Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судьба каждого ребенка индивидуальна
Нередко бывает сложно определить, к какой категории относится тот или иной ребенок. Но всегда важно помнить, что любой ребенок - это личность, и предлагаемая ему помощь должна быть индивидуальна. Услуга, которая с радостью встречена одним ребенком, может быть с негодованием отвергнута другим. Очень важно четко определить группу беспризорников, которой вы хотели бы оказать помощь и были бы в состоянии это сделать. Лучше начать с малого и в дальнейшем скорректировать свои усилия, чем потом признаться в своем бессилии. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мотивы ухода ребенка на улицу. Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Бедность семьи и алкоголизм родителей Быстрые социальные и экономические изменения в стране ввергли многие семья в бедность и лишения. И, прежде всего эти лишения ложатся на плечи детей. Одной из основных причин ухода ребенка из дома является алкоголизм родителей. Страдая из-за пренебрежения родителями своими обязанностями и нередко преступным злоупотреблением ими, уход на улицу становится для него последним средством защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но нередко условия там оказываются значительно хуже. Что же побуждает маленького человека уйти из дома и поменять кровать и домашнюю еду на пол в заброшенном доме и еду, купленную на подаяние или деньги из украденного кошелька? Комитет за гражданские права проанкетировал 1080 детей, которыми в 2000- сентябре 2002 года он занимался. Вот, как сами беспризорники объяснили причины своего ухода из дома:
Конечно же, эти данные не могут быть признаны полностью достоверными, так как при проверке они зачастую не подтверждались. Очень часто выяснялось, что жестокое обращение в семье или детском доме, на которые ссылались дети, были либо спровоцированы ими самими (например, одного мальчика побили родители после того, как он совершил дома и у соседей несколько десятков краж) либо были выдуманы ими. Такие дети тянулись «к свободе», которая понималась ими, как отсутствие контроля со стороны взрослых, отказ от выполнения домашних и школьных обязанностей, возможность жить в свое удовольствие и делать, что захочется. По оценкам специалистов Комитета за гражданские права, данный мотив ухода из дома является ведущим примерно у 25 % беспризорников. Такие дети редко готовы вернуться в социально благоприятную среду добровольно, так как уличная среда кажется им более привлекательной, а опыт тех, кто уже прошел этим путем, оказался в тюрьме и готов предостеречь их от повторения уже совершенных ошибок, оказывается ими невостребованным. По наблюдениям специалистов Комитета за гражданские права, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы: -беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей — то заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки; -беспризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь; -беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;
-беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам (кстати в лучшие времена подобное расстройство поведения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю в качестве крупнейших путешественников и географов). В зависимости от того- к какой группе относится ребенок, которому мы пытаемся помочь, следует определить стратегию и выбрать тактику работы с ребенком и помощи ему. Потребности уличного ребенка В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. - те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут. Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи. Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы. Эти дети отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью и, в то же время, подозрительностью. Жизнь уличных детей Места обитания Каждый уличный ребенок - это индивидуальность, избирающая собственный образ жизни. Приступая к работе, необходимо познакомиться с образом жизни уличных детей, присущим именно вашему району. Улица - это то место, где ребенок работает, питается, общается, учится и иногда спит. Его повседневные потребности продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности. Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживлённых местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь. Портрет уличного ребенка Среднестатистический портрет составлен на основании годового опыта работы уличных, работников: Это мальчик. 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя - алкоголики, не всегда состоящие на учете в КДН или ОППН; как правило, он бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных - в теплое время года на улице, в холодное - в подвалах, подъездах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих ситуациях и быстро находить выход из них. Его внешний вид: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения, вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея, потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд.
Характерными чертами поведения являются необязательность, скрытность, лживость, прагматичность, хорошая приспособленность к жизни на улице, часто наблюдается резкая смена настроения и непредсказуемость поступков. Коммуникативные свойства характеризуются бедным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Но встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств и планированию ближайшей временной перспективы, не выходящих за рамки ближайших 2-3 часов. Такой ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего психического развития. В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в «места не столь отдаленные», или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки и других опасностей, которые окружают их со всех сторон. Зарабатывание средств на жизнь Под работой мы понимаем любую форму деятельности, приводящую к добыванию средств к существованию. Это может быть мытье машин, попрошайничество, вынос мусора из ларьков, воровство, проституция и т.д. Во многих случаях их труд тяжел, опасен и продолжителен. Нередко дети отдают заработанное в семейный бюджет или родители забирают у них силой. Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоянии зарабатывать приличные деньги, но тратят они эти деньги чаще всего бездарно. Имея в среднем ежедневный доход 100-200 рублей (на конец 1998 года), дети все равно ходят полураздетыми и полуголодными. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества (клей, табак, алкоголь, наркотики), сладости и т.д. • Проституция Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в проституцию. Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях - благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка.
• Мелкие преступления Мелкие нарушения могут также стать прибыльным занятием.
Некоторые дети вытаскивают кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из машин, домов мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торговцы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров. • Мытье машин и попрошайничество Эти виды заработка нередко используются на оживленных перекрестках. Дети получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество, иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи, когда ребенка затаскивали в машину и увозили в неизвестном направлении. • Другое Для каждого региона или территории существуют свои характерные особенности зарабатывания денег беспризорниками. Зная их, будет легче находить места концентрации уличных детей, особенности их жизни и т.д.
Структурированные вопросы Вопросы на понимание
социальной дезадаптации? 2. Каких детей и подростков можно отнести к группе риска? Вопросы по исследовательской позиции: 2. Разработайте анкету для подростков 11-14 лет для выявления их потребностей и интересов.. Темы для самостоятельной работы: 1. Комплексное описание процесса развития подростка, включая его биологические, познавательные, личностные и поведенческие аспекты (на конкретном примере).
Методология уличной работы Деятельность социальных служб и добровольцев, работающих в этом направлении, может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу деятельности реабилитационного пространства. Социальный работник или доброволец становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества. Цели и задачи Основная цель работы с детьми группы риска - выполнение роли проводника между уличными детьми и обществом с целью их социальной адаптации в обществе. Основными задачами службы являются: 1. Мониторинг территории района с целью сбора полной информации о детско-подростковом сообществе. Такой сбор позволяет: • выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы; • осуществлять профилактику беспризорности, не допуская появления на улице «новеньких» детей; • оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;
• осуществлять деятельность по формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков через коррекцию их мотивационной сферы. 2. Тесное сотрудничество с различными структурами Реабилитационного пространства (КДН, ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационного центра (ИКЦ)ит.д.) для: • оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего; • выработки согласованных действий по работе с детьми улиц. 3. Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних группы риска. 4. Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства. Принципы работы При работе с уличными детьми работники социальной службы и добровольцы должны руководствоваться следующими принципами: - принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Создаваемое Реабилитационное Пространство для несовершеннолетних группы риска ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. Задача Реабилитационного Пространства состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальный работник и доброволец всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники. - принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон - социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя. Этот принцип продиктован также условиями работы в неформальных средах и системой приоритетов этой работы. Социальный работник часто встает перед дилеммой: • либо вмешаться вопреки желанию подростка, остановить некое действие, противоречащее его нравственным установкам, и тем самым прервать отношения с ним и его группой, • либо сохранить позицию наблюдателя и сохранить систему отношений с подростком и группой. Для социального работника допустимо, скорее, последнее. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего. - принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок. - принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с наблюдаемым. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Беспризорник, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен. - принцип единой команды. Уличная работа - это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних. - принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними «наизнанку». Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.041 с.) |