою очередь, ничтожно мал по сравнению с возрастом Вселенной. Если условно представить всю историю человечества в виде двенадцати часов одного дня (от полуночи до полудня), то эпоха письменности началась примерно в 11 часов 53 минуты утра. Крестовые походы имели место 1 минуту 44 секунды назад, Колумб открыл Америку 55 секунд назад.

Первая относительно простая и удобная система письменности была создана в досемитской Месопотамии. Форма шумерской клинописи обусловлена материалом и методом нанесения — надавливая на сырую глиняную табличку, палочка писца оставляла клинообразные отпечатки. Для затвердевания таблички оставляли на солнце или обжигали в печи. В другой стране рассматриваемого региона, Египте, была выработана вторая по древности система письменности, состоявшая из иероглифов, которые использовались жрецами преимущественно в религиозных целях. И клинопись, и иероглифы представляли собой силлабические, а не алфавитные системы письма и выросли из письма пиктографического, рисуночного. Клинопись получила распространение в Вавилоне, Ассирии и других государствах Месопотамии и широко использовалась вплоть до I в. н. э. Долгое время никто не мог прочитать клинописные таблички, пока в 1837 г. клинопись не была расшифрована английским ученым. Незадолго до этого аналогичная попытка французского исследователя Шампольона прочитать египетские иероглифы также увенчалась успехом. Благодаря этим открытиям европейцы получили возможность приобщиться к религиозному, литературному, историческому и научному наследию Египта и Вавилона.

Опираясь на аутентичные письменные источники и данные археологии, ученые получили возможность воссоздать эволюцию человеческого общества на ранних стадиях его развития. Небольшие поселения на берегах Евфрата и Нила объединялись или расширялись, превращаясь в города. Те превращались в города-государства, которые посредством завоевания или заключения союзов трансформировались в более крупные политические объединения — царства. Верховное божество города-победителя автоматически становилось во главе пантеона нового государства. К 2900 г. до н. э. два царства Верхнего и Нижнего Египта объединились под властью одного правителя, Менеса, ставшего, таким образом, основателем I египетской династии. Фараоны (дословно «великий дом») считали себя земным воплощением Хора, верховного божества Нижнего Египта. В Шумере лишь в 2255 г. до н. э. правитель Урука заявил, что «покорил земли от восхода солнца до заката и проложил путь от Нижнего Моря к Верхнему» (то есть от Персидского залива к Средиземному морю).

Этническая принадлежность жителей Шумера до сих пор остается неясной. Скульптурные изображения дают основание полагать, что шумеры представляли собой нечто среднее между долихоцефальным средиземноморским и брахицефальным арменоидным типами. Их язык не имеет аналогов ни среди современных, ни среди мертвых языков. Египтяне относятся к хамитской ветви народов, которые якобы ведут свое происхождение от Хама, второго сына Ноя. Вавилоняне, ассирийцы, финикийцы (хананеи) и арабы известны под названием семитов и ведут свое происхождение от его старшего сына Сима. Строго говоря, термины «семиты» и «хамиты» характеризуют лингвистическую, а отнюдь не расовую принадлежность народов. Обе ветви языков имеют общий корень. Семитские и хамитские народы принадлежат к средиземноморской ветви белой расы.

 

 

Глава 4.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

 

Самым первым семитом, чье имя, покрытое славой, вошло в историю, был царь Аккада Саргон, правивший в середине XXIV в. до н. э. Он также упоминается в Ветхом Завете (Быт., 10: 10). Саргон разгромил Шумер, которым правил Лугальзагези, объединил и укрепил государства Междуречья. Границы его царства простирались до Элама на востоке и Северной Сирии на западе. Так Саргон стал создателем первой в мире великой державы. К экспансии на запад его подтолкнули богатые месторождения меди, а также кедровые леса, в изобилии произраставшие на завоеванных территориях. Внук Саргона отодвинул северную границу, завоевав Ассирию, и тем самым подтвердил титул «царя четырех сторон света».

