Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старшая группа (от пяти до шести лет)

Поиск

 

Формирование элементарных экологических представлений детей 5–6 лет осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности. В этом возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Воспитатель должен использовать в работе с детьми различные методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые и др. Знакомить с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире лучше всего в естественных природных условиях: через свои ощущения, используя все анализаторы, ребенок сможет более полно ощутить мир звуков, красок, запахов и т. д.

В дошкольном учреждении целесообразно проложить экологическую тропу, объектами которой могут быть самые разнообразные объекты, доступные пониманию детей данного возраста. В доступной форме расскажите и продемонстрируйте им, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой изменения, происходит «цепная реакция».

Учитывая региональные особенности, познакомьте детей с культурным наследием народа, проживающего на территории данной климатической зоны.

Продолжайте формировать у детей элементарные представления о человеке как биологическом существе. Закрепляйте умения ребят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Расширяйте их знания об обитателях уголка природы и домашних животных, особенностях их содержания; формируйте потребность заботиться о живых существах. Воспитывайте у детей осознанно‑бережное отношение к природе и к предметам рукотворного мира. Учите детей основам элементарной экологической безопасности.

К экологическому воспитанию целесообразно привлекать родителей; подготовьте для них консультации на темы: «Учимся у природы», «Природа и фантазия», «Сохраним мир», «Звуки природы», «Кошка в доме», «Вы решили завести собаку», «Если ребенка ужалила пчела» и т. д.

Детей старшей группы учат вести календарь природы, где они должны ежедневно отмечать состояние погоды, делать зарисовки растений и животных, за которыми ведут наблюдения.

Пейзажи знаменитых художников помогут сформировать у детей более полное представление об окружающем мире. Познакомьте их с произведениями живописи И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, И. Грабаря и др. Расскажите, что художников, изображающих природу, называют пейзажистами, а художников, изображающих животных, – анималистами. Познакомьте с творчеством художников‑анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина и др. Расширяйте знания детей о творчестве художников‑иллюстраторов детской книги – Ю. Васнецова, Е. Рачева, И. Билибина, Т. Мавриной и др. Обратите внимание детей на то, как художники и мастера декоративно‑прикладного искусства по‑разному подходят в своем творчестве к отражению окружающей действительности.

В процессе решения задач экологической направленности педагог должен дать детям знания о естественной природе; о преобразованной человеком природе родного края; о рукотворном мире, созданном человеком за многие поколения для удовлетворения материальных и духовных потребностей; о взаимоотношениях людей. Воспитатель формирует у детей эмоционально‑оценочное отношение к природным явлениям, поступкам людей, произведениям искусства и результатам человеческого труда; учит наблюдать за явлениями природы и делать умозаключения.

В процессе любой деятельности следует учить детей мыслить, задавать им вопросы: «Зачем? Почему? Как ты думаешь? Кто думает по‑другому?». Пусть дети высказывают свою точку зрения. Необходимо развивать любознательность и воспитывать у ребят активную жизненную позицию. Отвечать на детские вопросы нужно доступным и понятным языком; вместе с тем знания должны быть научными.

В процессе экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; учить их укреплять свое здоровье (плавать, бегать на свежем воздухе, трудиться на природе и т. д.); подвести их к пониманию того, что для жизни и деятельности человеку необходимо создавать вокруг себя благоприятную обстановку. Нужно формировать у детей умения сочувствовать, сострадать, радоваться и огорчаться за других людей, сопереживать не только на словах, но и на деле; научить их приходить на помощь своим товарищам, уступать, если это необходимо; делиться игрушками, открывать и придерживать дверь, когда помощник воспитателя вносит пищу в групповую комнату, поднять упавшую вещь, протереть разлитую воду и т. д.

Прочитайте детям сказку В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь»; спросите, почему шесть дочек говорили своей матери о любви, а на самом деле больше всего ее любит седьмая дочь?

В процессе совместной деятельности со взрослыми дети усваивают эталоны культурного поведения в природе и социальной среде; учатся себя вести в той или иной ситуации. Практические умения и навыки формируются в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социально‑природной среды.

Следует подвести детей к пониманию того, что современное жилище человека удовлетворяет его биологические и социальные потребности (свет, влага, тепло, питание, воздух, безопасность, красота); познакомить с основами безопасности жизнедеятельности.

