Понятие об ораторском искусстве. Типы ораторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об ораторском искусстве. Типы ораторов



 

Одним из самых ярких проявлений ПС стало ораторское искусство (ОН). Под этим выражением прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым убеждающим словом (но еще и наука о красноречии и соответствующая учебная дисциплина). Главная задача ОН та же, что и ПС в целом: «…находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). По определению Ломоносова, «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнению». Не

случайно ораторское искусство сформировалось и расцвело в демократических государствах (Древняя Греция), где возникла необходимость обсуждать общественно значимые вопросы и вырабатывать о них коллективное мнение. Поэтому ОН бурно расцветает в переломные эпохи истории, когда возникает потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов.

Синонимами ораторского искусства являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

ОН проявляет себя в различных сферах жизни: духовной, идеологической, социально‑политической, деловой. В соответствии с разными целями и сферами проявления ОН подразделяют на следующие роды: социально‑политическое, академическое, судебное, социально‑бытовое, духовное (богословско‑церковное). В зависимости от исторической эпохи доминировать могут те или иные роды красноречия. В средние века – богословское. В наше время особенно велика роль ОН в политике, поскольку именно там важно склонить наибольшее количество людей к желаемому мнению.

Важнейшая роль в ОН принадлежит оратору. Это человек, произносящий публичную речь. В зависимости от убеждающих способностей и приемов выделяют три типа ораторов (Цицерон):

1‑й тип: «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью высказываний». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, готовые трогать и обращать сердца»;

2‑й тип: ораторы «сдержанные, проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной и сжатой речи»;

3‑й тип – нечто среднее между первым и вторым типами.

Следуя классификации Цицерона, современные ученые выделяют ораторов, воздействующих на слушателей эмоционально, и ораторов, для которых основное средство воздействия – логика рассуждений.

У каждого из этих типов есть свои минусы. Если оратор говорит только эмоционально, не заботясь при этом о логичности, доказательности, то речь его часто выглядит легковесно, неубедительно. Но и самая логичная, аргументированная речь может усыпить и не вдохновить слушателей, если она произносится безэмоционально, бесстрастно. Поэтому желательно соблюдать равновесие между логичностью и эмоциональностью.

Оратор должен помнить также о своей ответственности перед аудиторией. Убеждая людей в чем‑то, он должен отдавать себе отчет в нравственном характере тех оценок, что внушает слушателям. Дело в том, что ораторское искусство может служить не только высоким целям, но и быть средством обмана, внушения, манипулирования чужим мнением. Поэтому нравственные критерии – важнейшие в оценке мастерства оратора.

Другая особенность оратора – обязательная эрудированность, достаточно всестороннее знание предмета речи и смежных областей культуры. Обычно оратору необходимы основательные знания в области науки и техники, экономики, политики, литературы и искусства.

Чтобы быть оратором, необходимо выработать целый ряд умений и навыков: отбирать литературу, уметь ее изучать, уметь составить план и текст речи; оратор должен владеть настроениями и вниманием аудитории, а также иметь самообладание, чувство времени, владеть приемами невербального общения, уметь отвечать на вопросы слушателей и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.005 с.)