Психиатрические и философские итоги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психиатрические и философские итоги



 

Если рассматривать антипсихиатрию эпистемологически как междисциплинарный феномен науки и культуры XX в., как критическую точку развития самой психиатрии, она включается в общенаучный контекст, позволяя прояснить отдельные моменты развития и проблемного пространства психиатрии, философии, теории культуры, социальной теории и проч. Кроме негативного значения радикального протеста, раскрывается позитивное значение антипсихиатрии, т. е. появляется возможность осмысления того, что принесла антипсихиатрия, и какие идеи, практики, проблемы благодаря ей открылись.

Антипсихиатрия стала вторым после экзистенциально‑феноменологической психиатрии крупным философским направлением психиатрии XX в. Она продолжила традицию структурирования междисциплинарного пространства, еще больше акцентировала возникающие в рамках него проблемы и расширила область практики. Экзистенциально‑феноменологическая психиатрия построила на базе философской онтологии и психиатрической антропологии метаонтику, в которой проблематизировала патологический опыт и его априори. Антипсихиатрия на основании философской онтологии социального, психологической и антропологической теории коммуникации и теории психического заболевания стала развивать самобытную социальную теорию, отличную как от социальной онтологии, так и от традиционной психиатрической теории.

Промежуточный статус социальной теории антипсихиатрии обусловил ее продуктивность для социально‑философской теории. Антипсихиатрия поставила вопросы онтологических оснований общества и социальных групп, принципов поддержания их целостности, статуса и особенностей функционирования социальных институций, динамики социальных образований. Все эти проблемы она рассматривала в антропологическом горизонте, поверяя их отношением к психически больному человеку: как проблемы взаимоотношения человека и общества, функционирования власти, механизмов принуждения и отчуждения, как вопросы развития и сохранения подлинной личности, противостояния массе, обретения «я», саморазвития. Она обратила свое внимание на саму ситуацию столкновения человека с обществом: вхождения в него, функционирования в нем и исключения из него. И в этом ее перспектива носит социально‑антропологический характер.

В своей социально‑антропологической перспективе антипсихиатрия стала продуктивной для всех гуманитарных пространств, позволяя лучше понять механизмы и сущность общества, культуры, души. Ее относительно последовательная социальная теория может быть включена как в социальную философию, так и в теорию культуры, как в философскую антропологию, так и в социальную психологию, как в теорию девиации, так и в нормологию. Маргинальность антипсихиатрии, многочисленность охватываемых ею проблемных полей только способствует ее популярности, позволяя включить ее теоретические наработки в общегуманитарный дискурс.

Развивая в пространстве психиатрии теоретические достижения этнологов и антропологов, антипсихиатрия открыла для психиатрии исторический подход к проблеме нормы и патологии. Она акцентировала социальную природу психических расстройств и позволила осмыслить изменение представлений о безумии в разных обществах, культурах, эпохах. Именно антипсихиатрия сделала возможной эпистемологию психиатрии. Ее предшественница экзистенциально‑феноменологическая психиатрия знала лишь общемедицинские эпистемологии (к примеру, метаблетику Я. Х. Ван Ден Берга) и содержала лишь отдельные указания на социальный смысл психического расстройства.

Появившиеся в антипсихиатрии и после нее многочисленные версии эпистемологической истории безумия, психиатрической больницы, психиатрической помощи и проч. позволяют психиатрии обратиться к своему прошлому, осмыслить свою собственную историю и таким образом уточнить свою идентификацию. По большому счету, разговор об идентификации психиатрии не только как теоретического знания, но и как практики является во многом заслугой антипсихиатрии.

Разумеется, нужно помнить, что антипсихиатрия принесла и негативные результаты. Она, как и до нее экзистенциально‑феноменологическая психиатрия, показала своим развитием, что с опорой на чисто гуманитарную теорию невозможно построить терапию. Практика, основанная на социальной тории, может быть только социальной практикой, практикой леворадикального протеста, утопической, но никак не терапевтической практикой. Это ни в коем случае не означает, что антипсихиатры не вылечили ни одного больного, напротив, множество людей по всему миру вновь обрели себя благодаря антипсихиатрии, но все эти случаи были стихийны. Организованной практики у антипсихиатрии не получилось, хотя она и не ставила, вероятно, такой задачи.

Показав своим развитием сложность совмещения в пространстве заботы о психически больных естественно‑научного и гуманитарного мировоззрений, антипсихиатрия привлекла внимание общественности к этой проблеме. Будучи протестным движением, она многих объединила, индуцировав рождение множества ассоциаций: радикальных психиатров, медицинских сестер и психиатрического персонала, настоящих и бывших пациентов, родственников больных и проч. Процессы гуманизации, деинституционализации, дегоспитализации поддерживались не только антипсихиатрией, и здесь, конечно, не нужно абсолютизировать ее достижения, но антипсихиатрия первоначально стала создавать пространство, в котором они были развернуты.

Важно, что антипсихиатрия оказалась крайне необходима самой психиатрии, в особенности ее практике. Выступив критической точкой ее развития и обозначив те ее противоречия, которые уже невозможно было скрыть, антипсихиатрия акцентировала в психиатрии социальный контекст. Программы социальной реабилитации, включение родственников в процесс лечения, возвращение больных к трудовой деятельности – все это стало заслугой того пространства борьбы, которое было первоначально развито антипсихиатрией.

Если посмотреть на особенности развития самой антипсихиатрии, на этапы ее практической работы, то отчетливо заметно, что вслед за волной крайнего радикализма ее родоначальников и основных представителей, вслед за крайне радикальной теорией и протестной практикой следует еще более мощная и масштабная волна несколько иных проектов. Если теория Лэйнга, Купера и соратников, их практика альтернативных коммун закончилась кризисом на исходе протестных 1960‑х, то в 1970‑х годах появились новые проекты, вышедшие из антипсихиатрии: «Сотерия» Мошера, «Уиндхос» Подволла, «Шатры» Берка и многие другие. Они уже были не так радикальны, они были более организованы, многие из них финансировались государственными фондами и структурами. В этой второй волне антипсихиатрии можно усмотреть своеобразное возвращение к классической психиатрии, своеобразное обновление психиатрии, пережившей антипсихиатрию.