Детей этого возраста продолжают знакомить с домашними и дикими животными, их повадками и местами обитания; формируют практические навыки и умения по уходу за животными уголка природы; закрепляют понимание того, что на людях лежит ответственность за содержание животных в уголке природы.

Знания детей о домашних животных закрепляются в процессе наблюдений за живыми объектами, рассматривания иллюстраций, чтения художественных произведений, бесед, театрализованных представлений и т. д.

Следует обратить особое внимание на знакомство детей с такими домашними животными, как лошадь, корова, коза и др. В городских условиях ребенку иногда трудно понять, почему этих животных называют домашними. Спросите у детей, видел ли кто‑либо из них живую корову, козу, поросенка, и предложите поделиться своими впечатлениями. Расскажите детям о домашних животных:

 

«На Руси люди жили в домах, где был двор для животных, огород и сад. Домашних животных держали для облегчения жизни человека. При выпасе на шею животным вешали колокольчики – так их легче было отыскать в лесу и в поле. Кроме того, издревле считалось, что звук колокольчика отпугивает диких зверей. Сейчас можно увидеть на праздниках тройку запряженных лошадей с висящими на дуге колокольчиками».

Расскажите детям о корове:

«Коров содержат на фермах, в сельской местности. На фермах работают животноводы и доярки, они обслуживают коров. Коровы дают людям молоко, которое затем привозят в магазины города. Летом коровы питаются травой. На зиму люди заготавливают им сено и солому. В пищу коровам добавляют соль и витамины. Дают им также специальный корм – комбикорм. Около каждой коровы есть автопоилка с водой. Перед дойкой доярки надевают чистые белые халаты и моют вымя коров теплой водой. Затем вымя вытирают чистым полотенцем, выдаивают первые капли молока в отдельную посуду и только потом подключают доильный аппарат. Из доильного аппарата молоко поступает в молокопровод. Затем молоко процеживается и помещается в холодильную камеру. Из холодильной камеры молоко перекачивают в молоковоз. На молокозаводе из него делают молочные продукты: масло, кефир, йогурт, творог и т. д.».

 

Побеседуйте с детьми о других домашних животных – лошади, козе и др. Загадайте загадку о лошади:

 

Животное домашнее,

Но в доме не живет,

А груз и человека

Куда надо везет.

 

(Лошадь)

После того как дети отгадают загадку, покажите им картину с изображением лошади и задайте вопросы: «Как называется это животное? Это животное дикое или домашнее? Почему вы так считаете? Какую помощь лошадь оказывает человеку? Где можно содержать лошадь в городских условиях? Кто из вас видел это животное?». Предложите ребятам, которые видели живую лошадь, рассказать о ней. Обобщая ответы детей, расскажите подробнее о домашних животных.

Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующей норе барсука, медведь ложится спать в берлогу). В первую очередь дети должны знать животных, обитающих в той климатической зоне, где они проживают.

Следует познакомить детей с животными нашей страны (животные Крайнего Севера – белый медведь, тюлень, морж и т. д.; животные тундры и лесотундры – песец, северный олень, тундровый волк и т. д.; животный тайги – бурый медведь, рысь, соболь, белка, лось и т. д.; животные смешанных и лиственных лесов – барсук, еж, бобр и т. д.; животные лесостепи и степи – степной волк, сайгак, заяц‑русак и т. д.; животные пустыни и полупустыни – верблюд, кулан, кабан и т. д.).

Обратите внимание детей на зависимость характера передвижения от особенностей строения конечностей животных (например, заяц хорошо прыгает, потому что его задние ноги длиннее передних).

Для более глубокого понимания явлений природы чаще используйте в работе с детьми рассказы, стихи, фольклорные произведения.

Загадайте детям загадки:

 

Любит груши он и мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать,

Очень любит он поспать.

 

(Медведь)

 

Рыжая с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

 

(Лиса)

 

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

 

(Волк)

 

Зимой белый –

Летом серый.

 

(Заяц)

 

Быстрый, маленький зверек

По деревьям скок да скок.

 

(Белка)

Спросите, как можно назвать одним словом этих животных. Прочитайте детям рассказ И. Соколова‑Микитова «Еж»:

 

«Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель.

Скоро зеберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.

Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны».

 

После чтения произведения задайте детям вопросы: «Где живет еж? Почему осенью у ежей мало пищи? Как называется место, где еж собирается провести зиму? Почему еж не замерзнет в своем логове зимой?».

