Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дошкольники седьмого года жизни должны понимать, что жизнь растений и животных зависит от ухода за ними, который осуществляет человек. В природе следует привлекать детей осенью к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы, сбору в кучи осенних листьев; зимой дети могут помочь взрослым сгрести снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, делать снежные поделки (по схемам и чертежам); кормить птиц на участке. Весной привлекайте детей к посеву семян, пересадке рассады; к земельным работам на огороде; в летний период – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Нужно учить детей планировать свою работу, намечать последовательность действий, подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда. При организации общего труда учите детей делиться на подгруппы (каждая подгруппа выполняет свои трудовые поручения, а результат получается общим). Коллективный труд – наиболее сложный для организации, поэтому воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, педагог выполняет какую‑либо работу, дает указания и советы, при этом все реже показывает, а чаще объясняет, как нужно выполнить то или иное действие. Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок в своем дворе, на участке детского сада, готовить землю для посадки однолетних растений, на огороде сеять семена моркови и укропа (семена смешивают с песком и высеивают в неглубокие бороздки). В уголке природы дети продолжают выполнять поручения, связанные с уходом за животными и растениями, выполнять обязанности дежурного. Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя – направить детей прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они наблюдались в работе дежурных. Дети продолжают учиться выполнять трудовые действия в соответствии с необходимостью поддерживать жизнь животных и растений. Они уже могут самостоятельно определять, какие растения нужно полить, какие рыхлить, у кого из животных нужно поменять воду и т. д. Дети в этом возрасте знают особенности растений – каким растениям нужен яркий свет, тень, влага – и, ухаживая за ними, должны учитывать это. В процессе ухода за растениями можно проследить «цикл жизни» растений. Особое внимание педагог должен обращать на то, что жизнь животных зависит от того, как человек правильно осуществляет за ними уход. Дети уже могут самостоятельно выполнять многие трудовые действия. Следует формировать у них умение применять полученные знания на практике. Дети без напоминания взрослого могут выполнять ряд трудовых действия. Ребята должны понимать, что от их деятельности зависит жизнь животных и растений. Для оценки результата трудовой деятельности можно использовать пословицы и поговорки русского народа: «Человек трудится – земля не ленится», «Что посеешь, то и пожнешь», «Делу время, потехе – час», «Делано наспех – сделано на смех», «Один за всех, все за одного», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Экспериментирование В процессе опытно‑исследовательской деятельности необходимо дать детям доступную им естественно‑научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными. Понаблюдайте с детьми жизненный цикл растений и животных. Следите за системой и последовательностью в работе. Предоставьте ребенку возможность увидеть развитие того или иного явления в природе. Чаще задавайте вопросы, на которые они будут самостоятельно находить ответ, например: «Что будет, если мы забудем полить растение? Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его занести в помещение? Что произойдет, если в аквариуме с рыбками не будет воды?». Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы. Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев (ветки возьмите в тот период, когда идет обрезка растений) и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее. Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках или схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовывать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения. Во время проведения опытов ребенок должен делать для себя какие‑либо открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем‑то ошибается. Предоставляйте детям возможность общаться между собой во время экспериментирования – это обогащает их жизненный опыт. Помогайте детям самостоятельно познавать окружающий мир. Экспериментирование должно проходить в естественной и непринужденной обстановке. В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Продолжайте расширять знания детей о природных ресурсах. Формируйте у них привычку разумно использовать энергетические ресурсы, водопроводную воду, почву, бумагу и т. д.; вырабатывайте первоначальные практические навыки рационального природопользования. В процессе игровой деятельности на участке детского сада обратите внимание ребят на то, что не следует использовать для игр растения и насекомых. Коротко, в доступной форме расскажите детям о происхождении бытовых отходов. Приучайте их к раздельному сбору мусора (продукты, бумага, пластик). Расскажите о том, что чисто бывает не там, где убирают мусор, а там, где его не бросают. Формируйте у детей желание соблюдать чистоту вокруг. Спросите у детей, почему необходимо соблюдать чистоту во дворе, на улице, в квартире. Подведите их к пониманию того, что чистота – залог здоровья. Целесообразно показать детям отдельные пути вторичного использования и переработки отходов на примере изготовления поделок из бросового и природного материала. Покажите, что вещи могут переживать вторую жизнь. Учите ребят использовать бросовый материал для выполнения новых игрушек и пособий (пластиковые бутылки, колпачки, пакеты, старые фломастеры и т. д.); формируйте бережное отношение к предметам, развивайте фантазию и творческое воображение. Такие поделки можно предложить сделать родителям вместе с детьми. Объясняйте детям, что предметы, сделанные руками человека, имеют особенную ценность – они всегда единичны, мастер всегда вкладывает душу в изготовление таких поделок. Таким образом покажите детям, как из природного материала и предметов, которые уже были в употреблении, можно изготовить новые поделки и игрушки. В продуктивных видах деятельности, в процессе игр, опытнической работы необходимо закреплять знания детей о свойствах природных материалов, которые используют народные мастера в своих работах (глина, камень, кожа, дерево и многое другое). В процессе экспериментирования у детей развиваются память, внимание, мышление, воображение и т. д. Особое внимание следует уделять безопасности детей. Нельзя также в процессе опытов наносить вред растениям и животным. Иногда дети сами обращают внимание на какой‑либо интересный для них объект, в этом случае следует поддерживать их любознательность и желание узнать что‑то новое.
Рекомендуемая литература
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1991. Брем А. Жизнь животных. – М., 2004. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая H. М. Твоя Красная книга. – М., 1986. Сизенко‑Казанец 3. Д. Природа и дети. – М., 1966. Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981. Дурейко Л. И. Питание и здоровье. 1‑й класс. Учебно‑методичес‑кое пособие. – Минск: Тесей, 2003. Дурейко Л. И. Природа и здоровье. Подготовительный класс. Учебно‑методическое пособие. – Минск: Тесей, 2003. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины. – М., 1985. Зверев А. Т. Экологические игры. – М., 2001. Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988. Каменева Л.А., Кондратьева H.H., Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб., 2003. Каш л ев С. С. Интерактивные методы эколого‑педагогической деятельности. – М., 2004. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика‑Синтез, 2005. Комарова Т. С., Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Микрин Б. М., Наумова Л. Г. Популярный экологический словарь. / Под ред. А. М. Гилярова. – М., 2002. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М., 1989. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Сост. Л. В. Русскова. – М., 1986. Мир животных: Библиотека интеллектуала. / Под ред. В. П. Ситникова. – М., 2003. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – Минск, 2004. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2001. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. – М., 1993. Нестеров Е. В., Фадеев И.В., Пешехонов С. Е. Птицы Москвы. – М., 1997. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. Материалы Российской конференции. / Под ред. К. Б. Асланиди. – М., 1997. Плешаков A.A. Природа и человек. – М.: Валент, 1994. Пришвин М. М. Глаза земли. – М., 1989. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. Саморукова П. П. Как знакомить дошкольников с миром природы. – М., 1978. Старикович С. Ф. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? Рассказы. – М., 1991. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика‑Синтез, 2005. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2–4 лет. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Шимаева С. Е. Четыре времени года. – Воронеж, 1990. Серия наглядно‑дидактических пособий «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные – домашние питомцы». – М.: Мозаика‑Синтез, 2005. Серия наглядно‑дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года». – М.: Мозаика‑Синтез, 2005.
Рекомендуемая литература к «программе воспитания и обучения в детском саду»
Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5‑е изд. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. В. В. Гер – бовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада / Под ред. В. В. Гер – бовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика‑Синтез, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.009 с.) |