Налицо здесь диалектический процесс с характерными для него стадиями тезиса, антитезиса и синтеза, где позитивный тезис представляет классическая психиатрия, антитезис развивает антипсихиатрия, во всем противостоя первой, а после этого отрицания наступает диалектический скачок – синтез, осмысление радикализации, отрицание отрицания. Посредством антипсихиатрии психиатрия переходит на новый виток развития, предельно радикализировав свои проблемы и снизив их напряженность, поэтому антипсихиатрия становится «иным» психиатрии.

Разумеется, антипсихиатрия не ставила своей целью развития психиатрии как медицинской науки: она не принесла ни новых исследований органических оснований психических расстройств, ни новых биологических гипотез, ни новых фармакологических разработок. Когда классическая психиатрия запуталась в противоречиях и коллизиях своей одновременно социально‑дисциплинарной и медицинской природы, антипсихиатрия выбрала предметом критики и теории ее социальную составляющую. В своей критике она сокрушила теорию психиатрии, развив на ее месте новую социальную рефлексию и, что более важно, по‑новому обоснованную социальную практику.

Практика антипсихиатрии была действительно не нова, но за ней стояла новая идеология социальной критики. Так старая практика получила другое обоснование и основание. Социальные стратегии психиатрии, до антипсихиатрии связанные с ее тяжелым дисциплинарным прошлым, после антипсихиатрии стали восприниматься не как практики конформизма, а как практики протеста. Они обрели возможность развития и новую жизнь уже в медицинской психиатрической парадигме.

По этим причинам для антипсихатрии просто пророческой оказалась фраза Кастеля: «…Новая проблематика, но не новая проблематизация»[702]. Антипсихиатрия стала глубокой и коренной «метаморфозой» – маскировкой, переформулировкой проблемы в других терминах, другими средствами, работой с нею с помощью других схем анализа. «…Метаморфоза, – разъясняет Кастель, – потрясает то, что было прочным, и перестраивает весь социальный пейзаж. Однако перевороты, даже фундаментальные, не представляют собой абсолютные инновации, если они вписываются в рамки той же проблематизации»[703]. Такую метаморфозу нам представила антипсихиатрия, полностью перевернув психиатрическое сознание, но тем самым актуализировав настолько же давние, как и сама антипсихиатрия, проблемы.

Антипсихиатрия‑для‑психиатрии, выходит, стала очередным витком обновления, на котором под новыми масками, в новых образах проигрываются старые сюжеты изоляции и маргинализации, социальной адаптации и дисциплинарного общества. Мишель Фуко в «Истории безумия», обращаясь к становлению психиатрической клиники, воскресил сюжет психиатрического освобождения Пинелем узников Бисетра и подчеркивал, что физические оковы, цепи, которые он снял с них, были заменены новой психиатрией на оковы слова, сознания, власти врача. С подобной же метаморфозой связана и антипсихиатрия.

Работа с этой метаморфозой предполагает другую стратегию. Кастель так говорит о принципах анализа социальной метаморфозы: «Необходимо обнаружить исторические трансформации модели, подчеркнуть то новое и в то же время постоянное, что заключается в главных точках ее кристаллизации, хотя и в таких формах, в каких эту модель нельзя узнать сразу»[704]. Что нового и что постоянного мы видим в социальном проекте антипсихиатрии, какие новые формы старых сюжетов открываются в эпистемологической перспективе проблематизации?

В основе антипсихиатрии и ее критики стоит исходный сюжет психиатрии – интернирование. Все пространство антипсихиатрической критики выстраивается в противостоянии дисциплинарному прошлому и дисциплинарной парадигме психиатрии. Для антипсихиатрии психиатрия поэтому – не наука, а дисциплинарная практика, не имеющая медицинских оснований, принуждающая человека, унижающая его достоинство и вплетающая его в сеть социальной власти. Однако какие основания антипсихиатрия выбирает для этой борьбы с психиатрией? В этом вопросе и состоит основная загвоздка, а ответ на него определяет судьбу не только антипсихиатрии, но и самой психиатрии.

В ответ на обвинения в маргинальности по отношению к психиатрическому пространству Лэйнг часто подчеркивал (и мы приводили его высказывания), что он критикует психиатрию от имени самой же психиатрии, он противостоит ей как психиатр, и он антипсихиатр не более, чем Пастер антиврач. И в этих неловких оправданиях собственного протеста слышится самое важное, что только мог сказать антипсихиатр. Антипсихиатрия формировалась на той же почве, что и психиатрия: в ее основе социальная теория, социальный проект и социальная практика. В ней ожило социальное прошлое психиатрии. Поэтому, нападая на психиатрию как социальный институт, антипсихиатрия для своего собственного развития выбирала социальную парадигму и ее социальный протест отчасти обернулся социальной экспансией психиатрии, экстенсивным развитием ее социальных программ.

В современных терапевтических программах Филадельфийской ассоциации, в терапевтических сообществах Мошера и Берка заметен призрак терапевтических экспериментов Максвелла Джонса. В реформистской деятельности Базальи, в секторной организации психиатрической помощи, за которую так боролись антипсихиатры Италии и Франции, мы видим отзвуки секторных программ и проектов психиатрической помощи XIX в. Противостоя психиатрии, антипсихиатрия смягчила ее социальную парадигму, но одновременно она и максимально расширила ее.

В этих двух линиях анализа и трактовках антипсихиатрии, которые мы обозначили в начале настоящей главы, нет никакого противоречия. Антипсихиатрия действительно выстроила социально‑антропологическую перспективу психического заболевания, противостояла психиатрии как социальному институту власти и принуждения, критиковала тоталитарный характер психиатрических институций и развивала революционные практические проекты. Антипсихиатры на самом деле были борцами, они говорили от имени больных, они рассказывали об их опыте и делали все для их освобождения. Они ни в коем случае не были конформистами, они были революционерами. Антипсихиатрия‑в‑себе стала радикальным и революционным, маргинальным социальным проектом со своей социальной теорией и социальной практикой.