Расширяя представления детей об этом животном, расскажите, что еж бегает по лесу очень шумно, шуршит листьями, фыркает и громко чмокает. Почувствовав опасность, он свертывается клубком, прячет незащищенные мордочку и брюшко и выставляет иглы. Иглы служат ежу защитой от других животных. А вот хитрая лиса в этом случае прокатывает колючий клубок к воде, где еж развертывается. Маленькие ежата рождаются голенькие, слепые и глухие. Со временем они начинают видеть, слышать и покрываться иголками. Ежи в основном добывают себе пищу в ночное время. Питаются они ягодами, червями, насекомыми, реже – мышами. Человека ежи практически не боятся, выходят близко к его жилью. Не следует брать ежа домой, если он попадется на пути – пусть он живет в лесу.

Продолжая знакомить детей с обитателями леса, загадайте им загадки о медведе:

 

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна.

Просыпается от сна.

 

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

 

Задайте детям вопросы: «Как ты догадался, что эта загадка о медведе? Где спит медведь зимой? Что делает медведь весной? Что делает медведь летом?». Прочитайте детям рассказ М. Пришвина «Медведь». После чтения побеседуйте по содержанию: «О каком времени года говорится в рассказе? В какое время года медведь выходит из берлоги? Почему автор рассказа, повстречав медведя в лесу, не заметил его? Кто рассказал автору, что в лесу был медведь? Как вы думаете, опасна ли для человека встреча с этим животным? Чем медведь питается в лесу?».

Продолжить знакомство детей с дикими животными можно, прочитав рассказ Е. Чарушина «Волчишко». Побеседуйте с детьми по его содержанию. Расскажите о волках.

 

«Волки – это хищные звери, они поедают других животных. Вместе с тем волки сохраняют экологическое равновесие в природе, так как питаются наиболее ослабленными зверями. А вот при отсутствии в лесу этих хищников многие животные начинают страдать от болезней, паразитов и бескормицы. Волки могут представлять опасность для человека, особенно в зимнее время, когда у них мало питания. Многие ученые считают, что собаки произошли от древнего волкообразного зверя и поэтому сохранили некоторые особенности его поведения. Например, в случае нападения волки оскаливаются, хвост поднимают выше спины, их шерсть встает дыбом. Испуганный волк прижимает уши, вытягивает морду, низко опускает хвост. Иногда зверь ложится на спину, открывая самые уязвимые части тела – шею и живот; это означает признание силы, главенства. Если волки настроены дружелюбно друг к другу, они приветливо виляют хвостами».

 

Предложите детям вспомнить, в каких сказках присутствует волк, как описывают волка в русских народных сказках, какие повадки можно увидеть в описании этого животного. Понаблюдайте на улице за собаками и определите, что у них есть общего с волками. Подведите детей к пониманию того, что собака – это сторожевое животное. Объясните, что незнакомых животных нельзя гладить, с ними опасно играть. С домашними собаками тоже нужно быть осторожными и внимательными. Объясните детям, что собака – друг человека; эти животные очень преданы своим хозяевам. Если в доме живет собака, нужно ухаживать за ней, знать особенности поведения той или иной породы. Иногда дети приносят в дом маленьких щенков, радуются их непосредственности, а потом, когда животные вырастают, их выбрасывают на улицу. Необходимо формировать у детей ответственность за содержание животных в неволе. Если человек правильно ведет себя с животным, это доставляет радость и человеку, и животному.

В процессе сравнения волка и собаки учите детей видеть сходство и различие между домашним и диким животным.

Используйте при ознакомлении детей с окружающим миром шуточные стихотворения, например, «У пенька» Г. Ладонщикова:

 

Зайчиха, сидя у пенька,

Учила шустрого сынка:

– Будь смел,

Не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече

Волчьих лап!

Не обижай того,

Кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!

С голодным поделись едой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Еще запомни, сын:

Неловко

Дарить мышонку мышеловку,

Лисе – капкан,

Ершу – крючок,

А поросенку – пятачок.

 

После чтения стихотворения задайте детям вопросы: «Для чего зайчиха учила сынка? Чему она учила зайчонка? Почему зайчиха‑мама не разрешала зайчику здороваться с волком за лапу при встрече? Можно ли человеку применять в жизни наставления зайчихи?».

