III . Запрет сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию при эксплуатации водохозяйственной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Запрет сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию при эксплуатации водохозяйственной системы



Лицо, осуществляющее эксплуатацию причалов, обязано оборудовать эти объекты ливневой канализацией и сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Управлением Росприроднадзора по результатам проведенной внеплановой выездной проверки обществу выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, оборудовании четырех причалов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Общество, не согласившись с указанными предписаниями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

 

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о соответствии предписаний действующему законодательству.

 

Суд округа поддержал позицию нижестоящих судов, руководствуясь следующим.

 

В силу пункта 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

 

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

 

В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях названной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

 

Пунктом 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79, предусмотрено осуществление, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, мероприятий по охране поверхностных водных объектов (подпункт «е»). К таким мероприятиям подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил отнесено оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса.

 

Разрешая спор, суды установили, что общество является водопользователем, и объекты его инфраструктуры находятся в непосредственной близости от водного объекта, что возлагает обязанность по соблюдению требований по охране водных объектов в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности с учетом установленного запрета на сброс в них сточных вод без соответствующей очистки. Общество как хозяйствующий субъект обязано обеспечить охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

 

При этом судами учтено, что управлением установлены факты неисправности ливневой канализации и сооружений очистки сточных вод, расположенных на территории причалов, в нарушение условия, предусмотренного решением о предоставлении водного объекта в пользование.

                                            

Постановление от 10.10.2018 № Ф03-4153/2018 по делу

№ А51-1131/2018 Арбитражного суда Приморского края

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.10.2018                                  № Ф03-4103/2018 по делу № А51-5006/2018 Арбитражного суда Приморского края, от 16.05.2019 № Ф03-1554/2019 по делу                                        № А51-5000/2018 Арбитражного суда Приморского края.

 

IV. Инвентаризация отходов I - IV класса опасности, утверждение нормативов их образования и лимитов на размещение

4.1. При осуществлении деятельности по погрузке-разгрузке опасных грузов является обязательным проведение инвентаризации отходов, утверждение нормативов их образования и лимитов на их размещение, оформление паспортов опасных отходов.

Управлением Росприроднадзора в ходе проверки установлено, что общество осуществляет перевалку грузов, в том числе угля, на побережье бухты на промышленной площадке на основании лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Перегрузочный комплекс представлен причальным, железнодорожным и автомобильными фронтами, складскими площадками открытого типа. Перевалка угля осуществляется по схеме железнодорожный вагон - склад, склад - судно и вагон - судно. Погрузка угля осуществляется у причала. Разгрузка вагонов производится перегрузочными машинами, оборудованными грейферными захватами. Уголь из вагонов перегружается в кузов автосамосвалов, которые вывозят его на открытый склад несортированного угля, где он при необходимости дробится, сортируется и по ленточному транспортеру поступает в бункер телестакера и далее на склад. Загрузка судов углем осуществляется со склада. Доставляют уголь автосамосвалы. Груженые самосвалы следуют на причал, где осуществляют выгрузку угля в приемный бункер мобильного разгрузчика самосвалов. После этого уголь поступает в телестакер и грузится на судно.

 

Непроведение полной инвентаризации отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, неутверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неоформление паспорта опасных отходов явилось основанием для вынесения в отношении общества предписаний, оспоренных последним в арбитражном суде.

 

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии предписаний действующему законодательству.

 

Суд кассационной инстанции согласился с выводами нижестоящих судов и оставил судебные акты без изменения, исходя из следующего.

 

Суды руководствовались положениями Водного кодекса, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), статьи 3, пункта 1 статьи 24, пункта 1 статьи 34, пункта 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, Закона об отходах производства и потребления; Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620; Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила проведения паспортизации отходов); Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003; Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 № 44н; Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995               № 49.

 

В рамках рассмотренного дела суды установили, что общество является субъектом, на которого распространяются положения Федерального закона № 116-ФЗ. Следовательно, в силу пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона требования к промышленной безопасности деятельности общества должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.

 

Согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

 

Учитывая, что общество соответствует критериям лиц, указанных в статье 14 Закона об отходах производства и потребления, в процессе его деятельности образуются отходы I - IV класса опасности, суды пришли к правильному выводу о наличии у общества обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.

 

                            Постановление от 27.09.2018 № Ф03-3501/2018 по делу

                      № А51-5008/2018 Арбитражного суда Приморского края

                                    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.26.178 (0.014 с.)