Коллизии начинаются, когда мы заговариваем об антипсихиатрии‑для‑психиатрии. И в настоящей работе мы только в общих чертах обозначили этот пласт, очертили те линии анализа, в которых он становится заметен. Просто антипсихиатрия стала частью судьбы самой психиатрии. Подобно человеческой судьбе, которой в радости сна может привидеться горе жизни, в радикальности антипсихиатрии мы видим вековую практику психиатрии.

 

 

Заключение: антипсихиатрическая перспектива

 

По отношению к той практике, которая предшествовала антипсихиатрии, да и касательно ее собственной практики в англоязычной литературе часто употребляют прилагательное opendoor. Оно обозначает такую систему работы психиатрических больниц, которая позволяет больным возвращаться домой на выходные или приходить в больницу лишь днем, или отлучаться, когда необходимо. В противовес системе классической психиатрии, функционирующей как закрытая тотальная институция, такая система «открытых дверей» предполагает свободу перемещения внутри и вовне.

Прилагательное opendoor, ставшее с 1950‑х годов привычным для западного общества, как нельзя лучше описывает то, что сделала антипсихиатрия в эпистемологическом, терапевтическом, социальном, теоретическом горизонте. Антипсихиатрия открыла множество дверей: двери затхлых больниц и отделений, двери запуганного и погруженного в страхи сознания психиатрических пациентов, двери душ обычных людей и профессиональных врачей, двери гуманитарных теорий и психотерапевтических техник. Именно в этом ключе следует понимать антипсихиатрическое «освобождение»: не только и не столько как «свободу от», поскольку антипсихиатрия – это все же психиатрия, а как в высшей степени продуктивную «свободу для», открывшую новые перспективы.

Доантипсихиатрическая психиатрия, замкнутая на себе самой, закрытая от посторонних влияний и глаз, заплутала в коллизиях собственного происхождения, собственной истории и методологии. Чтобы двигаться дальше и увидеть ведущие вперед тропы, ей был необходим взгляд со стороны, маргинальная теория и маргинальная же практика. Не то чтобы подобная психиатрия спасла психиатрию классическую. Просто ситуация маргинализации запустила процессы, которые в рамках прежней парадигмы уже не работали: критику, самоосмысление, поиск альтернатив, их рефлексию. Правду несла не маргинальная психиатрия, т. е. антипсихиатрия, и не психиатрия классическая, абсолютно верной дорогой не шла ни та, ни другая. Продуктивна оказалась сама ситуация маргинализации, благодаря которой стали заметны ранее не заметные двери, и теперь их можно было открыть и двигаться дальше, причем в разных направлениях.

Антипсихиатрия принесла с собой волну свежего воздуха: с ней пришли смелые врачи, сочувствующие волонтеры, готовые безвозмездно помогать, и большое количество понимающих ситуацию людей. Поэтому антипсихиатрия – это и идеи родоначальников, и то пространство часто безликих голосов, превратившее это движение профессионалов в феномен культуры 1960‑х, в общественное и контркультурное движение.

После столетий заточения и изоляции антипсихиатрия вернула проблему безумия обществу, столкнула общество с безумцем, показав, что психическое заболевание – это не только медицинская, но и социальная проблема, которую нужно решать сообща. В эпилоге своей центральной работы «Вновь обретая здоровье» Эдвард Подволл пишет: «Эта книга преследует цель воодушевить нашу культуру на более сострадательную заботу о психически больных. В той или иной степени это относится ко всем нам, поскольку безумие – это проблема каждого. Если вы наделены умом, вы можете сойти с ума…»[705]. Эта фраза идеально выражает замысел антипсихиатрии.

В каком‑то смысле антипсихиатры совершили профессиональную измену: они говорили не от имени врачей, а от имени больных и всегда стояли только на их стороне. Они описывали мир больных, указывали всем на их страдания, они стали не лекарями, а вестниками безумия, используя свои знания и статус не для того, чтобы огородить от него общество, а для того, чтобы вновь столкнуть их. Они так убедительно показывали мир глазами больных, что это ломало все стереотипы и барьеры, порождало сомнение, а оно способствовало тому, что к прежнему мировоззрению вернуться было невозможно. Говоря о психиатрических работах Ирвинга Гофмана, Чарльз Лемерт подчеркивает: «В основе возникающего от Гофмана впечатления – колонизация нового социального пространства, в которое читатель погружается и выйдя из которого он уже никогда не будет прежним. Однажды, даже если только однажды, взглянув на социальный мир в перспективе этого пространства, мы уже не можем смотреть иначе, мы по‑новому прочитываем этот мир. В этом принципиально ином взгляде мы становимся другими…»[706]. В смене перспективы и состоит одно из главных достижений антипсихиатрии.

Эта перспектива характеризовалась не только смещением взгляда, но и множественностью ориентиров. Стремясь деинституционализировать психиатрическую систему и избавиться от всех рамок и границ, антипсихиатры двигались наощупь, и в их движении не было никаких опорных пунктов, доминирующих авторитетов и общепринятых программ. Отчасти они привнесли в психиатрию множественную парадигму, постнеклассический постмодернистский взгляд и тем самым смягчили ее.

Психиатры часто критикуют антипсихиатрию за чрезмерную увлеченность, излишнюю романтизацию болезни, за необоснованность выводов и отсутствие терапевтической программы. Гуманитарии, напротив, часто очаровываются ее междисциплинарностью, возможностью говорить о безумии, минуя психиатрию, ее радикальным критицизмом. Истина, впрочем, где‑то посередине.

Это и есть то пространство проблематизации, которое представила нам антипсихиатрия. Она изменила отношение, поменяла понятия, она дала нам возможность смотреть по‑другому не только на психическое заболевание и социальные феномены, но и на историю психиатрии, а самое главное – на ее настоящее. Дисциплинарная практика исключения обрела другой образ, но ее призрак по‑прежнему маячит и в свободных по своему духу терапевтических коммунах, и в секторной психиатрической помощи. Это парадигмальное прошлое – основание психиатрии, и пока это ее судьба. История продолжается, а значит, впереди новые коллизии, в игре света и тени выводящие этот незамысловатый и старый, как сама психиатрия, сюжет.