В процессе игр‑драматизаций учите детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности. Например, в сказке «Терем‑теремок», играя роль животных, дети изображают голосом и движением лягушку, мышку, ежа, петуха, волка, лису и медведя. С помощью родителей можно изготовить костюмы животных, которые помогут ребенку войти в ту или иную роль.

Составить описательный рассказ про животных детям помогут следующие вопросы: «К какой группе животных относится (птицы, рыбы, млекопитающие и т. д.)? Где обитает? Условия жизни? Чем питается? Какого цвета? Какие имеет части тела? Как передвигается? Какие звуки издает?». Затем можно побеседовать с детьми о том, с какими растениями связана жизнь этих животных; установить экологическую цепочку.

Организуйте длительные наблюдения за животными (1. Общее знакомство, внешний вид. 2. Условия содержания. 3. Повадки животного. 4. Чем питается. 5. Способы передвижения. 6. Уход).

Цикличные наблюдения дают детям возможность получить более полные представления о животных, научиться ухаживать за ними. Результаты наблюдений дети фиксируют доступными им средствами.

Продолжайте учить детей наблюдать природные явления и устанавливать причинно‑следственные связи между ними (яркая радуга, отливающая зеленым цветом, – к ненастью, причем чем зеленее радуга, тем продолжительнее будет дождь; если одновременно возникают две или три радуги, будет продолжительный теплый дождь; если зимой идет снег крупными хлопьями – приближается оттепель; воробьи дружно расчирикались – к оттепели).

Продолжайте знакомить детей с многообразием птиц. Расширяйте их представления о зимующих и перелетных птицах. На участке покажите 4–5 зимующих птиц, научите различать их по голосам и по внешнему виду. Расскажите детям о зимующих птицах.

 

«Особенно трудно приходится птицам зимой. Человек может помочь им выжить в этот период. Зимой вороны, сороки, галки перебираются поближе к жилью человека. Их можно угостить крошками хлеба, зерном, семенами подсолнечника. Снегири и щеглы держатся в зарослях сорняков – чертополоха, репейника, полыни и крапивы. Семена – любимая пища этих птиц. Летом можно заготовить семена этих растений, а зимой, соорудив кормушку, насыпать этот корм. Синиц можно угостить семенами арбуза, дыни и тыквы. Снегирей лучше кормить плодами рябины и бузины. Воробьев можно угостить и хлебными крошками. Все птицы очень любят семена подсолнухов. Для дятлов, соек, синиц можно подвешивать на ветки кусочки несоленого сала и мяса».

 

Следует подвести детей к пониманию того, что птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки. Предложите родителям сделать кормушки и развесить их на территории детского сада.

На выпавшем снегу рассмотрите с детьми следы разных птиц.

В уголке природы продолжайте учить детей наблюдать и ухаживать за животными, рыбами и птицами; поощряйте желание помогать взрослым в уходе за обитателями уголка природы.

В процессе наблюдения за насекомыми научите детей сравнивать их по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза – летают; кузнечик – прыгает), определять по издаваемым звукам и правильно называть насекомых (пчела, муха, жук – жужжат; кузнечик – стрекочет). Следует рассказать о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища), некоторых защитных свойствах насекомых.

Расскажите детям, что с помощью насекомых можно предсказывать погоду. Для этого нужно быть особенно внимательными и понимать природу. Например, наблюдая за пауками‑крестовиками на участке детского сада, можно определить, каким будет предстоящий день. Обратите внимание детей на то, что у паука восемь ног, а у жуков, муравьев и стрекоз – шесть; глаз может быть четыре, шесть, восемь; головы нет совсем, а из кончика брюшка тянется паутинка, состоящая из нескольких тонких ниточек, почти невидимых невооруженным глазом. Пауки умеют плести замечательные ловушки‑сети для мух. Если паук‑крестовик сидит утром в центре своей паутины – жди хорошей погоды. Если вечером он плетет большую сеть – дождя не ожидается. Крестовик, спрятавшийся в уголке, указывает на приближение непогоды. Часто он плетет новую сеть в другом месте, если ожидается перемена ветра.

Используйте в работе с детьми фольклорные произведения. Загадайте загадки:

 

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

 

(Муравей)

 

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее…

 

(Пчела)

 

Не зверь, не птица, в носу спицы,

Летит – кричит, а сядет – молчит,

Кто его убьет, свою кровь прольет.

