Особенности аудитории, управление ею. Виды аргументов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности аудитории, управление ею. Виды аргументов



 

У аудитории, которая слушает оратора, также есть ряд особенностей.

Прежде всего это степень однородности‑неоднородности.

Она зависит от социально‑демографических характеристик: пола, возраста, национальности, образования, профессиональных интересов, партийной принадлежности, жизненного опыта.

Однородная аудитория единодушнее реагирует на выступление, поэтому перед ней легче произносить речь. В неоднородной приходится использовать большее количество приемов и способов убеждения.

Количественный состав также влияет на восприятие речи. Здесь парадокс в том, что чем больше аудитория, тем единодушнее она реагирует. В этом случае действует принцип заражения, подражания, солидарности. Поэтому в большой аудитории не следует затевать дискуссий, вдаваться в тонкости аргументации. Здесь более уместно эмоциональное заражение.

И наоборот. В маленькой аудитории нет единства переживаний и мнений. Здесь каждый остается личностью, сохраняет индивидуальность. Поэтому такая аудитория не выносит слишком длинного монолога. Ее уместно пригласить к диалогу, обсуждению.

Оратору важно учитывать мотивы слушателей. Психологи выделили три группы таких мотивов: интеллектуально‑познавательные (узнать что‑то новое, любопытное), мотивы морального плана (обязанность, желание избежать неприятностей), эмоционально‑эстетические мотивы (нравится оратор). Выступающему необходимо проанализировать доминирующий мотив аудитории, чтобы успешно построить выступление.

Для убеждения аудитории в своем мнении используются различного рода аргументы. Они особенно важны, если возникает ситуация спора, полемики.

Различают следующие виды аргументов: пример, аналогия, иллюстрация, аргумент с помощью определения, разделения на виды, нахождения противоречий и т. д.

Эти виды аргументов порождены своеобразными технологиями спора, возникшими в процессе длительного развития ОН. Технологии спора называют приемами спора. Каждый из таких приемов базируется на своем методе. Всего таких методов насчитывают около 26, куда входят: метод изнанки («да – но»), метод ограничений, метод бумеранга, метод обесценивания, метод повышения ценности, метод преувеличений, метод сведения к шутке, метод обращения к авторитетам и т. п.

На протяжении долгого исторического развития ОН были выработаны приемы управления аудиторией.

Они весьма разнообразны. Например, собирать внимание слушателей можно прямым требованием или неожиданным вопросом к ним. Можно использовать прием занимательности (прерывание начатой мысли и неожиданное возвращение к ней). Обостряет внимание слушателей, втягивает их в процесс соразмышления вопросно‑ответный ход. Юмор иногда удачное средство снятия напряжения. Может использоваться прием сопереживания, соучастия. Есть приемы апелляции к событиям, к интересам слушателей. Существуют ссылки на авторитеты или известные источники. Есть голосовые приемы (смена интонаций, ритма, темпа, тембра голоса).

 

6.7. Основные этапы подготовки выступлений. Приемы поиска материала

 

Для того чтобы стать хорошим оратором, нужно работать постоянно. Повседневная подготовка к выступлениям предполагает не только практику говорения (беседы, переговоры, участие в дискуссиях). Это кропотливая работа, которая включает:

а) приобретение новых знаний (печать, радио и телевидение, чтение научной, публицистической, художественной литературы);

б) создание собственного архива (цифры, факты, характеристики, пословицы, поговорки, крылатые выражения, чужие выступления); в) овладение техникой речи (дикция, дыхание, поставленный голос); г) повышение культуры устной и письменной речи (четкое формулирование мысли, точное и ясное словоупотребление, правильные ударения, постоянное внимание к правильности речи, использование этих навыков в практике говорения); д) критический анализ выступлений других ораторов; е) выработка навыков подготовки публичного выступления.