 

Библиография

 

Рональд Лэйнг

 

Монографии

Conversations With Adam and Natasha. N.Y.: Pantheon Books, 1977; Laing R. D. Conversations with Children. L.: Allen Lane, 1978.

Do You Love Me? An Entertainment in Conversation and Verse. N.Y.: Penguin Books, 1978.

Knots. L.: Tavistock Publications, 1970; N.Y.: Pantheon Books, 1970 (рус. пер.: Лэйнг Р. Д. Я и Другие. Узелки. М.: ЭКСМО‑Пресс, 2002).

Paroles D’Enfants. P.: Seuil, 1989.

Sonnets. L.: Michael Joseph, 1979.

Te Divided Self. L.: Tavistock Publications, 1960; Baltimore: Penguin Books, 1965 (рус. пер.: Лэйнг Р. Разделенное Я / предисл. Б. Пардо‑Айусо; пер. О. В. Никифорова // Логос. 1992. № 3. С. 165–176; Лэйнг Р. Д. Расколотое «Я»». СПб .: Белый Кролик, 1995. С. 7–223).

Te Facts of Life: An Essay in Feelings, Facts, and Fantasy. N.Y.: Pantheon Books, 1976; L.: Allen Lane, 1976 (рус. пер.: Лэйнг Р. Д. О важном: Эссе о чувствах, фактах и фантазии // Лэйнг Р. Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005. С. 181–343).

Te Politics of Experience and the Bird of Paradise. N.Y.: Pantheon Books, 1967; Harmondsworth: Penguin, 1967 (рус. пер.: Лэйнг Р. Д. Политика переживания // Расколотое «Я». СПб.: Белый Кролик, 1995. С. 224–335; Лэйнг Р. Д. Феноменология переживания // Лэйнг Р. Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005. С. 21–179).

Te Politics of the Family and Other Essays. L.: Tavistock Publications, 1971; N.Y.: Pantheon Books, 1971.

Te Self and Others. L.: Tavistock Publications, 1961; L.: Tavistock Publications, 1969 (рус. пер.: Лэйнг Р. Д. «Я» и Другие. М.: Класс, 2002; Лэйнг Р. Д. Я и Другие. Узелки. М.: ЭКСМО‑Пресс, 2002).

Te Voice of Experience. N.Y.: Pantheon Books, 1982.

Wisdom, Madness and Folly: Te Making of a Psychiatrist. N.Y.: McGraw‑Hill, 1985.

 

В соавторстве

Laing R. D., Cooper D. G. Reason and Violence: A Decade of Sartre’s Philosophy, 1950–1960. L.: Tavistock Publications, 1964; 1971.

Laing R. D., Esterson A. Sanity, Madness and Family. Vol. 1. Families of Schizophrenics. L.: Tavistock Publications, 1964; 1970.

Laing R. D., Phillipson H., Lee A. R. Interpersonal Perception: A Teory and a Method of Research. L.: Tavistock Publications; N.Y.: Springer Pub. Co, 1966.

 

Статьи, рецензии, предисловия и послесловия

A Critique of Kallmann’s and Slater’s Genetic Teory of Schizophrenia // Laing R. D. Te Man and His Ideas / R. Evans (ed.). N.Y.: E. P. Dutton, 1976. P. 97–156.

An Examination of Tillich’s of Anxiety and Neurosis // British Journal of Medical Psychology. 1957. No. 30. P. 88–91.

A Ten‑Day Voyage // Views. 1965. No. 8.

Appearances and Disappearances; Te Terror of Security and the Security of Terror // Fire. 1967. No. 1.

E. H. Erikson’s “Insight and Responsibility” // New Society. 1966. April 28.

Family and Individual Structure // Te Predicament of the Family: A Psycho‑Analytical Symposium / P. Lomas (ed.). L.: Hogarth Press, Institute of Psycho‑Analysis, 1967. P. 107–125.

Foreword // MacNab F. Estrangement and Relationship: Experience with Schizophrenics. Bloomington, Indiana: University Press, 1965. P. I–XVIII.

God and Psychiatry // Times Literary Supplement. 1986. May 23.

Hatred of Health // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1987. Vol. IV. P. 77–78.

Intervention in Social Situations: Lecture Delivered at the Association of Family Caseworkers’ Study Day, May 1968. L.: Association of Family Caseworkers, 1969.

Introduction // Coate M. Beyond All Reason. Philadelphia: Lippincott, 1964. P. I–X.

Is Schizophrenia a Disease? // International Journal of Social Psychiatry. 1964. Vol. 10. P. 184–193.

Liberation by Orgasm: Reich’s “Function of the Orgasm” // New Society. 1968. March 28.

Metanoia: Some Experiences at Kingsley Hall // Going Crazy: Te Radical Terapy of R. D. Laing and Others / H. M. Ruitenbeek (ed.). Toronto; N.Y.: Bantam Books, 1972. P. 11–21.

Mystifcation, Confusion and Confict // Intensive Family Terapy / L. Boszormenyi‑Nagy, J. Framo (eds). N.Y.: Harper & Row, 1965. P. 343–362.

Practise and Teory: Te Present Situation // Psychotherapy and Psychosomatics. 1965. Vol. 13. No. 1. P. 58–67.

Psychotherapy: Te Search for a New Teory // New Society. 1964. October 1.

Religious Sensibility // Te Listener. 1970. April 23. P. 536–537.

Ritualization in Abnormal Behavior // Philosophical Transaction of the Royal Society of London. 1966. Vol. 251. No. 772. P. 331–335.

S. Freud and W. Bullitt’s. “Tomas Woodrow Wilson” // New Society. 1967. May 18.

Schizophrenia and the Family // New Society. 1964. April 16. P. 14–17.

Series and Nexus in the Family // New Lef Review. 1962. No. 15. P. 7–14.

