Физическая география родного края 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая география родного края



ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

Физическая география родного края

 

КЛАСС

 

 

Т етрадь

Для практических работ

 

Донецк

 

2016


ББК 28.89

Т37


 

 

О б щ а я р е д а к ц и я:


Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого РИДПО (п ротокол № 5 от 20.06.2016  г.)


Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания

Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

 

К о н с у л ь т а н т ы:

С имонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР

Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе  Донецкого РИДПО, кандидат

филологических наук, доцент

 

С о с та в и те л и:

Панкина В.Е., методист отдела естественных дисциплин Донецкого РИДПО

Степанова Н.Н., учитель географии Донецкой специализированной школы I-III

ступеней № 19 с углубленным изучением иностранных языков

 

Р е ц е н з е н т ы:

Дубель В.М., доцент кафедры национальной и региональной экономики ДонНУ, кандидат экономических наук

Г е рман О.И., методист методического центра управления образования администрации города Макеевка

К оробченко Л.В., учитель географии Донецкой гимназии № 92, директор

 

 

Т е х н и ч е с к и й р е д а к то р, к о р р е к то р:

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого РИДПО

 

 

Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.

 

 

Данное  пособие  является  частью  учебного  комплекса  по  дисциплине

«География родного края», предназначена для проведения практических работ. Тетрадь содержит 12 практических работ по курсу физическая география родного края и задания для обобщающего контроля, составленные в соответствии с действующей учебной программой и государственными образовательными стандартами. Пособие включает все необходимые контурные карты.

Тетрадь облегчит процесс объяснения выполнения заданий и предназначена для внесения ответов учащимися на  задание практических работ.

Пособие  предназначено  для  учителей  географии  образовательных организаций и обучающихся 8-х классов.

 

© Донецкий РИДПО, 2016


Дорогие друзья!

В этом учебном году на уроках географии вы будете изучать наш родной

край и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,  учебной  программой  по  географии  выполнять  практические

работы. Тетрадь для  практических работ  по  физической  географии Донецкого  края  создана  с целью,  помочь   вам   выработать  практические навыки  решения  заданий  различного  типа  в сфере  географических природных процессов и явлений нашего края.

Практическая работа является одним из элементов учебного процесса, которая  помогает  организовать   вашу   продуктивную  работу  по  изучению

географии, способствует развитию познавательной активности. С помощью выполнение практических работ вы сможете закрепить и углубить теоретических  знаний,  а  так  же  у   вас   будут  формироваться  навыки

применения знаний на практике. Выполняя практические работы, вы сможете совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами, применять приёмы работы с различными источниками информации, развивать умения работать в команде.

Пособие включает в себя 12 практических работ. В каждой из них сформулирована цель, описан порядок выполнения, предложены задания различного уровня сложности, как для обязательного выполнения, так и для самообразования. Каждое задание имеет свой удельный вес в выполнении практической работы, что позволяет использовать рейтинговую систему оценивания.

Для того, чтобы успешно выполнить задания практических работ, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

Ø познакомьтесь  с  темой,  целью  и  содержанием  заданий  практических работ;

Ø  проверьте наличие необходимых тематических карт;

Ø  повторите теоретический материал, соответствующей темы;

Ø  соблюдайте последовательность выполнения действий.

Каждую практическую работу нужно завершать формулировкой вывода. Вывод должен соответствовать цели работы и содержать наиболее значимые для вас сведения об изучаемых природных объектах, явлениях и процессах.

В тетради для практических работ отражены новые требования к результатам освоения предмета «Географии родного края». В современном мире  важны  не  только  предметные,  но  также  метапредметные  и  ваши

личностные результаты обучения.

На усмотрение вашего учителя выполнение практических работ может осуществляться как в течение всего урока, так и его части, в зависимости от темы и цели практической работы, поэтому и количество  заданий  может варьироваться в зависимости от уровня успеваемости учащихся.

