Социальная работа: теоретические аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа: теоретические аспекты



Говоря о социальной работе необходимо изначально опреде­лить, что мы подразумеваем подданным термином. По большому счету, любая деятельность, направленная на помощь нуждающе­муся человеку, является социальной работой. «Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семь­ям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации фи­зических, психических, интеллектуальных, социальных и иных не­достатков, препятствующих полноценному социальному функцио­нированию» [Теория социальной работы, под ред. Холстовой, М.,1998]. Многие учреждения и структуры декларируют среди своих целей помощь человеку. Но по содержанию деятельности они часто отстаивают не право индивида на достойное существова­ние, самореализацию в обществе, а возможность государства из­бежать проблем, связанных с наличием социально незащищенных слоев населения. Это наследство досталось нам от советских вре­мен, когда существование социальных проблем просто не призна­валось, а то, что выпадало за рамки благополучия, «пряталось» от глаз общества. Крушение идеологии привело к развитию новых экономических отношений, нового законодательства, к новым про­блемам. Но механизмы реагирования, а главное - стереотипы от­ношения к социально незащищенным слоям, к нарушению прав человека, остались прежними. «Социальная санитария», порой переходящая в «хирургию», не спешит сдавать позиции «социаль­ной терапии». Если семья не справляется с воспитанием ребенка, его надо изъять и поместить в интернат. Если он сбегает из интер­ната - значит, ненормален, его надо поместить в психоневрологи­ческий интернат. Если он отстал от программы на 2 класса - в шко­лу для детей с задержкой психического развития. И ни у кого не возникает вопроса: каково мнение ребенка, существуют ли другие возможности решения проблемы? Это наглядный образец «соци­альной санитарии». Перечисление таких образцов можно продол­жить. И самое в них страшное - логика таких решений четко про­писана, имеет предписания на все случаи, и не предполагает аль­тернатив. Она освобождает чиновников от необходимости думать и сомневаться, искать оптимальный путь. И если кто-то берет на се­бя такую смелость, сама система ждет его ошибки, чтобы еще раз показать бесполезность поисков. Но сейчас старая логика сама стала давать сбои, и в некоторых ситуациях не действует совсем. Появилась потребность в новых образцах действия.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в кото­рых существует профессиональная социальная работа. Введена такая должность, начата подготовка специалистов, появились ка­федры и институты социальной работы. К сожалению, на практике это стало скорее формальным признанием необходимости такой деятельности, а не ее началом. Специалисты не находят примене­ния своим знаниям. Представление о деятельности социальных ра­ботников весьма расплывчато не только у администрации учрежде­ний, но и у самих специалистов. Как отмечает Шапиро Б.Ю.,

«Эффективность социальной работы снижается из-за того, что различные ее направления курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование». /16/

Это приводит к распределению ответственности за различные аспекты существования одних и тех же категорий населения, в ре­зультате чего, в зависимости от ситуации, ведомства то вступают в конкуренцию за сферу влияния, то перекладывают друг на друга ответственность при появлении комплексных проблемных, труд­норазрешимых ситуаций. Особенно ярко это проявляется при ра­боте с социально дезадаптированными несовершеннолетними. Проблема школьной дезадаптации ложится на плечи министерства образования, правонарушения - на МВД, наркомания - на здра­воохранение, а проблемы в семейных отношениях принимаются во внимание лишь в случае их крайнего обострения, необходимости применения экстремальных мер, и ложатся на плечи территориальных органов опеки. Комиссии по делам несовершеннолетних, призванные заниматься данной проблемой во всех ее проявлениях и наделенные на бумаге достаточными полномочиями для этого, на деле не в состоянии оказать сколько-нибудь значимого влияния на ситуацию, не имея для этого ни средств, ни профессиональной под­готовки. По сути КДН присвоены функции социальной службы, но при этом не создано хоть каких-то механизмов для их выполнения. Появилась тенденция вводить должности социальных работников от различных ведомств. Так в школах появляются социальные пе­дагоги, о социальных работниках говорят и в медицине. Но о соци­альной работе, как о форме помощи человеку в трудной жизненной ситуации, пока говорят только в ВУЗах, учебных пособиях и на конференциях.

На настоящий момент в России выпущено достаточно много литературы по социальной работе. Это учебные пособия, справоч­ники, словари. Социальная работа в них рассматривается как «специфический вид профессиональной деятельности, оказа­ние государственного и негосударственного содействия че­ловеку с целью обеспечения культурного, социального и ма­териального уровня его жизни, предоставление индивиду­альной помощи человеку, семье или группе лиц». /5/

Человека или группу, которым предоставляется помощь соци­ального работника, принято называть клиентами.

В учебнике по социальной работе  /5/ даются следующие опре­деления объекту и предмету социальной работы:

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, которая нару­шает (или грозит нарушить) возможности нормального функцио­нирования указанных объектов.

Предметом социальной работы является социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социаль­ной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредованных воздействий, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

При этом «цель деятельности социального работника -улучшение или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения».

В практике социальной работы выделяются три уровня преоб­разовательной деятельности: внутри общества как целого (макро уровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезо уровень); в рамках семей и индивидуумов (микро-уровень). /5/

При этом «социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательской работе, проводимой одновременно на всех уровнях».

Добавим, что в идеале преобразования, происходящие на раз­ных уровнях, должны быть связаны единой логикой. В настоящее время процессы на разных уровнях происходят вне зависимости друг от друга. В результате принимаемые законы и постановления не имеют механизмов реализации, специалисты по социальной ра­боте, прошедшие обучение в институтах, не находят применения своим знаниям и навыкам, а решением социальных проблем зани­маются непрофессионалы, поставленные перед этой необходимос­тью в ходе своей практической деятельности.

На наш взгляд, фундаментом социальной работы является практическая деятельность специалистов с клиентами. Именно на этом уровне проясняются конкретные социальные проблемы, требующие своего решения, определяется характер необходимой помощи и профессиональные качества специалиста по социальной работе. Практика предъявляет свои требования и к обучению спе­циалистов, и к законодательству.

В последней редакции (1994г.) тарифно-квалификационной ха­рактеристики должности «специалист по социальной работе» вы­деляются следующие его функции:

• «аналитике-гностическая (выявление и учет на терри­тории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в раз­личных видах и формах социальной поддержки, и осуще­ствление патронажа над ними);

• диагностическая (установление причин возникающих, у граждан трудностей);

• системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

• активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

• действенно-практическая (помощь в улучшении взаимо­отношений между отдельными людьми и их. окружением;

консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения соци­альных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения;

организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

• организаторская (координация деятельности различных государственных учреждений, участие в работе по фор­мированию социальной политики, развитию сети учреж­дений социального обслуживания);

• эвристическая (повышение своей квалификации и профес­сионального мастерства)». /3/

На практике реализация этих функций чаще всего затруднена из-за отсутствия механизмов поддержки социальной работы. Вы­явление клиентов обычно происходит по факту крайнего обостре­ния проблемы, и практически не ведется профилактической дея­тельности. Установление причин нередко ограничивается показа­ниями самих клиентов. Специалисты обычно не готовы работать с немотивированными клиентами, и «активизация потенциала» про­исходит методом внешнего административного давления. Органи­заторская функция сталкивается с принципом ведомственной при­надлежности различных учреждений и различным пониманием своих задач по отношению к клиенту.

Практическое выполнение названных функций возможно лишь при условии организации территориальной социальной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.49 (0.008 с.)