В Египте политические и династические институты сформировались гораздо раньше, чем в Вавилонии, однако это не делало страну автоматически великой державой. У преемников Менеса не было соседей, которым можно было бы угрожать или от кого самим ждать угрозы. Практически сразу был предпринят ряд торговых и хозяйственных — но отнюдь не военных — экспедиций в Ливан за кедровым деревом и на Синай за медью и бирюзой. В ступенчатой пирамиде Джосера (ок. 2650 до н. э.) в Саккаре (древний Мемфис) были найдены самые ранние остатки ливанского кедра. Двор Джосера прославился благодаря Имхотепу, придворному архитектору, врачу, советнику и магу, которого египтяне, а затем и греки почитали за его заслуги в медицине. Гробница первого в истории интеллектуала была обнаружена в январе 1965 г. В 1954 г. была найдена сделанная из древесины кедра прогулочная лодка Хеопса (Хуфу) (середина XXVI в. до н. э.), основателя IV династии и строителя величайшей пирамиды в Гизе (возле Каира). Когда Святое семейство бежало в Египет, представшие их взорам пирамиды были в прямом смысле покрыты сединой веков. Древние греки были настолько потрясены величием этих грандиозных сооружений, что ставили их на первое место среди семи чудес света. Из всех семи только пирамиды сохранились до наших дней почти не тронутые временем. Кроме того, они стали первыми монументальными сооружениями в истории.

К XXII в. до н. э. в Египте закончился период Древнего царства, с вступлением на трон представителей выдающейся XII династии началась эпоха Среднего царства. В период их правления страна на протяжении длительного времени находилась в состоянии мира, прогресса и невиданного дотоле процветания. Благодаря ирригационным работам болотистые окрестности Фаюма (Меридово озеро) превратились в главную житницу страны. Еще одно важное гидротехническое сооружение той эпохи — канал, прорытый при Сенусерте III. Он соединил Нил с Красным морем и сделал возможной навигацию в Средиземном море. Были предприняты торговые экспедиции в страну Пунт (современные Сомали и Йемен) за слоновой костью, эбеновым деревом, леопардовыми шкурами, ладаном и пряностями. Общее благоденствие отразилось и на расцвете архитектуры и изобразительного искусства. На этот период приходится век классической египетской литературы и рождения новых жанров. Типичным примером может служить сказка о странствиях Синухета, о которой подробнее речь пойдет чуть ниже.

 

* * *

 

Имперский век египетской истории начался с правления Яхмоса (1570—1545 до н. э.), основоположника XVIII династии. Столицей государства стали Фивы (Луксор и Карнак). Пассивная изоляционистская внешняя политика сменилась динамичной политикой агрессии и экспансии. Эта перемена была во многом обусловлена необходимостью изгнания из страны гиксосов («правителей чужеземных стран», или «царей-пастухов»), чей гнет довлел над Нижним Египтом в течение полутора столетий. Их правление стало первым унижением национальной гордости египтян. Этнически гиксосы были семитами из Сирии и Ливии. Благодаря им в долине Нила появились лошади и боевые колесницы. Именно при дворе гиксосов добился успехов Иосиф, и в стране появились поселения евреев.

Выдворив гиксосов за пределы своего государства, Яхмос не остановился на достигнутом и встал на тропу территориальных завоеваний. Один из его преемников, Тутмос III (ок. 1502—1448 до н. э.), провел шестнадцать военных кампаний, дойдя до восточного берега Евфрата. В исторической литературе Тутмоса часто называют Наполеоном Древнего Египта. На стенах его храма в Фивах высечены названия завоеванных им городов и перечислены захваченные в этих походах трофеи. При Тутмосе в состав египетской державы вошла Нубия. В течение некоторого времени соправительницей Тутмоса была его сестра, одновременно являвшаяся и его женой, — Хатшепсут. Она стала первой женщиной, вошедшей в политическую историю. Обелиски, воздвигнутые в ее честь, а также в честь ее мужа, теперь украшают площади и парки Стамбула, Рима, Лондона и Нью-Йорка.

