Негативные проявления и положительные факторы подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативные проявления и положительные факторы подросткового возраста



Негативные проявления: протестующий характер поведения подростка по отношению ко взрослым; права взрослых он ограничивает и старается добиться разными формами протеста признания его равноправия со взрослыми; дисгармоничность в строении личности; свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка.

Положительные факторы: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими людьми, детьми и взрослыми; значительно расширяется сфера деятельности подростка; подросток выходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

 

 2. Общение подростков

 

Общение – это на только психологический контакт и обмен информацией, но также взаимопереживание, взаимовлияние и взаимодействие.

 

Главная линия подросткового периода – это становление новых отношений с обществом:

- происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новой, специфической манере общения взрослых людей;

- права взрослых подросток ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого;

- со сверстниками, и особенно с друзьями, отношения подростков строятся в положении принципиального равенства, которое, с одной стороны, тождественно положению взрослых и будущему положению подростков в их мире, а, с другой стороны, является источником элемента сотрудничества детей в разных видах деятельности;

- уже усвоенные подростком нормы морали взрослых могут, во-первых, столкнуться и вступить в противоречие с нормами «морали послушания», во-вторых, одержать над ними победу именно потому, что детская мораль стала для подростка неприемлемой.

Причины конфликтов подростков и взрослых:

- у взрослых сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку, при сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта;

- противоречия у подростка между представлениями о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права;

- расхождения представлений взрослых и подростков о характере прав и мере самостоятельности подростка.

Проблемы перестройки взрослых при переходе к новому типу взаимоотношений с подростками:

- подросток был и остается «школьником»(учеником);

- его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей;

- привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно, даже при сознании необходимости;

- сохранение у подростка, особенно в начале, детских черт в облике и поведении, отсутствие потребности действовать самостоятельно.

 

В противоречивый период взросления наблюдается активная реакция подростков на многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом. поступком, выразить свое отношение к происходящему. хотя подросток для себя не совсем ясно представляет себе последствия этих поступков. Развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни. это процесс сложный и возможен. если подросток начнет жить в системе норм и требований, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, расширением прав и обязанностей. именно поэтому задача воспитания подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми на новый.

 

Развитие личности подростка

Каждый этап психического развития характеризуется тем, что одни психологические особенности развиваются, в то время как другие – перестраиваются, свертываются и даже отмирают. Следует отметить. что психическая деятельность непрерывно развивается как система. коренные элементы которой закладываются в самом раннем возрасте. Но на каждом возрастном этапе происходит развитие одних черт, качеств, и напротив, торможение других. Подростковый возраст характеризуется следующими психологическими новообразованиями:

- чувство взрослости;

- способность к идентификации;

- привязанность к сверстникам, «кодекс товарищества»;

- углубление и дифференциация познавательного процесса;

- новый уровень самосознания;

- интерес к собственной личности и положению в обществе;

- совершенствование воли и характера;

- повышенный интерес к совместному, профессиональному, творческому труду;

- формирование таких качеств личности, как совесть, порядочность, коллективизм;

- переход на уровень постконвенциальной морали.

Основные характеристики формирования личности подростка:

во-первых, для подростков характерно формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношений к людям, оценку этих людей;

во-вторых, главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовешенствованию: самопознанию, самовыражению, самоутверждению;

в-третьих, развитие новой формы самосознания - возникновение у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки;

в-четвертых, формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. У подростков дружеские отношения формируют чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие, проникновение во внутренний мир друга. При отсутствии положительного опыта формируются отрицательные качества;

в-пятых, формируются волевые качества личности, идет становление характера;

в-шестых, развиваются деловые качества личности, организационные способности;

в-седьмых, развиваются познавательные и творческие интересы. Подростки придают большое значение самостоятельности в учебе, проявляют инициативу в учебных делах. В этом возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющихся заниматься интересным делом, самостоятельным творческим трудом.

Основные аспекты развития познавательных процессов у подростков:

- достижение познавательными процессами высшего уровня их развития (произвольности и речевой опосредованности);

- формирование основ научного мировоззрения;

- становление теоретического интеллекта;

- совершенствование практического мышления;

- профессионализация трудовых умений и навыков;

- развитие общих и специальных способностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)