Надеемся,  что  эта  тетрадь  поможет   вам   эффективно  выполнить

практические работы, закрепить изучаемый материал о Донецком крае.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Практическая работа № 1

 

Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра.............................................................................................................................................. 6

 

Практическая работа № 2

 

Положение Донецкого края в пределах часовых поясов. Определение поясного и местного времени...............................................................................................................................................................................12

Практическая работа № 3

 

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа..................................................................17

 

Практическая работа № 4

 

Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых.................................23

 

Практическая работа № 5

 

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края...................................................................28

Практическая работа № 6

 

Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров......................................................................34

Практическая работа № 7

 

Обозначение на контурной карте рек, водохранилищ, каналов Донецкого края....................41

 

Практическая работа № 8

 

Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого края.................46

 

Практическая работа № 9

 

Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края.....................51

 

Практическая работа № 10

 

Составление лоции Азовского моря....................................................................................................................58

 

Практическая работа № 11

 

Определение экологического следа....................................................................................................................64

 

Практическая работа № 12

 

Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края...............................................70


 

 

Обозначение

на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра


 

 

П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

 

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

С о с е д и Д о не ц к о г о к ра я:

Н аправление Соседи
Юг Азовское море
Юго-запад Запорожская область Украины
Запад Днепропетровская область Украины
Север и северо-запад Харьковская область Украины
Северо-восток и восток Луганская область
Юго-восток Ростовская область России

Протяжённость области с севера на юг – 255 км, с запада на восток – 180 км. Общая

длина границ составляет 1526 км, из них: сухопутные – 1376 км, морские – 140 км. Самое высокое  место  –  безымянная  высота  336 м  расположена  вблизи  железнодорожных остановочных  пунктов  «Платформа  № 3»  и  «Метеорологический»  в  Дебальцево;  самое низкое место (− 0,4 м) – уровень воды в Азовском море.

Географические координаты – географическая широта и географическая долгота –

величины, определяющие положение точки на земной поверхности.

Крайние точки:

Северная – высота 195 м на территории подчинённой г. Красный Лиман; Южная – село Белосарайская Коса Першотравневого района;

Западная – вблизи села Камышеваха Великоновоселковского района; Восточная – вблизи села Верхний Кут Шахтерского района.

Географический центр находится в селе Пески Ясиноватского района.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

1.   На контурной карте обозначьте границы и укажите соседей Донецкого края.

 

2. Подпишите крайние точки, географический центр и определите их координаты, используя карты атласа или Google-карты: http://www.mapcoordinates.net/ru. Заполните таблицу:

Кр айняя точка (центр) Название К оординаты
Северная    
Восточная    
Южная    
Западная    
Географический центр    

 

Г е ографические координаты крайних точек и географического центра Донецкого края


 

3.   Математическим  методом   определите   координаты  географического  центра

Донецкого края по формулам и подпишите его на карте:

φ центра = (φ сев. точки + φ южной точки) / 2; λ центра = (λ вост. точки + λ зап. точки) / 2. Решение.

φ ге о г р. центра =                                                                                                                          

 

λ ге о г р. центра =                                                                                                                          

 

4. Определите протяженность с севера на юг и с запада на восток в километрах и градусах.

Решение.

1)  В градусах:

- с севера на юг:

φ сев. точки - φ юж н о й точки =

 

- с запада на восток:

λ вост. точки - λ зап. точки =                                                                                                          

 

2)  В километрах: Способ 1: по масштабу Масштаб карты: М 1:1 250 000;

Р асстояние с запада на восток:

·   Расстояние на карте:

 

·   Расстояние  на  местности:

 

 

Р асстояние с севера на юг:

·   Расстояние на карте:                                                                                               

 

·   Расстояние на местности:

 

Способ 2: перевод градусов в км.

Р асстояние с запада на восток:

1 ° по 47 ° параллели составляет 75,36 км;

·      Расстояние в градусах:

 

·   Расстояние в километрах:

 

 

Р асстояние с севера на юг:

1 ° по меридианам составляет 111 км.

·   Расстояние в градусах:                                                                                              

 

·   Расстояние в километрах:


 

 

 

 

8


 

Способ 3: по Google -карте: 255 км: http://3planeta.com/googlemaps/google-maps-calculator- ploschadei.html

 

 

5.  Определите площадь территории Донецкого края?

 

6. Сравните   площадь  территории  Донецкого  края  с  другими  административными единицами-соседями:

 

 

Приведите примеры государств, площадь которых:

·   меньше территории Донецкого края:

 

·   примерно равна территории Донецкого края:

 

·  в несколько раз больше территории Донецкого края:

 

7.  Дополните предложение:

Общая длина границ нашего края составляет _                          ,

из них: сухопутных –                                , морских –                                              

 

8.  Составьте характеристику географического положения своего населенного пункта.


 

9.  Определите, положительные и отрицательные черты географического положения

Донецкого края. Заполните таблицу.

 

Положительные черты Отрицательные черты
   
   
   
   
   

 

 

10.  Определите расстояние в градусах от географического центра до:

(Известно, что географический центр Донецкого края находится в селе Пески

Ясиноватского района)

·   Северного полюса                                                                                                       

·   Южного полюса                                                                                                         

·   Экватора

 

Вывод. Каковы особенности физико-географического положения Донецкого края?

