Судьба каждого ребенка индивидуальна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба каждого ребенка индивидуальна



Нередко бывает сложно определить, к какой категории отно­сится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок - это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью встречена одним ре­бенком, может быть с негодованием отвергнута другим.

Очень важно четко определить группу беспризорников, кото­рой вы хотели бы оказать помощь и были бы в состоянии это сде­лать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Мотивы ухода ребенка на улицу.

Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных ус­ловиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяс­нения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот не­надежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономическо­го неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являют­ся выходцами из социальных низов.

 Бедность семьи и алкоголизм родителей

Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семья в бедность и лишения. И, прежде всего эти лишения ложатся на плечи детей. Одной из основных причин ухо­да ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для не­го последним средством защиты.

Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко ус­ловия там оказываются значительно хуже.

Что же побуждает маленького человека уйти из дома и поменять кровать и домашнюю еду на пол в заброшенном доме и еду, купленную на подаяние или деньги из украденного кошелька?

Комитет за гражданские права проанкетировал 1080 детей, которыми в 2000- сентябре 2002 года он занимался. Вот, как сами беспризорники объяснили причины своего ухода из дома:

Причина ухода   Количество детей  
Методы «дедовщины» в детских домах. Избиение со стороны старших воспитанников.   260  
Алкогольная зависимость роди­телей или родственников   340  
Жажда приключений - «Дромо-мания»   150  
Различные семейные проблемы (ссора с родителями - родствен­никами; проблемы в образова­тельных учреждениях; боязнь придти домой из-за конфликтных ситуаций в семье или во дворе дома, в котором живет несовер­шеннолетний)   330  

 

Конечно же, эти данные не могут быть признаны полностью достоверными, так как при проверке они зачастую не подтверждались. Очень часто выяснялось, что жестокое обращение в семье или детском доме, на которые ссылались дети, были либо спровоцированы ими самими (например, одного мальчика побили родители после того, как он совершил дома и у соседей несколько десятков краж) либо были выдуманы ими. Такие дети тянулись «к свободе», которая понималась ими, как отсутствие контроля со стороны взрослых, отказ от выполнения домашних и школьных обязанностей, возможность жить в свое удовольствие и делать, что захочется. По  оценкам специалистов Комитета за гражданские права, данный мотив ухода из дома является ведущим примерно у 25 % беспризорников. Такие дети редко готовы вернуться в социально благоприятную среду добровольно, так как уличная среда кажется им более привлекательной, а опыт тех, кто уже прошел этим путем, оказался в тюрьме и готов предостеречь их от повторения уже совершенных ошибок, оказывается ими невостребованным.

По наблюдениям специалистов Комитета за гражданские права, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

-беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей — то заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки;

-беспризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь;

-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;

-беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам (кстати в лучшие времена подобное расстройство поведения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю в качестве крупнейших путешественников и географов).

В зависимости от того- к какой группе относится ребенок, которому мы пытаемся помочь, следует определить стратегию и выбрать тактику работы с ребенком и помощи ему.

Потребности уличного ребенка

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понима­нии и т.д. - те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей:

желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, ка­кой он есть, выслушают, помогут.

Объединение беспризорников в группировки позволяет им ре­шить многие житейские и психологические проблемы: жилья, пи­тания, безопасности, общения, взаимопомощи.

Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.

Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в то же время, подозрительностью.

Жизнь уличных детей

  Места обитания

Каждый уличный ребенок - это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо позна­комиться с образом жизни уличных детей, присущим именно ваше­му району.

Улица - это то место, где ребенок работает, питается, общает­ся, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продикто­ваны потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетво­рение чувства голода, жажды, тепла, безопасности.

Чаще всего данную категорию детей можно встретить в ожив­лённых местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.

Портрет уличного ребенка

Среднестатистический портрет составлен на основании годового опыта работы уличных, работников: Это мальчик. 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя - алкоголики, не всегда состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Боль­шую часть времени он проводит в кругу себе подобных - в теплое время года на улице, в холодное - в подвалах, подъез­дах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в сре­де позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них.

Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения, вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд.

Характерными чертами поведения являются необяза­тельность, скрытность, лживость, прагматичность, хоро­шая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдает­ся резкая смена настроения и непредсказуемость поступков.

Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и разви­той речью. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллек­туального, так и общего психического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет,

или полная деградация, или роль исполнителей в криминаль­ной среде с последующим попаданием в «места не столь от­даленные», или преждевременная смерть от отравления, бо­лезней, передозировки и других опасностей, которые окру­жают их со всех сторон.

