Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая география родного края↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Физическая география родного края
КЛАСС
Т етрадь Для практических работ
Донецк
2016 ББК 28.89 Т37
О б щ а я р е д а к ц и я: Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого РИДПО (п ротокол № 5 от 20.06.2016 г.) Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания Чернышев А.И., ректор Донецкого РИДПО, кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования
К о н с у л ь т а н т ы: С имонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР Зарицкая В.Г., проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО, кандидат филологических наук, доцент
С о с та в и те л и: Панкина В.Е., методист отдела естественных дисциплин Донецкого РИДПО Степанова Н.Н., учитель географии Донецкой специализированной школы I-III ступеней № 19 с углубленным изучением иностранных языков
Р е ц е н з е н т ы: Дубель В.М., доцент кафедры национальной и региональной экономики ДонНУ, кандидат экономических наук Г е рман О.И., методист методического центра управления образования администрации города Макеевка К оробченко Л.В., учитель географии Донецкой гимназии № 92, директор
Т е х н и ч е с к и й р е д а к то р, к о р р е к то р: Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого РИДПО
Географическое краеведение: Физическая география родного края: 8 класс. Тетрадь для практических работ / Сост. Панкина В.Е., Степанова Н.Н. / Под общ.ред. Л.П.Поляковой, А.И.Чернышева. – Донецк: Истоки, 2016. – 76 с.
Данное пособие является частью учебного комплекса по дисциплине «География родного края», предназначена для проведения практических работ. Тетрадь содержит 12 практических работ по курсу физическая география родного края и задания для обобщающего контроля, составленные в соответствии с действующей учебной программой и государственными образовательными стандартами. Пособие включает все необходимые контурные карты. Тетрадь облегчит процесс объяснения выполнения заданий и предназначена для внесения ответов учащимися на задание практических работ. Пособие предназначено для учителей географии образовательных организаций и обучающихся 8-х классов.
© Донецкий РИДПО, 2016 Дорогие друзья! В этом учебном году на уроках географии вы будете изучать наш родной край и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, учебной программой по географии выполнять практические работы. Тетрадь для практических работ по физической географии Донецкого края создана с целью, помочь вам выработать практические навыки решения заданий различного типа в сфере географических природных процессов и явлений нашего края. Практическая работа является одним из элементов учебного процесса, которая помогает организовать вашу продуктивную работу по изучению географии, способствует развитию познавательной активности. С помощью выполнение практических работ вы сможете закрепить и углубить теоретических знаний, а так же у вас будут формироваться навыки применения знаний на практике. Выполняя практические работы, вы сможете совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами, применять приёмы работы с различными источниками информации, развивать умения работать в команде. Пособие включает в себя 12 практических работ. В каждой из них сформулирована цель, описан порядок выполнения, предложены задания различного уровня сложности, как для обязательного выполнения, так и для самообразования. Каждое задание имеет свой удельный вес в выполнении практической работы, что позволяет использовать рейтинговую систему оценивания. Для того, чтобы успешно выполнить задания практических работ, воспользуйтесь следующим алгоритмом: Ø познакомьтесь с темой, целью и содержанием заданий практических работ; Ø проверьте наличие необходимых тематических карт; Ø повторите теоретический материал, соответствующей темы; Ø соблюдайте последовательность выполнения действий. Каждую практическую работу нужно завершать формулировкой вывода. Вывод должен соответствовать цели работы и содержать наиболее значимые для вас сведения об изучаемых природных объектах, явлениях и процессах. В тетради для практических работ отражены новые требования к результатам освоения предмета «Географии родного края». В современном мире важны не только предметные, но также метапредметные и ваши личностные результаты обучения. На усмотрение вашего учителя выполнение практических работ может осуществляться как в течение всего урока, так и его части, в зависимости от темы и цели практической работы, поэтому и количество заданий может варьироваться в зависимости от уровня успеваемости учащихся. Надеемся, что эта тетрадь поможет вам эффективно выполнить практические работы, закрепить изучаемый материал о Донецком крае.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Практическая работа № 1
