Организация вербального (речевого) взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация вербального (речевого) взаимодействия



 

Со времен античности исследователи устной речи выделяют такие ее формы, как диалог, полилог и монолог. Диалог признан естественной формой существования языка, а монолог – искусственной. Полилог возникает при общении нескольких участников, диалог – двух. Монолог – адресованная речь одного участника общения.

Любая, даже монологическая речь в своей основе диалогична, так как диалогично наше сознание. Говоря, мы всегда предполагаем собеседника (сознание). Поэтому любая речевая деятельность предполагает взаимодействие собеседников (в случае монолога – с воображаемым собеседником).

Основу такого взаимодействия составляют: коммуникативная заинтересованность, настроенность на мир собеседника, умение уловить коммуникативный замысел говорящего.

Основные факторы, способствующие благоприятному климату общения: признание не на словах, а на деле, плюрализм мнений, предоставление равных возможностей высказать свою точку зрения, равный доступ к необходимой информации, выстраивание конструктивного диалога, нацеленного не на победу над партнером, а на решение проблемы, умение найти то, что объединяет, а не разъединяет.

Все вышеизложенное обеспечивает успешность речевого общения. Под успешностью понимается осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками согласия.

К условиям, обеспечивающим успешность речевого общения, можно отнести и существование жанров речевого общения, сформировавшихся и закрепившихся в культуре. Выделяют следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение, дневник (подробнее см.: Культура русской речи. Учебник для вузов. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. С. 83–89).

Также на успешность речевого общения влияет знание особенностей собеседника. Выделяют следующие типы собеседников:

• доминантный тип (не следует перебивать, свои вопросы формулировать быстро и четко);

• мобильный собеседник (говорит много, перескакивая с темы на тему: не допускать отвлечений от темы);

• ригидный собеседник (трудности при вступлении в разговор: помочь ему начать);

• интровертный собеседник (скромен, неинициативен: поддержать, не перебивать, проявить уважение).

Еще одним важным условием успешной коммуникации является умение слушать. Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это способность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, отношение, эмоции. Все это формирует понимание собеседника.

Многое зависит от манеры слушать. На эту манеру влияют несколько факторов. В первую очередь личность собеседников, их характер и интересы, пол, возраст, служебное положение.

Так, существенны различия в поведении мужчин и женщин (мужчина в разговоре перебивает женщину в два раза чаще; почти треть времени от разговора женщина собирается с мыслями; мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, женщины больше внимания уделяют самому процессу общения; мужчины любят слышать самих себя, склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушав собеседника до конца и не задавая ему вопросов).

Различают два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное состоит в умении слушать молча и внимательно, не вмешиваясь в речь собеседника своими вопросами и замечаниями. Такой вид используется в случаях, когда собеседник глубоко взволнован, желает высказаться, обсудить наболевшее, испытывает трудности в выражении своих проблем. Но такое слушание не всегда бывает уместным. Молчание обычно понимают как знак согласия. Иногда бывает честнее сразу прервать собеседника, высказав свое мнение.

Рефлексивный вид слушания предполагает активное вмешательство в речь собеседника с целью оказать ему помощь в выражении мыслей и чувств, в создании атмосферы понимания, живой реакции на речевое событие. Этот вид слушания позволяет достигать наилучшего понимания, но и может преследовать цель запутать собеседника, сбить его с мысли.

Например, можно обратиться к говорящему с уточняющим вопросом (Я Вас не понял, не повторите ли еще раз? Уточните Вашу мысль… Что вы имеете в виду?). Иногда можно переформулировать мысли говорящего своими словами, чтобы уточнить сообщение. Для этого обычно используются такие формулы, как «Как я вас понял… Правильно ли я понимаю… По вашему мнению… Другими словами, вы считаете… Иначе говоря …» Можно использовать прием резюмирования (основные мысли и чувства говорящего): то, что вы сказали, может означать… вашими основными идеями, как я понимаю, являются…

Без таких приемов есть опасность, что вы ответите не на мысли собеседника, а на свое представление об этих мыслях.

Лучше во время слушания не давать оценок и советов. Психологи считают, что любые советы, даже самые доброжелательные, могут оказать давление на собеседника, сузив его выбор вариантов поведения.

В процессе слушания важны формы невербальных контактов. Например, зрительный контакт. Норма русского этикета требует внимательного и заинтересованного взгляда (не пустыми глазами). Бегающие глаза создают впечатление обмана. Рассеянный взгляд говорит о незаинтересованности или несогласии, а иногда и о неискренности. Такие нормы интересно сравнить с японским этикетом, где нижестоящий не смеет смотреть в глаза начальнику (рассматривается как дерзость или неповиновение). Но для подтверждения внимания японец должен все время кивать головой и говорить «да».

В процессе общения важна также поза собеседников, поскольку и она может выражать желание слушать или отказ от слушания. Так, если вы наклонены корпусом чуть вперед – это знак заинтересованного слушания. Откинулись назад, не смотрите на говорящего – знак нежелания обсуждать проблемы.

Немаловажную роль играет межличностное пространство (расстояние между беседующими). Для нашего региона оно колеблется от 0,5 до 1,2 м. Дистанция в социальных и деловых отношениях: от 1,2 до 3,7 м. Публичные выступления – 3,7 м и более. Вид взаимодействия определяет расстояние.

При организации речевых ситуаций следует помнить о двух важных законах коммуникации:

1) суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель;

2) если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель.

Обычно неправильное толкование связано с разным пониманием смысла слов говорящим и слушающим (неточное словоупотребление, неправильное использование многозначных слов, синонимов, омонимов, паронимов).

Нередко в разговоре возникает ситуация, которую определяют как «иллюзию понятности». Ее суть – в уверенности, что наше понимание слова соответствует его действительному смыслу, хотя это на самом деле не так (из‑за незнания основного значения или дополнительных оттенков или приписывания слову значений, ему не свойственных). Так часто бывает с заимствованными словами, которые встречаются в СМИ и кажутся понятными: брифинг, легитимация, конфессия, инсинуация, обструкция, беспрецедентный, эксклюзивный.

В противовес успешности речевого общения сформулировано понятие коммуникативной неудачи. Это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, а также отсутствие взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Среди факторов, препятствующих речевому общению, выделены: чужая коммуникативная среда, нарушение паритетности общения, недоброжелательное отношение к личности собеседника, неясность слов или отдельных положений беседы.

Выделяют также «коммуникативные барьеры» в общении:

• логический барьер (каждый видит проблему со своей точки зрения);

• стилистический барьер (форма и содержание речи должны соответствовать друг другу);

• смысловой барьер (говорят на «разных языках», т. е. используют разную лексику, имеют культурные, профессиональные различия);

• фонетический барьер (речь невнятна).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.008 с.)