Организация социальной работе на территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация социальной работе на территории



Социальная служба приходит не на пустое место. Обычно на территории уже существует определенная система отношений государства и «групп риска». Основной задачей становится поиск места социальной службы, каждого социального работника в существующей системе, и в ходе практической деятельности из­менение способов ее функционирования, позиции ее представителей по отношению к клиентам и формам работы, расшатывание и корректировка сложившихся стереотипов и освобождение места для конструктив­ного творчества и взаимодействия.

Первым этапом развития социальной службы становится знакомство с территорией. В то же время происходит представление социальной службы, ее сотрудников действующим структурам, учреждениям и организациям.

Социальные работники представляются комиссии по делам несовершеннолетних (КДНиЗП), органам опеки и попечительства, отделу по делам несовершеннолетних (ОДН) и объясняют им задачи своей деятель­ности. Являясь на настоящий момент общественной структурой, социальная служба содействует перечис­ленным организациям в их работе с несовершеннолетними. Социальный работник помогает им в проясне­нии проблемы, предоставляя информацию о ситуации несовершеннолетних, предлагает варианты решения проблем исходя из имеющихся внутренних ресурсов и договоренностей с другими организациями. Сразу сле­дует отметить особый статус уличных социальных работников и сообщить об основных принципах социаль­ной работы (о конфиденциальности некоторой информации, первичности интересов клиента).

Далеко не всегда органы местной власти и милиция с готовностью идут на сотрудничество. Социальный работник воспринимается как помеха, лишняя обуза, иногда - конкурент, и, практически всегда - дилетант. Поэтому будет лучше, если социальный работник будет представлен руководством службы, организации. Оптимальный вариант, если уже заключена договоренность на более высоком административном уровне, и перед приходом социального работника уже поступило распоряжение «сверху» наладить с ним сотрудниче­ство. Но на первом этапе это бывает редко, и не гарантирует конструктивных взаимоотношений. Полезно также представить соответствующее письмо организации, от имени которой работает социальная служба, рекомендательные письма от других авторитетных организаций (включая международные).

Не следует забывать, что представления о социальной работе в нашем обществе пока крайне расплыв­чаты и неадекватны. Чиновники в основном не составляют исключения. Обычно социальный работник пред­ставляется как человек, приносящий продукты бабушкам, т.е. работник системы социального обеспечения, «собеса» (Центра социального обслуживания населения). Но это представление может измениться только в ходе практического сотрудничества.

Социальный работник, приступая к деятельности, может быть достаточно независим от каких бы то ни было структур, т.к. его деятельность основана на добровольном согласии клиента на сотрудничество. Даже если в семье грубо нарушаются права ребенка, но родитель от­казывается от сотрудничества, социальный работник не может настаивать или заставить его. В этом случае к работе должны подключиться другие структуры, которых он обязан поставить в известность о сложившей­ся ситуации. Но знакомство с госструктурами не является формальностью. Только с их помощью могут быть приняты решения по многим проблемам. И, что не менее важно, ими постоянно принимаются различные ре­шения, определяющие судьбу ребенка. Деятельность социального работника может содействовать тому, чтобы решения были адекватны ситуации и принимались с учетом интересов и прав несовершеннолетнего.

Знакомство с вышеназванными структурами дает возможность действовать далее с определенной долей официального признания. Социальный работник знакомится со школами района, различными Центрами, ра­ботающими с несовершеннолетними, собирает информацию о деятельности досуговых учреждений. Социаль­ному работнику важно знать и лично посетить все организации, учреждения и другие структуры, находящие­ся на его территории, которые могут быть полезны в процессе работы с несовершеннолетним и его семьей. Все это в совокупности можно назвать ресурсами территории. Важная роль в этой деятельности принадле­жит Информационно-координационному центру, о котором уже говорилось.

Обычно на первом этапе уже удается получить некоторую информацию о неблагополучных семьях и представление о ситуации в районе. Чаще всего, КДНиЗП предлагает заняться двумя-тремя семьями, ситу­ация в которых достаточно сложная. Это является своеобразной «проверкой на прочность» для сотрудника и службы в целом. Успешность работы с этими случаями позволит завоевать доверие комиссии. Порой на со­циального работника пытаются переложить часть ответственности за свою собственную работу (составле­ние акта обследования жилищно-бытовых условий, посещение «трудных» клиентов). К этому следует отно­ситься с известной долей осторожности и принимать предложения, только если они соответствуют задачам социальной службы.

Второй этап начинается с момента знакомства с клиентами. Это не означает прекращения первого эта­па, т.к. сталкиваясь с реальными проблемами, социальный работник начинает целенаправленный поиск форм их решения. Взаимодействие с организациями по поводу конкретных клиентов позволяет наладить более тесное конструктивное сотрудничество.