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра.............................................................................................................................................. 6
Практическая работа № 2
Положение Донецкого края в пределах часовых поясов. Определение поясного и местного времени...............................................................................................................................................................................12 Практическая работа № 3
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа..................................................................17
Практическая работа № 4
Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых.................................23
Практическая работа № 5
Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края...................................................................28 Практическая работа № 6
Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров......................................................................34 Практическая работа № 7
Обозначение на контурной карте рек, водохранилищ, каналов Донецкого края....................41
Практическая работа № 8
Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкого края.................46
Практическая работа № 9
Составление характеристики физико-географических единиц Донецкого края.....................51
Практическая работа № 10
Составление лоции Азовского моря....................................................................................................................58
Практическая работа № 11
Определение экологического следа....................................................................................................................64
Практическая работа № 12
Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкого края...............................................70
Обозначение на контурной карте границ Донецкого края, соседей, крайних точек, географического центра
П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
С о с е д и Д о не ц к о г о к ра я:
Протяжённость области с севера на юг – 255 км, с запада на восток – 180 км. Общая длина границ составляет 1526 км, из них: сухопутные – 1376 км, морские – 140 км. Самое высокое место – безымянная высота 336 м расположена вблизи железнодорожных остановочных пунктов «Платформа № 3» и «Метеорологический» в Дебальцево; самое низкое место (− 0,4 м) – уровень воды в Азовском море. Географические координаты – географическая широта и географическая долгота – величины, определяющие положение точки на земной поверхности. Крайние точки: Северная – высота 195 м на территории подчинённой г. Красный Лиман; Южная – село Белосарайская Коса Першотравневого района; Западная – вблизи села Камышеваха Великоновоселковского района; Восточная – вблизи села Верхний Кут Шахтерского района. Географический центр находится в селе Пески Ясиноватского района.
ХОД РАБОТЫ
1. На контурной карте обозначьте границы и укажите соседей Донецкого края.
2. Подпишите крайние точки, географический центр и определите их координаты, используя карты атласа или Google-карты: http://www.mapcoordinates.net/ru. Заполните таблицу:
3. Математическим методом определите координаты географического центра Донецкого края по формулам и подпишите его на карте: φ центра = (φ сев. точки + φ южной точки) / 2; λ центра = (λ вост. точки + λ зап. точки) / 2. Решение. φ ге о г р. центра =
λ ге о г р. центра =
4. Определите протяженность с севера на юг и с запада на восток в километрах и градусах. Решение. 1) В градусах: - с севера на юг: φ сев. точки - φ юж н о й точки =
- с запада на восток: λ вост. точки - λ зап. точки =
2) В километрах: Способ 1: по масштабу Масштаб карты: М 1:1 250 000; Р асстояние с запада на восток: · Расстояние на карте:
· Расстояние на местности:
Р асстояние с севера на юг: · Расстояние на карте:
· Расстояние на местности:
Способ 2: перевод градусов в км. Р асстояние с запада на восток: 1 ° по 47 ° параллели составляет 75,36 км; · Расстояние в градусах:
· Расстояние в километрах:
Р асстояние с севера на юг: 1 ° по меридианам составляет 111 км. · Расстояние в градусах:
· Расстояние в километрах:
8
Способ 3: по Google -карте: 255 км: http://3planeta.com/googlemaps/google-maps-calculator- ploschadei.html
5. Определите площадь территории Донецкого края?
6. Сравните площадь территории Донецкого края с другими административными единицами-соседями:
Приведите примеры государств, площадь которых: · меньше территории Донецкого края:
· примерно равна территории Донецкого края:
· в несколько раз больше территории Донецкого края:
7. Дополните предложение: Общая длина границ нашего края составляет _ , из них: сухопутных – , морских –
8. Составьте характеристику географического положения своего населенного пункта.
9. Определите, положительные и отрицательные черты географического положения Донецкого края. Заполните таблицу.