Преемникам Тутмоса недолго удавалось сохранять завоеванные им территории. Аменхотеп IV (Аменофис IV, около 1377—1361 до н. э.) уделял больше внимания религии, нежели внешней политике.

Тяготясь возросшим влиянием фиванских жрецов главного божества, Амона-Ра, Аменхотеп возвысил своего любимого бога Атона, изображаемого в виде солнечного диска с дающими жизнь лучами, и поставил его во главе пантеона. Фараон взял себе новое имя — Эхнатон («величие Атона») и перенес столицу в Ахетатон («горизонт Атона», современная Телль-эль-Амарна). Эхнатон по праву считается яркой личностью в истории, однако было бы не совсем корректно считать его монотеистом. Его прекрасная жена Нефертити разделяла религиозные взгляды мужа. Находка в Телль-эль-Амарне клинописных архивов фараона Аменхотепа стала сенсационным событием конца XIX в. Этот свод документов позволил пролить свет на историю Древнего Египта и Западной Азии. Еще одним важным научным открытием, на этот раз в археологии, стало обнаружение гробницы Тутанхамона (ок. 1361—1352 до н. э.), чье имя свидетельствует о том, что он восстановил культ Амона. Он также вернул административную столицу обратно в Фивы, где и был торжественно похоронен жрецами. Его гробница стала настоящей сокровищницей, вместившей в себя богатую мебель и дорогие произведения искусства, которые до сих пор привлекают к себе неиссякаемый поток посетителей Каирского музея.

Фараоны XIX династии предприняли ряд попыток вернуть себе азиатские провинции, но Египту досталась лишь Палестина. Долгое царствование Рамсеса II (ок. 1301 — 1234 до н. э.) ознаменовано войной с хеттами, которая закончилась заключением договора, восстановившего баланс сил и временную стабильность. Однако золотой век в истории Египта был позади. В правление сына Рамсеса Мернептаха (ок. 1234—1215 до н. э.) произошел исход евреев из Египта.

В Месопотамии другая семитская группа, амориты, основала в Вавилоне династию, прославившуюся благодаря царю Хаммурапи (ум. ок. 1686 до н. э.). Название столицы стало названием всего государства. Мардук, божество-покровитель Вавилона и Хаммурапи, автоматически оказался во главе пантеона, а его культ получил статус государственного. Хаммурапи объединил страну после периода смут и расширил границы царства до Средиземного моря. Он горделиво называл себя царем Вавилона, Шумера, Аккада и четырех сторон света. Хаммурапи не ограничился ролью завоевателя и занялся обустройством своих владений, возводя дворцы и храмы, прорывая новые каналы и восстанавливая старые. В годы его правления Вавилон достиг небывалого могущества и процветания, равных которым смог добиться лишь Навуходоносор тысячу лет спустя.

 

 

Западная Азия во времена расцвета Вавилона: начало 2-го тыс. до н. э.  

 

Однако главной заслугой Хаммурапи стали деяния не полководца, а законодателя. Он составил самый древний всеобъемлющий свод законов. Изучая законы Хаммурапи, можно провести несколько параллелей с законом Моисеевым. Хаммурапи, как и Моисею, законы были вручены на горе богом Шамашем, солярным божеством справедливости. Разительное сходство двух сводов в большей степени объясняется общими социокультурными реалиями двух семитских народов, нежели заимствованием и компиляцией. Например, в уголовном праве оба свода законов придерживались принципа талиона[1].