 

 

11.   *    Р ассчитайте, какую часть земного шара, суши, материка, Европы занимает

Донецкий край.

S земного шара – 510 млн км2

S суши – 149 млн км2

S Евразии – 54,6 млн км2

S Европы – 10,5 млн км2


 

 

Положение Донецкого края в пределах часовых поясов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

 

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

П о я сн о е время – среднее солнечное время, определяемое для срединных меридианов и действующее в пределах часового пояса. Поясное время в смежных поясах различается на 1 ч. Счет поясов ведется с запада на восток.

Ме стн о е время – время, одинаковое для всех точек одного меридиана. Для определения местного времени исходят из того, что Земля за сутки (24 часа) делает оборот вокруг своей оси на 360°, следовательно, за 1 час – на 15°, а за 4 минуты – на 1°.

Г е о г рафич е с к и й часовой пояс – условная полоса на земной поверхности шириной ровно  15°  (±  7,5°  относительно  среднего  меридиана).  Средним  меридианом  нулевого

часового пояса считается гринвичский меридиан.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Определите границы 1-го, 2-го, 3-го часовых поясов, если известно, что границы

0-го часового пояса 7°30¢ з.д. – 7°30¢ в.д. (протяженность одного часового пояса – 15°).

 

Г раницы часовых поясов.

1) Границы 1-го часового пояса.

З ападная граница 7 ° 30 ¢ в.д., восточная граница 7 ° 30 ¢ в.д.+ 15 ° = 22 ° 3 0 ¢ в.д.

1-й часовой пояс имеет границы: 7 ° 30 ¢ в.д. – 22 ° 30 ¢ в.д.

2) Границы 2-го часового пояса.

З ападная граница:

Восточная граница:                                                                                                 

2-й часовой пояс имеет границы:

3) Границы 3-го часового пояса.

З ападная граница:_                                                                                                    Восточная граница:                                                                                                                     

3-й часовой пояс имеет границы:

 

2. Нанесите границы указанных часовых поясов на контурную карту Европы.

 

3. Выполните задание на определение местного времени:

 

1) Определите местное время Киева, если в Донецке 13:17.

Решение.

Д олгота городов: Киев – 30 ° 31 ¢ 24 ¢¢ в.д., Донецк – 37 ° 48 ¢ 15 ¢¢ в.д. Расстояние между городами в градусах:


 

 

 

З а 4 минуты Земля поворачивается вокруг своей оси на 1 °, значит, _                               

 

 


Мес тное время в Киеве т.к.:


, чем в Донецке на                                    ,


 

2) Определите местное время Москвы, если в Донецке 02:15.

 

3) Определите местное время в Донецке, если на нулевом меридиане местное время составляет 17.00 ч.

 

4) Рассчитайте разницу во времени между западной и восточной точками Донецкого края.

 

5) Определите, на котором меридиане будет 19.00, если местное время в г. Донецке

15.00.

 

 

4. Заполните пропуски:

·   Нулевой меридиан проходит через город

·   На Северном и Южном полюсах пользуются _                                                      

·   Линия смены дат проходит по                                                                                  

·   Донецкий край расположен в пределах

·   Время в пределах определенного пояса называют                                                  

·   Земной шар разделен на                                             часовых пояса.

·   Точки, расположенные на одном меридиане, имеют                                    время.

 

5. Выполните задание на определение поясного времени.

1) Определите, каким будет поясное время в данных городах, если в Донецке 21 час?

·   В Москве

·   В Киеве

·   В Токио                                                                                                                         

·   В Нью-Йорке                                                                                                              

·   В Рио де Жанейро                                                                                                       

 

2) Рассчитайте, насколько отличается поясное время в городах:

·   Варшава и Москва                                                                                                       

·   Киев и Мадрид                                                                                                            

·   Сидней и Рим                                                                                                               

 

6. Определите расстояние в градусах между Донецком и Луганском, если разница местного времени составляет 8 минут.

 

 

7. Определите расстояние в градусах между нулевым часовым поясом и третьим часовым поясом.


 

8. Проанализируйте количество часовых поясов в странах:

·   Украина                                                                                                                         

·   Россия

·   Беларусь

·   Германия                                                                                                                      

·   Китай

·   Бразилия                                                                                                                       

·   Канада

 

9. Решите задачу.