10. Определите расстояние в градусах от географического центра до: (Известно, что географический центр Донецкого края находится в селе Пески Ясиноватского района) · Северного полюса · Южного полюса · Экватора
Вывод. Каковы особенности физико-географического положения Донецкого края?
11. * Р ассчитайте, какую часть земного шара, суши, материка, Европы занимает Донецкий край. S земного шара – 510 млн км2 S суши – 149 млн км2 S Евразии – 54,6 млн км2 S Европы – 10,5 млн км2
Положение Донецкого края в пределах часовых поясов. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
П о я сн о е время – среднее солнечное время, определяемое для срединных меридианов и действующее в пределах часового пояса. Поясное время в смежных поясах различается на 1 ч. Счет поясов ведется с запада на восток. Ме стн о е время – время, одинаковое для всех точек одного меридиана. Для определения местного времени исходят из того, что Земля за сутки (24 часа) делает оборот вокруг своей оси на 360°, следовательно, за 1 час – на 15°, а за 4 минуты – на 1°. Г е о г рафич е с к и й часовой пояс – условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана). Средним меридианом нулевого часового пояса считается гринвичский меридиан.
ХОД РАБОТЫ
1. Определите границы 1-го, 2-го, 3-го часовых поясов, если известно, что границы 0-го часового пояса 7°30¢ з.д. – 7°30¢ в.д. (протяженность одного часового пояса – 15°).
Г раницы часовых поясов. 1) Границы 1-го часового пояса. З ападная граница 7 ° 30 ¢ в.д., восточная граница 7 ° 30 ¢ в.д.+ 15 ° = 22 ° 3 0 ¢ в.д. 1-й часовой пояс имеет границы: 7 ° 30 ¢ в.д. – 22 ° 30 ¢ в.д. 2) Границы 2-го часового пояса. З ападная граница: Восточная граница: 2-й часовой пояс имеет границы: 3) Границы 3-го часового пояса. З ападная граница:_ Восточная граница: 3-й часовой пояс имеет границы:
2. Нанесите границы указанных часовых поясов на контурную карту Европы.
3. Выполните задание на определение местного времени:
1) Определите местное время Киева, если в Донецке 13:17. Решение. Д олгота городов: Киев – 30 ° 31 ¢ 24 ¢¢ в.д., Донецк – 37 ° 48 ¢ 15 ¢¢ в.д. Расстояние между городами в градусах:
З а 4 минуты Земля поворачивается вокруг своей оси на 1 °, значит, _
Мес тное время в Киеве т.к.: , чем в Донецке на ,
2) Определите местное время Москвы, если в Донецке 02:15.
3) Определите местное время в Донецке, если на нулевом меридиане местное время составляет 17.00 ч.
4) Рассчитайте разницу во времени между западной и восточной точками Донецкого края.
5) Определите, на котором меридиане будет 19.00, если местное время в г. Донецке 15.00.
4. Заполните пропуски: · Нулевой меридиан проходит через город · На Северном и Южном полюсах пользуются _ · Линия смены дат проходит по · Донецкий край расположен в пределах · Время в пределах определенного пояса называют · Земной шар разделен на часовых пояса. · Точки, расположенные на одном меридиане, имеют время.
5. Выполните задание на определение поясного времени. 1) Определите, каким будет поясное время в данных городах, если в Донецке 21 час? · В Москве · В Киеве · В Токио · В Нью-Йорке · В Рио де Жанейро
2) Рассчитайте, насколько отличается поясное время в городах: · Варшава и Москва · Киев и Мадрид · Сидней и Рим
6. Определите расстояние в градусах между Донецком и Луганском, если разница местного времени составляет 8 минут.
7. Определите расстояние в градусах между нулевым часовым поясом и третьим часовым поясом.
8. Проанализируйте количество часовых поясов в странах: · Украина · Россия · Беларусь · Германия · Китай · Бразилия · Канада
9. Решите задачу. На Гринвичском меридиане 21.00, а в пункте А по местному времени 3.00. Определите географическую долготу пункта А.