Главная ценность законов Хаммурапи заключается в том, что этот исторический источник позволяет пролить свет на политические, социальные и экономические аспекты жизни в Древнем Вавилоне. В общественной структуре Вавилонского царства можно выделить три социальные группы. Представители высших слоев населения занимали главные политические и религиозные должности, имели ряд прав и привилегий. Наказание за причинение физического ущерба представителю знати было более жестоким, чем за аналогичное преступление, совершенное против простолюдина. Однако провинившийся вельможа также наказывался более сурово, чем совершивший аналогичный проступок простолюдин. Большую часть населения составляли рабы, считавшиеся собственностью своего господина. Средний слой общества состоял из купцов, ремесленников и держателей харчевен. Ряд статей регулирует семейное право, рассматривая ситуации заключения брачного договора, нарушения обещания, развода и содержания наложниц. Супружеская измена каралась смертной казнью. Однако в целом права женщин охранялись в законах Хаммурапи гораздо более тщательно, чем в любом другом обществе до появления римского права. Врачи, ремесленники и прочие мастера своего дела довольствовались натуральной оплатой труда в соответствии с установленной таксой.

 

 

Хеттское и Египетское царства  

 

Династия, представителем которой был Хаммурапи, правила Вавилоном до 1530 г. до н. э., пока не пала под натиском хеттов. Вавилон был разграблен. Это был настоящий триумф для хеттов — народа, начавшего свою историю со скромных поселений в долине реки Галис (Кызыл-Ирмак) примерно в 150 километрах к востоку от современной столицы Турции, Анкары. Изображения хеттов позволяют внешне отнести их к индоевропейцам, арменоидам или альпинидам. Лингвистический анализ позволил сделать вывод, что их язык был родствен санскриту или фарси, хотя, с другой стороны, в нем есть что-то от латинского и греческого. Хетты использовали два вида письменности: вавилонскую клинопись и пиктографию, сходную с египетскими иероглифами.

К 1530 г. до н. э. хетты заняли Северную Сирию, отвоевали у Египта большую часть финикийского побережья до южной границы Библа и стали самой мощной силой в Западной Азии. Египет в это время миновал эпоху своего расцвета, а Вавилония находилась под игом касситов. Использование в бою лошадей и колесниц давало хеттам огромное тактическое преимущество. Укрощение лошади произошло предположительно в Каспийском регионе, и к рассматриваемому периоду кони уже вошли в хозяйственный и военный обиход жителей Западной Азии. Колесницы были известны еще в Шумере, но именно хетты первыми использовали для их изготовления железо. Южная Сирия (Палестина), находившая под властью Египта, стала камнем преткновения для двух могучих соперников. Борьба за превосходство в Восточном Средиземноморье закончилась вничью. В 1280 г. до н. э. был заключен договор, согласно которому Северная Сирия отходила хеттам, а Южная оставалась за Египтом. Первый в истории международный пакт провозглашал «вечный мир и братство между прежними врагами». За ним последовал ряд аналогичных соглашений.

Однако наметившийся в регионе баланс сил просуществовал недолго. Незаметно началось возвышение другого семитского народа, который в итоге уничтожил Хеттскую державу. Этим народом были ассирийцы. Хеттам же было уготовано забвение. Лишь в начале XX в. чешский ученый, Бедржих Грозный, сумел расшифровать хеттскую клинопись. Пиктографическое письмо хеттов была прочитано лишь в 1940-х гг. Таким образом современная наука открыла историю забытого народа.

 

 

Ассирийская империя  

 

Угасание могущества хеттов и закат Вавилонии и Египта создали своего рода имперский вакуум, в скором времени заполненный ассирийцами. На протяжении многих веков эти северные соседи вавилонян были политически пассивными, не выказывая сопротивления завоевателям. Тем временем на них на протяжении столетий накладывал отпечаток суровый горный край, в котором они обитали. Неудивительно, что характерными качествами ассирийцев стали традиционно присущие горцам храбрость и выносливость. Этот народ сумел вовремя воспользоваться ситуацией и выстроить величайшую военную машину древности доримского периода, что позволило им на пять веков (начиная с 1100 г. до н. э.) стать ведущей силой на Ближнем Востоке.

В культурном отношении ассирийцы многое позаимствовали у вавилонян. Они также пользовались клинописью. Верховным богом было солярное божество Аш-шур, давшее название первой столице Ассирии (ныне Эш-Шаркат), всему царству и народу. В том, что касается скульптуры, архитектуры, вооружения и механизмов управления, ассирийцы превзошли вавилонян.

