Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сезонных наблюдений. Осень. Прочитайте детям стихотворение О

Поиск

Осень. Прочитайте детям стихотворение О. Высотской:

 

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

 

Продолжайте знакомить детей с характерными особенностями осеннего периода – желтеют деревья, опадают листья, становится холоднее и т. д. Предоставьте возможность понаблюдать за ветром (игра с ленточками, бег с вертушками).

Следует формировать у детей умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий), учить замечать изменения погоды, любоваться осенними листьями, называть основные цвета листьев (желтый, зеленый, красный и др.).

Покажите детям отличительные особенности листьев клена, дуба и березы. Обратите их внимание на то, как изменяется окраска листьев в осенний период. Формируйте у детей умение видеть красоту окружающей природы. Проведите игры «От какого дерева лист?», «Найди такой же листок», «Ветер и листочки», «Подбери листья по величине», «Найди листок, который я назову», «Найди свой домик» и др.

Во время прогулки можно провести игру «Найди дерево». Воспитатель называет дерево, предлагает детям его найти, добежать до него и обхватить руками. Можно использовать элементы соревнования: «Кто быстрее добежит до дерева?».

В этот период года желательно сходить с детьми в сад, где растут фруктовые деревья. Если это возможно, предложите детям сорвать яблоко с ветки. Объясните, что рвать его нужно аккуратно, чтобы не сломать ветку. Затем вместе с детьми хорошо вымойте яблоко и разрешите его попробовать.

Расскажите детям, что осенью в саду и на огороде созревают овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, полезные для человека.

Побеседуйте с детьми о том, как люди одеваются осенью. Задавайте им вопросы, активизирующие познавательный интерес: «Для чего людям нужны зонты? Что делают животные, когда идет дождь?».

Зима. Предложите детям исполнить песню «Кукла» (муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской):

 

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться поскорей.

 

Спросите: «Для чего кукле нужен теплый шарфик? В какое время года на улице стоит сильный мороз?».

Прочитайте отрывок из стихотворения 3. Александровой «В рукавичках маленьких»:

 

Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я саночки качу,

Гулять хочу.

 

Задайте детям вопросы: «Почему девочка взяла санки и пошла на улицу? В какое время года идет снег?». Побеседуйте о том, как люди одеваются зимой.

Учите детей называть время года – зима. Продолжайте знакомить с ее характерными особенностями: солнце светит редко, холодно, идет снег, все деревья в снегу, дует холодный ветер и т. д. Загадайте загадку:

 

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

 

(Елка)

Обратите внимание детей на то, что это дерево круглый год с зелеными иголками. Предложите полюбоваться красотой зимней ели.

На прогулке понаблюдайте за птицами, которые прилетают зимой на участок (голуби, синички, воробьи). Если есть возможность, покажите детям снегиря, понаблюдайте, как он клюет ягоды рябины. Понаблюдайте за птицами на кормушке.

Рассмотрите с детьми льдинки, сравните снег и лед (что между ними общего, чем они отличаются). Обратите их внимание на свойства снега: белый, от тепла тает, легкий, липкий и т. д. Во время прогулки или из окна понаблюдайте за падающим снегом; рассмотрите снежинки. Предложите ребятам слепить снеговика.

Формируйте умение общаться между собой в процессе коллективной деятельности; поощряйте желание помогать взрослым и друг другу.

На прогулке организуйте игры: «Воробушки и автомобиль», «Снежинки и ветер», «Зайка беленький сидит».

Весна. Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

 

С крыши – кап…

С крыши – кап…

Стал морозец очень слаб,

А снега осели.

 

Обратите их внимание на изменения, происходящие на участке детского сада: раньше, когда было холодно, шел снег; теперь потеплело и идет дождь, все стало мокрое – деревья, крыши, асфальт; люди надели плащи, резиновые сапоги, взяли зонты. Покажите детям характерные особенности весеннего периода: солнце ярко светит и греет; снег начинает таять, становится рыхлым, побежали ручьи, распустились цветы, прилетели птицы и т. д. Обратите их внимание на появление ручейков, сравните лужи и ручейки. Рассмотрите с детьми сосульки (блестят на солнце, с них капает вода, они длинные, их много на солнечной стороне), внесите сосульку в помещение и понаблюдайте, что с ней будет происходить. Подводите детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Обратите их внимание на то, что весной солнце яркое и теплое, на солнышке можно погреть лицо и руки. Прочитайте стихотворение А. Барто «Солнышко»:

 

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку

 

Покажите детям проталины и первые ручейки; обратите их внимание на то, как красиво становится на участке детского сада с появлением травы и первых весенних цветов (тюльпанов). Продолжайте формировать желание любоваться первыми цветами, порхающими бабочками, божьими коровками.