 

(Комар)

После того как дети отгадают загадки, предложите им объяснить, почему они так думают, – это развивает умение логически мыслить и делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Следует объяснять: все выполняют свою важную роль, поддерживая природное равновесие.

Продолжайте расширять и уточнять знания детей о растениях (деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях леса, луга, сада; лесных ягодах, грибах, комнатных растениях); углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений; расширять знания об особенностях той местности, где проживают дети.

Продолжайте знакомить детей с комнатными растениями, учите правильно за ними ухаживать; описывать комнатные растения, выделяя характерные признаки и сравнивая растения между собой. Покажите способы вегетативного размножения растений.

Учите детей взаимодействовать с природой, формируйте представления о том, что человек – часть природы; солнце, воздух и вода – наши верные друзья. Предложите детям подумать, что может случиться, если, например, надолго спрячется солнце или на Земле совсем не будет воды?

Один раз в сезон целесообразно ходить на экскурсию в одно и то же место, чтобы наблюдать за сезонными изменениями в природе. Следует заранее рассказать детям, куда и зачем они пойдут на экскурсию. Особенно важно знакомить их с региональными особенностями природы.

Расширяя знания детей о растениях, расскажите им, что есть леса, где заготавливают древесину (продуктивные), а есть леса, где отдыхают, собирают грибы и ягоды (рекреационные). Лес может быть лиственный, хвойный и смешанный.

Прочитайте детям описание деревьев из книги «Таежный хоровод» Л. Катаевой и М. Капсаргиной «Ель»:

 

«Ель. Без этого дерева, украшенного блестящими игрушками, серебристыми нитями, увешанного яркими лампочками, не обходится самый веселый праздник– Новый год. Ель первые 10–15 лет растет медленнее, чем сосна, а затем догоняет и вырастает до 30 метров. Шишки у нее длинные, узкие. В конце зимы они открываются, из них вылетают крылатые семена и уносят ветром в неведомые дали… Там, где они попадают в землю, вырастают молодые елочки. Живет ель 300 лет. Древесина у нее мягкая, легкая, а в народе говорят – звонкая. Поэтому неудивительно, что из нее делают музыкальные инструменты, игрушки, корзины, лукошки и бумагу. Ель – самое древнее дерево в нашем лесу. Сосна. Сосна – вечнозеленое дерево. Хорошо переносит северный холод и южную жару. Растет на песках, болотах, пожарищах. Живет сосна дольше ели – до 400 лет. Иглы у сосны не желтеют и не старятся. Сосна испаряет особые летучие вещества, которые убивают многих микробов не только в лесу, но и во всей округе. Народное название пахучей смолы сосны – «живица». Она содержит ценные вещества, приносит большую пользу здоровью человека и является незаменимым помощником людей в белых халатах. Из хвои сосны получают витаминную муку.

Лиственница. Таежной красавицей называют лиственницу. Человек гордится этим могучим богатырем. У нее высоко поднятая крона, редкие ветви и мягкая негустая хвоя. Лиственница встречается и в тундре, где ни сосна, ни ель не выносят холода вечной мерзлоты. Живет она 300–500 лет. У нее, как и у тополя, есть ценное качество: устойчивость к дыму и газам. А знаете, ребята, почему лиственницу называют еще сибирским дубом, деревом вечности. Ее плотная древесина не поддается гниению и высоко ценится своей долговечностью. Строят из нее мосты, плотины, колодезные срубы, сваи, шпалы. Лиственницей это дерево называют потому, что каждую осень, словно тополь и береза – листья, она сбрасывает иголки».

 

Следует подвести дошкольников к пониманию того, что сосны и ели зимой не сбрасывают хвою; рассказать, что корни у елей не уходят глубоко в землю, поэтому сильный ветер может повалить даже большие деревья.

Расскажите детям о березе:

 

«Березка – это единственное дерево на земле с белой корой. Березка считается символом России. На всей территории нашей страны произрастают различные виды березы. Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи».

 

Предложите детям подумать и ответить на вопросы: «Когда лес называется хвойным? Когда лес называется лиственным? Когда лес называется смешанным?». Расскажите о лесе:

 

«Лес – сложная совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга живых организмов и среды (воздух, вода, свет, почва, тепло). Они напоминают многоэтажный дом, где все жильцы взаимно влияют друг на друга. Лес – многоярусный организм. Первый (верхний) ярус состоит из высоких, здоровых деревьев, прикрывающих все остальное. Под этим ярусом растут более молодые деревья, которые в будущем заменят старые деревья. Этот ярус еще называют подрост. Далее идет третий ярус – подлесок, состоящий из кустарников. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Полукустарники и травы составляют четвертый ярус леса. В пятый ярус входят мхи, лишайники, папоротники и грибы».