Первые сведения о завоеваниях ассирийцами новых территорий содержатся в надписи Тиглатпаласара I (1116— 1093 до н. э.). Однако полностью подчинить весь Ближний Восток ему не удалось. Западные походы Тиглатпаласара не увенчались успехом. Вторая масштабная кампания ассирийцев в этом направлении, предпринятая Ашшурнасирпалом (884—859 до н. э.), оказалась удачной. Небольшие арамейские царства, возникшие на обломках Хеттской державы и в свое время стоявшие на пути Тиглатпаласара, теперь с радостью приветствовали нового царя-воина. Арамеи принадлежали к группе семитских племен, пришедших из Аравии. Ашшурнасирпал завоевал Северную Сирию и наложил тяжелую дань на финикийские прибрежные города. Процветающие, миролюбивые и абсолютно децентрализованные финикийцы были готовы выложить любую сумму за невмешательство в их дела и образ жизни, заключавшийся главным образом в торговле и предпринимательстве. Начиная с правления Ашшурнасирпала западное направление стало приоритетным для внешней политики Ассирийского царства. Целью западной экспансии был контроль над месторождениями меди, серебра, железа, камня и запасами строевого леса, а также над средиземноморскими, аортовыми городами и международными торговыми путями.

Сыну Ашшурнасирпала Салманасару III (859—824 до н. э.) противостояла серьезная коалиция во главе с Венедадом I, сирийским царем Дамаска, которого поддерживали израильский царь Ахав, арабский шейх Джундуб и ряд финикийских городов. Джундуб — первое арабское имя, вошедшее в анналы истории. В 853 г. до н. э. Салманасар с большим трудом одержал спорную победу над своими врагами при Каркаре, в долине реки Оронт. Окончательное утверждение ассирийского господства произошло лишь в царствование Тиглатпаласара III (745—727 до н. э.). В 732 г. до н. э. был захвачен самый сильный город региона — Дамаск. Часть населения была депортирована и заменена ассирийцами. Переселение гипотетических мятежников с покоренной территории позволило Тиглатпаларасу свести к минимуму опасность восстания и создать все условия для вхождения покоренных народов в структуру империи. Его нововведение заложило основу новой внутренней политики. Когда после трехлетней осады в 722 г. до н. э. была захвачена столица Израиля Самария, весь цвет ее тогдашней «интеллигенции» был переселен в Ассирию и Мидию, а образовавшаяся популяционная лакуна восполнена выходцами из других земель.

Укрепление державы продолжилось в правление Синахериба (705—681 до н. э.). Расположенная в верховьях Тигра Ниневия стала имперской столицей Западной Азии.

Сын Синахериба Асархаддон предпринял попытку завоевания Египта. В 671 г. до н. э. он занял дельту Нила. В результате двух успешных кампаний его преемник Ашшурбанипал (668—626 до н. э.) во главе победоносной ассирийской армии вступил в Верхний Египет. Стоит отметить, что этот правитель вошел в историю в большей степени благодаря своему покровительству искусству и наукам. Обнаруженная британцами в середине XIX в. ниневийская библиотека Ашшурбанипала дала миру большую часть того, что мы знаем об ассирийской цивилизации на сегодняшний день.

С завоеванием Египта Ассирия достигла зенита власти и стала повелительницей всего Ближнего Востока. Однако ее падение было стремительным и необратимым. Через четырнадцать лет после смерти Ашшурбанипала столица державы, простиравшейся от Тигра до Нила, пала под сокрушительным натиском мидийцев и вавилонян. Ветхозаветное пророчество Наума о «городе кровей», «полном обмана и убийства», изобилующее описаниями «хлопанья бича и стука крутящихся колес, ржания коня и грохота скачущей колесницы», в буквальном смысле сбылось (Наум., 3: 1—2). Город разрушили и сровняли с землей так, что греческий военачальник, проезжавший мимо этого заброшенного места два столетия спустя, не признал в нем руин некогда великого города. Холм, ныне известный под названием Куюнджик, расположенный на левом берегу реки Тигр, напротив Мосула, под которым лежит городище, хранил свои тайны более двадцати четырех с половиной веков.