Te Massacre of the Innocents // Peace News. 1965. No. 1491.

Te Obvious // Te Dialectics of Liberation / D. Cooper (ed.). Harmondsworth: Penguin, 1968. P. 13–33.

Te Study of Family and Social Contexts in Relation to the Origin of Schizophrenia // Te Origins of Schizophrenia: Proceedings of the First Rochester International Conference on Schizophrenia, March 29–31, 1967 / J. Romano (ed.). Amsterdam; N.Y.: Excerpta Medica Foundation, 1967. P. 139–146.

Transcendental Experience in Relation to Religion and Psy chosis // Psychedelic Review. 1965. No. 6. P. 7–15.

Violence and Love // Journal of Existentialism. 1965. Vol. 5. No. 20. P. 417–422.

Watzlawick, Beavin and Jackson Pragmatics of Human Commu nication” // New Society. 1969. April 3.

What is Asylum? // Towards a Whole Society: Collected Papers on Aspects of Mental Health / R. Terrington (ed.). L.: Te Richmond Fellowship Press, 1985.

What is Schizophrenia? // New Lef Review. 1964. No. 28. P. 63–69.

 

В соавторстве

Cameron J. L., Laing R. D., McGhie A. Patient and Nurse: Efects of Environmental Changes in the Care of Chronic Schizophrenics // Te Lancet. 1956. December 31. P. 1384–1386.

Esterson A., Cooper D. G., Laing R. D. Results of Family Orientated Terapy with Hospitalized Schizophrenics // British Medical Journal. 1965. No. 2. December 18. P. 1462–1465.

Laing R. D., Esterson A. Te Collusive Function of Pairing in Analytic Groups // British Journal of Medical Psychology. 1958. Vol. 31. No. 2. P. 117–123.

 

Интервью

Kelly D. An Interview with R. D. Laing // Audio Colloquies. L.: Harper & Row, 1987.

Kirsner D. Te Human Condition: An Interview with R. D. Laing // Psychotherapy in Australia. 1996. No. 2. P. 55–60.

Mezan P. Afer Freud and Jung, Now Comes R. D. Laing // Esquire. 1972. Vol. 77. P. 160–178.

Mullan B. Mad to Be Normal: Conversations with R. D. Laing. L.: Free Association Books, 1995.

Simon R. Still R. D. Laing Afer All Tese Years: An Interview with R. D. Laing // Family Terapy Networker. 1983. Vol. 7. No. 3.

Something to Say. Interview with John Morgan and Maurice Carstairs // Guardian. 1972. December 27.

 

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Монографии

Beveridge A. Portrait of the Psychiatrist as a Young Man: Te Early Writing and Work of R. D. Laing, 1927–1960. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, USA, 2011.

Burston D. Te Crucible of Experience: R. D. Laing and the Crisis of Psychotherapy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000.

Burston D. Te Wing of Madness: the Life and Work of R. D. Laing. Cambridge: Harvard University Press, 1996.

Clay J. R. D. Laing: A Divided Self. L.: Hodder & Staughton, 1996.

Collier A. R. D. Laing: Te Philosophy and Politics of Psychotherapy. N.Y.: Pantheon Books, 1977.

Evans R. Dialogue with R. D. Laing. N.Y.: Praeger, 1981.

Friedenberg E. Z. R. D. Laing. L.: Fontana, 1973.

Howarth‑Williams M. R. D. Laing: His Work and Its Relevance for Sociology. L.: Henley; Boston: Routledge; Kegan Paul, 1977.

Jacoby R. Social Amnesia: A Critique of Conformist Psychology from Adler to Laing. Boston, MA: Beacon Press, 1975.

Kirsner D. Te Schizoid World of Jean‑Paul Sartre and R. D. Laing. N.Y.: Karnac, 2003.

Kotowicz Z. R. D. Laing and the Paths of Anti‑Psychiatry. L.; N.Y.: Routledge, 1997.

Laing A. R. D. Laing: A Biography. L.; Chester Springs, PA: P. Owen, 1994.

Miller G. R. D. Laing. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004.

Mullan B. R. D. Laing: A Personal View. L.: Duckworth, 1999.

R. D. Laing: Contemporary Perspectives / S. Raschid (ed.). L.: Free Association, 2005.

R. D. Laing: Creative Destroyer / B. Mullan (ed.). L.: Cassell Publishers, 1997.

R. D. Laing: Te Man and His Ideas / R. Evans (ed.). N.Y., Tavistock: E. P. Dutton, 1976.

Russell R. (with R. D. Laing). R. D. Laing and Me: Lessons in Love. Lake Placid, N.Y.: Hillgarth Press, 1992.

Sedgwick P. PsychoPolitics: Laing, Foucault, Gofman, Szasz, and the Future of Mass Psychiatry. L.: Pluto Press, 1982.

Sigal C. Zone of the Interior. N.Y.: Tomas Y. Crowell, 1976.

Vice J. From Patients to Persons: Te Psychiatric Critiques of Tomas Szasz, Peter Sedgwick and R. D. Laing. N.Y.: P. Lang, 1992.

 

Главы монографий и статьи

Abrahamson D. R. D. Laing and Long‑Stay Patients: Discrepant Accounts of the Refractory Ward and “Rumpus Room” at Gartnavel Royal Hospital // History of Psychiatry. 2007. Vol. 18. No. 2. P. 203–215.

Bartlett F. H. Illusion and Reality in R. D. Laing // Family Process. 1976. Vol. 15. No. 1. P. 51–64.

Berke J. Trick or Treat: Te Divided Self of R. D. Laing // Janus Head. Special Issue. Te Legacy of R. D. Laing. 2001. Vol. 4. No. 1. <http://www.janushead.org/4‑1/bortle.cfm>.

Bortle S. R. D. Laing as Negative Tinker // Janus Head. Special Issue. Te Legacy of R. D. Laing. 2001. Vol. 4. No. 1. <http://www.janushead.org/4‑1/bortle.cfm>.

Burston D. Laing and Heidegger on Alienation // Journal of Humanistic Psychology. 1998. Vol. 38. No. 4. P. 80–93.