В ходе второго этапа происходит расширение контактов, контакты приобретают практическую направ­ленность. При возможности, социальный работник(или его организация) заключает договоры с организаци­ями, контакты с которыми происходят регулярно. Договорные отношения позволяют еще раз, уже в офици­альной форме, проговорить сферу деятельности социальной службы, ее цели. В то же время, договор включает двусторонние обязательства, что облегчает деятельность социальной службы, устраняя зависи­мость от личного расположения или нерасположения сотрудников той или иной структуры. Так, в ходе про­екта были заключены договоры практически со всеми комиссиями подолам несовершеннолетних, признав­шими не только полезность деятельности социальной службы, но и принципы ее деятельности, несмотря на достаточное количество спорных и, даже, конфликтных ситуаций.

Такие ситуации с неизбежностью возникают в отношениях с государственными структурами. Чаще все­го это вызвано жесткостью государственных стереотипов в отношении клиентов. Социальная служба всту­пала в противоречие с действиями милиции при попытках посадить несовершеннолетнего. Мы понимаем, что для милиции это практически единственная возможность «обезопасить» свой район от правонарушите­ля. Но также мы знаем и то, что такие действия не принесут позитивных изменений самому ребенку, и толь­ко отодвигают опасность для общества на более удаленную по времени дистанцию. Противоречие с КДНиЗП касались решений относительно судьбы ребенка, принимаемых без учета его интересов (напри­мер, направление в интернат) и без учета всех обстоятельств, без наличия полной картины. Были конфлик­ты и с медицинскими учреждениями, и со школами.

Главное значение конфликта - возможность найти конструктивное решение, обратить внимание на несо­вершенство системы и необходимость ее изменения. Позиция социального работника в конфликте - предло­жение реальных альтернативных решений на основе знания ситуации клиента и ресурсов территории.

Нередко социальные работники вызывают раздражение у органов местной власти, ставя перед ними за­дачи, решение которых крайне затруднительно даже для них. В результате производятся попытки обвинить социальную службу в превышении своих полномочий («Не лезьте не в свое дело!»), переложении ответст­венности за возникающие ситуации на социальных работников. На самом деле, социальный работник прак­тически не может превысить свои полномочия, т.к. действует на основании прав любого гражданина: безвоз­мездная помощь человеку в трудной ситуации, предложение сотрудничества в ее преодолении, информирование государственных структур о ситуации, угрожающей ребенку или его семье (при этом на лю­бое письменное обращение должен быть дан официальный ответ в строго определенный срок).

Практическая работа с клиентами позволяет выработать определенные алгоритмы действия в типичных ситуациях, а также схему действий в нетипичных. Основная задача второго этапа - максимально полное ис­пользование существующих на настоящий момент ресурсов помощи, объединение усилий всех структур, ра­ботающих с несовершеннолетними и их семьями, организация их взаимодействия, а также поиск структур, способных оказывать дополнительные виды помощи, хотя это, может быть, и не входит в их основные обя­занности.

Третий этап, включая всю деятельность, начатую на предыдущих этапах, предполагает анализ системы социальной защиты несовершеннолетних и содействие се изменению, повышению эффективности ее функционирования. Социальный работник оказывает целенаправленное влияние на конкретных чиновни­ков и структуры, содействуя изменению практики их деятельности. Наиболее эффективно предложение но­вых форм и их закрепление в случае заметной результативности. Так, в одной из районных комиссий заседа­ния проводятся не только с обязательным присутствием социальных работников, но и по принципу собрания специалистов: подробно обсуждается проблема и ее истоки, собираются предложения, клиенту предлагает­ся выбор конкретных форм сотрудничества или выдвигаются определенные вытекающие из ситуации требо­вания.

В ходе предыдущей деятельности социальной службы с неизбежностью выявляются пробелы в системе, т.к. именно социальный работник наиболее приближен к клиенту и его потребностям. Социальная служба инициирует создание новых структур и программ, направленных на реабилитацию социально дезадаптированных несовершеннолетних и их родителей. В ходе деятельности социальной службы были созданы такие струк­туры, как подростковый клуб «Перекресток», родительская группа, реабилитационные программы для детей и подростков «Профилактический театр» и «Вызов» (параллельно с этим изданием, предполагается выпуск методических пособий по названным программам). Разрабатывается программа восстановительного образо­вания для детей, длительное время не посещавших школу или не посещавших ее вообще, а также проект со­циальной гостиницы для подростков в трудной ситуации (приюты - не всегда оптимальная форма для работы с подростками из-за сложности краткосрочного приема, отчетности и организации деятельности в них).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.005 с.)