Весной проведите наблюдения за птицами, прилетающими на участок (если прилетают скворцы, следует понаблюдать за тем, как они летают в свои домики); учите детей наблюдать за тем, как птицы летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Предложите послушать, как поют птицы весной.

В уголке природы обратите внимание ребят на цветущие комнатные растения, на появление новых листочков и цветов и предложите им высказать свои впечатления.

На участке понаблюдайте с детьми за работниками детского сада, которые готовят землю к посеву семян и посадке лука; развивайте умения анализировать действия и делать элементарные выводы; подведите детей к пониманию того, что труд людей нужно уважать и беречь.

Поздней весной покажите детям, как цветут кустарники – шиповник и сирень, дайте понюхать цветы. Покажите цветущие деревья – яблоню, сливу и вишню.

На прогулке организуйте подвижные игры: «Лошадки», «Заинька, выходи», «Скворечники», «Игра с вертушками» и др.

Лето. Предложите детям спеть песню «Солнышко» (муз. Н. Галеевой, сл. О. Высотской):

 

Солнышко, солнышко, выгляни скорей,

Травку и зернышки в поле обогрей!

Девочкам и мальчикам будет веселей,

Белочкам и зайчикам суше и теплей.

Солнышко, солнышко, все тебя мы ждем.

Птицам и зверюшкам плохо под дождем.

Солнышко услышало песенку ребят, –

Вышли мы, вышли мы на прогулку в сад!

 

Спросите у детей, почему все радуются появлению солнышка. Учите называть время года – лето. Обратите внимание детей на характерные особенности летнего периода – жарко, люди одеваются легко, можно купаться в реке, на полянах много цветов, летают насекомые, поют птицы (летом птицы перестают прилетать к кормушкам – им стало легче самостоятельно найти корм). Загадайте загадку о бабочке.

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

 

(Бабочка)

Спросите у детей, почему «цветок» улетел. Рассмотрите бабочек, прилетающих на участок. Учите ребят наблюдать за бабочками и стрекозами, сидящими на растениях. Объясните, что не следует ловить насекомых: своим присутствием они украшают нашу жизнь.

Во время летнего дождя предоставьте детям возможность ощутить, что он – теплый. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Дождь»:

 

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Пролетный дождь стучит.

 

Понаблюдайте с детьми из окна за дождем, за происходящими в это время изменениями в природе. Расскажите, что иногда дождь сопровождается громом и молнией.

На прогулке постоянно обращайте внимание детей на красоту окружающей природы (красивые цветы, яркие бабочки, нежные зеленые листочки и т. д.). Рассмотрите на клумбах анютины глазки, маргаритки, ноготки. Формируйте у ребят желание оберегать цветочные растения на клумбах. По возможности посетите с детьми сад, где растут фруктовые деревья и кустарники.

При описании красоты окружающей природы используйте художественные произведения и фольклор. Прочитайте детям словацкую сказку в обр. С. Могилевской и Л. Зориной «У солнышка в гостях». Спросите, почему всем было плохо без солнышка.

На прогулке организуйте подвижные игры: «Куры в огороде», «Наседка и цыплята», «Пробеги с вертушкой» и др.

 

Уголок природы

В повседневной жизни педагог организует наблюдения за растениями и животными уголка природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений; учит их быть внимательными друг к другу и другим детям.

В уголке природы второй младшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум с рыбками (1–2 золотые рыбки, карасик); клетку с птицами (канарейка), кролики (их приносят на время наблюдения); комнатные растения (4–5 видов неприхотливых растений (по 2–3 экземпляра), например, фикус, примула, бегония, герань коралловая, бальзамин, колеус, имеющие ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные листья)); овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко); осенние листья для букетов; срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением животных (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса, медведь и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; набор картинок с изображением птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь); альбомы «Времена года»; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда – шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки; инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки, мерные ложки для корма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.221 (0.008 с.)