10. Определите объект. Географическая широта объекта 48017', а местное время опережает Гринвичское на 2 часа 33 минуты.
11. Подумайте, отличается ли время восхода Солнца в восточной и западной точках населенного пункта. На сколько минут Солнце встает раньше в восточной точке вашего населенного пункта, чем в западной его точке?
Вывод. Каково положение Донецкого края относительно часовых поясов.
12. * Представьте, что вам нужно позвонить друзьям в Нью-Йорк. В котором часу следует сделать звонок, чтобы у друзей телефон зазвонил в 8 часов утра?
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Д енудация – совокупность процессов разрушения горных пород на поверхности земной коры и перенос продуктов разрушения на более низкий уровень, где они отлагаются. Э ндогенные процессы – под эндогенными рельефообразующими факторами понимаются процессы, обусловленные внутренним развитием литосферы и создающие неровности земной поверхности. Э к зогенные процессы – под экзогенными рельефообразующими факторами понимаются процессы, обусловленные внешними источниками энергии.
ХОД РАБОТЫ
1. Заполните пропуски: · Совокупность неровностей земной поверхности называется _ · Равнина, на которой расположен Донецкий край называется
· Равнины по высоте делят на
· Относительная высота – это
· Абсолютная высота – это
· Рельеф Донецкого края – · Основные формы рельефа Донецкого края:
· На юге Донецкий кряж опоясан в озвышенностью. · Особенность побережья Азовского моря – это · Наивысшая точка Донецкого края
2. Отметьте на контурной карте: · основные формы рельефа: Донецкий кряж, Приазовскую возвышенность, Приазовскую низменность; · максимальные отметки Донецкого кряжа и Приазовской возвышенности: Саур- Могилу, курган Могилу Острую, Могилу Гончариху; · песчаные косы Донецкого Приазовья: Белосарайскую и Кривую.
18
3. Приведите примеры влияния на развитие форм рельефа внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов Земли.
4. Определите относительную высоту между курганом Могилы Острой и Саур- Могилой.
5. Постройте профиль рельефа местности по линии А-В, используя горизонтальный масштаб: в 1 см – 100 м и вертикальный: в 1 см – 10 м.
6. Приведите примеры географических объектов, от которых произошли названия форм рельефа Донецкого края.
7. Определите абсолютную высоту своего населенного пункта _
8. Дайте хозяйственную оценку рельефа Донецкого края. Свои выводы запишите в виде схемы:
Положительные черты
Отрицательные черты
9. Решите задачу. Длина оврага – 150 м, средняя глубина – 3 м, а ширина – 8 м. Какую площадь земельных угодий занял овраг, какой объем и масса вынесенных из него пород, если их плотность – 1,4 г/см3.
10. Сравните рельеф Приазовской возвышенности и Приазовской низменности. Определите общие и отличительные черты.
20
11. Назовите причины наличия техногенного рельефа в Донецком крае.
Вывод. Каковы особенности рельефа Донецкого края?
12. * Рассчитайте, какой будет высота террикона через 25 лет, если процесс денудации горных пород происходит со скоростью 51 см/год, а высота террикона 120 м.
13. * Определите абсолютную и относительную высоту горы, если давление воздуха у подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря равно 760 мм рт.ст., а на вершине горы в то же время – 720 мм рт.ст.
Обозначение ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются человеком в хозяйственной деятельности.
ХОД РАБОТЫ
1. Дополните схемы, используя перечень горных пород и минералов: (газ, базальт, гранит, мрамор, мел, титановая руда, торф, мергель, золото, уголь, горючие сланцы, олово, алюминий) Полезные ископаемые по происхождению
Осадочные Магматические Метаморфические
Полезные ископаемые по использованию
Топливные Рудные Нерудные
2. Вспомните, начертите и подпишите условные обозначения полезных ископаемых.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.015 с.) |