На  Гринвичском  меридиане  21.00,  а  в  пункте  А  по  местному  времени  3.00. Определите географическую долготу пункта А.

 

10. Определите объект.

Географическая широта объекта 48017', а местное время опережает Гринвичское на

2 часа 33 минуты.

 

11. Подумайте, отличается ли время восхода Солнца в восточной и западной точках населенного пункта.

На сколько минут Солнце встает раньше в восточной точке вашего населенного пункта, чем в западной его точке?

 

 

Вывод. Каково положение Донецкого края относительно часовых поясов.

 

 

12. *    Представьте, что вам нужно позвонить друзьям в Нью-Йорк. В котором часу следует сделать звонок, чтобы у друзей телефон зазвонил в 8 часов утра?


 

 

Обозначение

на контурной карте основных форм рельефа


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

 

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Д енудация – совокупность процессов разрушения горных пород на поверхности земной  коры  и  перенос  продуктов  разрушения  на более  низкий  уровень,  где  они отлагаются.

Э ндогенные процессы – под эндогенными рельефообразующими факторами понимаются процессы, обусловленные внутренним развитием литосферы и создающие неровности земной поверхности.

Э к зогенные процессы – под экзогенными рельефообразующими факторами понимаются процессы, обусловленные внешними источниками энергии.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Заполните пропуски:

·   Совокупность неровностей земной поверхности называется                _             

·   Равнина, на которой расположен Донецкий край называется

 

·   Равнины по высоте делят на

 

·   Относительная высота – это

 

·   Абсолютная высота – это

 

·   Рельеф Донецкого края –

·   Основные формы рельефа Донецкого края:

 

 


·   На юге Донецкий кряж опоясан


в озвышенностью.


·   Особенность побережья Азовского моря – это                                                     

·   Наивысшая точка Донецкого края

 

2. Отметьте на контурной карте:

· основные  формы  рельефа:   Донецкий  кряж,  Приазовскую  возвышенность, Приазовскую низменность;

·   максимальные отметки Донецкого кряжа и Приазовской возвышенности: Саур-

Могилу, курган Могилу Острую, Могилу Гончариху;

·   песчаные косы Донецкого Приазовья: Белосарайскую и Кривую.


 

 

 

 

18


 

3. Приведите примеры влияния на развитие форм рельефа внутренних (эндогенных)

и внешних (экзогенных) процессов Земли.

 

Внутренние (эндогенные) процессы Внешние (экзогенные) процессы
   

 

4. Определите   относительную  высоту  между  курганом  Могилы  Острой  и  Саур-

Могилой.

 

 

5. Постройте профиль рельефа местности по линии А-В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 10 м.

 

 

6. Приведите примеры географических объектов, от которых произошли названия форм рельефа Донецкого края.


 

7. Определите абсолютную высоту своего населенного пункта                                     _

 

8. Дайте хозяйственную оценку рельефа Донецкого края. Свои выводы запишите в виде схемы:

 

 

Положительные черты

 

 

Отрицательные черты

 

 

9. Решите задачу.

Длина оврага – 150 м, средняя глубина – 3 м, а ширина – 8 м. Какую площадь земельных угодий занял овраг, какой объем и масса вынесенных из него пород, если их плотность – 1,4 г/см3.

 

 

10. Сравните   рельеф  Приазовской  возвышенности  и  Приазовской  низменности.

Определите общие и отличительные черты.

 

Общие черты Отличные черты
   

 

20


 

11. Назовите причины наличия техногенного рельефа в Донецком крае.

 

Вывод. Каковы особенности рельефа Донецкого края?

 

12. *     Рассчитайте,  какой  будет  высота  террикона  через  25  лет,  если  процесс денудации горных пород происходит со скоростью 51 см/год, а высота террикона

120 м.

 

13. *    Определите   абсолютную  и  относительную  высоту  горы,  если  давление воздуха у подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря равно 760 мм рт.ст., а на вершине горы в то же время – 720 мм рт.ст.


 

Обозначение

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются человеком в хозяйственной деятельности.

 

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Дополните схемы, используя перечень горных пород и минералов:

(газ, базальт, гранит, мрамор, мел, титановая руда, торф, мергель, золото, уголь, горючие сланцы, олово, алюминий)

Полезные ископаемые по происхождению

 

Осадочные                            Магматические                         Метаморфические

 

Полезные ископаемые по использованию

 

Топливные                                   Рудные                                        Нерудные

 

2. Вспомните, начертите и подпишите условные обозначения полезных ископаемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.305 с.)