Классическая риторика выделяет пять основных этапов подготовки речи: 1) инвенция – нахождение темы речи и используемых доказательств; 2) диспозиция – композиционное построение речи (вступление, изложение, разработка и заключение);

3) элокуция – оформление словесного выражения (отбор слов и выражений, тропов, риторических фигур); 4) запоминание;

5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

– выбор темы и определение цели (тему лучше выбирать знакомую, по которой есть теоретическая подготовка и практический опыт, тема должна быть интересна слушателям, обещать для них что‑то новое, нужно придать теме четкую и краткую формулировку, наметить цели выступления);

– подбор материала, его изучение и анализ (официальные документы, научная и научно‑популярная литература, справочники, энциклопедии, словари, художественная литература, статьи, передачи, интернет, социологические опросы);

– разработка плана выступления;

– работа над композицией (вступление, главная часть, заключение);

– написание текста выступления (черновик, беловик);

– овладение материалом выступления (перечитать, заучить фрагменты, запомнить последовательность частей, произнести вслух).

 

6.8. Виды планов. Композиция публичного выступления

 

Во многом успех создания речи определяется хорошим планом, поскольку план формирует основные грани темы и намечает будущую композицию. Выделяют три типа планов: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный составляется сразу после выбора темы и определения целевой установки. Основная цель создания такого плана – определиться с аспектами темы, сформулировать круг основных вопросов, наметить собственное решение данной темы, найти свой собственный подход к проблеме.

Рабочий план составляется после изучения литературы, обдумывания темы, собирания фактического материала. В рабочем плане формулируются отдельные положения, указываются примеры, факты, приводятся цифры, оттачивается структура выступления, намечается баланс между частями.

Основной план пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие выступления. Поэтому формулировки плана должны быть четкими и ясными. Этот план сообщается после объявления темы или при раскрытии цели речи.

В плане наиболее отчетливо проявляется композиция ораторской речи (т. е. построение выступления, соотношение его отдельных частей, формирующих единство речи).

При создании композиции необходимо опираться на несколько принципов создания речи:

принцип последовательности (каждая следующая мысль вытекает из предшествующей);

принцип усиления (доказательность и убедительность должны постепенно нарастать);

принцип органического единства (организация материала должна вытекать из самого материала);

принцип экономии (достигать желаемого при минимальной затрате усилий, времени, речевых средств).

Наиболее распространенной является трехчастная композиция, состоящая из вступления, главной части и заключения.

Вступление обычно предполагает формулирование темы, подчеркивание ее актуальности, формулировку цели выступления и изложение истории вопроса. Изложить все это кратко, пробудив интерес слушателей, – большое мастерство оратора. Иногда для этих целей выступление начинается с интересного примера, пословицы, юмористического замечания, небольшого рассказа, неожиданного вопроса. В выборе этих приемов нужно учитывать и тему, и состав слушателей, и эмоциональный настрой речи.

Главная часть. В ней излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к выводам. Поэтому основное правило построения главной части – логичность и стройность изложения. Они обеспечиваются методами преподнесения материала:

индуктивный метод (от частного к общему);

дедуктивный метод (от общего к частному);

метод аналогии (сопоставление явлений);

концентрический метод (выстраивание материала вокруг главной проблемы);

ступенчатый метод (последовательная смена вопросов без возвращения к предыдущим);

исторический метод (хронологическая последовательность).

Основная задача при выстраивании главной части – не утомить слушателя и не утратить его внимания.

В заключении подводятся итоги, делаются выводы, ставятся задачи на будущее. Следует учитывать, что вступление и заключение лучше всего запоминаются. Поэтому в заключении желательно повторить основную мысль, суммировать наиболее важные положения. Иногда нужно воодушевить слушателей, побудить их к деятельности. В этом случае заключение произносится эмоционально, высоким тоном.

Рекомендуемая литература по вопросам 6 лекции: 3, 7, 8, 9, 20, 22, 28 (см. номера в «Списке использованной литературы»).

 

 

Лекция 7

Разговорная речь

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.013 с.)