Burston D. Szasz, Laing and Existential Psychotherapy // Existential Perspectives in Terapeutic Teory and Practice: Papers from the Society for Existential Analysis. Vol. 15.1. L.: Society for Existential Analysis, 2005.

Charlesworth M. Sartre, Laing, and Freud // Review of Existential Psychology and Psychiatry. 1980. Vol. 17. No. 1. P. 23–39.

Clare A. Anti‑Psychiatry: An Alternative View: Response to Tomas S. Szasz’s Article “Anti‑Psychiatry: Te Paradigm of the Plundered Mind” and Review of Te Facts of Life, by R. D. Laing // Te New Review. 1976. Vol. 3. No. 33. P. 25–30.

Clarke L. R. D. Laing and Divided Selves // Clarke L. Te Time of the Terapeutic Communities: People, Places, Events. L.; N.Y.: Jessica Kingsley Publishers, 2004. P. 108–127.

Crossley N. R. D. Laing and the British Anti‑Psychiatry Movement: A Socio – Historical Analysis // Social Science & Medicine. 1998. Vol. 47. No. 7. P. 877–889.

Crossley N. Anti‑Psychiatry and “Te Sixties” // Crossley N. Contesting Psychiatry: Social Movements in Mental Health. L.; N.Y.: Routledge, 2006. P. 99–125.

Fraser G. Do Not Adjust Your Mind, the Fault is in Reality: R. D. Laing and the Politics of the Anti‑Psychiatry Movement // Democratic Green Socialist. 2009. No. 5.

Gordon J. B. Te Meta‑Jorney of R. D. Laing // R. D. Laing and Anti‑Psychiatry / R. Boyers (ed.). N.Y.: Harper & Row, 1971. P. 51–88.

Gordon J. S. Who Is Mad? Who Is Sane? R. D. Laing: In Search of a New Psychiatry // Going Crazy: Te Radical Terapy of R. D. Laing and Others / H. M. Ruitenbeek (ed.). Toronto, N.Y.: Bantam Books, 1972. P. 65–102.

Heaton J. M. On R. D. Laing: Style, Sorcery, Alienation // Te Psychoanalytic Review. 2000. Vol. 87. No. 4. P. 511–526.

Huxsley F. Shamanism, Healing and R. D. Laing // R. D. Laing: Contemporary Perspectives / S. Raschid (ed.). L.: Free Association Books, 2005. P. 179–198.

Levine P. R. D. Laing: Te Politics of Mind // Levine P. Divisions. Toronto: CBC Publications, 1975. P. 1–19.

Martin D. R. D. Laing: Psychiatry and Apocalypse // Going Crazy: Te Radical Terapy of R. D. Laing and Others / H. M. Ruitenbeek (ed.). Toronto; N.Y.: Bantam Books, 1972. P. 129–160.

Miller G. How Scottish Was R. D. Laing? // History of Psychiatry. 2009. Vol. 20. No. 2. P. 226–232.

Miller G. R. D. Laing and Teology: Te Infuence of Christian Existentialism on Te Divided Self // History of the Human Sciences. 2009. Vol. 22. No. 2. P. 1–21.

Palomo‑Lamarca A. Existential Knots: Laing’s Anti‑Psychiatry and Kierkegaard’s Existentialism // A Parte Rei. Revista de Filosofía. 2003. No. 25.

Podvoll E. An Interview on R. D. Laing // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1990. Vol. VII. P. 111–118.

Redler L. R. D. Laing’s Contribution to the “Treatment” of “Schizophrenia”: Responsible Responses to Sufering and Malaise // Te Psychoanalytic Review. 2000. Vol. 87. No. 4. P. 561–589.

Redler L., Gans S., Mullan B. Remembering Ronny // Janus Head. 2001. Special Issue. Te Legacy of R. D. Laing. <http://www.janushead.org/4‑1/redler.cfm>.

Reznek L. Ronald Laing and the Rationalizing of Madness // Reznek L. Te Philosophical Defence of Psychiatry. L.; N.Y.: Routledge, 1991.

Ruitenbeek H. M. R. D. Laing and the Young // Going Crazy: Te Radical Terapy of R. D. Laing and Others / H. M. Ruitenbeek (ed.). Toronto; N.Y.: Bantam Books, 1972. P. 161–166.

Schizophrenia, R. D. Laing, and the Contemporary Treatment of Psychosis: An Interview with Dr. Teodore Lids // R. D. Laing and Anti‑Psychiatry / R. Boyers (ed.). N.Y.: Harper & Row, 1971. P. 151–200.

Schneider K. R. D. Laing’s Existential‑Humanistic Practice: What Was He Actually Doing? // Te Psychoanalytic Review. 2000. Vol. 87. No. 4. P. 591–600.

Schneider K. R. D. Laing Remembered // Journal of Humanistic Psychology. 1990. Vol. 30. No. 2. P. 38–42.

Sedgwick P. R. D. Laing: Self, Symptom and Society // R. D. Laing and Anti‑Psychiatry / R. Boyers (ed.). N.Y.: Harper & Row, 1971. P. 1–50.

Sedgwick P. R. D. Laing: Te Retreat from Socialism // Te Guardian. 1982. January 27.

Siegler M., Osmond H., Mann H. Laing’s Models of Madness // R. D. Laing and Anti‑Psychiatry / R. Boyers (ed.). N.Y.: Harper & Row, 1971. P. 119–150.

Sigal C. Working with Laing // Te New York Review of Books. 1996. Vol. 43. No. 20. December 19.

Tompson M. G. Te Fidelity to Experience in R. D. Laing’s Treatment Philosophy // Contemporary Psychoanalysis. 1997. Vol. 33. No. 4. P. 595–614.

 

Дэвид Купер

 

Монографии и статьи

Beyond Words // Te Dialectics of Liberation / D. Cooper (ed.). Harmondsworth: Penguin, 1968.

Introduction // Foucault M. Madness and Civilization: A History of Insanity in the Age of Reason. L.: Routledge, 2001.

