Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности развития подростков и юношей
Мы позволим вам напомнить, что несовершеннолетние особенно болезненно переживают условия глубоких перемен в социальной сфере нравственных ценностей и социальных ролей. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что в свою очередь осложняет их личностное развитие. Поэтому для оказания компетентной помощи выпускнику-подростку в адаптации к реалиям самостоятельной жизни социальному педагогу-куратору необходимы знания по возрастной психологии. Мы позволили себе привести в данном сборнике избранные сведения (общие закономерности психического развития подростков), которые помогут в разрешении этой задачи. 1. Объективные основы социальной ситуации подростка
Социальная ситуация развития подростка – это уникальное отношение ребенка со взрослыми, сверстниками, обществом в данном возрасте и определяет его специфику, качественное своеобразие. В ней выделяется 2 аспекта, которые в своей совокупности задают основное направление психическому развитию в данный возрастной период: - объективные взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками; - субъективное отражение этих взаимоотношений в переживаниях подростка. Фельдштейн Д.И., характеризуя социальную ситуацию развития подростка, указывает на тот факт, что процесс развития в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. 1-я стадия – 10 – 12 лет – появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире, в обществе. 2-я стадия – 12 – 13 лет – приводит к развертыванию в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе. 3-я стадия – 14 – 15 лет – проявляется в стремлении применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, к развитию потребности растущего человека в саморегуляции, самореализации.
Характерные особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте: - появление у подростка потребности в познании самого себя, в становлении взрослым; - активизация общения со сверстниками, формирование различных групп и объединений с ними; - дилемма социально-психологического выбора: официальные коллективы и неформальные объединения; - значение для подростка коллективного, группового мнения сверстников; - отношения дружбы и товарищества в подростковом возрасте; - временное психологическое отделение подростка от семьи и школы; - появление трудностей взаимопонимания между подростками и взрослыми; - временное снижение авторитета взрослых, родителей, учителей для детей подросткового возраста; - усвоение норм человеческих личных и деловых отношений, основных нравственных понятий и соответствующих форм поведения. Внешние проявления коммуникативного поведения подростка весьма противоречивы (Л.М. Ф ридман, И.Ю. Кулагина):
Сложности подросткового возраста являются серьезной психолого-педагогической проблемой. Анализ этой проблемы строится на исследовании объективных сторон социальной ситуации развития подростка (Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков). Первая объективная основа заключается в различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различия в их обязанностях и правах. Подростку приходится в короткий период осваивать эту сферу взаимоотношений во всей ее сложности. Вторая объективная основа – исключительно быстрый темп происходящих в подростковом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия; возникают новые нормы, опосредующие поведение подростка, его самооценку и оценку отношения взрослых к нему.
Третья объективная основа – накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. Четвертая объективная основа – психологический сдвиг, происходящий в ходе полового созревания. Характер требований к подростку становится все более различным, в зависимости от его пола. Пятая объективная основа – осознание подростками различий их положения в семье и обществе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.005 с.) |