Психологические особенности развития подростков и юношей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности развития подростков и юношей



 

Мы позволим вам напомнить, что несовершеннолетние особенно болезненно переживают условия глубоких перемен в социальной сфере нравственных ценностей и социальных ролей. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что в свою очередь осложняет их личностное развитие. Поэтому для оказания компетентной помощи выпускнику-подростку в адаптации к реалиям самостоятельной жизни социальному педагогу-куратору необходимы знания по возрастной психологии. Мы позволили себе привести в данном сборнике избранные сведения (общие закономерности психического развития подростков), которые помогут в разрешении этой задачи.

       1. Объективные основы социальной ситуации подростка

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений индивида.

Социальная ситуация развития подростка – это уникальное отношение ребенка со взрослыми, сверстниками, обществом в данном возрасте и определяет его специфику, качественное своеобразие. В ней выделяется 2 аспекта, которые в своей совокупности задают основное направление психическому развитию в данный возрастной период:

- объективные взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками;

- субъективное отражение этих взаимоотношений в переживаниях подростка.

Фельдштейн Д.И., характеризуя социальную ситуацию развития подростка, указывает на тот факт, что процесс развития в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности.

1-я стадия – 10 – 12 лет – появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире, в обществе.

2-я стадия – 12 – 13 лет – приводит к развертыванию в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе.

3-я стадия – 14 – 15 лет – проявляется в стремлении применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, к развитию потребности растущего человека в саморегуляции, самореализации.

Характерные особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте:

- появление у подростка потребности в познании самого себя, в становлении взрослым;

- активизация общения со сверстниками, формирование различных групп и объединений с ними;

- дилемма социально-психологического выбора: официальные коллективы и неформальные объединения;

- значение для подростка коллективного, группового мнения сверстников;

- отношения дружбы и товарищества в подростковом возрасте;

- временное психологическое отделение подростка от семьи и школы;

- появление трудностей взаимопонимания между подростками и взрослыми;

- временное снижение авторитета взрослых, родителей, учителей для детей подросткового возраста;

- усвоение норм человеческих личных и деловых отношений, основных нравственных понятий и соответствующих форм поведения.

Внешние проявления коммуникативного поведения подростка весьма противоречивы (Л.М. Ф ридман, И.Ю. Кулагина):

 

С одной стороны · стремление быть такими же, как все; · стремление заслужить уважение и авторитет товарищей; · страстное желание иметь верного близкого друга; С другой стороны · желание выделиться, отличиться любой ценой; · бравирование собственными недостатками; · лихорадочная смена приятелей, способность моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях «на всю жизнь».

Сложности подросткового возраста являются серьезной психолого-педагогической проблемой. Анализ этой проблемы строится на исследовании объективных сторон социальной ситуации развития подростка (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков).

Первая объективная основа заключается в различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку приходится в короткий период осваивать эту сферу взаимоотношений во всей ее сложности.

Вторая объективная основа – исключительно быстрый темп происходящих в подростковом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия; возникают новые нормы, опосредующие поведение подростка, его самооценку и оценку отношения взрослых к нему.

Третья объективная основа – накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая объективная основа – психологический сдвиг, происходящий в ходе полового созревания. Характер требований к подростку становится все более различным, в зависимости от его пола.

Пятая объективная основа – осознание подростками различий их положения в семье и обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.005 с.)