Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности



 

Как достигаются эти качества научного произведения с помощью языковых средств?

Чтобы выстроить сценарий и удерживать читательское внимание, автор очень активно использует глаголы. Они ставятся в формы, предполагающие некие воображаемые совместные действия с читателем: обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим… С их помощью ученый фиксирует ключевые точки сценария, приглашая читателя к мысленному соучастию во всех сложных действиях по нахождению результата.

 

С помощью таких глаголов он дает определение, переходит к следующему этапу, возвращается к исходному пункту, уточняет его, приводит пример, анализирует результаты наблюдений или эксперимента, делает вывод и т. д.

Если он квалифицирует свои действия, то использует глаголы давать, переходить, анализировать, приводить, иллюстрировать, обрисовывать, рассматривать, приводить пример, наметить…

Если сообщает о своих целях, то рассматривает различные существующие варианты, намечает новые подходы, предлагает классификацию…

Иногда автор научного текста фиксирует начало, продолжение или конец отдельного фрагмента или всего исследования (На этом закончим обзор основных понятий).

Иногда он формирует переход от одного эпизода к другому (Вернемся к прошлой теме, рассмотрим схему вычислительного алгоритма).

Иногда возникает необходимость организовать последовательность высказываний или указать на их связь (во‑первых, прежде всего, то есть), или автор организует отступление от основного повествования (кстати, между прочим).

 

Необходимо помнить о формах употребления глаголов.

Стремление к объективности повествования диктует отказ в НС от форм первого лица (не говорят и не пишут: я считаю, мы думаем). От таких форм отказываются чаще всего совсем, заменяя их безличными (следует понимать, например), неопределенно‑личными (понимают'), определенно‑личными (будем понимать).

Не играет особой роли время глаголов. Дело в том, что значение времени в НС не актуально. В представлении ученого истина всегда истина. Поэтому противопоставление настоящего прошедшему и будущему практически исчезает и временные формы можно безболезненно заменять одну другой (линия в режиме бегущей волны не будет искажать..; в этом случае… наблюдаются искажения). Но все же предпочтительнее использование форм настоящего времени (они выражают отвлеченное, абстрактное значение).

Названные особенности употребления глаголов являются важной составной частью того, что принято называть неличной манерой повествования. Она является отличительной особенностью НС.

Стремление к такой неличной манере диктует отказ от любых языковых средств, связанных с передачей эмоций (не используются междометия, частицы, эмоционально окрашенная лексика, экспрессивные модели предложений). Предпочтение отдается нейтральному порядку слов. Для НС не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная (диктуется все тем же стремлением к неличной манере повествования!).

С помощью такой манеры достигается объективность формы научного произведения.

Другой его отличительной особенностью является точность. Она неотделима от специфического словоупотребления в НС. Главная особенность словоупотребления – избегание многозначных слов, так как это может привести к неадекватному пониманию авторской мысли. Поэтому автор широко использует термины – слова, которые имеют максимально точное и узкое значение. Об этом значении ученые договариваются, а любое различие в понимании термина требует специальных оговорок в работе: в каком именно значении автор будет употреблять такой термин.

Например, это можно сделать следующим образом: «Поскольку ряд используемых терминов не всеми трактуется однозначно, сделаем несколько пояснений. Определения “структурно‑геоморфологический”, “морфоструктурный’’ и “морфотектонический анализ” понимаются мною почти как синонимы. Это способы изучения рельефа, нацеленные на выявление определенных закономерностей…» И далее следует перечисление такого рода закономерностей.

Термин в сжатом виде несет очень емкую информацию и указывает на знание ученым предшествующей научной традиции.

С осторожностью используется та лексика, которая имеет многозначные и эмоциональные оттенки. В основном это слова книжные и нейтральные с одним, редко двумя‑тремя значениями. Например, у глагола являться, имеющего пять значений, в НС используется только одно. У глагола давать (14 значений) – только три.

Еще больше, чем глаголов, в научном тексте существительных, преимущественно с абстрактным значением (время, движение, направление).

Чтобы выразить новые представления и понятия, ученые часто вынуждены прибегать к словотворчеству. Для этих целей активно используются приставки анти‑ (антитела, антикриминальный), би‑ (бицветный, биполярный), квази‑, сверх‑ (сверхновая звезда).

Активно используются для словотворчества суффиксы: ‑ист, – ость, – U3M, – от, ‑ит, – ние (импрессионист, газоносность, символизм, долгота, клонирование).

Синтаксис НС также имеет ряд особенностей. Основная тенденция в этой области языка – стремление к простоте при сохранении информационной емкости. Обычно для достижения этих целей используется простое или сложноподчиненное предложение. Информационная емкость таких конструкций достигается за счет обильных именных сочетаний. Они‑то и несут сгусток информации. Например: Методика, которая позволяет определить = методика определения ("аналогично: методика расчета, скорость распространения).

В основе таких именных сочетаний – отглагольные существительные, формы косвенных падежей (особенно родительного, что порождает эффект «нанизывания» все более уточняющих друг друга понятий).

Для простого предложения характерны усложняющие его причастные и деепричастные обороты, вводные слова, уточняющие члены. Их активное использование и создает ощущение сложности НС, его синтаксиса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)