Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средняя группа (от четырех до пяти лет)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром. Детей учат делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности. Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжаются на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, опытнической деятельности, подвижных, дидактических и сюжетно‑ролевых игр. В процессе игр‑драматизаций дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных – сказочных персонажей. Организуя деятельность детей, следует указывать на необходимость выполнения определенных правил по отношению к сверстникам и взрослым. Важно помочь детям увидеть зависимость организации жизни всей группы от поведения каждого ребенка. Необходимо учить детей слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Воспитатель должен поощрять доброжелательный тон ребенка в общении с окружающими людьми. Приучая детей к порядку, воспитывая бережное отношение к вещам, следует обращать их внимание на то, что в создание каждой вещи вложен труд людей. (Например, если ребенок плохо вымыл руки, оставив на полотенце грязные разводы, – это неуважение к труду прачки и т. д.). В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно‑гигиенических навыков следует объяснять детям целесообразность процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы. Во время занятий и игровой деятельности объясните детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подведите их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития. В этом возрасте дети продолжают учиться называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать их представления о многообразии растительного и животного мира. Закрепляйте знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку; формируйте желание ухаживать за животными, заботиться о них. Наблюдайте с детьми за животными, учите любоваться их красотой, силой и ловкостью; расскажите о том, что домашние животные преданы своим хозяевам, человек должен уметь содержать животных в домашних условиях. Продолжайте учить детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Ребенок пятого года жизни способен выделять строение тела животного и называть цвет окраса (например, у лошади есть голова, четыре ноги, хвост; на голове – уши, глаза; тело покрыто шерстью; окрас – серый). Приведем примерный конспект занятия «Знакомство с кроликом породы русский горностаевый». Цель занятия – расширять знания детей о животных. Учить выделять условия, необходимые для жизни кролика. Показать взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Воспитатель приводит детей в уголок природы, показывает им живого кролика и спрашивает: «Кто знает, как называется это животное? (Кролик.) Этот кролик относится к породе русских горностаевых. Давайте понаблюдаем за тем, как кролик ведет себя в нашем присутствии». Дети описывают поведение кролика, педагог обобщает их высказывания: вытягивает шею, нюхает воздух и предметы, шевелит усами, смотрит, прыгает и т. д. и спрашивает: «Как вы думаете, как кролик с помощью носа может определить пищу? А человек может определять пищу по запаху, как кролик? С помощью чего кролик видит окружающий мир?», подводя детей к пониманию того, что человек и животное видит окружающий мир глазами. Задает вопрос: «Какие у кролика глаза?». (Красные, блестящие.) Затем воспитатель дает кролику морковь и предлагает ребятам понаблюдать, как он ее грызет. Рассказывает, что животных, которые грызут твердую пищу, называют грызунами. После того как кролик съест морковку, педагог предлагает детям подойти к кролику поближе, погладить его, рассказать о своих впечатлениях (глаза красные, блестящие; шерсть густая, короткая, нежная, серебристо‑белого цвета; на мордочке, ушах, ногах и хвосте черные пятна). Воспитатель рассказывает: «Русский горностаевый кролик неприхотлив в уходе, вынослив к холодам, нетребователен к пище. Кролика нельзя брать на руки, как кошку, он может поранить нас лапками. Особенно сильные у него задние лапки, которыми кролик, как и заяц, может отбиваться от своих врагов. В детском саду у кролика нет врагов, он живет в клетке, но у него проявляется инстинкт самосохранения». Педагог предлагает посадить кролика в клетку и продолжить наблюдение за ним. Кролик ведет себя более естественно, так как клетка – это его дом. Воспитатель предлагает налить кролику свежую воду и покормить его; рассказывает: «Корм кролика должен быть разнообразным – сено, овес, пшеница, кукуруза, свекла, капуста, морковь. Из трав очень полезны крапива, одуванчик, подорожник. Кролики охотно грызут ветки и кору, стачивая свои зубы. Кормить кролика нужно 2–3 раза в день. Нельзя кормить кролика такими растениями, как мак, ландыш и лук – они являются для них ядовитыми. Если правильно содержать кроликов