 

* * *

 

Мидийцы были индоиранским населением Северо-Западной Персии. В походе на Ниневию ими командовал Киаксар (Увахшатра). Его дочь была женой нововавилонского царя Набопаласара. Обитатели Нововавилонского царства (халдеи) жили в Нижней Месопотамии и были дальними родственниками арамеев из Сирии. Своей столицей они сделали Вавилон.

На фоне разрушения Ниневии и упадка Фив в правление сына Набопаласара Навуходоносора II (605—562 до н. э.) Вавилон снова занял положение повелителя Востока. Еще будучи наследником престола, Навуходоносор разгромил армию фараона Нехо II при Каркемише. В 586 г. до н. э. он разрушил столицу Иудеи Иерусалим, а в 572 г. до н. э. после самой долгой в истории осады покорил финикийский Тир. Существовавшее на протяжении четырехсот лет Иудейское царство было уничтожено. Египет упустил свой шанс поднять на мятеж иудеев и финикийцев, а его извечные амбиции к господству в Западной Азии в очередной раз не нашли воплощения.

Навуходоносор заново отстроил Вавилон, украсив город новыми храмами и дворцами, и его столица вновь обрела имперский статус. Так называемые висячие сады, которые он построил для своей жены-мидийки, скучавшей по родным горам, позднее были причислены греками к легендарным семи чудесам света. В своих надписях вавилонский правитель признавался, что больше всего гордился своими заслугами в строительстве новых дорог и ирригационных каналов. Навуходоносор II внес большой вклад в экономическое процветание Вавилона.

Однако жителям Нововавилонского царства недолго было суждено наслаждаться благоденствием и политическим господством в Западной Азии. Последний царь правящей в этом государстве династии, Набонид, начал свое царствование всего лишь через шесть лет после смерти Навуходоносора II. Соправителем он назначил своего сына Валтасара, передав в его руки все государственные дела, которым тот, однако, уделял мало внимания, постоянно предаваясь пирам и увеселениям. Однажды во время очередного застолья на стене его дворца якобы появилась надпись: «Разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан., 5: 28). В 539 г. до н. э. персидская армия подошла к стенам Вавилона и в начале следующего года полностью захватила город. На политическом небосклоне Востока всходила новая звезда. Ей стал Кир Великий (550—529 до н. э.), объединивший Мидию и Персию и покоривший Западную Азию, дойдя до Лидии на малоазиатском побережье. Впервые Западная Азия от Эгейского моря до Египта подчинялась одному правителю. Семиты на долгое время утратили гегемонию в регионе. Свое господство они восстановили лишь с появлением ислама в VII в. н. э. Персы были индоиранским народом, исповедовавшим зороастризм. Царской резиденцией являлся город Пасаргады, роль административного центра исполняли Сузы.

Преемниками Кира стал ряд талантливых военачальников. Его сын Камбис II (529—521 до н. э.) присоединил Египет и продвинулся вдоль Нила (525 до н. э.). Его власть простиралась «от Индии до Эфиопии» (Эсф., 1: 1). Дарий Великий (521—486 до н. э.) продолжил восточную экспансию в направлении долины Инда. В Персеполе он построил новые дворцы, ничем не уступавшие тем, что возвел в Вавилоне Навуходоносор, а может, даже в чем-то их превосходившие. Эти величественные здания еще два столетия стояли как символ могущества и власти персов, пока не погибли в языках пламени, когда Александр Македонский предал город огню в 330 г. до н. э. Помимо царских резиденций, Дарий проложил канал между Нилом и Красным морем, своего рода аналог современного Суэцкого канала, что сделало возможным водное сообщение между Персией и Египтом. Персидский царь задействовал финикийцев в строительстве флота, связь между города



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.016 с.)