Introduction // Te Dialectics of Liberation / D. Cooper (ed.). Harmondsworth: Penguin, 1968.

Psychiatry and Anti‑Psychiatry. L.; N.Y.: Tavistock Publications, 1967.

Te Death of the Family. L.: Allen Lane, 1971.

Te Grammar of Living: An Examination of Political Acts. L.: Allen Lane, 1974.

Te Language of Madness. L.: Allen Lane, 1978.

 

В соавторстве

Laing R. D., Cooper D. G. Reason and Violence: A Decade of Sartre’s Philosophy, 1950–1960. L.: Tavistock Publications, 1964.

 

Критические работы

Gale D. Far Out // Te Guardian. 2001. September 8. Saturday.

Ticktin S. Brother Beast: A Personal Memoir of David Cooper // Asylum: Magazine for Democratic Psychiatry. 1986. Vol. 1. No. 3.

 

Лэйнгианцы

 

Теоретические и критические работы

Beyond Madness: PsychoSocial Interventions in Psychosis / J. H. Berke, M. Fagan, G. Mak‑Pearce et al. (eds). L.: Jessica Kingsley Publishers, 2002.

Dvorkin D. L. Cultural Marxism in Postwar Britain: History, the New Lef, and the Origins of Cultural Studies. Durham, NC: Duke University Press, 1997.

Elzey R. Founding an Anti‑University / Berke J. Counter Culture. L.: Peter Owen, 1969. P. 229–248.

Esterson A. Te Leaves of Spring: A Study in the Dialectics of Madness. L.: Tavistock Publications, 1970.

Podvoll E. Recovering Sanity: A Compassionate Approach to Understanding and Treating Psychosis. Boston, Mass.: Shambhala Publications, 1990.

Wing J. K. Reasoning about Madness. Oxford: Oxford University Press, 1978.

Wyze J., de. Still Crazy afer All Tese Years // San Diego Weekly Reader. 2003. Vol. 32. No. 2. January 9.

 

Результаты практических проектов

Alternatives to the Mental Hospital for Acute Psychiatric Treatment / R. Warner (ed.). Washington, DC: American Psychiatric Press, 1995.

Berke J. H. Arriving, Settling‑In, Settling‑Down, Leaving and Following‑Up: Stages of Stay at the Arbours Centre // British Journal of Medical Psychology. 1987. Vol. 60. P. 181–188.

Berke J. H. Psychotic Interventions at the Arbours Crisis Centre // Psychosis: Understanding and Treatment / J. Ellwood (ed.). L.: Jessica Kingsley Publishers, 1995. P. 120–132.

Ciompi L., Dauwalder H. P., Maier C. Das Pilotprojekt “Soteria Bern” zur Behand‑lung akut Schizophrener. I. Konzeptuelle Grundlagen, praktische Realisierung, klinische Erfahrungen // Nervenarzt. 1991. Bd. 2. S. 428–435.

Ciompi L., Dauwalder H.‑P., Maier Ch. et al. Te Pilot Project “Soteria Berne”: Clinical Experiences and Results // British Journal of Psychiatry. 1992. Vol. 161. P. 145–153.

Ciompi L., Hofmann H. Soteria Berne: An Innovative Milieu Terapeutic Approach to Acute Schizophrenia Based on the Concept of Afect‑Logic // World Psychiatry. 2004. Vol. 3. No. 3. P. 140–146.

Ciompi L., Kupper Z., Aebi E. Das Pilotprojekt “Soteria Bern” zur Behandlung akut Schizophrener. II. Ergebnisse der vergleichenden prospektiven Verlaufstudie über zwei Jahre // Nervenarzt. 1993. Bd. 64. S. 440–450.

Fenton W., Mosher L., Herrell J. et al. A Randomized Trial of General Hospital Versus Residential Alternative Care for Patients with Severe and Persistent Mental Illness // American Journal of Psychiatry. 1998. Vol. 155. P. 516–522.

Fortuna J. M. Te Windhorse Project: Recovering from Psychosis at Home // Journal of Contemplative Psychotherapy. 1994. Vol. IX. P. 73–96.

Kresky‑Wolf M., Matthews S., Kalibat F. et al. Crossing Place: A Residential Model for Crisis Intervention // Hospital and Community Psychiatry. 1984. Vol. 35. P. 72–74.

Matthews S. M., Roper M. T., Mosher L. R. et al. A Non‑Neuroieptic Treatment for Schizophrenia: Analysis of the Two‑Year Postdischarge Risk of Relapse // Schizophrenia Bulletin. 1979. Vol. 5. No. 2. P. 322–333.

Mosher L. Soteria‑California and Its Successors: Terapeutic Ingredients // Ethical Human Psychology and Psychiatry. 2004. No. 6. P. 7–23.

Mosher L. R. Soteria and Other Alternatives to Acute Psychiatric Hospitalization: A Personal and Professional Review // Te Journal of Nervous and Mental Disease. 1999. Vol. 187. No. 3. P. 142–149.

Mosher L. R., Menn A. Community Residential Treatment for Schizophrenia: Two‑Year Follow‑Up // Hospital and Community Psychiatry. 1978. Vol. 29. P. 715–723.

Mosher L. R., Menn A. Z. Soteria: An Alternative to Hospitalization for Schizophrenia // Current Psychiatric Terapies / J. H. Masserman (ed.). N.Y.: Grune and Stratton, 1974. Vol. XL. P. 287–296.

Mosher L. R., Menn A. Z., Matthews S. Soteria: Evaluation of a Home‑Based Treatment for Schizophrenia // American Journal of Orthopsychiatry. 1975. Vol. 45. P. 455–467.

 

Франко Базалья

 

Монографии

Che cos’è la psichiatria? Parma: Amministrazione provinciale di Parma, 1967; Torino: Einaudi, 1973.

L’istituzione negata. Torino: Einaudi, 1968.

Psychiatry Inside Out: Selected Writings of Franco Basaglia / N. Scheper‑Hughes, A. M. Lovell (eds). N.Y.: Columbia University Press, 1989.