в неволе, то у крольчихи могут появиться маленькие крольчата». Дети прощаются с кроликом и возвращаются в группу. Педагог предлагает поиграть в игру «Кролики». В одной части комнаты полукругом расставлены дуги – это «клетки кроликов». На противоположной стороне комнаты – «дом сторожа». В центре комнаты – «лужайка», на которую кроликов выпускают гулять. За каждой дугой становятся 2–3 ребенка; по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – «кролики сидят в клетках». Воспитатель‑сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под дугой, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под дугой. Для закрепления знаний о животных можно предложить детям поиграть в игру «Изобрази животное». Дети образуют круг. В центр круга встает взрослый. Мимикой и движениями показывает какое‑нибудь животное. Дети должны угадать это животное и повторить движения. Затем в центр круга можно пригласить желающего ребенка, который покажет свое животное. Взрослый должен помочь детям понять, что с животными нельзя поступать, как с людьми – кормить сладостями, заворачивать в пеленку, как маленьких детей, и т. д.; объяснить особенности обитания животных в природе (звери – на земле, птицы – в воздухе, рыбы – в воде, червяки – в земле). Необходимо научить детей сравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Педагог объясняет детям, что звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком, тело, как правило, покрыто шерстью, есть пасть с зубами и четыре ноги. У птиц тело покрыто перьями, есть два крыла и две ноги, рот в виде клюва, детеныши появляются из яиц. У рыб тело вытянутое, обычно сплющенное по бокам, покрытое чешуей; они передвигаются в воде с помощью хвоста и плавников; мальки появляются из икры или рождаются (у живородящих рыб). У насекомых тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко; оно покрыто хитином (тоненькой кожицей); имеют шесть ног, потомство появляется из яичек. Следует уточнить представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползет, жук и летает, и ползает). Дети этого возраста должны узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (зеленая кожа, на голове большие глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает); узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползает; у черепахи – тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно). Формируйте желание любоваться природой и беречь ее, ежедневно упражняя их в этом. В процессе ознакомления детей с произведениями фольклора учите замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, покажите взаимосвязь живых организмов со средой обитания. Загадайте детям загадку:
Ходит по двору весь день Царь в короне набекрень, Громко шпорами звенит, Грозно подданным кричит: – Заморите червяка, А не то намну бока!
(Петушок) Если дети видели живого петуха, попросите их поделиться своими впечатлениями, описать внешний вид петушка. Предложите вспомнить стихи и загадки, в которых подчеркивается та или иная особенность петуха, например:
С переливами поет, Утром будит весь народ, Золотистый гребешок, Гордо носит…
Кто взлетает на забор, Спозаранку будит двор И горланит песни вслух? Птица гордая – петух.
Покажите детям способ рисования петушка и предложите нарисовать сказочного или настоящего петушка. Предложите детям игру‑драматизацию «Цыпленок и утенок» (по одноименному рассказу Н. Сутеева), чтобы подчеркнуть общее и разное в поведении цыплят и утят. Объясните детям, что утенок – водоплавающая птица, а цыпленок – нет. Продолжайте расширять знания детей о домашних животных. В городских условиях ребята не всегда понимают, почему животные живут не в доме, но называются домашними. Нужно подробнее рассказывать им о том, зачем разводят домашних животных, как используют и перерабатывают продукты, получаемые от некоторых животных. Следует поощрять желание детей помогать взрослым в уходе за животными. Для закрепления знаний о домашних животных задавайте детям вопросы: «Каких домашних животных вы знаете? Почему этих животных называют домашние? Почему человек заботится о домашних животных? Какие домашние животные дают молоко? Какие домашние животные дают пух и шерсть? Какие домашние животные несут яйца? У каких домашних животных есть рога и копыта?». (Во время беседы показывайте картины с изображением животных.) На прогулке обратите внимание детей на поведение домашних животных – собака во время встречи с хозяином прыгает и виляет хвостом, кошка ласкается и т. д. Продолжайте знакомить детей с животными в процессе чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, бесед, игровой деятельности. В процессе ознакомления с природой необходимо учить детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Взаимосвязи в природе хорошо прослеживаются в рассказе Л. Толстого «На что нужны мыши».