 

Прочитайте детям рассказ М. Пришвина «Этажи леса», затем задайте вопросы: «Кто автор рассказа «Этажи леса»? На каком «этаже» живут мышки, соловей, орел? Почему родители птенцов синичек‑гаечек не видели своих детей? Как охотники помогли птицам?». Понаблюдайте с детьми за птицами на участке детского сада, предложите им подумать, на каких «этажах» живут птицы.

Художественные произведения помогают формированию эстетического отношения к действительности. В процессе знакомства с произведениями дети учатся понимать и любить природу.

Прочитайте детям стихотворение «Что растет?» Г. Лагдзынь:

 

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер‑кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ – как елка.

А еще?

Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Граммофончики‑вьюнки,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых.

 

Спросите у детей: «Какие растения растут на лугу?». Как можно чаще задавайте им вопросы, требующие логического заключения. Это способствует развитию ассоциативного мышления и формированию творческого воображения.

В парке, на участке детского сада понаблюдайте за растущими деревьями и кустарниками. Проведите игры «Найди дерево по описанию», «От какой ветки детки?» и др.

Целесообразно рассказать детям о правилах сбора грибов в лесу.

«В природе есть съедобные и ядовитые грибы. Грибы можно собирать только со взрослыми людьми, которые хорошо знают лес, в котором вы решили собирать грибы. Съедобные грибы – лисички, подберезовики, шампиньоны, маслята и многие другие. Те грибы, которые ядовиты для человека, для многих зверей являются лакомством. Поэтому, собирая грибы, нужно быть внимательными и не трогать руками те грибы, которые вы не знаете. Наиболее ядовитый гриб – это бледная поганка. Грибы нельзя выкапывать и вырывать из земли».

Предложите детям подумать, почему нельзя вырывать грибы из земли, почему грибники срезают грибы небольшим ножичком.

Покажите детям взаимосвязь русских народных праздников и времен года (Покров – до обеда осень, после обеда зима; Сороки – зима кончается, весна начинается; Сретенье – встреча зимы с весной), учите использовать в процессе наблюдения за природой произведения устного фольклора: загадки, пословицы, поговорки. Продолжайте знакомить детей с народными приметами («Когда цветет черемуха, начинается похолодание», «Если листопад быстро пройдет – надо ожидать крутой зимы», «Если во время листопада листья ложатся лицом вниз, зима будет холодной, лицом вверх – теплой»). Загадайте загадку:

 

Пушистая вата

Плывет куда‑то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

 

(Облака, тучи)

С детьми старшего дошкольного возраста можно создать малую «Красную книгу». Предложите им оформить книгу с помощью фотографий; иллюстраций из старых книг; засушенных растений; зарисованных и выполненных в виде аппликаций растений, произрастающих на участке детского сада; а также растений, на которые дети обратили внимание на прогулке, во время отдыха и т. д. В книге педагог записывает краткую информацию о растении: название, где растет, как размножается и т. д. Можно записать интересные детские рассказы и наблюдения.

Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (А. Вивальди «Весна», Г. Свиридова «Дождь», С. Прокофьева «Дождь и радуга» и др.).

Для закрепления знаний детей об окружающей действительности можно провести дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Магазин „Семена“», «Детки на ветке», «Овощехранилище», «Животное домашнее или дикое», «Когда это бывает», «Почтальон принес посылку», «Угадай, что в мешочке».

Обобщайте и систематизируйте представления детей о временах года и частях суток. В доступной форме отвечайте на их вопросы, связанные с космосом, звездами, Луной, Солнцем и т. д.

Продолжайте формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру. Поощряйте их стремление делиться впечатлениями об окружающем, полученными из различных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия и т. д.). Учите анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Продолжайте уточнять знания детей о свойствах воздуха и его функциональном значении для животных и человека. Учите различать почвы (песчаная, чернозем, лесная). Расширяйте представления о многообразии неживой природы. Учите устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Закрепляйте знания о последовательности времен года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.165 (0.018 с.)