 

В соавторстве

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Morire di classe. Torino: Einaudi, 1969.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. La maggioranza deviante. Torino: Einaudi, 1971.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Crimini di pace. Torino: Einaudi, 1975.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. La institución en la picota. Buenos Aires: Editorial Encuadre, 1974.

Basaglia F., Onagaro Basaglia F., Pirella A. et al. La Nave Che Afonda. Rome: Savelli, 1978.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Conferenze brasiliane. Contributi di Maria Grazia Giannichedda. Collana: Minima; Milano: Rafaello Cortina, 2000.

 

Собрание сочинений

Scritti, I. 1953–1968. Dalla psichiatria fenomenologica all’esperienza di Gorizia. Torino: Einaudi, 1981.

Scritti, II. 1968–1980. Dall’apertura del manicomio alla nuova legge sull’assistenza psichiatrica. Torino: Einaudi, 1982.

 

Статьи

A proposito dell’approccio psicodinamico come alternativa al l’istituzionalizzazione nell’organizzazione ospedaliera psi chiatrica // Annali di Neurologia. 1966. Vol. LX. No. 1/2.

A proposito della “sindrome paranoide nella concezione an tropologica” // Giornale di Psichiatria e di Neuropatologia. 1957. Vol. 85. No. 3. P. 677–680.

A proposito delle dinamiche di gruppo in una comunità tera peutica. Il ruolo degli alcoolisti // Giornale di Psichiatria e Neurolo gia. 1966. Vol. 94. No. 1. P. 93–106.

Appunti di psichiatria istituzionale // Recenti Progressi in Medicina. 1969. Vol. XLVI. No. 5. P. 486–506.

Considerazioni antropologiche e psicopatologiche in tema di psichiatria istituzionale. Corpo e istituzione // Che fare. 1968. No. 3.

Considerazioni su un’esperienza comunitaria: la comunità te rapeutica di Gorizia // Note e Riviste di Psichiatria. 1968. Vol. LXI. No. 1. P. 36–92.

Convenazione: A proposito della nuova legge 180 // Onnis L., Lo Russo G. Dove va la psichiatrìa? Milano: Feltrinelli, 1980.

Corps, regard et silence. L’énigme de la subjectivité en psychiatrie // L’Evolution psychiatrique. 1965. No. 1. P. 11–26.

Crisi istituzionale o crisi psichiatrica? // Annali di Neurologia e Psichiatria. 1967. Vol. LXI. No. 2.

Crisis intervention, treatment and rehabilitation // World Hospitals. 1980. Vol. 16. No. 4. P. 26–27.

Il mondo dell’ “incomprensibile” schizofrenico attraverso la “Daseinsanalyse”. Presentazione di un caso clinic // Gior nale di Psichiatria e di Neuropatologia. 1953. Vol. 81. No. 3. P. 471–499.

L’ipocondria come deformazione dell’ “Erlebnis” individua le nel fenomeno di depersonalizzazione // Neuropsichiatria. 1957. Vol. 23.

L’utopia della realtà // Forti L. L’altra pazzia. Milano: Feltrinelli, 1975.

La distruzione dell’ospedale psichiatrico come luogo di istitu zionalizzazione. Mortifcazione e libertà dello “spazio chiuso”. Considerazioni sul sistema “open door”. Comunicazio ne al I Congresso internazionale di psichiatria sociale, Londra 1964 // Annali di Neurologia e Psichiatria. 1965. Vol. LIX. No. 1.

Problems of Law and Psychiatry: Te Italian Experience // International Journal of Law and Psychiatry. 1980. Vol. 3. № 1. P. 17–37.

Segregazione e controllo sociale // La salute in fabbrica. Ro ma: Savelli, 1974.

Su alcuni aspetti della moderna psicoterapia: analisi fenome nologica dell’ “incontro” // Rivista Sperimentale di Fre niatria. 1954. Vol. 78. № 2. P. 239–264.

 

В соавторстве

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Un problema di psichiatria istituzionale. L’esclusione come categoria socio‑psichiatrica // Rivista Sperimentale di Freniatria. 1966. Vol. 90. No. 6. P. 1484–1503.

Basaglia F., Pirella A., Slavich A. et al. Problemi metodologici in tema di psichiatria istituzionale: la situazione comunitaria // Rivista Sperimentale di Freniatria. 1967. Vol. XCI.

Basaglia F., Minguzzi G., Ongaro Basaglia F. Exclusion, programmation et integration // Recherches. 1967. No. 5. P. 75–84.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F., Minguzzi G. et al. Dare un nome all’oppressione // Recherches. 1967. No. 6.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Introduzione // Gofman E. Asylums. Torino: Einaudi, 1969.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Prefazione // Jones M. Ideologia e pratica della psichiatria so ciale. Milano: Etas Kompass, 1970.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Introduzione // Castel R. Lo psicanalismo. Torino: Einaudi, 1975.

Basaglia F., Ongaro Basaglia F. Violence and Marginality // Sta te and Mind. 1980. Vol. VII. No. 3.

 

КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Монографии

Codato F. Follia, potere e istituzione. Genesi del pensiero di Franco Basaglia. Trento: Editrice UNI Service, 2010.

Colucci M., Di Vittorio P. Franco Basaglia. Milano: Bruno Mondadori, 2001.

Di Martino E. Basaglia. Milano: Fabbri, 1994.

Di Vittorio P. Foucault e Basaglia: l’incontro tra genealogie e movimenti di base. Verona: Ombre corte, 1999.

Donnelly M. Te Politics of Mental Health in Italy. L.: Routledge, 1992.

Gallio G. Basaglia a Colorno // Aut Aut. 2009. Vol. 342.

Jervis G. Il buon rieducatore. Milano: Feltrinelli, 1977.

Leoni F. Franco Basaglia: un laboratorio italiano. Milan: Bruno Mondadori, 2011.

Micheli G. I Nuovi Catari: Centralità della Conoscenza nell’Esperienza Psichiatrica di Perugia. Bologna: Il Milino, 1982.

Parmegiani F., Zanetti M. Basaglia. Una biagrafa. Trieste: Lint Editoriale, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.235 с.)