«У меня был молодой сад. Весною я пошел смотреть свои яблоки и увидел, что мыши кругом объели их корни, так что вокруг каждой яблони кора была съедена, как белое кольцо. Яблони были хорошие и свежие. На всех были цветовые почки. Все бы они цвели и дали бы плод, а теперь я знал, что они пропадут, потому что сок в деревьях ходит по коре, как в человеке кровь ходит по жилам. Мне жалко было смотреть на мои яблони, и я пошел домой. И рассказал деду свое горе, и как бы я побил всех мышей на свете, если бы моя сила была. А дед сказал: „Если бы твоя сила была побить мышей, ты знаешь, кто бы тебя пришел просить за них?“. Я сказал: „Некому просить за них, они никому не нужны“. А дед сказал: Первые пришли бы кошки и стали просить за мышей. Они сказали бы: „Если ты побьешь мышей, нам будет есть нечего“. Потом пришли бы лисицы и тоже просили. Они сказали бы: „Без мышей нам надо будет красть кур и цыплят“. После лисиц пришли бы тетерева и куропатки и тоже просили бы тебя не убивать мышей. Я удивился: зачем куропаткам и тетеревам мыши, но дед сказал: „Им мыши нужнее всего на свете. Они не едят их, но если ты мышей погубишь, лисицам будет есть нечего, они разорят куропачьи и тетеревиные гнезда. Все мы на свете друг другу нужны“».
Задайте детям вопросы: «Нужны ли мыши в природе? Почему автор хотел убить мышей? Что можно сделать, чтобы уберечь яблоню от грызунов? Что означают слова „Все мы на свете друг другу нужны?“». Помогите детям составить экологическую цепочку, например: в саду растут плодовые деревья, мыши питаются корой этих деревьев, лисы и птицы (куропатки и тетерева) питаются мышами. Чаще используйте в работе с детьми фольклорные произведения малых форм, предлагайте отгадывать загадки, закрепляя представления о знакомых животных:
Кто в дупле живет, Орешки грызет, На деревьях резвится, Упасть не боится.
(Белочка)
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной.
(Ежик) Материалом для беседы о белках может послужить рассказ И. Соколова‑Микитова «Белки».
«В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы. В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи. Поздней осенью переменят белки свои красные платьица на серые зимние шубки. В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах, белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах – шустрая белка».
Спросите у детей: «Где живут белки? Для чего белки развешали грибы на деревьях? Почему поздней осенью белки меняют свой наряд? Где белки строят свои гнезда? Где маленькие бельчата в зимние дни прячутся от морозов и холодных ветров?». Если ответы детей не совсем точны, прочитайте им соответствующие отрывки текста. Детям этого возраста уже можно дать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания; закреплять знания о разнообразии растительного мира (деревья, кусты, травы); показать, что растения питаются через корень; дать представления о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление. Следует рассказать детям о некоторых грибах и ягодах, растущих в лесах вашей местности; дать представления о простейших связях между природными явлениями (лесные растения являются пищей для животных и т. д.). На прогулках продолжайте учить детей замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закрепляйте представления о сезонных изменениях в природе. Расширению знаний о природных явлений способствует дидактическое упражнение «Да и нет». Педагог задает детям вопросы: «Зимой на деревьях много листьев? Летом идет снег? Летом дети катаются на санках с ледяной горки? Зимой дети купаются в речке? Летом в лесу много грибов и ягод? Зимой прилетают бабочки? Летом речка покрывается льдом?». Дети должны быстро ответить «да» или «нет».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.53 (0.012 с.) |