 Зарабатывание средств на жизнь

Под работой мы понимаем любую форму деятельности, приво­дящую к добыванию средств к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос мусора из ларьков, во­ровство, проституция и т.д. Во многих случаях их труд тяжел, опа­сен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семей­ный бюджет или родители забирают у них силой.

Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоя­нии зарабатывать приличные деньги, но тратят они эти деньги ча­ще всего бездарно. Имея в среднем ежедневный доход 100-200 рублей (на конец 1998 года), дети все равно ходят полураздетыми и полуголодными. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества (клей, табак, алкоголь, наркотики), сладости и т.д.

• Проституция

Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в про­ституцию.

Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно:

подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а так­же социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некото­рых случаях - благосклонность семьи к подобной деятельности ли­шает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами роди­тели принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью прости­туции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка.

• Мелкие преступления

Мелкие нарушения могут также стать прибыльным занятием.

 

Некоторые дети вытаскивают кошельки или пользуются возмож­ностью, чтобы украсть из машин, домов мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьни­ков. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торгов­цы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров.

• Мытье машин и попрошайничество

Эти виды заработка нередко используются на оживленных пе­рекрестках. Дети получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество, иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи, когда ребенка за­таскивали в машину и увозили в неизвестном направлении.

• Другое

Для каждого региона или территории существуют свои харак­терные особенности зарабатывания денег беспризорниками. Зная их, будет легче находить места концентрации уличных детей, осо­бенности их жизни и т.д.

 

Структурированные вопросы

Вопросы на понимание

  1. Сформулируйте основную суть и проявления подросткового кризиса как фактора

социальной дезадаптации?

2. Каких детей и подростков можно отнести к группе риска?

Вопросы по исследовательской позиции:

2. Разработайте анкету для подростков 11-14 лет для выявления их потребностей и интересов..

 Темы для самостоятельной работы:

1. Комплексное описание процесса развития подростка, включая его биологические, познавательные, личностные и поведенческие аспекты (на конкретном примере).

  1. Самовоспитание и саморегуляция подростков.
  2. Основные проблемы и противоречия личностного развития подростков.

 

 

Методология уличной работы

Деятельность социальных служб и добровольцев, работающих в этом направлении, может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности реабилитационного пространства. Со­циальный работник или доброволец становится первым представите­лем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полно­ценным членом общества.

 Цели и задачи

Основная цель работы с детьми группы риска - выполнение роли проводника между уличными детьми и обществом с целью их социальной адаптации в обществе.

Основными задачами службы являются:

1. Мониторинг территории района с целью сбора полной ин­формации о детско-подростковом сообществе. Такой сбор позво­ляет:

• выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информиро­вать о них соответствующие органы;

• осуществлять профилактику беспризорности, не допуская по­явления на улице «новеньких» детей;

• оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказав­шимся в критической ситуации;

• осуществлять деятельность по формированию социально при­емлемого поведения у детей и подростков через коррекцию их мотивационной сферы.

2. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ)ит.д.) для:

• оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолет­него;

• выработки согласованных действий по работе с детьми улиц.

3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска.

4. Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.

Принципы работы

При работе с уличными детьми работники социальной службы и добровольцы должны ру­ководствоваться следующими принципами:

- принцип соблюдения интересов несовершеннолетне­го. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовер­шеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Реабилитационного Пространства состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальный работник и доброволец всегда встает на сторону интересов несовершен­нолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.

- принцип добровольности. Принцип добровольности ос­нован на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной ра­боте с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон - со­циального работника и подростка. Без согласия несовершеннолет­него на сотрудничество в процессе его спасения социальный ра­ботник ограничивается функциями наблюдателя.

Этот принцип продиктован также условиями работы в нефор­мальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой:

• либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить не­кое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой,

• либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему от­ношений с подростком и группой.

Для социального работника допу­стимо, скорее, последнее. Социальный работник имеет право ак­тивно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

- принцип принятия. В первое время следует полностью от­казаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных ус­ловиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те ус­ловия, в которых живет ребенок.

- принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразуме­вает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходи­мый фактор в установлении доверительных отношений с наблюда­емым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социаль­ного работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полу­ченной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть до­сконально проверен.

- принцип единой команды. Уличная работа - это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, рабо­ты, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит ор­ганизовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.

- принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть пре­дельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними «наизнанку». Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.041 с.)